рефераты бесплатно

МЕНЮ


Нормативно-правовой акт

материальном смысле. Он также уточняет, что "нормативный акт, исходящий от

законодательного органа, точнее было бы называть законом в формально-

материальном смысле, так как законом только в формальном смысле вернее

именовать акты ненормативного (индивидуального) значения, издаваемые

законодательными органами'7/4 с. 54//. Закон Республики Беларусь "О

нормативных правовых актах Республики Беларусь" под законом понимает

нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования

наиболее важных общественных отношений (ст. 2).

Представляется, что историческую эволюцию закона следует

рассматривать как "срез", аспект эволюции права в целом. Идея верховенства

права исторически значительно старше идеи верховенства закона (как и самого

закона). В Европе в раннеклассовую эпоху формируется дуализм доктрины и

структуры права, а для средневековья совершенно не характерны представления

о том, что государство может создавать и изменять право. Однако здесь уже в

древности складывается светская, а не религиозная концепция закона.

Возникнув в античном Риме, она оказала заметное влияние на развитие

понимания закона в странах Европы. Так, сами термины "закон",

"законодательство" во многих европейских языках происходят от латинского

"lex" (публичное (официальное) обязывание, мн. число leges). Значительно

технико-юридическое влияние римского права. Роль закона возрастает по мере

создания централизованных государств и особенно усиливается в период

абсолютизма. Но его верховенство утверждается лишь в наступлением

буржуазной эпохи и только в странах романо-германской правовой семьи.

Сегодня под верховенством закона в большинстве стран понимают прежде

всего верховенство конституции. Конституцию определяют как центр, ядро

правовой системы, источник государства и т.д. Неодинаковая юридическая сила

иных законов порождает проблему их соподчиненности, Она дополняется

проблемой соотношения закона и подзаконных актов, а в федеративных

государствах - соотношения нормативных актов федерации и ее субъектов.

Кроме того, сам термин "закон", как мы выяснили ранее, может иметь

различное значение. Закон может определяться как по формальным (акт

правотворчества, одобренный парламентом и главой государства), так и по

материальным (определенная конституцией сфера законодательного

регулирования, например в большинстве франкоязычных стран)

критериям.

С тех пор как право приобрело национальный характер, закон - в силу

его связи с верховной властью государства можно рассматривать как

проявление государственного суверенитета. Два аспекта суверенитета -

внутренний и внешний - обусловливают и соответствующие аспекты проблемы

верховенства закона. В принципе верховенство закона отражает лишь

внутренний аспект суверенитета, т.е. верховенство государственной власти

внутри страны. Внешний аспект суверенитета проявляется в соотношении закона

и международного права, значимость этой проблемы возрастает по мере

усиления интеграции государств. Европейская доктрина предполагает

формальное закрепление верховенства закона в системе источников права и

наличие системы политико-правовых гарантий верховенства закона (разделение

властей, независимость суда, конституционный контроль), а также и ряда

неправовых условий (определенный уровень материального

благосостояния и информированности членов общества, цивилизованный характер

отношений между классами и социальными группами). Вместе с тем механизм

законотворчества и применения закона порой бывает столь запутанным и

противоречивым, что определить место закона в системе источников права

непросто. Верховенство закона неразрывно связано с его легитимностью.

Американский ученый Р.Пилон утверждает, что термин "легитимность" в обычном

его понимании обозначает точку, где сходятся право и мораль. "Когда

правительство претендует на то, что его власть и его действия легитимны,

оно тем самым утверждает, что действует правильно не только с легальной, но

и моральной точки зрения" //7 с.62//. Однако, Р. Пилон полагает, что в

современном обществе практически невозможно единогласное одобрение

общегосударственных решений, и иногда значительная часть населения может

считать существующий строй незаконным.

Проблема соотношения конституционности и легитимности закона весьма

сложна и недостаточно исследована. Даже будучи принятым в соответствии с

установленной процедурой и в рамках компетенции законодательного органа,

закон может и не соответствовать господствующим в обществе

представлениям о справедливости. Верховенство закона реально лишь при

наличии и формально-юридического и сущностного критерия легитимности, ибо

учет только последнего из них может означать доминирование целесообразности

над законностью, а только первого - провоцировать использование закона в

антигуманных целях. Сама возможность "корректировки" закона в соответствии

с требованиями легитимности свидетельствует о существовании

источников права, конкурирующих с ним.

Речь идет об актах судебного конституционного контроля и судебной

практике. Критерием легитимности законов выступает конституция. Критерием

ее легитимности высшие принципы справедливости. В процессе судебного

конституционного контроля происходит "отсев" неконституционных законов

(норм), т.е., по существу, их корректировка с позиций легитимности.

Одновременно корректируется путем толкования сама конституция.

