рефераты бесплатно

МЕНЮ


Организованная преступность

–риод оперативной проверки, чем определяется выбор и расстановка новых

сил, подбор средств и избрание тактики оперативной проверки;

в) прогнозирование вероятного поведения негласных сотрудников в опре-

деленных условиях при выполнении заданий оперативных работников, что

необходимо для их специальной подготовки, обучения и

информационно–тактического обеспечения их деятельности;

г) прогнозирование поведения неформальных групп с антиобщественной

напрравленностью – для необходимости определения форм и методов

про–филактического вмешательства ( в целях предотвращения их

перерастания в ОНО );

д) прогнозирование индивудуального преступного поведения, осуществляе-

мое в тех же целях, что и прогнозирование поведения неформальных

групп.

Все эти виды прогнозирования – не что иное, как получение инфор

–мациио явлениях, которые не существуют в момент, когда делается

прогноз.

Происходит устранение неопределенности, причем это устранение качест

–венно отличается от подобного процесса, характерного для познания

прош–лого и настоящего. И прошлое, и настоящее имеют свойство

отражаться в познании людей в виде материальных следов или идеальных

моделей, в ко-

торых многие элементы непосредственно воспринимается человеком.

Буду–ющее же не может быть воспринято по законам отражения и

передачей отражаемой информации. Оно представляется как мысленная

логическая модель вероятного развития какого–либо процесса или

возникновения какого–либо явления.

В оперативно–розыскном прогнозировании можно выделить несколько

типов предвидения.

1.Предвидение наступления каких–либо событий на основе простой

повторяемости тех или иных явлений. Оно базируется на

установлении связей между наблюдаемыми явлениями. Например, с

наступлением рабочего дня ежедневно на определённом объекте появляются

те или иные лица, и есть возможность визуально наблюдать и фиксировать

их контакты. Прогноз предполагает повторение той же ситуации и в день

проведения необходимых оперативно–розыскных действий.

2.Предвидение по аналогии: если в аналогичной ситуации, как

правило, человек действует определенным образом, то следует ожидать

таких же действий и в данной ситуации. Предвидение по аналогии

позволяет определять место и время вероятного появления преступников;

оно используется для оперативного прикрытия объектов с целью выявления

карманных воров, мошенников, спекулянтов, грабителей.

Применяется предвидение по аналогии для установления оперативного

наблюдения и принятия оперативно–профилактических мер к лицам, отбывшим

уголовное наказание, получившим отсрочку исполнения наказания, условно

осужденным.

На предвидении по аналогии основаны нормы соответствующих ве

–домственных нормативных документов, в которых содержится перечень ка-

тегорий лиц, подлежащих постановке на оперативно–розыскной (оперативно-

профилактический) учет. Этот перечень охватывает тех, кто в аналогичных

ситуациях ( например, после отбытия наказания, оказавшись в

организованной преступной группе или приобщившись к потреблению

наркотических средств и пр.) сохраняет или приобретает криминальную

активность.

3. Предвидение на основе специфики объекта. Аналогия далеко

не всегда обеспечивает верный прогноз, а следовательно, и верное

тактическое решение. Объясняется это индивидуальными особенностями

людей, которые даже а аналогичных условиях “заставляют” их поразному

вести себя. Нап-ример, не все ранее судимые, даже за тяжкие

преступления, вновь соверша–ют преступления; далеко не все, кто

временно не работает, попадают в сре-ду преступников; не все

безнадзорные подростки совершают кражи.

Все типы оперативно–розыскного прогнозирования благоприятно

ска–зываются на качестве ОРД во всех её формах.

Во–первых, повышается темп оперативно–розыскных мероприятий,

поскольку тактическое прогнозирование заставляет принимать решения

и действовать.

Во–вторых, оно способствует стремлению к пополнению информации, а

в результате повышают активность оперативно–розыскной деятельности.

Реализация данной закономерности происходит по следующей схеме:

построение прогноза связано с оценкой имеющихся исходных дан

–ных, характеризующих общую ситуацию и ОПФ;

обнаруживаются недостающие знания, что препятствует

достаточно точным и даже альтернативным тактическим прогнозам;

возникает потребность в дополнительной информации;

определяется содержание и объём недостающих знаний;

намечаются оперативно–розыскные мероприятия по получению допол-

нительной информации;

подбираются силы, средства, избираются методы получения такой ин

–формации;

организуются мероприятия, которые и обеспечивают динамичность

оперативного поиска и проверки.

