Организованная преступность
–риод оперативной проверки, чем определяется выбор и расстановка новых
сил, подбор средств и избрание тактики оперативной проверки;
в) прогнозирование вероятного поведения негласных сотрудников в опре-
деленных условиях при выполнении заданий оперативных работников, что
необходимо для их специальной подготовки, обучения и
информационно–тактического обеспечения их деятельности;
г) прогнозирование поведения неформальных групп с антиобщественной
напрравленностью – для необходимости определения форм и методов
про–филактического вмешательства ( в целях предотвращения их
перерастания в ОНО );
д) прогнозирование индивудуального преступного поведения, осуществляе-
мое в тех же целях, что и прогнозирование поведения неформальных
групп.
Все эти виды прогнозирования – не что иное, как получение инфор
–мациио явлениях, которые не существуют в момент, когда делается
прогноз.
Происходит устранение неопределенности, причем это устранение качест
–венно отличается от подобного процесса, характерного для познания
прош–лого и настоящего. И прошлое, и настоящее имеют свойство
отражаться в познании людей в виде материальных следов или идеальных
моделей, в ко-
торых многие элементы непосредственно воспринимается человеком.
Буду–ющее же не может быть воспринято по законам отражения и
передачей отражаемой информации. Оно представляется как мысленная
логическая модель вероятного развития какого–либо процесса или
возникновения какого–либо явления.
В оперативно–розыскном прогнозировании можно выделить несколько
типов предвидения.
1.Предвидение наступления каких–либо событий на основе простой
повторяемости тех или иных явлений. Оно базируется на
установлении связей между наблюдаемыми явлениями. Например, с
наступлением рабочего дня ежедневно на определённом объекте появляются
те или иные лица, и есть возможность визуально наблюдать и фиксировать
их контакты. Прогноз предполагает повторение той же ситуации и в день
проведения необходимых оперативно–розыскных действий.
2.Предвидение по аналогии: если в аналогичной ситуации, как
правило, человек действует определенным образом, то следует ожидать
таких же действий и в данной ситуации. Предвидение по аналогии
позволяет определять место и время вероятного появления преступников;
оно используется для оперативного прикрытия объектов с целью выявления
карманных воров, мошенников, спекулянтов, грабителей.
Применяется предвидение по аналогии для установления оперативного
наблюдения и принятия оперативно–профилактических мер к лицам, отбывшим
уголовное наказание, получившим отсрочку исполнения наказания, условно
осужденным.
На предвидении по аналогии основаны нормы соответствующих ве
–домственных нормативных документов, в которых содержится перечень ка-
тегорий лиц, подлежащих постановке на оперативно–розыскной (оперативно-
профилактический) учет. Этот перечень охватывает тех, кто в аналогичных
ситуациях ( например, после отбытия наказания, оказавшись в
организованной преступной группе или приобщившись к потреблению
наркотических средств и пр.) сохраняет или приобретает криминальную
активность.
3. Предвидение на основе специфики объекта. Аналогия далеко
не всегда обеспечивает верный прогноз, а следовательно, и верное
тактическое решение. Объясняется это индивидуальными особенностями
людей, которые даже а аналогичных условиях “заставляют” их поразному
вести себя. Нап-ример, не все ранее судимые, даже за тяжкие
преступления, вновь соверша–ют преступления; далеко не все, кто
временно не работает, попадают в сре-ду преступников; не все
безнадзорные подростки совершают кражи.
Все типы оперативно–розыскного прогнозирования благоприятно
ска–зываются на качестве ОРД во всех её формах.
Во–первых, повышается темп оперативно–розыскных мероприятий,
поскольку тактическое прогнозирование заставляет принимать решения
и действовать.
Во–вторых, оно способствует стремлению к пополнению информации, а
в результате повышают активность оперативно–розыскной деятельности.
Реализация данной закономерности происходит по следующей схеме:
построение прогноза связано с оценкой имеющихся исходных дан
–ных, характеризующих общую ситуацию и ОПФ;
обнаруживаются недостающие знания, что препятствует
достаточно точным и даже альтернативным тактическим прогнозам;
возникает потребность в дополнительной информации;
определяется содержание и объём недостающих знаний;
намечаются оперативно–розыскные мероприятия по получению допол-
нительной информации;
подбираются силы, средства, избираются методы получения такой ин
–формации;
организуются мероприятия, которые и обеспечивают динамичность
оперативного поиска и проверки.
