рефераты бесплатно

МЕНЮ


Нормативно-правовой акт

Беларусь.

Система нормативно-правовых актов в нашей республике определяется

Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными

актами. В них определены органы, имеющие право принимать нормативные

акты, и порядок издания таких актов. В Республике Беларусь понятие, виды

нормативных правовых актов, общий порядок их подготовки, оформления,

принятия (издания), опубликования, действия, толкования (разъяснения) и

систематизации регулируется законом «О нормативных правовых актах

Республики Беларусь» от 10 января 2000 года (38, Ст. 1).

Нормативно правовые акты различаются по своей юридической силе. В

зависимости от этого может быть определена иерархия, то есть

соподчинённость нормативных актов. Иерархия нормативных актов в

Республике Беларусь выглядит следующим образом ( 19, стр. Стр. 19-107):

Конституция (в том числе и акты толкования Конституции);

Международные договоры, действующие на территории Республики

Беларусь;

Законы, декреты и указы Президента (особое место здесь должна

занимать программные законы и кодифицированные нормативно-правовые акты

);

Указы Президента, изданные на основе закона;

Постановления Правительства;

Нормативные акты министерств и ведомств;

Нормативные акты, принимаемые местными органами государственной

власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочий

вышестоящими органами.

Определяя иерархию нормативных актов, нельзя забывать о норме,

закреплённой в статье 8 Конституции, согласно которой Республика

Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного

права и обеспечивает соответствие им законодательства. По существу эта

норма является вектором развития правовой системы Беларуси.(3, стр.382).

В соответствии с вышеизложенным и следует рассматривать систему

нормативно правовых актов в Республике Беларусь.

3.2. Конституция Республики Беларусь - нормативный акт, обладающий

высшей юридической силой.

Нормы права в Беларуси являются общеобязательными правилами

поведения, устанавливаются государством и обеспечиваются его

принудительной силой. Конституция Республики Беларусь закрепляет

важнейшие начала государства и права. Это и политический и правовой

документ, одновременно выполняющий организаторскую, учредительную,

внешнеполитическую и идеологическую функции. Конституция - официально-

документальная форма выражения общегосударственной воли, юридическое

основание правовой деятельности государства, его органов, всех

субъектов права. Конституция определяет не только субъектов

правотворческой деятельности, но и включает общие нормы, направленность

и содержание которых определяют в качестве критериев содержание иных

нормативных актов (19, стр. 22).

По сроку действия Конституция Республики Беларусь является

постоянной, так как принята на неопределённый срок. По форме Конституция

является писаной, по порядку внесения изменений и дополнений - жёсткой,

так как она изменяется (дополняется) в особом, более сложном порядке, в

отличие от обыкновенных законов (5, стр. 25).

В Конституции последовательно развиты и законодательно оформлены

главные идеи, содержащиеся в предшествующих законодательных актах

Республики Беларусь и международных документах, опыт других государств.

В Республике Беларусь во многом реализованы положения «Всеобщей

декларации прав человека» (1948 года) (43) и принципы формирования

правового государства. Об этом свидетельствует содержание Конституции

,которая в частности закрепляет такие базовые принципы:

- Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на

своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю

политику (статья 1);

- демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе

многообразия политических институтов, идеологий и мнений (статья 4);

- государство основывается на принципе разделения властей:

законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в

пределах своих полномочий самостоятельны. Они взаимодействуют и

уравновешивают друг друга (статья 6);

- государство, его органы и должностные лица действуют в пределах

Конституции и принятых в соответствии с нею актах (статья 7);

- Республика Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов

международного права и обеспечивает соответствие им законодательства

(статья 8);

- граждане имеют право участвовать в решении государственных дел

как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и

государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением

проектов законов и вопросов республиканского и местного значения,

другими, определёнными законом, способами (статья 37);

- для решения важнейших вопросов государственной и общественной

жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.

В Конституции принцип её верховенства сформулирован следующим

образом: она обладает высшей юридической силой, законы, декреты, указы и

иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с

Конституцией Республики Беларусь (статья 137). Если имеет место

расхождение закона, декрета, указа или иного нормативного акта с

Конституцией действует Конституция (38, Ст. 10), в силу того, что «она

обладает высшей юридической силой, то есть стоит на высшей ступеньке в

иерархии законодательных актов в Республике Беларусь» (19, стр. 23) .