Таким образом, будучи важнейшим элементом оперативно–розыскной

тактики, сам процесс прогностического мышления стимулирует поиск новых

фактов, углубление в изучение соответствующих лиц или среды,

способствует совершенствованию познавательной деятельности оперативных

работников уже тем, что требует сбора дополнительной информации, без

которой “видение”, а точнее предвидение оказывается неясным.

В данном случае действует правило обратной связи: чтобы действо

–вать рационально, необходимо предвидеть ситуацию; чтобы достичь такого

предвидения, необходимо собрать как можно больше информации. Так сти-

мулируется фактор тактической активности – важнейшее условие

эффективности оперативно–розыскной деятельности.

В–третьих, благодаря оперативно–розыскному прогнозированию

ис–пользуются многие резервы для пополнения информации. Такие

резервы имеются фактически в любой ситуации. Это оперативные контакты в

среде ОПФ; проверки по оперативно–розыскному учету соседних органов

внутренних дел и в регионах, где проверяемый мог ранее проживать, имеет

родственников и связи; негласная оперативная проверка связей

проверяемого.

В–четвёртых, получение оперативно–розыскных прогнозов существен-

но повышает качество тактических решений, в частности за счет более пол-

ной осведомлённости, достигаемой в ходе прогнозирования. При этом дейст-

вует основная закономерность тактики: чем выше осведомленность, тем

эф–фективнее оперативно–розыскные мероприятия. Таким образом,

оперативно–тактическое прогнозирование призвано оптимизировать

оперативно–розыскные мероприятия, то есть сделать их максимально

результативными, законспирированными, экономичными по затрате сил и

времени.

Оперативно–тактический прогноз сплошь и рядом при его высокой

точности непосредственно “диктует” тактическое решение, обеспечивая

достижение цели оперативно–розыскного мероприятия, обнаружения

преступников, оружия, похищенных предметов в конкретных местах,

“высчитанных” с помощью прогнозирования.

В–пятых, оперативно–розыскное прогнозирование гарантирует от оши-

бок в работе с негласными сотрудниками при использовании средств опе

–ративной техники и методов оперативно–розыскной деятельности. Эти

гарантии обусловлены тем, что оператвный работник, принимая тактические

решения, должен оценивать свои личные возможности, свою сумму

качеств, свойственных агентам, предвидеть условия, в которой они будут

действовать, предвидеть возможные помехи реализации методов, которые он

намерен применить. Это могут быть внешние и внутренние субъективные

факторы, которые в теории оперативно–розыскной деятельности

применительно к оперативной проверке отнесены к категории

”возмущающихся воздействий ”.

Прогнозирование таких например, “воздействий”, как проверка

негласных сотрудников членами ОПГ, вероятность двурушничества

негласного сотрудника, а также возможность нежелательной для него

встречи в среде преступников обеспечивает отбор негласных

сотрудников для выполнения заданий, их подготовку, отработку заданий,

линий поведения и тактики выхода из сложных ситуаций, наконец,

организацию мер подстраховки оперативных работников и негласных

сотрудников, выполняющих наиболее сложные задания.

3. Оперативно–аналитический поиск в борьбе с организованной

преступностью

В борьбе с организованной преступностью оперативно–аналитический

поиск имеет специфические свойства, которые проявились в практике спе

–циализированных оперативных аппаратов.

Специфичны исходная информация, оценки ситуаций её получения:

сочетание оперативного поиска с аналитическим, сопряжение различных

сфер знаний (экономических, правовых, политических, психологических,

исторических, этнических, технических и др.).

Специфика заключается и в том, что в ходе оперативной проверки в

большинстве случаев складывается сложнейшие ситуации: с одной стороны,

необходима переработка огромного массива разноплановой информации, с

другой – вынужденная экстренность оперативно–розыскных и следственных

мероприятий с целью недопущения тяжких последствий. Они не могут

быть поставлены в один ряд с мероприятиями, осуществляемыми в борьбе с

общеуголовными преступными группами.