Таким образом, будучи важнейшим элементом оперативно–розыскной
тактики, сам процесс прогностического мышления стимулирует поиск новых
фактов, углубление в изучение соответствующих лиц или среды,
способствует совершенствованию познавательной деятельности оперативных
работников уже тем, что требует сбора дополнительной информации, без
которой “видение”, а точнее предвидение оказывается неясным.
В данном случае действует правило обратной связи: чтобы действо
–вать рационально, необходимо предвидеть ситуацию; чтобы достичь такого
предвидения, необходимо собрать как можно больше информации. Так сти-
мулируется фактор тактической активности – важнейшее условие
эффективности оперативно–розыскной деятельности.
В–третьих, благодаря оперативно–розыскному прогнозированию
ис–пользуются многие резервы для пополнения информации. Такие
резервы имеются фактически в любой ситуации. Это оперативные контакты в
среде ОПФ; проверки по оперативно–розыскному учету соседних органов
внутренних дел и в регионах, где проверяемый мог ранее проживать, имеет
родственников и связи; негласная оперативная проверка связей
проверяемого.
В–четвёртых, получение оперативно–розыскных прогнозов существен-
но повышает качество тактических решений, в частности за счет более пол-
ной осведомлённости, достигаемой в ходе прогнозирования. При этом дейст-
вует основная закономерность тактики: чем выше осведомленность, тем
эф–фективнее оперативно–розыскные мероприятия. Таким образом,
оперативно–тактическое прогнозирование призвано оптимизировать
оперативно–розыскные мероприятия, то есть сделать их максимально
результативными, законспирированными, экономичными по затрате сил и
времени.
Оперативно–тактический прогноз сплошь и рядом при его высокой
точности непосредственно “диктует” тактическое решение, обеспечивая
достижение цели оперативно–розыскного мероприятия, обнаружения
преступников, оружия, похищенных предметов в конкретных местах,
“высчитанных” с помощью прогнозирования.
В–пятых, оперативно–розыскное прогнозирование гарантирует от оши-
бок в работе с негласными сотрудниками при использовании средств опе
–ративной техники и методов оперативно–розыскной деятельности. Эти
гарантии обусловлены тем, что оператвный работник, принимая тактические
решения, должен оценивать свои личные возможности, свою сумму
качеств, свойственных агентам, предвидеть условия, в которой они будут
действовать, предвидеть возможные помехи реализации методов, которые он
намерен применить. Это могут быть внешние и внутренние субъективные
факторы, которые в теории оперативно–розыскной деятельности
применительно к оперативной проверке отнесены к категории
”возмущающихся воздействий ”.
Прогнозирование таких например, “воздействий”, как проверка
негласных сотрудников членами ОПГ, вероятность двурушничества
негласного сотрудника, а также возможность нежелательной для него
встречи в среде преступников обеспечивает отбор негласных
сотрудников для выполнения заданий, их подготовку, отработку заданий,
линий поведения и тактики выхода из сложных ситуаций, наконец,
организацию мер подстраховки оперативных работников и негласных
сотрудников, выполняющих наиболее сложные задания.
3. Оперативно–аналитический поиск в борьбе с организованной
преступностью
В борьбе с организованной преступностью оперативно–аналитический
поиск имеет специфические свойства, которые проявились в практике спе
–циализированных оперативных аппаратов.
Специфичны исходная информация, оценки ситуаций её получения:
сочетание оперативного поиска с аналитическим, сопряжение различных
сфер знаний (экономических, правовых, политических, психологических,
исторических, этнических, технических и др.).
Специфика заключается и в том, что в ходе оперативной проверки в
большинстве случаев складывается сложнейшие ситуации: с одной стороны,
необходима переработка огромного массива разноплановой информации, с
другой – вынужденная экстренность оперативно–розыскных и следственных
мероприятий с целью недопущения тяжких последствий. Они не могут
быть поставлены в один ряд с мероприятиями, осуществляемыми в борьбе с
общеуголовными преступными группами.
