рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государственный строй и право Пскова и Новгорода XII-XV вв.

из других немецких городов построили в той же части Новгорода еще один

двор, на котором в 1184 г. была построена церковь святого Петра — “немецкая

ропата”. С усилением Ганзы в XIV в. немецкие купцы в Новгороде вытеснили

готландских купцов и стали нанимать их новгородский двор. В это время

высшее руководство новгородско-западноевропейской торговлей перешло от

Готланда к главе Ганзейского союза Любеку. Новгородская республика очень

дорожила своей балтийской торговлей и давала огромные льготы Ганзейскому

союзу. Князь имел право участвовать во внешней торговле только через

новгородских посредников, не имел права закрывать немецкий двор, ставить к

нему своих приставов, то есть новгородская внешняя торговля была надежно

защищена от княжеского произвола.

В договорах Новгородской республики с князьями обойдена молчанием одна

важная сторона взаимоотношений князя и Новгорода — оборона Новгородской

республики от иноземных захватчиков. Лишь в позднейших грамотах

упоминается, что в случае нападения на Новгород князь обязан помочь

Новгороду “без хитрости”. Права и обязанности князя в грамотах излагаются

неясно, они только предполагаются, очерчивается их круг и следствия, то

есть вознаграждения за исполнение обязанностей.

4.2. Посадник.

Посадник — это высшее выборное должностное лицо, являвшееся

исполнительным органом веча, которому передавалось управление делами

республики. Официально он избирался вечем из числа всех полноправных

граждан Новгорода, но фактически посадник избрался из немногих знатнейших

родов Новгородской республики. Так в течение XIII и XIV вв. из одного рода

посадника Михалка Степановича было избрано 12 посадников. Срок

посадничества не был ограничен, но фактически посадники занимали свою

должность по одному-два года. Посадники, сложившие с себя полномочия,

назывались “старыми посадниками”, в отличие от “степенных посадников”.

Область деятельности посадников была очень обширной. Они направляли

деятельность всех лиц Новгородской республики, осуществляли контроль за их

работой, совместно с князем ведали вопросами управления и суда, командовали

войсками во время походов, наблюдали за строительством оборонительных

сооружений, вели дипломатические сношения с другими русскими княжествами и

иностранными государствами, руководили заседаниями Господы и вечевыми

собраниями. Посадник, как представитель города, охранял интересы Новгорода

и всей Новгородской республики перед князем. Без него князь не мог судить

новгородцев и раздавать новгородские волости. В отсутствие князя посадник

управлял всем городом. Посадник не получал определенного жалованья, но

пользовался особым налогом с волостей, называвшимся “поралье”.

4.3. Тысяцкий.

Тысяцкий являлся вторым после посадника по значению в Новгородской

республики лицом. Тысяцкий занимался регулированием торговых отношений,

торговым судом, созывом ополчения, обороной города и республики, имел

полицейские функции. Он также, как и посадник получал свои полномочия на

неопределнный срок, имел в подчинении целый штат мелких агентов,

исполнявших различные судебные и административно-полицейские распоряжения,

объявляли решения веча и призывали к суду, извещали суд о преступлении,

производили обыски и т.д. Кроме этого тысяцкий занимался военным судом —

судом над собранными ополченцами. По мнению С.Ф. Платонова тысяцкий

избирался в противовес посаднику из низших классов новгородского

общества[24], но это мало вероятно. К тому же против этого мнения говорит

то, что в во второй половине XV в. тысяцким был Дмитрий Борецкий, сын

посадника Исаака Борецкого и Марфы Борецкой, происходивший из очень знатной

и влиятельной семьи.

4.4. Архиепископ.

Также одной из важнейших выборных должностей в Новгородской республики

был архиепископ, называемый новгородцами владыкой. После отсоединения от

Киевской Руси в 1136 г. епископ Новгородский стал избираться вечем. Вече

выбирало три кандидатуры на этот пост и бумажки с этими кандидатурами клали

на престол Софийского Собора, а потом слепой или мальчик выбирал одну из

бумажек. Человек, имя которого было написано в этой бумажке, становился

епископом Новгородским, а с 1156 г. — архиепископом Новгородским. Из этого

правила было одно исключения: архиепископ Новгородский Аркадий сам назначил

себе приемника. Архиепископ Новгородский председательствовал на заседаниях

Господы, осуществлял право церковного суда, наблюдал за торговыми мерами и

весами, был хранителем государственной казны. К его голосу постоянно

прислушивались высшие чины новгородскрой администрации. Архиепископ являлся

крупнейшим феодалом Новгородской республики, владел обширными землями,

образовавшимися, в основном, из конфискованных владений князя.