И ещё одно весьма существенное обстоятельство: оперативная провер-

ка может быть формально завершена, члены ОПГ привлечены к уголовной

ответственности, но оперативный интерес к структурам организованной

преступности сохраняется, как и сохраняют своё значение добытые

разработкой материалы. С них может быть начат и очередной этап

оперативно–аналитического поиска.*

При сохранении и совершенствовании всех оперативно–тактических

возможностей традиционных подразделений милиции в получении любой

информации из любых источников о проявлениях организованной

преступ–___________________

* Организованная преступность / Под. ред. Долговой А.И., Дьякова С.В. –

М.:” Юридическая литература”, 1989. с. 352.

ности специализированная служба ориентирована на глубокую разведку сре-

ды, в которой действуют и общаются участники организованной преступной

деятельности, на изучение явлений и фактов, которые её составляют или о

ней свидетельствуют. Политический поиск – новое для теории

оперативно–розыскной деятельности понятие. С аналитического поиска

началось функ–ционирование многих подразделений по борьбе с

организованной преступ–ностью.

Анализ материалов уголовных и оперативных дел позволил устано

–вить признаки существования “центров“, контролирующих и направляющих

преступную деятельность мошенников, рэкетиров, молодежных

хулиганствующих группировок. Сразу появились и объекты оперативного

изучения, и цели поиска к ним оперативных подходов. Кстати, из

материалов, сосредоточенных в делах оперативного учета, в отказных

материалах, из данных информационного центра складывалась довольно

четкая картина криминально активных группировок и дислокации негласного

агента имеющей к ним реальные подходы. Первые же задержания и

аресты позволили получать дополнительные данные, уточнять масштабы

организованной преступности.

Аналитический поиск ведется непрерывно. При его

осуществлении есть необходимость так называемой “независимой” оценки

всех старых и вновь возникающих материалов о чьей либо преступной

деятельности. Ана-лизируются факты, события, отношения, связи,

соотношения различных преступных действий. “Независимой”– потому, что

этот анализ не связан с уже состоявшейся квалификацией преступных

действий с определением круга обвиняемых, он не может повлиять на

исход следствия и на судебные решения, поскольку он (анализ) не

продуцирует доказательств. Но такой анализ позволяет найти признаки

организованной преступности, пределы её локали-зации (параметры) и

определить направления и содержание оперативно–розыскных мер,

необходимых для пресечения этой деятельности и путём при-нятия

оперативно–профилактических мер, путём обеспечения применения

уголовного закона.

Анализу подлежат группы уголовных дел и соответствующие

опера–тивные материалы, сопровождавшие следствие по ним. В материалах

уголов-ных дел среди допрошенных свидетелей, потерпевших, владельцев

квартир и других помещений, где производились обыски, среди сотрудников

мили–ции,которые не реагировали на сигналы, направляли ранее имевшихся

мате-риалы о преступной деятельности в отказные производства, на

решения общественности или для принятия мер административной

ответственности, могут оказаться объекты аналитического поиска – лица,

осведомленные об организованной преступной деятельности, или её

соучастники. Обнаружение таких объектов зависит от внимательного

сопоставления обстоятельств событий, данных о личности свидетелей,

потерпевших, соответствующих сотрудников милиции.

Разновидностью аналитического поиска является экономический ана

–лиз деятельности фирм, банков, предприятий. Он “высвечивает” оборотные

средства преступных организаций, их отчислений на оперативно–розыскные

мероприятия организованной преступности и поддержание жизнидеятельнос-

ти, неуязвимости её структур.

Экономический анализ представляет исходные данные о новых лицах,

каким-либо образом связанных с преступными структурами, обеспечивает

уяснение “технологии” функционирования преступных формирований и

поступления материальных и денежных средств. Такая осведомленность

необходима для документирования действий лиц, вовлеченных в

организованную преступную деятельность.