И ещё одно весьма существенное обстоятельство: оперативная провер-
ка может быть формально завершена, члены ОПГ привлечены к уголовной
ответственности, но оперативный интерес к структурам организованной
преступности сохраняется, как и сохраняют своё значение добытые
разработкой материалы. С них может быть начат и очередной этап
оперативно–аналитического поиска.*
При сохранении и совершенствовании всех оперативно–тактических
возможностей традиционных подразделений милиции в получении любой
информации из любых источников о проявлениях организованной
преступ–___________________
* Организованная преступность / Под. ред. Долговой А.И., Дьякова С.В. –
М.:” Юридическая литература”, 1989. с. 352.
ности специализированная служба ориентирована на глубокую разведку сре-
ды, в которой действуют и общаются участники организованной преступной
деятельности, на изучение явлений и фактов, которые её составляют или о
ней свидетельствуют. Политический поиск – новое для теории
оперативно–розыскной деятельности понятие. С аналитического поиска
началось функ–ционирование многих подразделений по борьбе с
организованной преступ–ностью.
Анализ материалов уголовных и оперативных дел позволил устано
–вить признаки существования “центров“, контролирующих и направляющих
преступную деятельность мошенников, рэкетиров, молодежных
хулиганствующих группировок. Сразу появились и объекты оперативного
изучения, и цели поиска к ним оперативных подходов. Кстати, из
материалов, сосредоточенных в делах оперативного учета, в отказных
материалах, из данных информационного центра складывалась довольно
четкая картина криминально активных группировок и дислокации негласного
агента имеющей к ним реальные подходы. Первые же задержания и
аресты позволили получать дополнительные данные, уточнять масштабы
организованной преступности.
Аналитический поиск ведется непрерывно. При его
осуществлении есть необходимость так называемой “независимой” оценки
всех старых и вновь возникающих материалов о чьей либо преступной
деятельности. Ана-лизируются факты, события, отношения, связи,
соотношения различных преступных действий. “Независимой”– потому, что
этот анализ не связан с уже состоявшейся квалификацией преступных
действий с определением круга обвиняемых, он не может повлиять на
исход следствия и на судебные решения, поскольку он (анализ) не
продуцирует доказательств. Но такой анализ позволяет найти признаки
организованной преступности, пределы её локали-зации (параметры) и
определить направления и содержание оперативно–розыскных мер,
необходимых для пресечения этой деятельности и путём при-нятия
оперативно–профилактических мер, путём обеспечения применения
уголовного закона.
Анализу подлежат группы уголовных дел и соответствующие
опера–тивные материалы, сопровождавшие следствие по ним. В материалах
уголов-ных дел среди допрошенных свидетелей, потерпевших, владельцев
квартир и других помещений, где производились обыски, среди сотрудников
мили–ции,которые не реагировали на сигналы, направляли ранее имевшихся
мате-риалы о преступной деятельности в отказные производства, на
решения общественности или для принятия мер административной
ответственности, могут оказаться объекты аналитического поиска – лица,
осведомленные об организованной преступной деятельности, или её
соучастники. Обнаружение таких объектов зависит от внимательного
сопоставления обстоятельств событий, данных о личности свидетелей,
потерпевших, соответствующих сотрудников милиции.
Разновидностью аналитического поиска является экономический ана
–лиз деятельности фирм, банков, предприятий. Он “высвечивает” оборотные
средства преступных организаций, их отчислений на оперативно–розыскные
мероприятия организованной преступности и поддержание жизнидеятельнос-
ти, неуязвимости её структур.
Экономический анализ представляет исходные данные о новых лицах,
каким-либо образом связанных с преступными структурами, обеспечивает
уяснение “технологии” функционирования преступных формирований и
поступления материальных и денежных средств. Такая осведомленность
необходима для документирования действий лиц, вовлеченных в
организованную преступную деятельность.
