рефераты бесплатно

МЕНЮ


Непал

Известно, что коровы и быки - священные для индуистов животные. Водители

автомобилей обязаны аккуратно объезжать их, свободно бродящих но городским

улицам. Торговцы овощами стараются отвлечь внимание коров от привлекающей

их зелени, но ударить это священное животное считается большим грехом. Даже

старых коров, не дающих уже молока, запрещено убивать; для них существуют

специальные помещения - гаушала. Обычно непальцы используют волов только

как тягловую силу, а невары даже этого не делают, считая, что заставлять

работать этих животных так же грешно, как и причинять боль. Помимо

повседневного бережного отношения к корове существует и особый день

почитания этого животного, которое непальцы счита-

ют олицетворением богини богатства Лакшми. Утром этого дня в каждой семье

совершают специальный обряд, угощая корову вкусной сдой и фруктами. Вечером

же группы женщин, идя от дома к дому, поют песни в честь Лакшми и коровы;

сами же дома по праздникам освещены лампадами. А на следующий день

чествования удостаиваются волы, без которых невозможно обойтись на полевых

работах.

Из других животных особенно глубоко почитают в Непале змей - нагов. Увидев

змею, непалец никогда ее не убьет, а просто спокойно обойдет. Змеи

считаются основой мироздания, а бог Вишну изображается лежащим на ложе из

змей. В Непале под Новый год (в середине апреля) отмечают праздник змей -

"бискет", а в июле еще более важный праздник -нагапанчами. В этот день люди

оставляют перед домом угощение для змей -фрукты, сладости, и прежде всего

молоко. Считается также, что змея олицетворяет воду: ведь тело змеи

извивается, подобно речному руслу. Присутствие змей мыслится как гарантия

дождей, а значит, и хорошего урожая. Не зря каждый вырытый водоем в долине

Катманду украшает каменное изваяние змеи.

Почитаются в Непале и водотоки -реки, ручьи, родники. Особого поклонения

удостаиваются реки Багмати и Вишнумати в долине Катманду, а также Кали-

Гандак на западе страны. Впрочем, отдается дань и незначительным водным

объектам местного, так сказать, масштаба.

Есть и праздники, связанные с годичным циклом и сельскохозяйственными

работами. После сбора урожая в праздник Тихар молодежь ходит по деревням и

распевает веселые песни, напоминающие наши частушки: один начинает песню,

второй подхватывает, третий заканчивает. Ну а Новый год в Непале можно

отмечать в зависимости от календаря хоть четыре раза! Кстати, праздничные

дни определяются в Непале обычно на основании лунных календарей, то есть с

учетом разных фаз луны.

Состояние природной среды и ее охрана

В развитых странах экологические проблемы порождаются прежде всего

промышленностью и средствами транспорта. А вот в Непале, стране

слаборазвитой и аграрной, основная причина резкой деградации природы иная -

сведение лесов ради расширения обрабатываемых земель. Дело в том, что

сельскохозяйственное производство не поспевает за быстрым ростом населения

и спросом на продовольствие. Кроме того, леса дают дрова, а это практически

единственный источник обогрева непальских домов.

Дров наломали в Гималаях столько, что это привело к массовому уничтожению

лесов, оголению горных склонов. Многие склоны Гималаев, недавно еще

зеленые, сейчас выглядят безжизненными. В результате развиваются оползневые

процессы и убыстряется эрозия почв. Экологи всего мира бьют тревогу:

"Уникальная природа Гималаев гибнет!"

Бесхозяйственное пользование природными богатствами проявляется и в

браконьерстве. Оно продолжает наносить большой ущерб растительному и

животному миру. Особенно трудно проконтролировать незаконный сбор

лекарственных трав, вывоз которых за границу приносит хороший доход

(полиция обнаруживает примерно 5% лекарственных трав,

вывозимых из страны контрабандным путем).

Не ограниченная в прошлом охота привела к резкому сокращению многих видов

животных, в том числе таких крупных, как дикие слоны, носороги, тигры,

леопарды. Теперь закон запрещает охоту на исчезающие виды животных.

В организации поистине королевских охот на слонах особенно преуспевали

наследные премьер-министры Рана. Основоположник института наследственных

премьер-министров Джанг Бахадур Рана в 1911 г. устроил в честь английского

короля Джорджа V охоту, в которой участвовало 975 домашних слонов и

соответствующее число охотников. Трофеи впечатляют: во время той охоты было

поймано более двадцати диких слонов, убито множество тигров, носорогов,

диких буйволов, медведей, крокодилов, кабанов, не говоря уже о дичи. А 10

лет спустя следующий премьер-министр устроил в честь приглашенного в Непал

принца Уэльского охоту, в которой участвовало более 600 слонов.

