рефераты бесплатно

МЕНЮ


Гражданское право

произведения, а также при бездоговорном использования. В первом случае речь

идет об определении вознаграждения ниже предусмотренного, несоблюдении

порядка и сроков выплаты вознаграждения и т. д.; во втором — об отказе

организации выплатить автору причитающийся ему гонорар.

Права авторов внутри страны и за ее пределами до 1990 года охранялись

Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП). Оно было создаю в 1973

году по инициативе творческих союзов, Академии наук СССР, Агентства печати

«Новости» и других организаций. Охраняя права и законные интересы авторов и

их правопреемников, ВААП обеспечивало представительство, принимало

необходимые меры по предотвращению нарушений или восстановлению нарушенного

права. ВААП вело дел; авторов в административных и судебных органах,

выполняло функции по сбору и выплате авторского вознаграждения.

Вместе с тем, ВААП обладало монополией на заключение договоров,

нередко без их на то согласия. Фактически оно выполняло функции органа

государственного управления в сфере авторских отношений. Поэтому

происходящие процессы радикального обновления существенно отразились на его

деятельности. В настоящее время оно преобразовано в Российское агентство

интеллектуальной собственности (РАИС) при Президенте РФ. РАИС является

федеральным ведомством, разрабатывающим и осуществляющим государственную

политику в сфере охраны авторских и смежных прав. РАИС отказалось от многих

монопольных функций, сохранив за собой, в частности, функции содействия

обладателям авторских прав в реализации их правомочий, включая право на

обращение в суд и на заключение договоров об использовании авторских прав в

РФ и за рубежом исключительно по поручениям авторов или иных

правообладателей, а также получение и выплату авторского вознаграждения за

публичное использование (исполнение) некоторых произведений и авторского

вознаграждения, поступающего из-за рубежа в валюте. РАИС вправе издавать

инструкции и разъяснения по единообразному применению авторского права,

обязательные для всех ведомств, организаций и иных пользователей

произведений.

Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов.

Нередко творческие произведения создаются гражданами, не достигшими

совершеннолетия либо признанными в установленном законом порядке

недееспособными или ограниченно дееспособными. Например, Надя Рушена, за

свои 17 лет, создала около 11 тыс. рисунков. При жизни Нади состоялось 15

выставок ее работ, в том числе за рубежом. Первый поэтический сборник Ники

Турбиной вышел в свет, когда юной поэтессе было всего 8 лет. В России и за

рубежом широко известны имена других юных дарований.

Возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права

авторов не вызывает каких-либо сомнений ни в юридической науке, ни на

практике. Сама эта возможность входит в содержание гражданской

правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния

здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в

конкретное субъективное авторское право необходим юридический факт. Роль

такого факта выполняет создание произведения науки, литературы и искусства,

т. е. действие фактического характера, а не сделка. Но поскольку

фактические действия могут совершаться и недееспособными липами, конкретные

субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния

дееспособности. Поэтому носителями авторских прав в отношении созданных ими

произведении являются сами несовершеннолетние и недееспособные лица.

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или

наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное

положение и признаны в связи с этим ограниченно дееспособными, могут

осуществлять свои авторские права лишь с согласия попечителей (ст.16 ГК).

Это означает, что автор, дееспособность которого ограничена по суду, сам

осуществляет свои авторские права, но под контролем попечителя, задачей

которого является ограждение подопечного от злоупотреблений со стороны

третьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Попечитель не

устраняет действий самого подопечного, а действует вместе с ним и в его

интересах.

Несовершеннолетние, т. е. лица в возрасте от 15 до 18 лет,

осуществляют спои авторские нрава совершенно самостоятельно (ст. 13 ГК).

Это исключение из общего правила, согласно которому граждане могут

самостоятельно осуществлять свои гражданские права лишь с 18 лет, если

только законом не указано иное. Наличие такого отступления вполне

оправдано, так как в данном возрасте можно предполагать достаточную

зрелость несовершеннолетних для разумного распоряжения достигнутыми ими

творческими результатами.

Авторские права юридических лиц.

Наряду с физическими липами обладателями авторских прав на

произведения науки, литературы и искусства по российскому законодательству

выступают юридические лица. Если последние являются правопреемниками

создателей произведений, их возможность быть носителями авторских прав не

вызывает никаких сомнений. Так, юридическое лицо может приобрести отдельные

авторские правомочия по договору с автором, в силу того, что произведение

создано автором в порядке выполнения служебного задания, авторское право

может перейти к юридическому лицу по завещанию автора и т. д. Но всех этих

случаях юридическое лицо становится обладателем производного авторского

права, которое первоначально возникло на стороне автора, но перешло к

юридическому лицу по указанным в законе основаниям.

