рефераты бесплатно

МЕНЮ


Организованная преступность

по борь-бе с организованной преступностью Министерства внутренних дел

Россий–ской Федерации. Эта ситуация нашла закрепление в проекте

Федерального закона “ О борьбе с организованной преступностью “.

Взаимодействие с органами Федеральной службы безопасности ( ФСБ )

В соответствии со ст. 10 (Борьба с преступностью) Федерального

за–кона “ Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Феде

–рации “ (от 3 апреля 1995 г.) органы ФСБ осуществляют

оперативно–розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению,

пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности,

организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и

наркотиков, контрабанды и других преступлений, дознание и

предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а

также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию

деятельности незаконных вооруженных формирований преступных групп,

отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью

насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

В результате специализации и расширения функций МВД и ФСБ

сложилась ситуация, когда наблюдается совпадение компетенций

оператив–но-розыскных служб МВД и ФСБ, которые, руководствуясь единым

Феде–ральным законом “ Об оперативно–розыскной деятельности “,

применяют традиционные для этих органов средства, методы, тактику и

используют специфические оперативные возможности в борьбе с

организованной прес–тупностью.

Совместная деятельность органов внутренних дел и органов ФСБ по

выработке стратегии борьбы с организованной преступностью.

Такое взаимодействие строится на основе информационно–аналити

–ческой работы, которая является составным элементом управленческой

деятельности МВД, ФСБ и органов, входящих в эти системы. Оба ведомства

обеспечивают Президента России, высшие органы законодательной и испол-

нительной власти Российской Федерации информацией о состоянии и

тен–денциях организованной преступности, об угрозах безопасности

государства и о чрезвычайных ситуациях, которые могут повлечь тяжкие

социально–по-литические, экономические, военные, экологические

последствия.

Рабочие встречи сотрудников МВД и ФСБ, имеющие целью повыше –ние

оперативности взаимного информирования, реагирования на организо

–ваннуюпреступную деятельность.

Обмен опытом борьбы с организованной преступностью.

Организация и проведение совместных комплексных операций по

борьбе с организованной преступностью и коррупцией.*

Взаимодействие с органами налоговой полиции

Законом Российской Федерации “ о федеральных органах налоговой

___________________

*Закон “Об органах Федеральной службы безопасности Российской

Федерации” // Российская газета. 1995. 20 апреля.

полиции “ на данные органы возложено решение следующих задач:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и

правонарушений, о выявленных при этом других экономических

преступле–ниях органы налоговой полиции обязаны проинформировать

соответствую–щие правоохранительные органы;

обеспечение безопасности деятельности государственных

налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных

посягательств при

исполнении служебных обязанностей.

Организация взаимодействия между органами внутренних дел и

орга–нами налоговой полиции Российской Федерации предусматривает

создание постоянно действующих координационных рабочих групп из

представите–лей заинтересованных главков и управлений МВД и ФСНП

России, а также подразделений органов внутренних дел и органов

налоговой полиции на местах для выработки и реализации согласованных

действий по выявле–нию, предупреждению, пресечению налоговых

преступлений, а также пра –вонарушений и преступлений в сфере экономики

и потребительского рын–ка, проведение совместных оперативно–розыскных и

профилактических ме–роприятий с целью выявления незаконных операций,

осуществляемых кре –дитнофинансовыми и иными учреждениями,

предприятиями, организация–ми, в том числе занимающиеся

торгово–закупочной деятельеностью.

Руководителям федеральных органов налоговой полиции целесообраз–

но: ежеквартально информировать органы внутренних дел о криминогенной

обстановке по налоговым преступлениям, о конкретных фактах подготовки

или совершения преступлений в сфере экономики и потребительского

рын–ка, ставших известными в процессе осуществления

оперативно–розыскной деятельности.*

___________________

*Закон Российской Федерации “о федеральных органах налоговой полиции”

// Сборник нормативных документов. Москва. “Юридическая литература”.

1994.

Взаимодействие с органами пограничной службы

Федеральная пограничная служба взаимодействует с иными

субъекта–ми в борьбе с организованной преступностью на основе

Положения о

ФПС, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 2316 от 30

декабря 1993 г. Важно отметить, что подразделения имеют возможность

получать оперативно–розыскную информацию не только на территории

Российской Федерации, но и за её пределами при охране государственных

границ других стран. Это обстоятельство особенно важно учитывать

в борьбе с наркобизнесом, незаконным оборотом оружия, радиоактивных

и иных особо опасных веществ.*

Взаимодействие с таможенными органами

Взаимодействие с таможенными органами строится, прежде всего,

ис–ходя из положений Таможенного кодекса Российской Федерации. В соот

–ветствии со ст. 224 и 226 ТК РФ таможенные органы Российской

Федера–ции осуществляют оперативно–розыскную деятельность в целях:

выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших

противоправное деяние, признаваемое законодательством Российской Феде–

рации преступлением, производство дознания по которому отнесено к

ком–петенции таможенных органов Российской Федерации ( в соответствии

со ст. 22 ТК РФ ) таможенные органы Российской Федерации являются орга

–нами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты

таможен–ных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях

с ва –лютными ценностями, касающимися таможенного дела, а также по

делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено

к компе–тенции таможенных органов Российской Федерации, при запросах

междуна-родных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных

орга –нов иностранных государств в соответствии с международными

договорами Российской Федерации по таможенным вопросам.