Последнюю охоту с таким размахом организовали по случаю прибытия британской

королевы Елизаветы II в 1961 г. Пышность была поразительная. Специально

соорудили взлетно-посадочную полосу. Обширный участок девственных джунглей

был расчищен бульдозером, и на пустыре оборудовали грандиозный охотничий

лагерь. После обработки территории лагеря ядохимикатами туда согнали

рабочих, которые, ползая по земле, вылавливали могущих причинить вред

королеве жуков, скорпионов и прочих гадов. В 11-комнатный охотничий домик,

построенный для приема королевы, был проведен даже водопровод с горячей

водой.

В целях сохранения природы в Непале расширяется сеть национальных парков и

заказников во всех основных климатических зонах - тераях, в среднегорье и

высокогорье. Пока их 14, и они занимают 10,8% территории Непала. Самые

известные: Читван в тераях, Сагарматха на склоне Джомолунгмы, Ламтанг к

северу от Катманду, а также Кхаптад в западной части страны.

Первый по времени возникновения национальный парк — Читван. Его площадь —

932 км2. Читван в переводе с непали означает "Лес леопардов". Здесь раньше

обитало множество леопардов и бенгальских тигров. В последние десятилетия

их количество резко сократилось. Та же судьба постигла и большого

индийского носорога, на которого велась безжалостная охота ради его рога,

используемого для лечебных целей.

В национальном парке Читван, а также в заповеднике Сукла-Пхан- та,

находящемся на юго-западе страны, водится много диких слонов. Непальцы

глубоко почитают слона. Об этом говорит хотя бы то, что, когда слон

проходит по дороге, люди кланяются ему. Часто непальцы берут пыль с того

места,

куда ступила нога слона, и этой пылью ставят тику на лбу. Считается, что

это приносит удачу, да и вообще слон - символ удачи (вспомним слоников на

комодах наших бабушек!).

Национальный парк Сагарматха расположен у подножия величайшей вершины в

мире на площади 1148 км2. Здесь водятся снежные барсы, гималайские медведи,

мускусные олени (кабарга). Среди орнитофауны наиболее знаменита птица данфе

(разновидность фазана), являющаяся национальным символом Непала. В этой

символике есть связь с национальным характером: не случайно непальцы отдали

предпочтение скромной и пугливой данфе, а, скажем, не воинственному и

надменному орлу.

Вот каких животных очень мало в Непале, так это обычных домашних кошек! И

хотя их можно увидеть в непальских домах, в жилые комнаты их не пускают.

Непальцы, так же как и мы, считают недоброй приметой, если кошка перебегает

дорогу. Но есть и такие приметы, которых у нас нет. Согласно непальскому

поверью, если кошки устраивают драку в доме, следует ждать в семье

внебрачного ребенка, чего, естественно, не очень хотят.

ЖИВАЯ БОГИНЯ КУМАРИ

В Непале множество богов и богинь, но есть и живая богиня по имени Кумари.

По преданию, она считается воплощением богини Таледжу, покровительницей

династии Малла. Легенда рассказывает, что в старые времена короли обшались

с Таледжу, беседовали и даже играли с ней в кости. Но однажды последний

раджа этой династии Ажай Пракаш Малла, очарованный красотой богини,

влюбился в нее. Рассерженная этим, богиня навсегда покинула дворец,

предупредив, что отныне станет являться людям лишь в образе маленькой

девочки - Кумари. С тех пор в среде буддистов-неваров и в рамках одной-

единственной касты ювелиров {баре) выбирают ту единственную девочку,

которая достойна стать воплощением богини Таледжу. Перед тем, как допустить

девчушек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что у

них ни разу не выступала на теле кровь, и все они соответствующего

происхождения. Кроме того, будущая богиня подвергается испытанию на

бесстрашие: девочку оставляют на ночь в комнате, уставленной изваяниями

страшных животных и в которую врываются люди, переодетые в"привидения".

Затем избраннииу жюри переселяют из семьи в трехэтажный храм неподалеку от

старого королевского дворца, где она находится под опекой няни, а также

индуистского священника (тоже обязательно невара). Девочка живет в храме

несколько лет без обычных детских радостей)вплоть до появления на ее теле

первой крови (то есть до мен-струаиии) или выпадения первого зуба. С этого

момента она перестает быть живой богиней и возвращается в семью.

Кумари - единственная, кто имеет право поставить тику королю и которой

кланяется король. Происходит это раз в году во время праздника

Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи, и

богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на

годичный срок, до праздника в будущем году.

Быть Кумари, с одной стороны, почетно, а с другой - вовсе не радостно.

Левочка практически лишается детства, а потом очень трудно выйти замуж, так

как по стойкому поверью женитьба на кумари приносит несчастье. Да и

родители Кумари никакими привилегиями не пользуются.

Хозяйство

Общая характеристика. Непал относится к группе наиболее бедных

развивающихся стран. Современная промышленность стала появляться в Непале

лишь в 50-е годы, и сельское хозяйство продолжает составлять основу

экономики. В аграрном производстве занято 90% населения страны, и оно дает

41% ВНП, тогда как промышленность только 10%. В Непале, как в стране

развивающейся, существует система экономического планирования: начиная с

1956 г. составляются пятилетние планы экономического развития (на манер

существовавших ранее у нас). Примерно половина капитальных вложений на

реализацию пятилетних планов привлекается из-за границы в виде займов и

грантов.