Вопрос о том, может ли юридическое лицо быть обладателем

первоначального авторского права, т. е. Приобретать права на произведение

посредством своих собственных действий, долгие годы оставался в советской

науке авторского права спорным. Многие ученые, основываясь на тех

положениях советского авторского законодательства, в соответствии с которым

права на научные сборники, словари, энциклопедические издания, журналы,

кинофильмы и т. п. возникали у выпустивших их в свет организаций, полагали,

что авторское право юридических лиц возникает в результате их творческой

деятельности, необходимой для объединения самостоятельных произведений

отдельных авторов в единое целое произведение. Иными словами, они считали,

что юридические лица являлись полноценными обладателями первоначального

авторского права, что и находило прямое отражение в авторском

законодательстве.

По мнению других ученых, юридическое лицо по самой своей природе не может

стать субъектом первоначального авторского права. Они исходили из того, что

творить, создавать новое могут лишь живые люди. Поэтому как бы ни повлияло

юридическое лицо на создание произведения, само создание произведения

является делом отдельных физических лиц. Выявить же какую-либо особую

творческую деятельность юридического лица, не охватываемую творчеством

конкретных физических лиц, невозможно. Правомерно лишь говорить об

организационной деятельности юридического лица, о создании им материальной

базы для творчества физических лиц и т. д., однако указанные действия не

являются основанием для признания за юридическим лицом первоначального

авторского права. Поэтому с их точки зрения наделение некоторых юридических

лиц авторскими правами первоначального характера являлось не более чем

законодательным приемом, преследующим определенные цели. Так, конструкция

первоначального авторского права юридического лица способствовала

устранению правовой неопределенности, возникающей в силу отсутствия у

обладателя авторского права на все произведение, в частности облегчала

использование произведений. Данное объяснение представляется достаточно

убедительным. Большой, а иногда и недостаточно определенный круг лиц,

внесших творческий вклад в создание сложного составного произведения вкупе

с отсутствием правовых отношений между конкретными авторами, участвовавшими

в его создании, делают целесообразным признание обладателем авторского

права на произведение в целом одного лица. В самом деле, это лицо

(киностудия, научно-исследовательская организация, издательство и т. п.)

лишь условно может быть признано автором произведения, так как в

действительности его творцами являются конкретные физические лица. Однако

такой юридический прием, являющийся своеобразной юридической фикцией,

вполне оправдан по изложенным выше соображениям.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», однако, вообще

отказался от данной юридической конструкции. В качестве авторов

произведений им признаются лишь физические лица, творческим трудом которых

они созданы (ст. 1). Такой подход, безусловно, более точно отражает

действительное положение дел, но насколько он согласуется с потребностями

практики, покажет будущее. Во всяком случае можно констатировать, что с

точки зрения действующего авторского законодательства у таких составных

произведений, как энциклопедии, продолжающиеся сборники научных трудов,

периодические издания и т. п. вообще нет авторов, а авторами

аудиовизуальных произведений признаны не все лица, внесшие творческий вклад

в их создание, а только режиссер-постановщик, сценарист и композитор (ст.

11, 13 Закона). Практическое значение данной проблемы во многом снимается

благодаря тому, что исключительные права на использование рассматриваемых

произведений по-прежнему признаются за их издателями и изготовителями.

Иностранные авторы.

Субъектами авторского права признаются не только граждане России, но и

иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произведения

российских авторов охраняются независимо от места их обнародования или

нахождения в иной объективной форме, то охрана произведений иностранных

авторов зависит от ряда закрепленных в законе условий. Прежде всего,

признаются и охраняются авторские права иностранцев на те их произведения,

которые обнародованы на территории России, либо не обнародованы, но

находятся на ее территории в какой-либо объективной форме (п. 1 ст.5 Закона

«Об авторском праве и смежных правах»). В данном случае правовое положение

иностранных авторов не имеет никаких отличий от правового положения

российских авторов. Указанное правило выражает территориальный принцип,

известный авторскому законодательству многих стран и закрепленный

важнейшими международными конвенциями.

Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в

объективной форме за пределами РФ, его охрана в нашей стране осуществляется

в соответствии с международными договорами России. Так, согласно Всемирной

конвенции об авторском праве на территории России охраняются все

произведения граждан стран—участниц Всемирной конвенции, а также любые

произведения, впервые опубликованные на их территории. Важно лишь, чтобы

они вышли в свет после 27 июля 1973г. —даты присоединения СССР к Всемирной

конвенции.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» ввел правило, ранее

советскому авторскому законодательству не известное, в соответствии с

которым произведение также считается опубликованным в РФ, если в течение 30

дней после первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на

территории РФ.

Присоединение России к Бернской конвенции.

В течение многих лет Советский Союз, а потом и Россия, не могли стать

участниками Бернского Союза в силу несоответствия предоставляемой по

национальному законодательству охраны произведениям «уровню Бернской

Конвенции».