____________________

*Указ Президента Российской Федерации “О Федеральной пограничной

службе”. № 2316. //Ведомости. 1994. № 1.

ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ТАКТИКИ В

БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

1. Общие элементы оперативно–розыскной тактики

в борьбе с организованной преступностью

Тактика – основная категория оперативно–розыскной деятельности,

поскольку именно тактика определяет набор видов

оперативно–розыскных мероприятий, их содержание и последовательность,

место, время, интенсивность поведения.

В сложной структуре тактики постоянно происходит сочетание мыс

–лительных процессов ( оценка исходной информации, предвидение развития

ситуаций, принятие решений, оценка возможности их реализации ) и конк

–ретных действий оперативных работников, лиц, оказывающих

содействие органам, осуществляющим ОРД, иных лиц, включенных в

реализацию так–тических решений.

Тактика борьбы с организованной преступностью использует много

–летний опыт оперативных аппаратов, их успешных операций, стратегичес

–ких и тактических просчетов, сохраняет все традиционные элементы, учи

–тывает комплекс факторов, обусловливающих устойчивость, живучесть,

приспособленность и видоизменения организованной преступности.

Оперативно-розыскная тактика по своему содержанию

предполагает:

мышление оперативного работника, включающее оценку

оперативно–тактической ситуации, собственных сил, средств и

возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны – преступной

среды;

выбор образа действия, линии поведения, самого оперативного работ

–ника, либо по его заданию (поручению ) лиц, оказывающих содействие;

сами действия, их последовательность, линию проведения, корректиру-

емые в зависимости от развития ситуаций ( получение подкреплений или

наоборот ).

При таком содержании оперативно–розыскной тактики определение её

понятие требует включения всех указанных элементов и может быть

сформулировано так:

оперативно–розыскная тактика– категория ОРД отражающая мышле–

ние оперативного работника, включающее оценку ситуации, своих

сил, средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей

стороны и предопределяющее образ действия и линию поведения,

избираемые для дос-

тижения целей предупреждения и раскрытия преступлений и розыскной

работы.

Как уже было отмечено, тактику борьбы с организованной преступ

–ностью в значительной мере определяют, с одной стороны, маскировка её

системы ( структур, их состав, лидеров, финансовых операций, планов,

взаимоотношений с государственными органами, повседневной жизни

членов преступных объединений ) с другой – так называемая “активная

оборона”, то есть совокупность действий, направленных на

дестабилизацию правоохра–нительной системы.

Существует несколько уровней противоборства в зависимости от

мас–штабов деятельности преступных формирований.

Индивидуальный. Он, основываясь на преступном опыте

участников ОПФ, во многом воспринял “школы” преступных корпораций.

Сюда, например, входят: проверки окружения, смена адресов, укрытие

оружия, денег и ценностей, добытых преступным путём, в “надёжных”

местах, отделение этих улик от своей личности.

Групповой. Он базируется на общих групповых интересах. На этом

уровне проявляются две главные заботы: первая – обеспечение достижения

преступных целей любыми средствами, которые не приведут к провалу

участников групповой преступной деятельности; вторая – продление

существования, выживания и даже процветания группы, преступного

объединения. В этих целях активно используется разведка в отношении

конкурирующих преступных организаций, а также контрразведка в отношении

деятельности правоохранительных органов: с вовлечением их сотрудников

в преступную деятельность, проникновение в негласный аппарат,

выявление агентуры в своей среде, компрометация вышедших на след

преступников оперативных работников и успешно ведущих расследование

следователей и прокуроров.

Корпоративный. Этот уровень характерен для сложных структур ор

–ганизованной преступности, рассчитан на их устойчивость, в связи с

чем проявляется главная забота о покровителях, о продвижении их к

рычагам власти и о захвате представителями преступной корпорации

определённых позиций в государственном аппарате. Главный инструмент

маскировки на этом уровне, подкуп. Но отмечено и активное использование

политической демалогии, исторических подтасовок, националистической

идеологии, моло–дёжных течений, ошибок и злоупотреблений местной и

центральной влас –ти. На этом уровне практикуются искусно отработанные

методы маскиров –

ки, которые не вписываются даже в откровенно циничные нормы преступ–ной

среды. Практикуется, например, такой приём, направленный на обеспечение

безопасности системы: “сдают” правоохранительным органам часть

преступной организации для того, чтобы не была изобличена вся

структура.

