рефераты бесплатно

МЕНЮ


Организованная преступность

Вестник МВД РФ. 1997. №6. с.71.

**Куликов В.С. Оружие – под контроль // Вестник МВД РФ. 1996. №6. с.

61,69.

материалов, имеющих “ черный рынок “, не существует. Органы безопас –

ности за 1993–1994 гг. отработали 26–27 дел по этому направлению,

МВД–порядка 100. Скандалы (и у нас, и за рубежом) разгораются по

поводу расщепляющих материалов вообще, куда входит изотопная продукция

для медицины, строительства и так далее.

А в 1994 –1995 гг. ежедневно на территории Российской

Федерации совершалось около 400 преступлений, связанных с незаконным

завладени –ем автомототранспортом. Раскрываемость их невысока и

составила в 1994 году: по кражам – 21 %, угонам – 57,1 %, разбойным

нападениям – 43,8 %, грабежам – 21,9 %. Прослеживается устойчивая

тенденция перегона похи –щенного транспорта для сбыта или использования

в личных целях в стра–ны ближнего и дальнего зарубежья.*

Организованные преступные нападения на грузы, приобретают

харак–тер весьма серьёзной угрозы национальной безопасности. Удельный

вес ре–гистрируемых краж грузов в 90–х гг. в общей структуре

преступности на российском транспорте превысил 52%. За 1989–1995 гг.

количество регист–

рируемых краж грузов увеличилось более чем в 2 раза. Около 50 хищений в

крупных и особо крупных размерах приходится на хищения грузов экс

–портно–импортного значения. Преступные действия расхитителей носят всё

более организованный характер, отличаются квалифицированным

распреде–лением ролей, поиском устойчивых каналов сбыта,

осведомлённостью об особенностях переработки и охраны грузов,

установлением связей между работниками транспорта, клиентуры и

эксцентричных организаций.

Проституция в России приобретает всё более организованный харак

–тер. Несмотря на то, что проституция – деяние не уголовно–наказуемое,

эта категория, с одной стороны, является элементом преступной среды, с

дру–___________________

*Баяхчев В.П. Кража автотранспорта совершенная организованной группой

// Вестник МВД РФ. 1997. № 5. с. 25.

гой – нередко включена непосредственно в преступные организации разного

вида для выполнения функций: ублажения крупных дельцов; лидеров прес–

тупного мира; получения крупных валютных сумм с иностранных граждан;

внедрения в противоборствующие группы; компрометации должностных

лиц для последующего включения их в коррумпированные структуры.

Так же в российской прессе в 1992–1995 гг. опубликовано множество

статей по проблемам незаконной торговли органами человеческого

тела, зародышами, об убийствах для трансплантации.

В сфере экономики, по данным службы безопасности Центробанка в

1994 году выявлено и пресечено более 300 попыток незаконного получения

денежных средств с применением компьютеров. Полный ущерб от данного

вида преступлений с учетом возможных хищений в коммерческих банках,

на рынках ценных бумаг и фондовых биржах оценить практически невоз –

можно. В 1991 г. произошло хищение 125,5 тыс. американских долларов во

Внешэкономбанке; в сентябре 1993 г. была осуществлена попытка ” элект–

ронного мошенничества “ на сумму более 68 млрд. рублей в Центральном

банке России.*

___________________

* Алексеев А.Х., Демидов Ю.Н. Борьба с новыми видами преступлений в

сфере экономики // Вестник МВД РФ. 1997. № 6. с.55.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ АППАРАТОВ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

1. Оперативно–розыскная деятельность органов внутренних дел в борьбе с

организованной преступностью

Сложная структура преступных формирований, разделение функций

между членами преступных сообществ, активные действия по защите своей

среды, стремление проникнуть в государственные, в том числе правоохра

–нительные учреждения, весьма заметные тенденции в политизации

органи–зованной преступности, масштабы её проявлений – всё это

выдвинуло про–блему новых подходов к организации и тактике

оперативно–розыскной дея-тельности. Многие привычные формы работы и

тактика оперативных аппа–ратов оказались непригодными для борьбы с

организованной преступнос –тью, и в этой связи необходим анализ

положения, сложившегося в опера–тивно–розыскной деятельности, в

частности в органах внутренних дел, ко–торые выполняют основной объём

работы в борьбе с организованной прес–тупностью, что позволит найти

рациональные подходы к организационно–тактическим решениям.

