рефераты бесплатно

МЕНЮ


Нормативно-правовой акт

цивилизации позволили выработать определенные требования к структуре

нормативно-правового акта, направленные на улучшение доступности и

восприятия для профессиональных и непрофессиональных

правопользователей. В тоже время «устойчивость во времени той или иной

структурной особенности определяется степенью толерантности к

общественно-политическому строю на разных этапах развития

человеческого общества» (8, стр. 50). Наиболее устойчивыми структурными

элементами являются реквизиты нормативных правовых актов,

характеризирующие следующее: вид акта (закон, декрет, указ,

постановление и др.); орган (должностное лицо), принявший (издавшее)

акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место

принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц,

официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные

правовые акты (4, стр. 125). Каждый нормативный правовой акт имеет

название, которое отражает предмет правового регулирования

нормативного правового акта и его основное содержание. Наиболее древние

структурные элементы нормативно-правового акта преамбула, статьи и

пункты (10, стр. 113).

Преамбула - вступительная часть, содержащая информацию о причинах,

условиях и целях его принятия, предмете и методе его правового

регулирования. Включение нормативных предписаний в преамбулу не

допускается (38, ст. 1)

В большинстве стран после преамбулы нормативного акта обязательна

глава «Термины и понятия» (впервые эта глава появилась в законах

Императоров династии Цинь в Древнем Китае (8, стр. 37)), в которой

определяется толкование и применение в однозначном порядке юридической

лексики. Этим достигается единообразие понимания норм, применительно к

определенным лексическим структурам. При этом надо учитывать, что в

законодательном порядке в цивилизованных странах закреплено правило,

запрещающее дублирование одного и того же толкования юридической

лексики в других нормативных актах (6, стр. 62). Одни и те же термины

в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и

иметь единую форму (38. Ст. 32).

Статьи и пункты, на которые подразделяется текст нормативного

правового акта - основные структурные элементы (единицы) нормативного

правового акта, содержащие законченные нормативные положения.

Исторический опыт правотворчества выработал правило сплошной нумерации

статей и (или) пунктов независимо от нумерации глав (8, стр. 28).

Данное положение применяется практически во всех цивилизованных

странах. Более детальное разделение текстов применяется в целях

систематизации информации для лучшего пользования. Отдельно надо

отметить структурную особенность кодифицированного нормативного

правового акта, наиболее разработанную в правотворческой практике

Франции и Испании (8, стр. 98). Разделы кодифицированного нормативного

правового акта могут объединяться в Общую и Особенную части.

Общая часть кодифицированного нормативного правового акта должна

содержать (38, ст. 1,29) фундаментальные положения (принципы,

определения понятий, основные институты); 2)специализированные

нормативные положения (презумпции, преюдиции); 3)иные исходные

нормативные положения, которые характеризуются высокой степенью

обобщенности, стабильности и закладывают правовую основу использования

(применения) норм Особенной части.

Особенная часть кодифицированного нормативного правового акта

может содержать нормы, которые обозначают (38, ст29): 1) вид и меру

(правила) возможного и должного поведения (юридические права и

обязанности); 2) вид и меру негативных (отрицательных) последствий

возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность).

Уровень подготовки нормативных актов, их доступность, лаконичность

и содержательность зависит от развития права в стране(17, стр. 162).

Продуманная структура нормативного акта позволяет сделать норму

прозрачной для пользователей, способствовать снижению уровня правового

нигилизма населения (25, стр. 76).

1.3.Пределы действия нормативно-правовых актов.

1.3.1.Дейсвия нормативно-правовых актов во времени.

Нормы права, призванные регулировать общественные отношения,

содержатся в официальных документах - нормативно-правовых актах.

Действующие в том или ином государстве нормативно-правовые акты

согласованы между собой и образуют целостную систему, именуемую

системой законодательства. Именно нормативно-правовой акт как внешняя

форма права определяет, какие общественные отношения регулируют

содержащиеся в нем нормы права, когда они начинают действовать, на

какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются (3,

стр. 358-359).Таким образом, пределы действия правовых норм

определяются прежде всего (но не во всех случаях) пределами действия

нормативно-правовых актов, в которых данные правовые нормы содержатся

(3, стр. 358). Действие нормативно-правового акта - это порождение тех

юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Пределы действия

нормативно-правового акта обычно устанавливаются по трем основным

параметрам: по времени, территории и лицам (14, стр. 166). Иногда

добавляют и четвертый параметр - определенную сферу общественных

отношений, которую регулируют содержащиеся в нормативно-правовом акте

нормы права и говорят о предметном действии нормативно-правовых актов

(3, стр. 358).

