рефераты бесплатно

МЕНЮ


Гражданское право

Гражданское право

Введение

Интеллектуальная собственность - очень тонкая материя. Идеи витают в

воздухе. «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь», - гласит русская

пословица. Ну, а если это «слово» на самом деле - научная идея, ключ к

завоеванию рынка или вообще любая концепция?

Собственность защищали все цивилизации, все общественные системы,

независимо, была ли эта собственность материализована.

Научно-техническая революция заставила обратить внимание на «

невидимую руку» прогресса человечества. Интеллект превращается в

материальную силу, мысль материализуется в конкретные изобретения.

Личные неимущественные права, согласно российскому законодательству,

не отчуждаемы и, следовательно, не обратимы. Вместе с тем нельзя сказать,

что они не имеют ценности. Например, право на имя может иметь вполне

реальную ценность, как для автора, так и для работодателя, который охотно

бы выкупил бы имя у автора право на имя, будь такая возможность

предусмотрена законодательством. Поскольку законодательство такую

возможность не предусматривает, работодатель вынужден искать более хитрые

приемы, позволяющие обеспечить такое использование автором своего права на

имя и других личных неимущественных прав, которые выгодны работодателю. При

этом автор получает соответствующую компенсацию. Иначе говоря, даже личным

неимущественным правам можно предать определенную оборотоспособность. В

договорах, на основании которых происходит передача прав интеллектуальной

собственности, обязательно отражается оценка передаваемых прав и порядок

расчетов между сторонами.

Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые

им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и

использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право

как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в

себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и

законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее

благоприятных условий для создания научных и художественных произведений;

широкое использование их обществом.

В соответствии с законодательством РФ авторское право распространяется

на произведения:

- обнародованные и не обнародованные, по нахождению в объективной форм

на территории РФ, независимо от гражданства авторов и правопреемников;

- на произведения, обнародованные и не обнародованные по нахождению в

какой-либо объективной форме за пределами РФ, и признается за авторами -

гражданами РФ, и их правопреемниками;

- на произведения, обнародованные или не обнародованные, но

находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами РФ, и признается за

авторами и их приемниками, - гражданами других государств в соответствии с

международными договорами РФ.

Произведение так же считается опубликованным в РФ, если в течение 30

дней после даты первого опубликования за ее оно было опубликовано на

территории РФ.

При представлении РФ правовой охраны произведению в соответствии с

международными договорами РФ автор произведения определяется по

законодательству государства, на территории которого имел место юридический

факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Авторские права распространяются на произведения:

- науки;

- фотографические;

- декоративно-прикладного искусства;

- архитектуры;

- сценографического искусства;

- живописи;

- скульптуры;

- графики;

- дизайна;

- графических рассказов;

- аудиовизуальные, музыкальные (с текстами и без текстов);

- хореографии и пантомимы;

- драматические и музыкально-драматические;

- переводы;

- литературные;

- для ЭВМ;

- производные, сборники и т.д.

В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность

правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания использования

произведений науки, литературы и искусства.

В субъективном смысле авторское право - те личные имущественные и

неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения

литературы, науки и искусства.

Нормы и принципы авторского права.

Как и всякий другой правовой институт, авторское право имеет принципы:

Свобода творчества. Позволяет автору выбирать интересующую его тему,

форму будущего произведения, метод создания, использовать произведения

всеми дозволенными законом способами. Конституционное законодательство

гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества

путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и

рационализаторской работы, развития литературы и искусства. В Конституции

РФ закреплено:

1. Каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического

и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность

охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользованием

учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранности исторического и культурного

наследия. Беречь памятники истории и культуры.

Принцип сочетания личных интересов с интересами всего общества.

Принцип моральной и материальной заинтересованности в использовании

произведений. Материальное поощрение: государственные и именные премии.

Принцип всемирной охраны права и законного интереса авторов. Отражен

не только в нормах права, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенных

авторских прав.

Нормы авторского права содержаться в различных законодательных и

нормативных актах федерального и республиканского значения. Основы

гражданского законодательства устанавливают принципиальные положения по

вопросам, требующим единообразного решения во всех республиках. Такое

единства предопределено и необходимостью участия в международных конвенциях

об охране авторских прав Вместе с тем Конституция РФ относит «правовое

регулирование интеллектуальной собственности» к совместному ведению

Федерации и республик в ее составе.

Права авторов и их защита.

Права авторов, их содержание и осуществление.