5. Судебная власть.

5.1. Новгород.

В Новгороде судебная ветвь власти не была отделена от исполнительно-

административной. Судебными полномочиями обладали все органы власти и

управления: вече, архиепископ, князь, посадник, тысяцкий. При вступлении в

должность выборные приносили присягу (“крестное целование”). Изображение

новгородского суда можно найти в сохранившейся части Новгородской Судной

Грамоты. Источнком Судной Грамоты являлась “старина”, то есть юридические

обычаи новгородского суда и его практика, договоры с князьями и

постановления веча. Суд не сосредотачивался в отдельном ведомстве, а был

распределен между разными правительственными властями. Суд был очень

доходным, что и служило причиной его раздробления между различными органами

управления. Возникновение новых правительственных институтов вносило

осложнения в существовавшую судебную систему. По договорным грамотам князей

с Новгородской республикой князь не может судить без посадника. Так и по

Новгородской Судной Грамоте посадник судит вместе с наместником князя, а

“без наместника суда не кончает.” На практике эта совместная юрисдикция

посадника и наместника разрешалась тем, что уполномоченные того и другого,

тиуны, каждый отдельно разбирали подлежавшие их рассмотрению дела в своих

“одринах” при содействии избранных тяжущимися сторонами приставов, но не

решали дел окончательно, а переносили их в высшую инстанцию или на доклад,

то есть для составления окончательного решения, или на пересуд, то есть на

проверку, для пересмотра дела и утверждения положенного тиуном решения. В

суде этой докладной и ревизионной инстанций с посадником и наместником или

с их тиунами сидели 10 присяжных заседателей, по боярину и житьиму от

каждого конца. Они составляли постоянную коллегию докладчиков, как они

назывались, и собирались на дворе новгородского архиепископа “во владычне

комнате” три раза в неделю под страхом денежного штрафа за неявку.

Судопроизводство усложнялось еще комбинациями разных юрисдикций в смешанных

делах, где встречались стороны различных подсудностей. В тяжбе церковного

человека с мирянином городской судья судил вместе с владычным наместником

или его тиуном. Княжеского человека с новгородцем судила особая комиссия,

состоявшая из двух бояр, княжеского и новгородского, и, если они не могли

согласиться в решении, дело докладывалось самому князю, когда он приезжал в

Новгород, в присутствии посадника. Тысяцкий судил преимущественно дела

полицейского характера. Но он же был первым из трех старшин в совете,

который стоял во главе возникшего в XII в. при церкви св. Иоанна Предтечи

на Опочках купеческого общества (“Иванское сто”) и ведал торговый суд. Этот

же совет с участием посадника разбирал дела между новгородцами и купцами

немецкого двора в Новгороде.

5.2. Псков.

Псковская судебная система несколько отличалась от новгородской. В Пскове

суд разделялся на две части: церковный и мирской. Церковный суд находился в

ведении наместника новгородского архиепископа. Мирские дела решались

специальной судебной коллегией, состоявшей из князя или его наместника,

двух степенных посадников, старых посадников и сотских. Эта коллегия

заседала в судебне “у князя на сенех”. Псковская судебная система описана

в Псковской Судной Грамоте, составленной в 1467 г. Псковская Судная Грамота

составлена в основном из “псковских пошлин” — юридических обычаев.

Псковская Судная Грамота трудна для объяснения: в списке немало

древнерусских терминов, не встречающихся в других правовых актах того

времени, многие предусматриваемые законом случаи рассматриваются очень

кратко, намеками. Вместе с Новгородской Судной Грамотой, Псковская Судная

Грамота очень много места уделяет судоустройству и судопроизводству, но при

этом дает обильный запас норм и материального права, особенно гражданского.