Корректировка закона осуществляется также и в процессе судебной практики.

Причем в системах общего и романо-германского права ситуация весьма сходна.

В странах с романо-германской правовой системой судебная практика

изначально не признавалась источником права, но постепенно она фактически

стала таковым. При этом ее юридическая сила равна силе закона или даже

превосходит ее //8 с. 185//. Нельзя не согласиться с Р.Давидом,

утверждающим, что "абсолютный суверенитет закона в странах романо-

германской правовой семьи является фикцией", так как "наряду с законом

существуют и иные значительные источники права" 119 с. 104,107//. Все

сказанное позволяет сделать вывод об ограниченности действия принципа

верховенства закона. По существу, в "чистом" виде концепция верховенства

закона (в ее традиционном понимании) реализовывалась лишь в классическом

мусульманском праве. И в тех правовых системах, где принцип верховенства

закона провозглашается, действие его далеко не безусловно. Это связано с

тенденцией к ограничению полномочий парламента в пользу органов

исполнительной власти. Поэтому реальное место закона в системе источников

права во многом определяется соотношением компетенции парламента и

правительства (президента).//10 с.42//Ограниченность действия принципа

верховенства закона объясняется также его взаимодействием с нормами

международного права. Последнее обычно обладает либо приоритетом, либо

равной с законом юридической силой. В связи с этим во франкоязычных

странах, например, условием вступления в силу международного договора,

положения которого противоречат конституции, является соответствующее

изменение конституции. А ратификации международного соглашения,

противоречащего действующему законодательству, предшествует процедура

отмены или изменения закона. Наконец, в мире утверждается представление о

первичности естественных и неотчуждаемых прав человека по отношению к

позитивным правовым нормам. В итоге нормы о правах и свободах личности,

хотя и закрепляются в конституции, декларациях и хартиях, имеющих

конституционное значение, но рассматриваются в основе своей как

надконституционные. Соответствие норм конституции и законов естественным и

неотчуждаемым правам человека становится критерием их легитимности //10

§2//.

Таким образом, возможны два подхода к проблеме верховенства закона.

"Узкий" состоит в формально-юридическом определении места закона в системе

источников права. "Широкий" предполагает рассмотрение источников права во

взаимосвязи и взаимодействии с политической, идеологической, социальной и

другими системами. Тогда принцип верховенства закона приобретает

многомерность и рассматривается сквозь призму демократии (или ее

отсутствия), идей, положенных в основу правопонимания, характера отношений

в обществе и т.д. Представляется, что именно такое видение проблемы

позволяет раскрыть реальную роль и назначение закона в той или иной

правовой системе.

2.2. Виды законов

Классификация законов основывается на различных критериях, зависящих

от правовой системы. Так, Ю.А. Тихомиров предлагает дифференциацию: 1) по

содержанию, то есть по регулируемым законами отношениям в обществе; 2) по

способу воздействия на них, то есть по сферам социальной и государственной

жизни. Также вышеуказанный автор классифицирует законы в зависимости от

юридической силы, от структурной формы законодательных актов. Последний

критерий служит для выделения обычных тематических и укрупненных законов

(кодексы и т.п.). Законы также можно классифицировать по порядку их

подготовки, рассмотрения и принятия. В особую группу Ю.А. Тихомиров

объединяет законы государства, имеющего федеративное устройство, так как

для этих государств присущи системы законов, характеризующиеся двумя или

даже тремя уровнями//12 с. 69//.

Законы по их юридической силе могут быть разделены на обычные и

конституционные. Понятие последних носит полемический характер, так как их

формулировка у различных авторов неодинакова. Так, некоторые правоведы

относят к ним Конституцию и законы, которыми вносятся изменения и

дополнения в Основной Закон. Другие ученые предлагают под конституционными

законами понимать законы, принятие которых предусмотрено в Конституции.

Г.Ф. Шершеневич подразумевает под конституционными законами те законы,

"которые определяет государственное устройство, то есть устройство

верховной власти и устройство тех органов, которым поручаются различные

функции верховной власти, законодательство, суд и администрация", а также

"те нормы, которым законодатель придает особенно важное значение и желает

сообщить характер твердости и постоянства" //13 с. 114//. Обыкновенными

законами Г.Ф. Шершеневич считал все остальные законы, которые не относятся

к конституционным.

В некоторых государствах в особую группу выделяют программные

законы, содержащие изложение общих принципов, а не конкретных предложений.

В качестве программных законов Республики Беларусь Г.А. Василевич выделяет

"законы, которыми определяются основные направления внутренней и внешней

политики республики Беларусь, ее военная доктрина", а также "законы об

утверждении бюджета" //6 с.91//.