С пределами действия нормативного акта связано осуществление

требований законности. Эти пределы должны быть регламентированы так,

чтобы принятые нормативные акты своевременно вводились в действие,

старые отменялись, строго определялась их субординация, не допускались

случаи произвольного применения акта к отношениям, которые не попадают

в сферу его функционирования. (1, стр.237-238).

Действие нормативно-правового акта во времени ограничено моментом

вступления в юридическую силу (38. Ст. 66) и моментом утраты

юридической силы (38, ст.58). Временные рамки определяют такие понятия,

как обратная сила (ретроактивность) нормативно-правового акта (3,

стр.361) и переживание действия (ультраактивность) нормативно-правового

акта (20, стр. 11).

Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом

нормативно-правовом акте, или в специальном сопутствующем документе.

Называется конкретная дата, причем чаще всего срок между принятием и

введением в действие нормативно-правового акта не превышает одного-трех

месяцев. Если же принимается, достаточно сложный, важный нормативно-

правовой акт, то срок между принятием и введением его в действие может

быть и больше (3, стр. 361). Так, Гражданский кодекс Республики

Беларусь был принят Палатой представителей 28 октября 1998 года.,

одобрен советом Республики 19 ноября 1998 года, подписан Президентом

Республики Беларусь 7 декабря 1998 года ,а введен в действие с 1 июля

1999 года. Срок между принятием и введением в действие увеличивается и

в случае невозможности или нецелесообразности немедленной реализации

предписаний, содержащихся в нормативно-правовом акте.

Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно,

в этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов,

статей обозначаются определенными сроками либо связываются с

наступлением определенных условий (38,Ст.6). Так, Указ Президента

Республики Беларусь № 117 от 07 марта 2000 года «О некоторых мерах

по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров.»

введен в действие с 10 марта 2000 года, в то же время его положения о

наказаниях в виде штрафа вводятся в действие с 01 июля 2000 года.

Один из наиболее популярных в последнее время сроков, на которые

указывают при вступлении нормативно-правовых актов высших органов

государства в юридическую силу - с момента опубликования (38, ст. 62).

Тем самым обеспечивается оперативность действия вновь принятого

документа. Однако, как отмечается в литературе, такой способ не

обеспечивает населению возможность своевременного ознакомления с новыми

нормами права (24, стр.28-29). Введение в действие законов с момента их

опубликования вообще не очень согласуется с тем, что по общему правилу

они вступают в юридическую силу по прошествии определенного срока после

их опубликования (35, ст. 17) . Современной зарубежной конституционной

практике также известен подобный способ вступления законов в

юридическую силу, однако обычно с момента опубликования вводятся в

действие лишь такие законы, которые обращены к государственным органам

и не затрагивают прав, свобод, обязанностей и ответственности человека

(20, стр.11).

Может быть указан также следующий срок : нормативно-правовой акт

вступает в юридическую силу с момента принятия или подписания (38. Ст.

66). Этот способ не очень удобен применительно к нормативно-правовым

актам высших органов государства, поскольку субъекты права узнают

содержание нормативно-правового акта, знакомясь с опубликованными

документами (3, 361). Этот срок как правило применяется для введения в

действие нормативно-правовых актов, не имеющих общего значения. В

отечественной юридической практике подобный способ вступления в

юридическую силу применялся даже к законам (38.Ст.66.).

В случае, если срок вступления в юридическую силу не указан, он

определяется в соответствии с правилами, установленными для каждого

вида нормативно-правовых актов. Общее правило здесь таково: вступление

в юридическую силу нормативно-правовых актов, имеющих наиболее важное

значение (принимаемых прежде всего высшими государственными органами)

привязывается к моменту их официального опубликования; они вступают в

юридическую силу или после официального опубликования, или же по

истечении определенного срока после официального опубликования (22,

стр. 75). Остальные нормативные документы вступают в юридическую силу с

момента принятия или подписания(38,Ст.6).

Существуют несколько способов прекращения действия нормативно-

правовых актов во времени (25, стр.72). Прежде всего- это прямая отмена

нормативно-правового акта. Этот способ наиболее удобен, он ведет к

"расчистке" законодательства, поскольку здесь содержится четкое

указание на время прекращения действия официального документа. Подобное

указание может содержаться рядом новыми правовыми нормами, с правовыми

нормами о введении в действие нового нормативно-правового акта; отмене

устаревших нормативно-правовых актов или отдельных их частей могут быть

посвящены и специальные нормативно-правовые акты.