В Псковской Судной Грамоте встречаются обстоятельные постановления о

договорах купли-продажи, найма и займа, о торговых и землевладельческих

товариществах, о семейных отношениях по имуществу. Псковская Судная Грамота

различает юридические понятия, требовавшие развитого правосознания,

предусматривает юридические случаи, какие могли возникнуть в живом и

сложном гражданском обороте торгового города. “В ее определениях

имущественных и обязательственных отношений сказывается чутье Правды,

стремившееся установить равновесие борющихся частных интересов и на нем

построить порядок, ограждаемый не только законами, но и нравами. Поэтому в

ряду судебных доказательств она дает предпочтительное значение присяги,

отдавая обыкновенно на волю истца решить тяжбу этим способом: “хочет, сам

поцелует или у креста положит”, то есть предоставит целовать крест

ответчику, положив у креста спорную вещь или ее цену.”[25]

Часть III. Право Новгорода и Пскова

1. Источники права

1.1. Русская Правда.

Основным источником права в Новгороде и Пскове первое время являлась

Русская Правда, данная Новгороду Ярославом Мудрым и дополненная позже его

потомками. Но Русская Правда, написанная еще в первой половине XI в., не

могла удовлетворить всем требованиям новгородцев, живших уже в другом

столетии. Поэтому Русская Правда постепенно подменялась судебной практикой

новгородцев. Кроме судебной практики источниками права служили решения

веча, договора с князьями, международные договоры. Все это рождало

неразбериху в различных судебных делах, так как договор с князем мог прийти

в противоречие с международным договором или с практикой суда. Это все

требовало кодификации, которая и была проведена в XV в. Результатом этой

кодификации явились Новгородская и Псковская Судные Грамоты, утвержденные

“всем Государем Великим Новгородом на вече” и “всем Псковом на вече”.

Новгородская Судная Грамота дошла до нашего времени в единственном списке

московской редакции 70-х гг. XV в. В этом списке содержится только часть

Новгородской Судной Грамоты, а именно только нормы процессуального права.

Псковская Судная Грамота дошла до нас полностью. Она была утверждена на

вече в 1467 г. в Пскове и первоначально состояла из 108 статей, а позже

была дополнена еще 12 статьями.

1.2. Договоры Новгорода с князьями.