Многие авторы различают законы по пространству их действия общие и

местные. Под первыми понимаются законы, в сферу действия которых входит вся

территория определенного государства, местные же законы действуют только на

определенной его части. Однако следует отметить, что такая дифференциация

присуща в основном государствам федеративного устройства.

По содержанию законы делятся на общие, которые

распространяются на всех граждан определенного государства, и специальные,

действующие только в отношении определенного круга лиц, имеющих

специфический признак, отличающий их от других людей.Также в юридической

литературе существуют деления, классифицирующие законы по субъектам

законотворчества, по отраслевой принадлежности, по форме выраженности и

другие.

2.3. Конституция страны - основной нормативный правовой акт. Виды

конституций.

Конституции - важнейший институт демократии. В современном

значении они возникли в конце ХVIII века. Первая конституция,

действующая и до настоящего времени, появилась в 1787 году в США. В 90-е

годы того же столетия были приняты конституции во Франции (1791 и 1793

года) и Польше (1793 год). В настоящее время практичкески во всех

странах мира имеются конституции.

Конституция играет огромную роль в жизни каждого государства, что

определяется их особым местом в правовой системе страны.

Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всего

остального законодательства страны. Она регулирует базовые общественные

отношения и затрагивает практически все области жизни общества -

политическую, экономическую, социальную и другие (5, стр. 32). Вот какое

определение Конституции дал русский ученый Лазарев В.В. –“Конституция -

основной закон государства, закрепляющий основы государственного и

общественного строя, формы правления и государственного устройства,

правовой статус личности, принципы избирательной системы, порядок

формирования и компетенцию основных государственных органов.”(7, стр.

24). Как и всякое другое, данное определение отражает типичные,

сущностные признаки конституции, которые не всегда свойственным

отдельным её видам.

Конституцию, занимающую особое место в системе каждой страны,

отличают от других правовых актов следующие черты):

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени

которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, то есть

та сфера общественных отношений, воздействие на которые она

распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая

сила, порядок принятия, внесения в неё поправок, специфические формы

охраны и другие.(11,стр.176).

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Конституция в современном значении этого понятия является актом,

который принимается народом или от имени народа. Эта сущностная черта

конституции и поныне признаётся доминирующей в конституционной теории и

практике. Не случайно конституции большинства стран мира начинаются

словами: «Мы, народ ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.)

настоящую конституцию».

Идею о причастности народа к принятию конституции не могли

игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. В СССР, например,

это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936

года, проводившегося в течении 6 месяцев с широчайшим размахом и

призванного «освятить» Основной Закон волей народа (15, стр. 83).

Особенность субъекта, принимающего конституцию обуславливает и

вторую существенную черту понятия конституции - её учредительный

характер. Поскольку народ в демократическом государстве является

носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он

обладает таким её высшим проявлением, как учредительная власть. В

содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и

посредством её учреждать те основы общественного и государственного

устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная

власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы

устройства общества и государства (17,стр.51)

Вся история конституционного развития как нашей, так и зарубежных

стран служит этому подтверждением. Через Конституции получали

легитимность принципиальные изменения всего общественного строя.

Именно на признании Конституции в качестве проявления

учредительной власти народа основываются особый порядок её принятия,

верховенство, её роль во всей правовой системе государства,

непререкаемость для всех учреждённых ею властей, в том числе и для

законодательной (14, стр. 146).

Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что её

предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это

означает, что для установления положений конституции не существует

никаких правовых, юридических ограничений. Не может быть такой правовой

нормы, которая не могла бы быть включена в Конституцию по признаку её

несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Так,

законы не могут противоречить Конституции. Указы Президента не должны

противоречить Конституции и законам, постановления Правительства не

могут противоречить Конституции, законам, указам Президента (38, ст.

10). У Конституции нет такого юридического «потолка».

Разумеется, из этого не следует вывод о том, что содержание

конституционных установлений определяется произвольно, что в неё могут

быть включены любые нормы.

На процесс выработки Конституции воздействует широкая система

факторов - экономических, политических, социальных, исторических, сила

традиций, преемственность конституционного развития страны и другие.

Важной чертой, характеризующей понятие Конституции, является

особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того

слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим

характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает

все области жизни общества - политическую, экономическую, социальную,

духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные

основы общественных отношений(13, стр41).

Конституцию отличают и особые юридические свойства, которые

производны от перечисленных выше сущностных черт конституции. Это

означает, что не юридические свойства являются основой её особого

статуса в правовой системе, а наоборот, последний предопределяет

юридическую специфику Конституции.

Она выражается :

в верховенстве Конституции;

в её высшей юридической силе;

в её роли как ядра правовой системы;

в особой охране Конституции;

в особом порядке принятия и пересмотра Конституции, внесения в неё

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.