Положения Конституции являются учредительными, то есть носят

первичный характер. Все остальные законы в той или иной форме, тем или

иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения.

Никакой другой акт не может стать высшей юридической нормой по отношению

к Конституции. Неотъемлемым и непременным признаком правового

государства является приоритет Конституции. Она является центром

правовой системы Беларуси и базой всего законодательства страны.

Важнейшее значение для определения места и роли Конституции,

формирования всей правовой системы с учётом иерархии нормативных актов

имеет раздел VIII. В нём решаются вопросы действия Конституции и порядка

её изменения.

Конституционные законодательные акты занимают второе после

Конституции место в общей иерархии актов, они являются наиболее

устойчивыми и имеют долговременное действие. Действующий Основной Закон

не содержит термин конституционный закон или конституционный

законодательный акт. Однако в статье 140 Конституции по существу о

конституционных законодательных актах и идёт речь. К ним помимо

Конституции следует относить законы о внесении в неё изменений и

дополнений, о введение в действие Конституции и указанных законов, акты

о толковании Конституции. Указанная группа актов занимает второе после

Конституции место в общей иерархии актов, они являются наиболее

устойчивыми и имеют долговременное действие. Конституцией предусмотрен

более узкий круг субъектов, по сравнению с обычными законами, обладающих

правом на внесение предложений об изменении и дополнении Конституции.

Так, согласно статье 138 Конституции вопрос об изменении и дополнении

Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента

или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих

избирательным правом.

Согласно Конституции Республики Беларусь закон об изменении и

дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и

одобрений Парламентом с промежутком не менее трёх месяцев. Данное

правило можно считать соблюдённым, если проект как при первом чтении,

так и при втором обсуждении будет идентичным.

В Конституции введены ограничения на изменение её по времени и

обстоятельствам. Не допускается изменение и дополнение Конституции в

последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей. Не допускается

изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения.

Закон Республики Беларусь «О порядке вступления в силу Конституции

Республики Беларусь» установил срок принятия законов (в течение двух

лет), которые названы в Конституции. В случае принятия законов до

вступления в действие Конституции они должны быть приведены в

соответствие с ней. Законы и иные нормативные акты до приведения в

соответствие с Конституцией действуют в той части, в какой они не

противоречат Конституции республики.

3.3. Международные договоры Республики Беларусь.

Международным сообществом давно признано, что принятие на себя тех

или иных международных обязательств означает обязанность для государства

соблюдать их. При этом противоречащие нормы внутренних актов должны быть

скорректированы (19, стр. 87).

В статье 8 Конституции Республики Беларусь закреплено положение,

согласно которому Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов

международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

При этом не допускается заключение международных договоров, которые

противоречат Конституции. Эта норма свидетельствует о стремлении

законодателя строить независимое государство на правовых демократических

принципах.

Норма, запрещающая заключать международные договоры,

противоречащие Конституции, является гарантией государственного

суверенитета Беларуси, которая самостоятельна в проведении своей

внутренней и внешней политики.

Важно иметь в виду, что согласно новой редакции статьи 15 Закона

«О международных договорах Республики Беларусь» общепризнанные принципы

международного права и нормы международных договоров Республики

Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории

Республики Беларусь права.

Республика Беларусь является участницей таких фундаментальных

международных документов, как «Всеобщая декларация прав человека» (43),

«Международный пакт о гражданских и политических правах) (42),

«Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»

(45) и ряда других.

Международный договор Республики Беларусь, который вступил в силу,

обладает юридическим верховенством по отношению к другим

подконституционным актам (законам, декретам, указам, постановлениям и

др.). Это обязывает правотворческие и правоприменительные органы при

принятии соответствующих решений руководствоваться нормами международных

договоров.

В соответствии со статьёй 116 Конституции по предложению

уполномоченных на то субъектов Конституционный Суд даёт заключения о

соответствии международных договорных и иных обязательств нашей страны

Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой

Беларусь

Ратификации Национальным собранием Республики Беларусь подлежат

международные договоры Республики Беларусь при подписании которых

стороны договорились о ратификации.