Автору произведения литературы, науки и искусства принадлежат

следующие права:

- право авторства (на авторство);

- право на имя;

- на опубликование и иное использования произведения;

- на вознаграждение за использование произведения другими лицами.

( п.2 ст.135 Основ гражданского законодательства).

Основное право лица, занимающегося научной или художественной

деятельностью, - право на авторство. Оно является основополагающим в том

комплексе прав, которым пользуется автор.

В юридической литературе высказываются предложения о необходимости

закрепления этого права в законе.

В содержание права на авторство входит не только право лица считаться

творцом созданного произведения, но и требовать ссылки на автора при его

использовании. Право авторства сохраняется у лица независимо от формы,

назначения и достоинства произведения. Не имеет значения, выпущено

произведение в свет или не выпущено.

С целью индивидуализации лиц, создающих произведения литературы, науки

и искусства, им предоставляется право на имя. Автор может выпустить, а свет

произведение под собственным именем, под псевдонимом или анонимно.

Он реализует право на имя в случаях использования его произведения,

когда вступает в договорные отношения с другими лицами и организациями.

Закон разрешает всеми дозволенными способами опубликование,

воспроизведение и распространение произведения. Под опубликованием

понимается всякое сообщение произведения неопределенному кругу лиц любым

установленным законом способом, то есть путем издания, публичного

исполнения, публичного показа, передачи по радио, телевидению и так далее.

Право автора на воспроизведение означает возможность размножения

произведения с помощью снятия с него копий или иным способом. И

опубликование, и воспроизведение осуществляются на основе договора, который

заключает автор с организацией (издательством, театром, киностудией и так

далее). Воспроизведение, как и опубликование произведения, требует согласия

автора.

Исключение из правила об использовании произведения на основе договора

закреплено в законе. Статья 492 ГК предусматривает случаи использования

произведения без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, а

ст. 495 ГК – использование произведения без согласия автора, но с выплатой

авторского вознаграждения (ст.138 Основ). Право автора на распространение

своего произведения сегодня приобретает тот смысл, который закладывал

законодатель, закрепляя его за творцом произведения. Сложившаяся в

последние годы практика издания произведений за счет средств автора

предоставила ему возможность самому распространять свои произведения.

Поэтому сами собой отпали утверждения ученых-юристов о том, что автор не

обладает правом на распространение своего произведения, так как не

располагает печатными средствами, бумагой и так далее.

Право на неприкосновенность произведения означает запрет внесения

изменений в само произведение, его согласия при любом способе использования

(издание, публичное исполнение, публичный показ и так далее).

Статья 480 ГК запрещает без согласия автора снабжать произведение при

его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и

какими бы то ни было пояснениями. Упоминается лишь один из способов

использования - издания, но этот порядок должен сохраняться при всех иных

способах использования произведения.

В отличие от других субъективных прав автора, представляющих меру

возможного поведения, право на неприкосновенность произведения и имени

автора изложено как запрет, адресованный третьим лицам.

Пределы неприкосновенности произведения не могут быть безграничными.

Автор, вступая в договорные отношения с издательством, театром и другими

организациями-пользователями, допускает, что в ходе подготовки произведения

к выпуску в свет будут вноситься определенные поправки. Редактор или

режиссер, совершенствуя произведение, не вправе нарушить замысел автора,

особенности его стиля и так далее. Вносимые ими в произведения должны

согласовываться с автором.

К числу прав автора, закрепленных законом, относится право на

вознаграждение за разрешение использовать произведение. Это - имущественное

право.

Особенности авторского вознаграждения определяются спецификой

творческого труда. Факт создания произведения еще не порождает у автора

возможности реализовать право на вознаграждение. Осуществление данного

права с использованием произведения другими лицами, иными словами, когда

установлена общественная полезность произведения.

Ставки авторского вознаграждения за использование произведений

учитывают вид, характер произведения, его объем, сложность, количественные

критерии. При издании научного или художественного произведения

вознаграждение выплачиваются, исходя из ставки за один авторский лист.

Поэтические произведения оплачиваются по ставкам за одну строку. Отдельные

произведения - рассказ, эпиграмма, стихотворение до 30 строк - оплачиваются

аккордно, то есть за произведение в целом.

Ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы,

науки и искусства дифференцированы в зависимости от вида произведения

(художественная проза, одноактная пьеса, литературно-критические,

литературоведческие работы, научно-популярная, учебная литература и так

далее).

При издании произведения литературы, науки и искусства автор получает

100% авторского вознаграждения. Каждое последующее издание обычно

оплачивается в уменьшенном размере: второе и третье издание литературно-

художественного произведение - в размере 60% от первого издания; четвертое

- 40%; пятое - 30% и так далее.

