Организованная преступность
по борь-бе с организованной преступностью Министерства внутренних дел
Россий–ской Федерации. Эта ситуация нашла закрепление в проекте
Федерального закона “ О борьбе с организованной преступностью “.
Взаимодействие с органами Федеральной службы безопасности ( ФСБ )
В соответствии со ст. 10 (Борьба с преступностью) Федерального
за–кона “ Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Феде
–рации “ (от 3 апреля 1995 г.) органы ФСБ осуществляют
оперативно–розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению,
пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности,
организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и
наркотиков, контрабанды и других преступлений, дознание и
предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а
также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию
деятельности незаконных вооруженных формирований преступных групп,
отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью
насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
В результате специализации и расширения функций МВД и ФСБ
сложилась ситуация, когда наблюдается совпадение компетенций
оператив–но-розыскных служб МВД и ФСБ, которые, руководствуясь единым
Феде–ральным законом “ Об оперативно–розыскной деятельности “,
применяют традиционные для этих органов средства, методы, тактику и
используют специфические оперативные возможности в борьбе с
организованной прес–тупностью.
Совместная деятельность органов внутренних дел и органов ФСБ по
выработке стратегии борьбы с организованной преступностью.
Такое взаимодействие строится на основе информационно–аналити
–ческой работы, которая является составным элементом управленческой
деятельности МВД, ФСБ и органов, входящих в эти системы. Оба ведомства
обеспечивают Президента России, высшие органы законодательной и испол-
нительной власти Российской Федерации информацией о состоянии и
тен–денциях организованной преступности, об угрозах безопасности
государства и о чрезвычайных ситуациях, которые могут повлечь тяжкие
социально–по-литические, экономические, военные, экологические
последствия.
Рабочие встречи сотрудников МВД и ФСБ, имеющие целью повыше –ние
оперативности взаимного информирования, реагирования на организо
–ваннуюпреступную деятельность.
Обмен опытом борьбы с организованной преступностью.
Организация и проведение совместных комплексных операций по
борьбе с организованной преступностью и коррупцией.*
Взаимодействие с органами налоговой полиции
Законом Российской Федерации “ о федеральных органах налоговой
___________________
*Закон “Об органах Федеральной службы безопасности Российской
Федерации” // Российская газета. 1995. 20 апреля.
полиции “ на данные органы возложено решение следующих задач:
выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и
правонарушений, о выявленных при этом других экономических
преступле–ниях органы налоговой полиции обязаны проинформировать
соответствую–щие правоохранительные органы;
обеспечение безопасности деятельности государственных
налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных
посягательств при
исполнении служебных обязанностей.
Организация взаимодействия между органами внутренних дел и
орга–нами налоговой полиции Российской Федерации предусматривает
создание постоянно действующих координационных рабочих групп из
представите–лей заинтересованных главков и управлений МВД и ФСНП
России, а также подразделений органов внутренних дел и органов
налоговой полиции на местах для выработки и реализации согласованных
действий по выявле–нию, предупреждению, пресечению налоговых
преступлений, а также пра –вонарушений и преступлений в сфере экономики
и потребительского рын–ка, проведение совместных оперативно–розыскных и
профилактических ме–роприятий с целью выявления незаконных операций,
осуществляемых кре –дитнофинансовыми и иными учреждениями,
предприятиями, организация–ми, в том числе занимающиеся
торгово–закупочной деятельеностью.
Руководителям федеральных органов налоговой полиции целесообраз–
но: ежеквартально информировать органы внутренних дел о криминогенной
обстановке по налоговым преступлениям, о конкретных фактах подготовки
или совершения преступлений в сфере экономики и потребительского
рын–ка, ставших известными в процессе осуществления
оперативно–розыскной деятельности.*
___________________
*Закон Российской Федерации “о федеральных органах налоговой полиции”
// Сборник нормативных документов. Москва. “Юридическая литература”.
1994.
Взаимодействие с органами пограничной службы
Федеральная пограничная служба взаимодействует с иными
субъекта–ми в борьбе с организованной преступностью на основе
Положения о
ФПС, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 2316 от 30
декабря 1993 г. Важно отметить, что подразделения имеют возможность
получать оперативно–розыскную информацию не только на территории
Российской Федерации, но и за её пределами при охране государственных
границ других стран. Это обстоятельство особенно важно учитывать
в борьбе с наркобизнесом, незаконным оборотом оружия, радиоактивных
и иных особо опасных веществ.*
Взаимодействие с таможенными органами
Взаимодействие с таможенными органами строится, прежде всего,
ис–ходя из положений Таможенного кодекса Российской Федерации. В соот
–ветствии со ст. 224 и 226 ТК РФ таможенные органы Российской
Федера–ции осуществляют оперативно–розыскную деятельность в целях:
выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших
противоправное деяние, признаваемое законодательством Российской Феде–
рации преступлением, производство дознания по которому отнесено к
ком–петенции таможенных органов Российской Федерации ( в соответствии
со ст. 22 ТК РФ ) таможенные органы Российской Федерации являются орга
–нами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты
таможен–ных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях
с ва –лютными ценностями, касающимися таможенного дела, а также по
делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено
к компе–тенции таможенных органов Российской Федерации, при запросах
междуна-родных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных
орга –нов иностранных государств в соответствии с международными
договорами Российской Федерации по таможенным вопросам.