Международные договоры Республики Беларусь, не подлежащие

ратификации и не вступающие в силу со дня подписания, подлежат

утверждению. Международные договоры Республики Беларусь утверждает

Президент Республики Беларусь, а межправительственные договоры

Республики Беларусь - Совет министров Республики Беларусь.

Решение о присоединении Республики Беларусь к международным

договорам различно. Так ,межгосударственные и межправительственные

договоры, подлежащие ратификации Национальным собранием Республики

Беларусь в форме закона Республики Беларусь о присоединении к

международному договору. Межгосударственные договоры, не подлежащие

ратификации, утверждаются Президентом Республики Беларусь в форме указа

Президента Республики Беларусь. Межправительственные договоры не

подлежащих ратификации, - утверждаются Кабинетом Министров Республики

Беларусь в форме постановления Кабинета Министров Республики Беларусь.

Ратификация международного договора Республики Беларусь

осуществляется в форме закона. Закон о ратификации международного

договора возводит международный договор в ранг актов, стоящих над

обыкновенными законами.

Важность определения места международных договоров в иерархии

правовых актов состоит в том, что в них часто содержатся нормы о

дополнительных гарантиях прав и свобод человека.(19, стр. 84).

3.4. Законы и другие акты Парламента.

В соответствии с Конституцией представительным и законодательным

органом в Республике Беларусь является двухпалатный Парламент -

Национальное собрание, состоящее из Палаты представителей и Совета

Республики. К субъектам, обладающим правом законодательной инициативы

относятся: Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики,

Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в

количестве не менее 50 тысяч человек.

Палаты Парламента не могут заседать совместно и принимать

совместные решения. Компетенция каждой из палат определена в

Конституции, прежде всего - в статьях 97 и 98.

Основная функция любого Парламента - законотворческая (наряду с

контрольной и распорядительной). При этом следует иметь в виду, что

принятие законов - это дело обеих палат, однако законотворческий процесс

всегда начинается в Палате представителей. Согласно белорусскому

законодательству любой законопроект, если иное не предусмотрено

Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в

Совете Республики. Многие другие полномочия являются, как правило, для

каждой из палат исключительно её полномочия и не требуют обязательного

участия другой палаты.

В пункте 2 статьи 97 Конституции к компетенции Палаты

представителей отнесено рассмотрение проектов законов, в том числе об

утверждении основных направлений внутренней и внешней политики

Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации

международных договоров; об основном содержании и принципах

осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве,

статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных

меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчёта о его

исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах

осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о

принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве,

материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и

здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании

природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов

административно-территориального устройства государства; о местном

самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об

уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о

заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения;

об установлении государственных наград; о толковании законов.

В связи с закреплением в статье 97 Конституции перечня проектов

законов, которые рассматриваются Палатой представителей, можно сделать

следующие выводы: во-первых: к компетенции Палаты представителей (а

значит и Парламента в целом) отнесено принятие нормативных актов в виде

законов в сфере наиболее важных общественных отношений; во-вторых: факт

формулирования данного перечня означает, что в данной сфере общественные

отношения могут быть урегулированы лишь таким видом нормативных актов

как закон. Приведённый перечень проектов законов, которые может

рассматривать Палата представителей, не является исчерпывающим, она

вправе принимать законы и по другим вопросам, если их разрешение не

отнесено Конституцией к компетенции других органов государственной

власти.

Конституция Республики Беларусь предусматривает (статья 101) право

Палаты представителей и Совета Республики законом, принятым большинством

голосов от полного состава палат, по предложению Президента делегировать

ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона.

Однако следует иметь в виду, что такой закон может быть принят: во-

первых, только с участием двух палат; во-вторых, предложение о наделении

законодательными полномочиями должно исходить только от Президента.

Такой закон должен определять предмет регулирования и срок

полномочий Президента на издание декретов.

Деятельность Парламента обычно регулируется его регламентом.

Регламент является нормативно-правовым актом. Принятие регламента обычно

имеет конституционную основу. В отличие от таких нормативно-правовых

актов, как законы, регламенты палат подписываются председателями палат.

Регламенты палат Парламента, принятые в рамках Конституции,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.