1. В советский период структура оперативных аппаратов милиции, её

техническая и тактическая вооружённость складывалась по влияниям

идео–логических факторов. Они были ориентированы на борьбу с

отдельными проявлениями преступности на фоне ” последовательного её

сокращения “.

2. Традиционно в деятельности оперативных аппаратов милици су –

ществовал приоритет местных, локальных интересов. Мало заботы прояв

–лялось о получении информации, полезной для других аппаратов и служб.

Часто происходило искусственное ограничение, даже игнорирование пото –

ков информации, казалось бы ценной, но не работающей на сиюминутную

отдачу. Такую “попутную“ информацию получали неохотно, не знали, куда

её девать. Например, по данным региональных исследований, до 80% все–го

объёма информации, полученной сотрудниками аппаратов БХСС, не

направлялось аппаратам, для которых она представляла интерес, то

есть ненаходило своих адресатов.

Нефиксируемой же информации, представляющей интерес для других

оперативных аппаратов и служб, оставалось еще больше в памяти неглас

–ных сотрудников и оперативных работников: о связях между лицами, кото-

рые могут быть отнесены к категории явно криминально–активных; о при-

бытии и контактах иногородних дельцов, посредников, спекулянтов, прес

–тупников–гастролёров; о появлении на “ черном рынке “ ценных

предметов искусства. В ходе научных исследований была установлена

информационная разобщенность даже среди подразделений одной службы,

на территории одного крупного города. Даже факты явно преступной

деятельности, не имеющие в данный момент значения для решения “ своих

“ задач, остава –лись без внимания. Это и есть проявление вредного для

борьбы с органи–зованной преступностью местничества.

3. Крайне редко практиковалось обобщение данных о преступной сре–

де, получаемых в ИВС, СИЗО, НТК – ВТК. Однако именно в местах кон

–центрации преступников существовал своеобразный механизм “

производст–ва “ уникальной по содержанию и насыщенности латентными

фактами ин–формации. Здесь практически не было заранее определённых

систем обмена сведениями, если не считать локальные программы сбора

сведений по кон– кретным уголовным делам и делам оперативной

разработки, которые вели оперативные работники ИТУ, и программы,

содержащиеся в ориентировках и конкретных заданиях оперативных

аппаратов милиции.

Чаще всего обмен сведениями между задержанными, арестованными и

осужденными возникал стихийно, в силу психологических

потребностей межличностного общения. Тематика же общения задана самой

судьбой этих людей, их жизненным и преступным опытом. Из весьма

ценного, насыщен–ного фактами информационного потока имеется реальная

возможность от–фильтровывать сведения, характеризующие многие стороны

организованной преступности, причем те, которые не попадают в

следственные и судебные протоколы. Но за многие годы, практически до

конца 80–х годов, не уда–лось создать такого аппарата, который

анализировал бы и в региональном, и в межрегиональном масштабах

расстановку преступных сил, связи между преступными группами и их

лидерами, особенности отношений в этой сре-де, знание которых имеет

большое значение для организации и тактики ОРД.

4. “ Кадровая работа “ преступных сообществ практически

оператив–ными аппаратами не фиксировалась и не анализировалась. И

этому есть только одно объяснение: бесперспективность этой работы.