Одним из основных источников права Новгорода и Пскова являются договоры

республик с князьями. В этих грамотах определялись отношения между князьями

и республикой. Древнейшим из дошедших до нас договоров является договор

великого князя Ярослава Ярославича Тверского с Новгородом 1264 г. В

договоре присутствует срока “На сем княже, целуй крест к всему Новгороду,

на цем то целовали деды и отци”[26], позволяющая предположить существование

и более ранних договоров новгородцев с князьями. В переводе Карамзина текст

договора следующий: “Князь Ярослав! Требуем, чтобы ты, подобно предкам

твоим и родителю, утвердил крестным целованием священный обет править

Новымгородом по древнему обыкновению, брать одни дары с наших областей,

поручать оные только новгородским, а не княжеским чиновникам, не избирать

их без согласия посадника и без вины не сменять тех, которые определены

братом твоим Александром, сыном его Димитрием и новогородцами. В Торжке и

Волоке будут княжеские и наши тиуны (или судии): первые в твоей части,

вторые в Новогородской; а в Бежицах ни тебе, ни княгине, ни боярам, ни

дворянам твоим сел не иметь, не покупать и не принимать в дар, равно как и

в других владениях Новагорода: в Волоке, Торжке и проч.; а также в Вологде,

Заволочье, Коле, Перми, Печере, Югре. В Русу можешь ты, князь, ездить

осенью, не летом; а в Ладогу посылай своего рыбника и медовара по грамоте

отца твоего, Ярослава. Димитрий и новогородцы дали бежичанам и обонежцам на

три года право судиться собственным их судом. Не нарушай сего временного

устава и не посылай к ним судей. Не выводи народа в свою землю из областей

наших, ни принужденно, ни волею. Княгиня, бояре и дворяне твои не должны

брать людей в залог по долгам, ни купцов, ни земледельцев. Отведем сенные

покосы для тебя и бояр твоих; но не требуй отнятых у нас князем

Александром, и вообще не подражай ему в действиях самовластия. Тиунам и

дврянам княжеским, объезжающим волости, даются прогоны, как издвревле

установлено, и только одни ратные гонцы могут в селах требовать лошадей от

купцов. Что касается до пошлин, то купцы наши в твоей и во всей земле

Суздальской обязаны платить по две векши с лодки, возу и с короба льну или

хмеля. Так бывало, князь, при отцах и дедах твоих и наших. Целуй же святой

крест во уверение, что исполнишь свои условия; целуй не чрез посредников,

но сам в присутствии послов новогородских. А затем мы кланяемся тебе,

господину князю.”[27] В этом договоре разграничены отношения Новгорода и

князя. Так князю запрещается брать пошлины с новгородцев, кроме прогонных

денег и пошлин, уплачиваемых в Владимиро-Суздальской земле, но разрешается

принимать дары от новгородцев. Управление новгородскими пятинами

осуществлялось только новгородцами, назначенных князем с согласия

посадника. Смена чиновников с ответственных постов разрешалась только в

результате обвинительного приговора веча. Князю и его боярам запрещалась

покупка земель в Новгородской республике, чтобы предотвратить постепенный

переход земли в собственность владимирцев и последующее присоединение

Новгорода к Владимирскому княжеству. Запрещался перевод новгородского

населения из республики в Владимир, который позже с успехом совершался

Иваном III и Иваном IV. Князю запрещалось подражать в действиях своему

предшественнику Александру Невскому (!).

Последующие договоры с князьями вплоть до Яжелбицкого договора 1456 г.

носили такой же характер ограничения княжеской власти. В некоторых

договорах появлялись дополнительные пункты и условия, например, во время

войны князя Михаила Тверского с великим князем Андреем Александровичем,

новгородуы заключили с Михаилом договор, по которому они взаимно

обязывались помогать друг другу в случае утеснений от великого князя или

хана, новгородцы обещали правосудие всем тверским истцам в Новгородской

республике, а Михаил обещал возвратить закабаленных должников

новгородских[28]. По Яжелбицкому договору 1456 г. Новгород отменил все

прежние вечевые грамоты, уменьшавшие власть князей и фактически вынужден

был присоединиться к Москве. Но с 70-х гг. XV в. новгородцы, поссорившиеся

с Москвой, опять стали заключать договора с князьями. В 1471 г. новгородцы

заключили договор с королем Польши Казимиром: “Честный король польский и

великий князь литовский заключил дружественный союз с нареченным владыкою

Феофилом, с посадниками, тысячскими новогородскими, с боярами, людьми

житыми, купцами и со всем Великим Новымгородом; а для договора были в Литве

посадник Афанасий Евстафиевич, посадник Дмитрий Исакович (Борецкий)... от

людей житых Панфил Селифонтович, Кирилл Иванович... Ведать тебе, честному

королю, Великий Новгород по сей крестной грамоте и держать на Городище

своего наместника греческой веры, вместе с дворецким и тиуном, коим иметь

при себе не более пятидесяти человек. Наместнику судить с посадником на

дворе архиепископском как бояр, житых людей, младших граждан, так и

сельских жителей, согласно с правдою, и не требовать ничего, кроме судной

законной пошлины; но в суд тысячского, владыки и монастырей ему не

вступаться. Дворецкому жить на Городище во дворце и собирать доходы твои

вместе с посадником; а тиуну вершить дела с нашими приставами. Если

государь Московский пойдет войной на Великий Новгород, то тебе, господину,

честному королю, или в твое отсутствие Раде Литовской дать нам скорую

помощь. — Ржева, Великие Луки и Холмовский погост остаются землями

новогородскими; но платят дань тебе, честному королю. — Новогородец судится

в Литве по вашим, литвин в Новегороде по нашим законам без всякого

притеснения... В Русе будешь иметь десять соляных варниц; а за суд

получаешь там и в других местах, что издревле установлено. Тебе, честному

королю, не выводить от нас людей, не купить не сел, ни рабов и не принимать

их в дар, ни королеве, ни панам литовским; а нам не таить законных пошлин.

Послам, наместникам и людям твоим не брать подвод в земле Новогородской, и

волости ее могут быть управляемы только нашими собственными чиновниками. —

В Луках будет твой и наш тиун: торопецкому не судить в новогородских

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.