____________________
*Указ Президента Российской Федерации “О Федеральной пограничной
службе”. № 2316. //Ведомости. 1994. № 1.
ГЛАВА 3. ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ТАКТИКИ В
БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
1. Общие элементы оперативно–розыскной тактики
в борьбе с организованной преступностью
Тактика – основная категория оперативно–розыскной деятельности,
поскольку именно тактика определяет набор видов
оперативно–розыскных мероприятий, их содержание и последовательность,
место, время, интенсивность поведения.
В сложной структуре тактики постоянно происходит сочетание мыс
–лительных процессов ( оценка исходной информации, предвидение развития
ситуаций, принятие решений, оценка возможности их реализации ) и конк
–ретных действий оперативных работников, лиц, оказывающих
содействие органам, осуществляющим ОРД, иных лиц, включенных в
реализацию так–тических решений.
Тактика борьбы с организованной преступностью использует много
–летний опыт оперативных аппаратов, их успешных операций, стратегичес
–ких и тактических просчетов, сохраняет все традиционные элементы, учи
–тывает комплекс факторов, обусловливающих устойчивость, живучесть,
приспособленность и видоизменения организованной преступности.
Оперативно-розыскная тактика по своему содержанию
предполагает:
мышление оперативного работника, включающее оценку
оперативно–тактической ситуации, собственных сил, средств и
возможностей, сил и качеств противоборствующей стороны – преступной
среды;
выбор образа действия, линии поведения, самого оперативного работ
–ника, либо по его заданию (поручению ) лиц, оказывающих содействие;
сами действия, их последовательность, линию проведения, корректиру-
емые в зависимости от развития ситуаций ( получение подкреплений или
наоборот ).
При таком содержании оперативно–розыскной тактики определение её
понятие требует включения всех указанных элементов и может быть
сформулировано так:
оперативно–розыскная тактика– категория ОРД отражающая мышле–
ние оперативного работника, включающее оценку ситуации, своих
сил, средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей
стороны и предопределяющее образ действия и линию поведения,
избираемые для дос-
тижения целей предупреждения и раскрытия преступлений и розыскной
работы.
Как уже было отмечено, тактику борьбы с организованной преступ
–ностью в значительной мере определяют, с одной стороны, маскировка её
системы ( структур, их состав, лидеров, финансовых операций, планов,
взаимоотношений с государственными органами, повседневной жизни
членов преступных объединений ) с другой – так называемая “активная
оборона”, то есть совокупность действий, направленных на
дестабилизацию правоохра–нительной системы.
Существует несколько уровней противоборства в зависимости от
мас–штабов деятельности преступных формирований.
Индивидуальный. Он, основываясь на преступном опыте
участников ОПФ, во многом воспринял “школы” преступных корпораций.
Сюда, например, входят: проверки окружения, смена адресов, укрытие
оружия, денег и ценностей, добытых преступным путём, в “надёжных”
местах, отделение этих улик от своей личности.
Групповой. Он базируется на общих групповых интересах. На этом
уровне проявляются две главные заботы: первая – обеспечение достижения
преступных целей любыми средствами, которые не приведут к провалу
участников групповой преступной деятельности; вторая – продление
существования, выживания и даже процветания группы, преступного
объединения. В этих целях активно используется разведка в отношении
конкурирующих преступных организаций, а также контрразведка в отношении
деятельности правоохранительных органов: с вовлечением их сотрудников
в преступную деятельность, проникновение в негласный аппарат,
выявление агентуры в своей среде, компрометация вышедших на след
преступников оперативных работников и успешно ведущих расследование
следователей и прокуроров.
Корпоративный. Этот уровень характерен для сложных структур ор
–ганизованной преступности, рассчитан на их устойчивость, в связи с
чем проявляется главная забота о покровителях, о продвижении их к
рычагам власти и о захвате представителями преступной корпорации
определённых позиций в государственном аппарате. Главный инструмент
маскировки на этом уровне, подкуп. Но отмечено и активное использование
политической демалогии, исторических подтасовок, националистической
идеологии, моло–дёжных течений, ошибок и злоупотреблений местной и
центральной влас –ти. На этом уровне практикуются искусно отработанные
методы маскиров –
ки, которые не вписываются даже в откровенно циничные нормы преступ–ной
среды. Практикуется, например, такой приём, направленный на обеспечение
безопасности системы: “сдают” правоохранительным органам часть
преступной организации для того, чтобы не была изобличена вся
структура.