Например, входе оперативной проверки одной из преступных

органи–заций, осуществлённой сотрудниками МУРа в конце 80-х годов, было

уста–новлено, что некоторые московские “воры в законе” – рецидивисты с

совре–

менной культурной “окраской” – оказались связаны с сотрудниками

алмаа–тинского зоопарка; “специалистами” Мосгорисполком, срочно, за

сутки офор-мляющими им заграничные паспорта и выезд в Болгарию; со

столичным меценатом–кооператором; с проворовавшимся тверским

зверосовхозом; с артистами, выступающими в Болгарии под эгидой

софийского филиала московского театра “Союз”; с итальянской мафией,

допустившей к порнобизнесу на гастроли в Италию “звезд стриптиза”, а

точнее, валютных проституток из России; наконец, с американскими

спецслужбами, позволившим этим проституткам промышлять на военных

базах США расположенных в Италии.

Широкие возможности для совершенствования организации и тактике

оперативно–розыскной деятельности заложены в Федеральном законе “Об

оперативно–розыскной деятельности”. В соответствии с этим законом в

до–полнение к ранее определенному Закону Российской Федерации “Об

опе–ративно–розыскной деятельности в Российской Федерации” перечнем

опе –ративно–розыскных мероприятий ( опрос граждан, наведение справок,

сбор образцов для сравнительного исследования, на блюдение, контроль

почто–вых отправлений, подслушивание телефонных и иных переговоров и

т.д. ) дополнительно введены следующие оперативно–розыскные

мероприятия: оперативное внедрение; контролируемая поставка;

оперативный эксперимент; проверочная закупка.

Закон предпологает, что процесс и результаты проведения

указании оперативно–розыскных мероприятий отражаются в делах

оперативного уче-та для последующей оценки и использования в уголовном

судопроизводст-ве.

Оперативное внедрение предпологает внедрение штатных

сотрудни–ков специализированных подразделений по борьбе с

организованной прес–

тупностью либо лиц, содействующих этим органам в осуществлении опе

–ративно–розыскных мероприятий, в организованные группы, банды,

преступные организации и сообщества.

Контролируемая поставка предпологает поставку, покупку, продажу,

перемещение денег, ценных бумаг, предметов, находящихся в легальном и

нелегальном обороте. Могут проводить иные контролируемые операции с

предметами, являющимися орудием или средством совершения

преступле–ния, либо предметами, добытыми преступным путём, либо

предметами, опе–рация с которыми образует состав преступления.

Проверочная закупка – оперативно–розыскное мероприятие, широко

применяемое в деятельности подразделений по борьбе с экономическими

преступлениями.

Оперативный эксперимент предпологает создание или

воспроизведе–ние условий для проявления преступных намерений лиц,

обоснованно по –дозреваемых в принадлежности к организованной группе,

банде, преступной организации и сообществу, а также для обнаружения

возможных объектов их преступных посягательств в целях своевременного

выявления, предуп –реждения, пресечения, раскрытия преступлений либо

снижения обществен –ной опасности и возможного вреда. При этом в

соответствии со ст. 8 Фе –дерального закона “Об оперативно–розыскной

деятельности” проведение оперативного эксперимента допускается только в

целях выявления, предуп–реждения, пресечения и раскрытия тяжкого

преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их

подготавливающих, совершающих или совершивших.*

___________________

*Закон “ Об оперативно–розыскной деятельности в Российской Федерации “.

// Российская газета. 1992. 29 апреля.

2. Оперативно–розыскное прогнозирование в борьбе с организованной

преступностью

По мере того как оперативно–розыскная деятельность получает право-

вую и теоретическую базу, её функции становятся все более

многогранны–ми, появляются возможности углубленного исследования

явлений, составляющих её предмет. Одна из таких возможностей

реализуется в прогнозировании. Прогностической оценкой охватываются

явления, комплексы явлений, факторы, предопределяющие выбор

оперативно–розыскной тактики в решении задач борьбы с организованной

преступностью.

Возможность предвидения заложена в самой природе

человеческих понятий, которые складываются даже в процессе

стихийно–эмпирического познания. Прогнозу как средству управления

социальными процессами и регулятору тактических решений в сфере

оперативно–розыскной деятельности присущи те же функции, что и прогнозу

вообще. К такого рода функциям обычно относят:

1) выявление характера изменения определенной ситуации в условиях,

когда на неё действуют стихийно складывающиеся влияния;

2) анализ изменения ситуация условиях, когда на неё оказывается оп-

ределённое действие и когда известны цели и средства его осу

–ществления;

3) определение характера ситуации, из которой необходимо

исходить для достижения поставленной цели;

4) выявление изменения частных целей и средств при

достижении главной цели. В качестве самостоятельных можно

выделить следу–ющие виды оперативно–розыскного прогнозирования:

а) прогнозирование вероятного поведения членов ОПФ после совершения

преступлений, что необходимо для выбора тактических приёмов их

обна–ружения и задержания;

б) прогнозирование вероятной ситуации, которая может сложиться в пе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.