Оперативный и аналитический поиск в борьбе с организованной пре-

ступностью ведется непрерывно с использованием всех тактических воз

–можностейспециализированных оперативных аппаратов. Цель оперативного и

аналитического поиска – получение из любых источников информации

о признаках организованной преступной деятельностью. Оперативный

поиск проводится:

в криминально активной и иной криминогенной среде в связи с опе-

ративным прикрытием территории и объектов, привлекающих внимание

преступных групп, банд, преступных организаций и сообществ;

в ходе специализированных тактических операций (по борьбе с

прес–тупностью гастролеров, распространением наркотических средств,

хищениями на железодорожном транспрте, по пресечению организованной

преступной деятельности различных этнических группировок и т.п.).

Оперативный поиск сочетается с аналитическим:

первичные данные, получаемые в ходе оперативного поиска, сопостов-

ляются с материалами, поступающими в результате аналитического поиска;

по результатам аналитического поиска проводят тактические опера

ции и отдельные оперативно–поисковые мероприятия в целях обнаружения

преступников и пресечения их преступной деятельности.

Задачи оперативного и аналитического поиска вытекают из

смысла Федерального закона “Об оперативно–розыскной деятельности” для

обеспечения оперативно–розыскных действий.

Оперативный поиск всегда ведется в условиях неопределенности:

нет точных данных, кто попадет в поле зрения, когда и что произойдет.

Есть лишь прогноз вероятности представляющих интерес событий,

основанный на оценке оперативной обстановки и результатов

аналитического поиска, что и предопределяет обозначение объектов и

среды, где могут быть достигнуты цели оперативного поиска. Прогноз же,

в свою очередь, базируется на оперативно–тактической оценке среды

(отдельные этнические группы, рецидивисты, активные члены ОПГ,

представители групп “непрофессионалов”, проходящие по делам о

контрабанде, незаконных валютных операциях, сбыте наркотических

средств, предметов старины и искусства и т.д.). В ходе оперативного

поиска в поле зрения оперативных аппаратов попадают лица,

характеризующиеся той или иной степенью криминальной активности

или осведомленности о ней.

Оперативный и аналитический поиск обеспечивают информацией и

“стратегическую разведку”, и “выход” на проявления организованной прес

–тупности в ходе оперативной проверки по локальным преступлениям. И в

том, и в другом случае получением информации достигают единых целей:

“опознание” (диагностика, констатация) функционирования

преступных организаций;

изучение их структур внутренних и внешних связей;

оценка масштабов организованной преступной деятельности, что

пре–допределяет включение в оперативно–розыскные мероприятия

оперативных служб разных уровней;

оперативно–тактическое и криминалистическое изучение конкретных

преступных проявлений для документирования действий преступников и

подготовки информации для доказывания;

оперативно–тактическое изучение конкретных ситуаций, складываю–

щихся в ходе оперативного поиска, оперативной профилактики и

операти–вных проверок. Это изучение обеспечивает осведомленность о

противо – борствующей стороне и влияет на тактические решения.

Заключение

Организованная преступность – сложное антисоциальное явление,

не имеющее государственных границ. Многие десятилетия она

“сопровождает” экономическое и культурное развитие большинства стран

мира, стимулируя такие пороки человеческого общества, как коррупция,

вымогательство, насилие, наркомания, проституция.

Развитие причин организованной преступности в Российской

Федера–ции повторило путь большинства стран: разложение бюрократических

структур государства, нарушение принципов социальной справедливости,

девальвация нравственных ценностей, выход из примитивного состояния

“безналоговой” теневой экономики.

Возрастающие масштабы организованной преступности представляют

реальную угрозу безопасности государства и общества, так как она

усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной

деятельности, используя отсутствие надежных механизмов защиты

нарождающихся рыночных отношений, активно внедряется в новые

экономические структуры, стремится сохранить господствующее положение в

распределительной сфере, заблокировать процесс реформ. В ряде

мест преступных формирования, пользуясь безнаказанностью, а подчас и

попустительством правоохранительных органов, действуют всё более нагло

и вызывающе, превращая обширные территории в свои вотчины. Они

контролируют такие доходные виды противоправной деятельности, как

наркобизнес, проституция, азартные иргы, нелегальная торговля оружием,

спекуляция, вымогательство и др. Примитивные преступления уступают

место крупномасштабным преступным акциям, глубокому проникновению

через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему,

попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.