Оперативный и аналитический поиск в борьбе с организованной пре-
ступностью ведется непрерывно с использованием всех тактических воз
–можностейспециализированных оперативных аппаратов. Цель оперативного и
аналитического поиска – получение из любых источников информации
о признаках организованной преступной деятельностью. Оперативный
поиск проводится:
в криминально активной и иной криминогенной среде в связи с опе-
ративным прикрытием территории и объектов, привлекающих внимание
преступных групп, банд, преступных организаций и сообществ;
в ходе специализированных тактических операций (по борьбе с
прес–тупностью гастролеров, распространением наркотических средств,
хищениями на железодорожном транспрте, по пресечению организованной
преступной деятельности различных этнических группировок и т.п.).
Оперативный поиск сочетается с аналитическим:
первичные данные, получаемые в ходе оперативного поиска, сопостов-
ляются с материалами, поступающими в результате аналитического поиска;
по результатам аналитического поиска проводят тактические опера
–
ции и отдельные оперативно–поисковые мероприятия в целях обнаружения
преступников и пресечения их преступной деятельности.
Задачи оперативного и аналитического поиска вытекают из
смысла Федерального закона “Об оперативно–розыскной деятельности” для
обеспечения оперативно–розыскных действий.
Оперативный поиск всегда ведется в условиях неопределенности:
нет точных данных, кто попадет в поле зрения, когда и что произойдет.
Есть лишь прогноз вероятности представляющих интерес событий,
основанный на оценке оперативной обстановки и результатов
аналитического поиска, что и предопределяет обозначение объектов и
среды, где могут быть достигнуты цели оперативного поиска. Прогноз же,
в свою очередь, базируется на оперативно–тактической оценке среды
(отдельные этнические группы, рецидивисты, активные члены ОПГ,
представители групп “непрофессионалов”, проходящие по делам о
контрабанде, незаконных валютных операциях, сбыте наркотических
средств, предметов старины и искусства и т.д.). В ходе оперативного
поиска в поле зрения оперативных аппаратов попадают лица,
характеризующиеся той или иной степенью криминальной активности
или осведомленности о ней.
Оперативный и аналитический поиск обеспечивают информацией и
“стратегическую разведку”, и “выход” на проявления организованной прес
–тупности в ходе оперативной проверки по локальным преступлениям. И в
том, и в другом случае получением информации достигают единых целей:
“опознание” (диагностика, констатация) функционирования
преступных организаций;
изучение их структур внутренних и внешних связей;
оценка масштабов организованной преступной деятельности, что
пре–допределяет включение в оперативно–розыскные мероприятия
оперативных служб разных уровней;
оперативно–тактическое и криминалистическое изучение конкретных
преступных проявлений для документирования действий преступников и
подготовки информации для доказывания;
оперативно–тактическое изучение конкретных ситуаций, складываю–
щихся в ходе оперативного поиска, оперативной профилактики и
операти–вных проверок. Это изучение обеспечивает осведомленность о
противо – борствующей стороне и влияет на тактические решения.
Заключение
Организованная преступность – сложное антисоциальное явление,
не имеющее государственных границ. Многие десятилетия она
“сопровождает” экономическое и культурное развитие большинства стран
мира, стимулируя такие пороки человеческого общества, как коррупция,
вымогательство, насилие, наркомания, проституция.
Развитие причин организованной преступности в Российской
Федера–ции повторило путь большинства стран: разложение бюрократических
структур государства, нарушение принципов социальной справедливости,
девальвация нравственных ценностей, выход из примитивного состояния
“безналоговой” теневой экономики.
Возрастающие масштабы организованной преступности представляют
реальную угрозу безопасности государства и общества, так как она
усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной
деятельности, используя отсутствие надежных механизмов защиты
нарождающихся рыночных отношений, активно внедряется в новые
экономические структуры, стремится сохранить господствующее положение в
распределительной сфере, заблокировать процесс реформ. В ряде
мест преступных формирования, пользуясь безнаказанностью, а подчас и
попустительством правоохранительных органов, действуют всё более нагло
и вызывающе, превращая обширные территории в свои вотчины. Они
контролируют такие доходные виды противоправной деятельности, как
наркобизнес, проституция, азартные иргы, нелегальная торговля оружием,
спекуляция, вымогательство и др. Примитивные преступления уступают
место крупномасштабным преступным акциям, глубокому проникновению
через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему,
попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.