При издании переработанного автором произведения авторское

вознаграждение выплачивается в следующем порядке: новый материал

оплачивается, как первое издание - 100%, ранее опубликованный материал - в

процентном исчислении с учетом порядкового номера издания.

Отпадение государственной монополии в издательском деле привело к

утрате обязательной силы типовых авторских договоров и предусматривавшихся

ранее ставок авторского вознаграждения. Однако многие издательства

ориентируются на прежние принципы исчисления авторского вознаграждения,

одновременно дополняя их современными (например, возможностью получения

автором части дохода, полученного издательством от распространения тиража

его произведения). Аналогичным в принципе образом строится расчет

авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкально-

драматических, музыкальных и других произведений. Одни ставки применяются

при оплате публичного произведения, созданного по заказу зрелищного

предприятия, другие - публичного исполнения уже опубликованных

произведений.

За произведение, выполненное по заказу, либо за право первой

постановки неопубликованного произведения автору выплачивается

единовременное вознаграждение. Кроме того, зрелищное предприятие, публично

исполняющее произведение, выплачивает автору вознаграждение в виде

определенного процента от суммы валового сбора, поступившего от продажи

билетов. Публичное исполнение уже опубликованных произведений оплачивается

в виде процентов от поспектакльных сборов.

Рассмотренные выше права авторов произведений литературы, науки и

искусства делятся на личные и имущественные. Личные права охватывают право

на авторство, на авторское имя, на неприкосновенность произведение и имени

автора, право на опубликование. Имущественным считают право на

воспроизведение и распространение произведения, на авторское

вознаграждение.

Личные и имущественные права тесно переплетены, каждое принадлежащее

автору право призвано в той или иной мере охранять как его имущественные,

так и неимущественные интересы.

Приведем несколько примеров. Право автора на имя, которое является

личным правом автора, в определенных случаях затрагивает его имущественные

интересы. Если не указан один из соавторов, то он лишается авторского

вознаграждения. Лицо, выдавшее чужое произведение за свое, нарушает право

на авторство и право на имя действительного автора, а также его право на

авторское вознаграждение, В данном случае тесно переплетены личные и

имущественные интересы автора.

Право на неприкосновенность произведения тоже может порождать для

автора имущественные последствия. Право на неприкосновенность произведения

тоже может порождать для автора имущественные последствия. Например,

искажение театром пьесы при постановке может снизить посещаемость

зрелищного учреждения или привести к исключению пьесы из репертуара театра.

В свою очередь это приведет к уменьшению размера вознаграждения или

прекращению его выплаты.

Практически трудно выделить личные и имущественные права в чистом

виде, поскольку одно и то же принадлежащее автору право может охранять его

имущественный и неимущественный интересы.

Право на авторство, авторское имя и неприкосновенность произведения

охраняются бессрочно (ст. 137 Основ гражданского законодательства).

Основные способы защиты авторских прав. При нарушении личных

неимущественных прав автор может требовать восстановления нарушенного права

путем внесения соответствующих исправлений, сообщения в печати или иным

способом о допущенном нарушении.

Нарушение имущественных прав (ст. 500 ГК) может быть связано с

нарушением других имущественных прав автора. Например, права собственности

на объект, в котором материализовано произведение (картина, рукопись,

клавир и т. п.). Возмещение стоимости утраченной или поврежденной вещи не

лишает автора права на возмещение убытков, связанных с нарушением

авторского права.

Из общих мер защиты гражданских прав не применяется к авторским правам

присуждение к исполнению обязанности в натуре. Невозможно заставить автора

написать произведение по договору заказа, если он не выполнил взятого на

себя обязательства. Право на авторство, право на авторское имя, на

неприкосновенность произведения защищаются независимо от истечения срока

исковой давности.

Органы защиты авторских прав. Судебный порядок защиты авторских прав

наиболее распространен. Его основу составляет исковое производство.

В исковом заявлении указывается, какие права автора нарушены (личные

неимущественные или имущественные). Исковые требования неимущественного

характера связаны с восстановлением личных прав автора, а исковые

требования имущественного характера – со взысканием авторского

вознаграждения или убытков. Возможны иски, в которых одновременно заявлены

требования о восстановлении личных неимущественных интересов и

имущественных прав.

Нарушение имущественных интересов автора в ряде случаев не затрагивает

его личных прав. Оно возможно при правомерном использовании организацией

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.