Биржи, торговые и валютные аукционы, рынок жилья, коммерческие

банки, совместные предприятия и иные экономические структуры

преступ–ники пытаются использовать как для отмывания “грязных” денег,

так и для использования самой рыночной экономики в своих корыстных

интересах.

Преступные формирования, распологающие крупными суммами денег,

завоевывают сильные позиции на внутреннем рынке, осуществляют

противозаконные крупномасштабные преступные операции по вывозу из

страны сырья, товаров и других средств. Противоправный бизнес

стремится приобретать либо иметь контрольный пакет акций различного

рода предприятий и организаций, создавать собственные производства

(банковские и всякого рода посреднические организации), внедрятся во

внешнеэкономические структуры и таким образом выходить на формирование

преступных между-народных организаций.

Организованная преступность становится одним из основных факторов

политической и социально–экономической нестабильности в Российской

Федерации. На это неоднократно обращалось внимание в обращениях и

выступлениях Президента Российской Федерации, руководителей

Правительства и Парламента России, в документах руководящих

государственных органов.

Организованная преступность породила новую криминальную

ситуа–цию, которая требует для её разрешения неотложных

законодательных, организационно–управленческих мер, значительных

материальных ресурсов на оснащение правоохранительных органов и

обучение сотрудников методам борьбы с организованной преступной

деятельностью. Одной из причин сложившейся ныне в сфере борьбы с

организованной преступностью ситуации является недостаточно научная

проработка проблем, отсутствие ясных представлений о стратегии и

идеологии этой борьбы, а также правовой, криминологической,

криминалистической и оперативно–розыскной концепции и соответствующих

научных рекомендаций по выявлению, раскрытию, расследованию и

предупреждению организованной преступной деятельности. Теоретическому

познанию организованной преступности как социально–правового явления в

нашем обществе предшествовала оперативно–розыскная, следственная и

судебная практика.

На протяжении многих лет в юридической теории наблюдалось стрем-

лениеобосновать официальные политические доктрины, и это сдерживало

объективный анализ действительности, а в итоге негативно сказывалось

и на оценке фактической расстановки сил в борьбе с прступностью, и на

тео-

ретической разработке организационно–тактических форм борьбы с прес

–тупностью, адекватных такой расстановке.

Проблема организованной преступности не только не

исследовалась, но и не ставилась. В этом и состояло одно из

противоречий общества: в его структурах уже функционировала теневая

экономика, определённые эше-

лоны государственной и партийной власти были поражены коррупцией,

внутри страны и зарубежом дйствовали многие связи, порожденные

иерар–хией преступных отношений, но интересы официальных политических

докт-

рин не позволяли все это квалифицировать как организованная преступ

–ность и, соответственно, разрабатывать эффективные меры борьбы с ней.

Свою преддипломную практику я проходил именно в отделе по борь-

бе с организованной преступной деятельностью и заглянул из внутри

на работу этого отдела. Для достижения больших результатов в раскрытии

и расследовании преступлений, сотрудникам этого отдела нехватает

техничес–ких средств, теоретической базы, все оперативно–розыскное

мероприятия разрабатываются с помощью опыта, который поучили при работе

в других отделах (уголовный розыск, ОБХСС и др.). Но работа на этом не

останав–ливается. По данным МВД России сотрудниками отдела по борьбе с

орга–

низованной преступной деятельностью нашли и возместили государству

ущерб на сумму, которой бы хватило на выплату заработной платы всем

сотрудникам этого отдела, на сто лет в перёд. Отдел по борьбе с органи

–зованной преступной деятельностью при Острогожском РОВД существует

всего семь лет, но за это время были обезврежены преступные группы

занимающиеся наркобизнесом, незаконнымм оборотом оружия и взрывча–тых

веществ.

На мой взгляд бороться с организованной преступностью

можно, при соответствующей помощи государства. И тогда преступникам не

по–могут никакие высшие эшелоны государственной власти.

Список использованной литературы

Нормативный материал

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным

голосо–ванием 12 декабря 1993. –М., 1993. с. 61.

2. О милиции: Закон Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991.//

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета

РСФСР. –1991. №16. с. 503.

3. Об операративно–розыскной деятельности в Российской Федерации:

закон Российской Федерации от 28 апреля 1992 // Российская

газе–та 1992. 14 мая.

4. Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Фе

–дерации: закон Российской Федерации от 3 апреля 1995. //

Российс-кая газета 1995. 20 апреля.

5. О Государственной налоговой службе: закон РСФСР от 21 марта

1991., с изменениями и дополнениями, внесённые законами Российс-

кой Федерации от 24 июня 1992., от 2 июля 1992., и от 25

февраля 1993. // Сборник нормативных документов. –М.

”Юридическая лите– ратура”. 1994.

6. О Федеральных органах налоговой полиции: закон Российской

Фе–дерации от 24 июня 1993. //Сборник нормативных документов.

–М. “Юридическая литература”. 1994.

7. О службе в таможенных органах: закон Российской Федерации от 21

июля 1997. // Собрание законодательства Р.Ф. 1997. № 30.

5847–5870.

8.Положение о Федеральной пограничной службе утвержденное Ука-зом

Президента Российской Федерации. №3216 от 30 декабря 1993. //

Ведомости 1994. №1.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации. от 1 января 1997. М.

1996.

10. Уголовно–процессуальный кодексРоссийской Федерации. М. 1993.

с. 224.

Специальная литература

11.Алексеев А.Х. Борьба с новыми видами преступлений в сфере эко-

номики. //Вестник МВД РФ. 1997. № 6. с. 55.

12. Баяхчев В. Г. Кража автотранспорта совершенная

организованной группой. //Вестник МВД РФ. 1997. № 5. с. 25.

13. Борьба с экономической преступностью. // Вестник МВД РФ. 1995.

№ 3. с. 51.

14. Борьба с экономической преступностью. // Вестник МВД РФ. 1995.

№ 4,5. с.114.

15. Взаимодействие с пограничниками. // Вестник МВД РФ. 1996. № 5.

с. 99.

16. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовная ответственность за

органи–зацию преступного сообщества. // Коментарий. М.

Учебно–консульта –ционный центр. “Юр. информация”. 1997. с. 32.

17. Голицын С.В. Коррупция в органах власти. // Вестник МВД РФ.

1997. № 4. с. 19.

18. Голицын С.В. Коррупция в ОВД. // Вестник МВД РФ. 1997. № 4. с.

19.

19. Голицын С.В. Коррупция. //Вестник МВД РФ. 1996. № 4,5. с. 55.

20. Дамидов Ю.Н.,Алексеев А.Х. О борьбе с новыми видами преступ

–лений в сфере экономики. //Вестник МВД РФ. 1997. № 6. с. 55.

21. Данилов В.А. Наркомания. // Вестник МВД РФ. 1996. № 2. с. 65.

22. Изучение организованной преступности: Российско–американский

диалог. //Сборник статей. М.: Олимп. 1997. с. 317

23. Ларьин Ф.Г. Взяточничество среди сотрудников ОВД. //Вестник

МВД РФ. 1997. № 5. с. 34.

24. Машин В.П. Организованная преступность. Финансовые стороны.

//Вестник МВД РФ. 1996. № 3,4. с. 78.

25. Организованная преступность. // М. 1996. с. 352.

26. Организованная преступность. //Под. ред. Долговой А.И. –М.:

Юри–дическая литература. 1989. с. 352.

27. Организованная преступность – 4. // Под. ред. Долговой А.И.

–М.:

Криминологическая Ассоциация. 1998. с. 280.

28. Овчинский В.С. Основы борьбы с организованой преступностью. //

М. 1996.

29. Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией.

/Сборник научных трудов.// Под. ред. Грибанова В.П. ВНИИ МВД Рос

–сии. 1995.

30. Смирнов Г.Г. Организованная преступность и меры по её

преду–преждению. // Учебное пособие. Екатеринбург. ЕВШ МВД РФ.

1995. с. 32.

31. Сбирунов П.Н., Целинский Б.П. Наркомания – опасность

социальная. //Вестник МВД РФ. 1997. с. 71.

32. семёнов Э.Н. Оружие под контроль. //Вестник МВД РФ. 1996. № 6.

с. 61, 69.

33. Ярочкин В.Н. Организованная преступность. Откуда исходит

угроза. // М. 1995.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.