Биржи, торговые и валютные аукционы, рынок жилья, коммерческие
банки, совместные предприятия и иные экономические структуры
преступ–ники пытаются использовать как для отмывания “грязных” денег,
так и для использования самой рыночной экономики в своих корыстных
интересах.
Преступные формирования, распологающие крупными суммами денег,
завоевывают сильные позиции на внутреннем рынке, осуществляют
противозаконные крупномасштабные преступные операции по вывозу из
страны сырья, товаров и других средств. Противоправный бизнес
стремится приобретать либо иметь контрольный пакет акций различного
рода предприятий и организаций, создавать собственные производства
(банковские и всякого рода посреднические организации), внедрятся во
внешнеэкономические структуры и таким образом выходить на формирование
преступных между-народных организаций.
Организованная преступность становится одним из основных факторов
политической и социально–экономической нестабильности в Российской
Федерации. На это неоднократно обращалось внимание в обращениях и
выступлениях Президента Российской Федерации, руководителей
Правительства и Парламента России, в документах руководящих
государственных органов.
Организованная преступность породила новую криминальную
ситуа–цию, которая требует для её разрешения неотложных
законодательных, организационно–управленческих мер, значительных
материальных ресурсов на оснащение правоохранительных органов и
обучение сотрудников методам борьбы с организованной преступной
деятельностью. Одной из причин сложившейся ныне в сфере борьбы с
организованной преступностью ситуации является недостаточно научная
проработка проблем, отсутствие ясных представлений о стратегии и
идеологии этой борьбы, а также правовой, криминологической,
криминалистической и оперативно–розыскной концепции и соответствующих
научных рекомендаций по выявлению, раскрытию, расследованию и
предупреждению организованной преступной деятельности. Теоретическому
познанию организованной преступности как социально–правового явления в
нашем обществе предшествовала оперативно–розыскная, следственная и
судебная практика.
На протяжении многих лет в юридической теории наблюдалось стрем-
лениеобосновать официальные политические доктрины, и это сдерживало
объективный анализ действительности, а в итоге негативно сказывалось
и на оценке фактической расстановки сил в борьбе с прступностью, и на
тео-
ретической разработке организационно–тактических форм борьбы с прес
–тупностью, адекватных такой расстановке.
Проблема организованной преступности не только не
исследовалась, но и не ставилась. В этом и состояло одно из
противоречий общества: в его структурах уже функционировала теневая
экономика, определённые эше-
лоны государственной и партийной власти были поражены коррупцией,
внутри страны и зарубежом дйствовали многие связи, порожденные
иерар–хией преступных отношений, но интересы официальных политических
докт-
рин не позволяли все это квалифицировать как организованная преступ
–ность и, соответственно, разрабатывать эффективные меры борьбы с ней.
Свою преддипломную практику я проходил именно в отделе по борь-
бе с организованной преступной деятельностью и заглянул из внутри
на работу этого отдела. Для достижения больших результатов в раскрытии
и расследовании преступлений, сотрудникам этого отдела нехватает
техничес–ких средств, теоретической базы, все оперативно–розыскное
мероприятия разрабатываются с помощью опыта, который поучили при работе
в других отделах (уголовный розыск, ОБХСС и др.). Но работа на этом не
останав–ливается. По данным МВД России сотрудниками отдела по борьбе с
орга–
низованной преступной деятельностью нашли и возместили государству
ущерб на сумму, которой бы хватило на выплату заработной платы всем
сотрудникам этого отдела, на сто лет в перёд. Отдел по борьбе с органи
–зованной преступной деятельностью при Острогожском РОВД существует
всего семь лет, но за это время были обезврежены преступные группы
занимающиеся наркобизнесом, незаконнымм оборотом оружия и взрывча–тых
веществ.
На мой взгляд бороться с организованной преступностью
можно, при соответствующей помощи государства. И тогда преступникам не
по–могут никакие высшие эшелоны государственной власти.
Список использованной литературы
Нормативный материал
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным
голосо–ванием 12 декабря 1993. –М., 1993. с. 61.
2. О милиции: Закон Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991.//
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР. –1991. №16. с. 503.
3. Об операративно–розыскной деятельности в Российской Федерации:
закон Российской Федерации от 28 апреля 1992 // Российская
газе–та 1992. 14 мая.
4. Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Фе
–дерации: закон Российской Федерации от 3 апреля 1995. //
Российс-кая газета 1995. 20 апреля.
5. О Государственной налоговой службе: закон РСФСР от 21 марта
1991., с изменениями и дополнениями, внесённые законами Российс-
кой Федерации от 24 июня 1992., от 2 июля 1992., и от 25
февраля 1993. // Сборник нормативных документов. –М.
”Юридическая лите– ратура”. 1994.
6. О Федеральных органах налоговой полиции: закон Российской
Фе–дерации от 24 июня 1993. //Сборник нормативных документов.
–М. “Юридическая литература”. 1994.
7. О службе в таможенных органах: закон Российской Федерации от 21
июля 1997. // Собрание законодательства Р.Ф. 1997. № 30.
5847–5870.
8.Положение о Федеральной пограничной службе утвержденное Ука-зом
Президента Российской Федерации. №3216 от 30 декабря 1993. //
Ведомости 1994. №1.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации. от 1 января 1997. М.
1996.
10. Уголовно–процессуальный кодексРоссийской Федерации. М. 1993.
с. 224.
Специальная литература
11.Алексеев А.Х. Борьба с новыми видами преступлений в сфере эко-
номики. //Вестник МВД РФ. 1997. № 6. с. 55.
12. Баяхчев В. Г. Кража автотранспорта совершенная
организованной группой. //Вестник МВД РФ. 1997. № 5. с. 25.
13. Борьба с экономической преступностью. // Вестник МВД РФ. 1995.
№ 3. с. 51.
14. Борьба с экономической преступностью. // Вестник МВД РФ. 1995.
№ 4,5. с.114.
15. Взаимодействие с пограничниками. // Вестник МВД РФ. 1996. № 5.
с. 99.
16. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовная ответственность за
органи–зацию преступного сообщества. // Коментарий. М.
Учебно–консульта –ционный центр. “Юр. информация”. 1997. с. 32.
17. Голицын С.В. Коррупция в органах власти. // Вестник МВД РФ.
1997. № 4. с. 19.
18. Голицын С.В. Коррупция в ОВД. // Вестник МВД РФ. 1997. № 4. с.
19.
19. Голицын С.В. Коррупция. //Вестник МВД РФ. 1996. № 4,5. с. 55.
20. Дамидов Ю.Н.,Алексеев А.Х. О борьбе с новыми видами преступ
–лений в сфере экономики. //Вестник МВД РФ. 1997. № 6. с. 55.
21. Данилов В.А. Наркомания. // Вестник МВД РФ. 1996. № 2. с. 65.
22. Изучение организованной преступности: Российско–американский
диалог. //Сборник статей. М.: Олимп. 1997. с. 317
23. Ларьин Ф.Г. Взяточничество среди сотрудников ОВД. //Вестник
МВД РФ. 1997. № 5. с. 34.
24. Машин В.П. Организованная преступность. Финансовые стороны.
//Вестник МВД РФ. 1996. № 3,4. с. 78.
25. Организованная преступность. // М. 1996. с. 352.
26. Организованная преступность. //Под. ред. Долговой А.И. –М.:
Юри–дическая литература. 1989. с. 352.
27. Организованная преступность – 4. // Под. ред. Долговой А.И.
–М.:
Криминологическая Ассоциация. 1998. с. 280.
28. Овчинский В.С. Основы борьбы с организованой преступностью. //
М. 1996.
29. Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
/Сборник научных трудов.// Под. ред. Грибанова В.П. ВНИИ МВД Рос
–сии. 1995.
30. Смирнов Г.Г. Организованная преступность и меры по её
преду–преждению. // Учебное пособие. Екатеринбург. ЕВШ МВД РФ.
1995. с. 32.
31. Сбирунов П.Н., Целинский Б.П. Наркомания – опасность
социальная. //Вестник МВД РФ. 1997. с. 71.
32. семёнов Э.Н. Оружие под контроль. //Вестник МВД РФ. 1996. № 6.
с. 61, 69.
33. Ярочкин В.Н. Организованная преступность. Откуда исходит
угроза. // М. 1995.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|