Например, входе оперативной проверки одной из преступных
органи–заций, осуществлённой сотрудниками МУРа в конце 80-х годов, было
уста–новлено, что некоторые московские “воры в законе” – рецидивисты с
совре–
менной культурной “окраской” – оказались связаны с сотрудниками
алмаа–тинского зоопарка; “специалистами” Мосгорисполком, срочно, за
сутки офор-мляющими им заграничные паспорта и выезд в Болгарию; со
столичным меценатом–кооператором; с проворовавшимся тверским
зверосовхозом; с артистами, выступающими в Болгарии под эгидой
софийского филиала московского театра “Союз”; с итальянской мафией,
допустившей к порнобизнесу на гастроли в Италию “звезд стриптиза”, а
точнее, валютных проституток из России; наконец, с американскими
спецслужбами, позволившим этим проституткам промышлять на военных
базах США расположенных в Италии.
Широкие возможности для совершенствования организации и тактике
оперативно–розыскной деятельности заложены в Федеральном законе “Об
оперативно–розыскной деятельности”. В соответствии с этим законом в
до–полнение к ранее определенному Закону Российской Федерации “Об
опе–ративно–розыскной деятельности в Российской Федерации” перечнем
опе –ративно–розыскных мероприятий ( опрос граждан, наведение справок,
сбор образцов для сравнительного исследования, на блюдение, контроль
почто–вых отправлений, подслушивание телефонных и иных переговоров и
т.д. ) дополнительно введены следующие оперативно–розыскные
мероприятия: оперативное внедрение; контролируемая поставка;
оперативный эксперимент; проверочная закупка.
Закон предпологает, что процесс и результаты проведения
указании оперативно–розыскных мероприятий отражаются в делах
оперативного уче-та для последующей оценки и использования в уголовном
судопроизводст-ве.
Оперативное внедрение предпологает внедрение штатных
сотрудни–ков специализированных подразделений по борьбе с
организованной прес–
тупностью либо лиц, содействующих этим органам в осуществлении опе
–ративно–розыскных мероприятий, в организованные группы, банды,
преступные организации и сообщества.
Контролируемая поставка предпологает поставку, покупку, продажу,
перемещение денег, ценных бумаг, предметов, находящихся в легальном и
нелегальном обороте. Могут проводить иные контролируемые операции с
предметами, являющимися орудием или средством совершения
преступле–ния, либо предметами, добытыми преступным путём, либо
предметами, опе–рация с которыми образует состав преступления.
Проверочная закупка – оперативно–розыскное мероприятие, широко
применяемое в деятельности подразделений по борьбе с экономическими
преступлениями.
Оперативный эксперимент предпологает создание или
воспроизведе–ние условий для проявления преступных намерений лиц,
обоснованно по –дозреваемых в принадлежности к организованной группе,
банде, преступной организации и сообществу, а также для обнаружения
возможных объектов их преступных посягательств в целях своевременного
выявления, предуп –реждения, пресечения, раскрытия преступлений либо
снижения обществен –ной опасности и возможного вреда. При этом в
соответствии со ст. 8 Фе –дерального закона “Об оперативно–розыскной
деятельности” проведение оперативного эксперимента допускается только в
целях выявления, предуп–реждения, пресечения и раскрытия тяжкого
преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их
подготавливающих, совершающих или совершивших.*
___________________
*Закон “ Об оперативно–розыскной деятельности в Российской Федерации “.
// Российская газета. 1992. 29 апреля.
2. Оперативно–розыскное прогнозирование в борьбе с организованной
преступностью
По мере того как оперативно–розыскная деятельность получает право-
вую и теоретическую базу, её функции становятся все более
многогранны–ми, появляются возможности углубленного исследования
явлений, составляющих её предмет. Одна из таких возможностей
реализуется в прогнозировании. Прогностической оценкой охватываются
явления, комплексы явлений, факторы, предопределяющие выбор
оперативно–розыскной тактики в решении задач борьбы с организованной
преступностью.
Возможность предвидения заложена в самой природе
человеческих понятий, которые складываются даже в процессе
стихийно–эмпирического познания. Прогнозу как средству управления
социальными процессами и регулятору тактических решений в сфере
оперативно–розыскной деятельности присущи те же функции, что и прогнозу
вообще. К такого рода функциям обычно относят:
1) выявление характера изменения определенной ситуации в условиях,
когда на неё действуют стихийно складывающиеся влияния;
2) анализ изменения ситуация условиях, когда на неё оказывается оп-
ределённое действие и когда известны цели и средства его осу
–ществления;
3) определение характера ситуации, из которой необходимо
исходить для достижения поставленной цели;
4) выявление изменения частных целей и средств при
достижении главной цели. В качестве самостоятельных можно
выделить следу–ющие виды оперативно–розыскного прогнозирования:
а) прогнозирование вероятного поведения членов ОПФ после совершения
преступлений, что необходимо для выбора тактических приёмов их
обна–ружения и задержания;
б) прогнозирование вероятной ситуации, которая может сложиться в пе
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|