По уголовным законам преследуются только подстрекательство и

вовлечение в преступ –ную деятельность несовершеннолетних. На практике

и тот и другой зако – ны действуют в “ усеченном “ варианте, то есть

при наличии других соста–вов преступлений, других видов соучастия. В

чистом виде подстрекательст-во ( без иного соучастия ) осталось лишь

научной категорией теории уго –ловного права. Лидеры же организованной

преступности, которые форми–руют её идеологию и кадры, не сходят до

банального подстрекательства и иного соучастия в преступлениях. Их

деятельность не укладывается и в эти

“ усеченные “ практикой составы преступлений, то есть в привычные

моде–ли общественно опасных деяний. Оперативные работники, не видя

смысла

в получении и фиксации информации о “ кадровой “ работе, о других фор

мах прикосновенности к организованной преступности, эту информацию

фактически теряли.

5. Не способствовала борьбе с организованной преступностью

ставшая традицией практика “сворачивания“ оперативно–розыскных

мероприятий после раскрытия хотя бы одного эпизода преступной

деятельности и изобли–чения хотя бы одного виновного. Система

показателей подталкивала к такой поспешности, поскольку “минимально“

раскрытые преступления снимались с учета нераскрытых. Забота

проявлялась не об инициативном поиске латентных преступлений, в том

числе совершенных организованными группами, а, в лучшем случае, о

расследовании причастности изобличенных обвиняемых к совершению

других зарегистрированных преступлений. Это было продиктовано

целями улучшения показателей раскрываемости преступлений в районе,

городе, области, республике.

Поскольку оперативного интереса к латентной преступности

кроме аппаратов БХСС другие оперативные службы практически не

проявляли,

без оперативного реагирования оставалось огромное количество

преступле–ний, что объективно создавало условия для

самовоспроизводства преступ –ности и формирования преступных групп и

организаций. Без реагирования оставались многие оперативные материалы.

Но к 1989 году, когда достаточно четко проявились особенности

орга–низованной преступности, вертикальные и горизонтальные связи её

струк–тур, система её “активной обороны “, основанная на коррупции в

государст–венном аппарате и террористических методах подчинения,

лавинообразом вторжении в экономику, стала очевидной необходимость

создания специа –лизированной службе для борьбы с организованной

преступностью, и она была образована в виде 6–го управления МВД СССР,

по инициативе которого в 1990 г. в 12 регионах страны созданы

межрегиональные подраз

деления. В МВД РСФСР было создано самостоятельное 6–е управление, в

управлениях внутренних дел – оперативно – розыскные бюро,

разработана Концепция МВД РСФСР по борьбе с организованной

преступностью. В соответствии с этой концепцией определены задачи

оперативно–розыскных бюро:

проведение разведывательно–поисковых мероприятий, направленных на

добывание, сбор и анализ сведений об организованных преступных сооб

–ществах, негласное проникновение в их структуры, выработка мер противо-

действия;

борьба с устойчивыми преступными сообществами и их

коррумпиро–ванными связями;

направление информации в аппараты уголовного розыска, борьбы с

преступлениями в сфере экономики, оперативные подразделения по

ипра–вительным делам, совместное проведение крупномасштабных операций

по разоблачению преступных структур;

информирование соответствующих органов власти и управления

о состоянии и тенденциях организованной преступности.

В феврале 1992 г. в МВД России образованно Главное управление

по организованной преступности ( ГУОП ). Структура этого специализиро

–ванного главка построена так, что обеспечивает руководство

разведыватель-ной деятельностью, взаимодействие с другими

оперативными службами МВД России и с соответствующими службами других

государств, центра –лизованную обработку оперативной информации, в том

числе поступающей из других служб криминальной милиции,

аналитико–исследовательскую ра–боту, необходимую для констатации

признаков организованной преступной деятельности, осуществление

линейных функций на разных направлениях,

непосредственное руководство межрегиональным управлением и подразде–

лениями, действующими в наиболее криминогенных регионах России. На

–чальнику ГУОП даны полномочия, необходимые для концентрации сил

при возникновении сложных ситуаций, требующих одновременного прове

–дения оперативно–розыскных и следственных действий на нескольких

нап–равлениях.