Далее - это фактическая отмена данного нормативно-правового акта

другим нормативным актом принятым по тому же вопросу. Данный способ не

слишком удобен, поскольку полная ясность для правопользователей

относительно действия того или иного документа во многих случаях не

наступает. Все-таки по самым разным причинам именно таким способом

нормативные акты утрачивали юридическую силу и в советское время, да и

в настоящее время.

Истечение срока на который был издан нормативно-правовой акт, если

этот срок был установлен – это также является одним из способов его

прекращения.

Наконец – это изменение обстановки, исчезновение общественных

отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные

нормативно-правовые акты. Так, утратили смысл и поэтому прекратили свое

действие без специальной отмены многие нормативно-правовые акты периода

существования СССР.

По общему правилу нормативно-правовой акт не распространяет свое

действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его

вступления в силу. Этот принцип знало еще римское право -«1ех асt

ргае1ег1ат поп уа1еt» - «закон обратной силы не имеет» (26, стр.68).

Настоящее правило содержит определенные гарантии стабильности

правопорядка, препятствия для произвольного регулирования отношений в

обществе. В соответствии с ч.1 ст.4 ГК Республики Беларусь «акты

гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к

отношениям, возникшим после введения их в действие». Нельзя, например,

с завтрашнего дня ввести новый налог и заставить налогоплательщиков

выплатить его за какой-то период до этого момента (27, стр. 81). Хотя

юридическая практика Республики Беларусь знает и такие примеры.

Однако из рассматриваемого правила возможны и исключения. В

некоторых случаях, обычно из справедливых, гуманных соображений, может

использоваться обратная сила нормативно-правового акта (обратная сила

закона) - распространение действия нового нормативно-правового акта на

те факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до

вступления его в юридическую силу. Нормативно-правовой акт может иметь

обратную силу в случае прямого указания на это законодателя,

произвольное придание обратной силы недопустимо, при этом, как правило,

положение граждан ухудшаться не должно (2, стр. 309).

Обратную силу имеют также нормативно-правовые акты смягчающие или

отменяющие юридическую ответственность за совершение противоправного

деяния (38, ст.67).

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной

силы не имеет (38, ст.67). Никто не может нести ответственность за

деяние, которое в момент его совершения не признавалось

правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность

за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Основной постулат правового статуса гражданина : "Закон не имеет

обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет

ответственность граждан" (31,ч.6 ст. 104). В соответствии со ст.9 УК РБ

«преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим

во время совершения этого деяния. Закон, устраняющий наказуемость

деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу, то есть

распространяется также на деяния, совершенные до его издания. Закон,

устанавливающий наказуемость деяния, обратной силы не имеет». «Акты,

смягчающие или отменяющие ответственность за административные

правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на

правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты,

устанавливающие или усиливающие ответственность за административные

правонарушения обратной силы не имеют» (33, ст. 8).

Рассматривая вопросы действия нормативно-правовых актов во

времени, следует остановиться и на явлении, противоположном обратной

силе - на так называемом «переживании» нормативно-правового акта (20,

стр.17). Старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает

действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы «переживает»

отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для

приведения старых общественных отношений в соответствие с новым

нормативно-правовым актом требуется определенный срок.

Сходное с переживанием нормативно-правовых актов явление

наблюдается в революционные периоды развития общества. В этом случае

вообще все «старое» законодательство, принятое на предыдущем этапе

развития общества, государства и правовой системы, может быть отменено

одним росчерком пера. Однако для принятия огромного количества

нормативно-правовых актов, которые могли бы эффективно регулировать

разнообразные общественные отношения, требуется немало времени. Поэтому

«революционерам» и «преобразователям» как правило приходится

пролонгировать действие норм права, содержащихся в уже отмененных

нормативно-правовых актах. В отечественной истории только в XX веке

подобная ситуация возникала два раза - в 1917 и в 1991 годах.

В п.5 Декрета Совета Народных Комиссаров от 22 ноября 1917 года «О

суде» было записано: «Местные суды ... руководятся в своих решениях и

приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку

таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести

и революционному правосознанию. Примечание. Отмененными признаются все

законы, противоречащие декретам ЦИК Советов Рабочих, Солдатских и

Крестьянских Депутатов и рабочего и крестьянского правительства, а

также программамы-минимум РСДРП партии и партии СР». Или например Ч.4

ст. 3 Закона РБ от 27 февраля 1991 г. «Об основных принципах

народовластия в Республике Беларусь» (Ведомости Верховного Совета

Белорусской ССР. 1991. № 12(14). Ст. 129) гласит: «Законодательство

СССР действует на территории Белорусской ССР, если оно не противоречит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.