Но, несмотря на то, что Закон, принятие которого позволило бы

присоединиться к Бернской Конвенции, вступил в силу только 3 августа 1993

года, некоторыми правоведами уже в 1992 году поднимался вопрос о способе

возможного присоединения России. В частности, один из них отмечал, что

статья 18 Бернской Конвенции не содержит обязательства обеспечения охраны с

обратной силой, и, поэтому не исключено, что Российская федерация при

присоединении к Бернской Конвенции выразит именно такую точку зрения.

Позднее этим же специалистом не раз высказывалось мнение о необходимости

присоединения России к Конвенции без обратной силы, что «для России, для

российских организаций, использующих иностранные произведения» оказалось бы

«наиболее выгодным и безболезненным, особенно в течение первых лет после

присоединения».

13 марта 1995 года произошло долгожданное событие - Россия, наконец,

стала полноправной участницей Бернской Конвенции об охране литературных и

художественных произведений. При подаче дипломатической ноты о

присоединении Россия уведомила других участников Конвенции о том, что

«действие Бернской Конвенции не распространяется на произведения, которые

на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской федерации уже

являются на ее территории общественным достоянием».

В соответствии со статьей 28 Закона РФ «Об авторском праве и смежных

правах» произведение перестает охраняться, и переходит в общественное

достояние, в результате истечения срока действия авторского права. Как, уже

ранее отмечалось, в случае, если страна предоставляет охрану

неопубликованным произведениям иностранных авторов, срок охраны истекает на

момент опубликования этого произведения в стране, не связанной с ней каким-

либо соглашением об охране авторских прав.

Рассмотрим, как в России решается судьба иностранных неопубликованных

произведений.

Согласно статье 5 Закона «Об авторском праве и смежных правах», охрана

по авторскому праву предоставляется неопубликованным произведениям

иностранных авторов следующим образом:

- если они находятся в какой-либо объективной форме на территории

России, то они охраняются по Российскому законодательству во всех случаях;

- если они находятся в какой-либо объективной форме за пределами

Российской Федерации, то получают охрану на основе международных договоров.

Что касается первой группы неопубликованных произведений, выделенной

законодателем, здесь ситуация вполне понятна: неопубликованные иностранные

произведения, которые находятся на территории России, охраняются по

Российскому авторскому праву. Поскольку само произведение в определенной

материальной форме находится на Российской территории, все противоправные

действия в отношении этого произведения (например, обнародование без

согласия автора, плагиат, переработка и пр.) также могут иметь место на ее

территории, и, следовательно, попадают под Российскую юрисдикцию. Охрана,

предоставленная такому произведению, носит условный характер, так как она

поставлена в зависимость от места последующего опубликования. В случае если

публикация будет иметь место в России, оно будет продолжать находиться под

охраной. Если же оно будет обнародовано за рубежом, такое произведение

Российским авторским правом охраняться не будет вследствие истечения срока

предоставляемой охраны. Следовательно, после присоединения России к

Бернской Конвенции, в случае, если до 13 марта 1995 года такое произведение

было впервые опубликовано за рубежом и вследствие этого утратило правовую

охрану, Россия, согласно пункту 2 статьи 18 Бернской Конвенции, не обязана

вновь ставить это произведение под охрану.

Вопрос же в отношении неопубликованных произведений иностранных

авторов, находящихся в какой-либо материальной форме за рубежом, крайне

сложен. Российским Законом предусмотрено, что охрана таким произведениям

предоставляется лишь на основании международных договоров. Если

предположить, что Закон адекватно отражает российскою практику охраны

неопубликованных произведений иностранцев, то все иностранные произведения,

находящиеся в объективной форме за рубежом, независимо от того, были ли они

обнародованы или нет до 13 марта 1995 года, подлежат охране на территории

России с этой даты. И, следовательно, другие члены Бернского Союза могли бы

выдвинуть справедливые возражения против участия России в Бернской

Конвенции без обратной силы.

Занятая российским законодателем позиция в отношении охраны

иностранных неопубликованных произведений была подвергнута критике

специалистами, которые указывали на то, что она служит источником

возникновения множества проблем на практике. Например, будет ли охраняться

произведение, один экземпляр которого находится за границей, а другой - на

российской территории? Или, с какого момента подлежат охране созданные за

рубежом произведения: с момента создания иди с момента пересечения границы?

На последний вопрос практика, причем широко распространенная дает

следующий ответ: когда неопубликованное произведение иностранного автора

попадает на территорию России, оно подлежит охране по российскому

авторскому праву с момента его создания. И, хотя подход законодателя,

отраженный в Законе не изменился по сравнению с позицией статьи 478

Гражданского Кодекса РСФСР и статьи 136 Основ гражданского законодательства

1991 года. Это не означает, что неопубликованные иностранные произведения,

находящиеся в материальной форме за пределам Российской федерации, не

охраняются по российскому законодательству.

В литературе отмечалось, что «неопубликованные произведения

иностранных авторов, находящиеся за рубежом, не могут рассматриваться» в

России как произведения, «постоянно находящиеся в сфере общественного

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.