Основными задачами ГУОП являются:

выявление и разработка непосредственно, а также совместно с

опера–тивными подразделениями Министерства устойчивых организованных

преступных сообществ, в том числе с межреспубликанскими и

международными связями. Обеспечение в этих целях взаимодействия и

комплексного использования сил и средств всех служб и

подразделений органов внутренних дел;

борьба с бандитизмом, квалифицированным вымогательством,

коррупцией, преступными группами смешанной общеуголовной и

экономической направленности, организованными видами преступного

предпринимательства;

оперативная проверка лидеров преступной среды, имеющих

межреги–ональные и межгосударственные связи;

оказание помощи органам внутренних дел республики, а также осу

–ществление координации деятельности подразделений, ведущих борьбу

с организованной преступностью. На ГУОП, его региональные управления и

подразделения в МВД, УВД возложена также ответственность за

обеспече–ние единой стратегии органов внутренних дел по разоблачению

коррумпи–рованных лиц. Основным направлением их деятельности в этой

сфере оп –ределено пресечение коррупции в системе государственной

службы. Часть сотрудников ГУОП и региональных управлений по

организованной прес –тупности, подразделений МВД, ГУВД, УВД

специализируется на изобличе–

нии преступных групп, связанных с коррумпированными работниками ор–

ганов внутренних дел. Этим сотрудникам предоставлено право истребовать

ии знакомиться с любыми документами, предусмотренными делопроизводством

системы МВД России, а также получать по ним объяснения.

При жёсткой федеральной подчинённости РУОП Министерству

внут–ренних дел Российской Федерации управления и отделы по борьбе с

орга–низованной преступностью в республиках, краях и областях

одновременно войдут в состав МВД, УВД субъектов Федерации на правах

структурных подразделений криминальной милиции. Объём компетенции РУОП

по ру –ководству ими будет определён специальным нормативным актом

МВД России.

Подразделения по организованной преступности должны обеспечивать

выявление и пресечение деятельности организованных преступных

групп, банд преступных сообществ, в том числе сформированных по

этническому признаку, имеющих межрегиональные и международные связи,

установление их коррумпированных связей в системе органов власти и

управления, борьбы с квалифицированным вымогательством.

Подразделения уголовного розыска в первую очередь будут

ориенти–рованы на раскрытие тяжких преступлений, связанных с

посягательством на жизнь и здоровье граждан, преступлений против

собственности, выявле–ние каналов и пресечение криминального оборота

оружия и взрывчатых веществ, розыск лиц, подозреваемых в совершении

тяжких преступлений, скрывшихся от следствия и суда.

Усилия подразделений по атомическим преступлениям предпологает

–ся сосредоточить на преодолении преступной экспансии в наиболее крими-

ногенных жизненно важных для экономики страны сферах, разработке и

осуществлении комплексных мер по усилению борьбы с взяточничеством,

банковскими и финансовыми мошенничествами, легализацией преступных

доходов, фальшивомонетничеством, незаконными операциями с валютными

ценностями и другими финансово–хозяйственными преступлениями.

Подразделениям по борьбе с незаконным оборотом наркотиков предстоит

активизировать работу по выявлению и пресечению каналов и

источников поступления в Россию наркотиков из–за рубежа, ликвидации

межрегиональных и межгосударственных преступных групп, занимающихся

наркобизнесом.

2. Взаимодействие оперативных аппаратов органов

внутренних дел с другими правоохранительными

органами в борьбе с организованной преступностью

В соответствии с Федеральным Законом “ Об оперативно–розыскной

деятельности “ оперативно–розыскная деятельность по предупреждению

и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными

группами, бандами, преступными организациями и сообществами

осуществляется оперативными подразделениями органов внутренних дел

Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, органов

пограничной службы Российской Федерации, Федеральных органов налоговой

полиции, таможенных органов Российской Федерации.

Сложившаяся практика свидетельствует о том, что координация

взаи–модействия субъектов оперативно–розыскной деятельности, ведущих

борьбу с организованной преступностью, осуществляется подразделениями

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.