Сельское хозяйство. Основная масса земли в Непале принадлежит крупным

землевладельцам, которые сдают ее страдающим от малоземелья крестьянам. За

арендуемую землю крестьяне платят помещику до 50% урожая. Считается, чтобы

прокормить себя, средняя крестьянская семья из 6 человек должна иметь как

минимум 1 га земли, но у 2/3 крестьян наделы меньше 1 га, а у 43% не

дотягивают и до 0,5 га. Помещики умело обошли законодательные ограничения

на излишки земли (расписав свою землю на родственников), и земельная

реформа не имела большого успеха.

Земледелие по значению намного превосходит животноводство. В силу

расчлененности рельефа для земледелия

используется лишь 27 из 147 тыс. км2 территории. 70% посевной площади

приходится на тераи, 27% - на средне-горную часть страны и 3% - на

высокогорную. Чтобы расширить посевную площадь, непальские крестьяне в

течение многих веков и поколений возводили на склонах гор искусственные

террасы, на которые приносили землю из речных долин.

Важнейшая продовольственная культура - это рис. Он занимает 3/5 посевной

площади и выращивается почти повсеместно - посевы поднимаются по горным

долинам до высоты 2100 м над уровнем моря. Однако 90% посевов этой культуры

сосредоточено в тераях, особенно в восточных.

Вторая по важности зерновая культура - кукуруза. Поля кукурузы, как

правило, не орошаются. Пшеница распространена меньше. В южной части страны

это зимняя культура (ее высевают в октябре - ноябре, а урожай снимают

весной), в северной части - летняя.

Наименее прихотливы к почве и влаге просяные культуры. Поэтому просо

культивируют в более сухой части страны - Западном Непале (до высоты 2500

м). Столь же неприхотливы ячмень (растет до 3700 м) и картофель, поля

которого можно встретить на уровне 3500 -4000 м.

Из других продовольственных культур выделяется группа бобовых (прежде всего

чечевица и горох). Бобовые широко используются в пищу и идут на экспорт (в

основном в Индию). Овощи и фрукты выращиваются повсеместно, но крупных

плантаций почти нет.

Главная техническая культура -джут. Его выращивают в восточной части

тераев, т. е. на крайнем севере крупнейшего в мире ареала джута. Джут

высаживают весной, а убирают осенью, после окончания муссонных дождей.

Посевы второй по важности технической культуры - сахарного тростника -

сконцентрированы также в восточной части тераев, на аллювиальных почвах. В

земледелие Непала постепенно внедряются и относительно новые для него

технические культуры - хлопчатник (в тераях), чай (на крайнем востоке),

лекарственные растения. Непальский чай, выращиваемый близ И лама, хорошего

качества и идет на экспорт (раньше чай из Непала экспортировался индийскими

компаниями и под этикеткой индийского чая). Животноводство играет по

большей части второстепенную роль. Но это не относится к высокогорному

Северному Непалу, где животноводство -главная отрасль сельского хозяйства.

Горцы разводят яков, цзо (гибрид яка и коровы), овец и коз. Летом скот

пасется на высоких альпийских лугах, а на зиму его перегоняют вниз, в

долины. В Среднем и Южном Непале разводят зебувидную (с небольшим горбом)

корову и черных водяных буйволов. Скот малоупитанный, надои низкие.

Наиболее интенсивно сельское хозяйство ведется в долине Катманду. Там нет

свободных земель, поэтому урожай увеличить можно лишь путем интенсификации

труда. Каждый клочок земли обрабатывается очень тщательно, и хорошо

продумывается очередность посадок (это позволяет собирать три урожая в

год). Например, когда стебельки риса подросли, на рисовое иоле подсевают

горох. При жатве риса маленькие ростки гороха серпом не затрагиваются и они

продолжают расти.

При обработке земли доминируют простые ручные орудия (жнут серпами,

обмолачивают цепами и т. п.). Лишь 1,3% крестьянских хозяйств может

позволить себе использовать трактора.

Электроэнергетика. Подземного углеводородного сырья в Непале практически

нет, но энергетический потенциал рек огромен (83 тыс. МВт). Технически

можно использовать 45 тыс. МВт. Однако пока Непал эксплуатирует всего-

навсего 0,3% своего гидроэнергетического потенциала - в 1994/95 г.

установленные мощности ГЭС составили 253 МВт. Еще 42,5 МВт - мощности

дизельных станций (работают на импортном мазуте). На возведение крупных ГЭС

средств нет, поэтому строятся небольшие электростанции местного значения (в

т. ч. и в отдаленных районах). Непал обменивается электроэнергией с Индией:

запад Непала имеет дефицит электроэнергии, а восток - относительный

избыток. Избыток относительный потому, что в сухой зимний период ГЭС не

могут работать на полную мощность.

Горнодобывающая промышленность. Крупных месторождений полезных ископаемых

не обнаружено, поэтому добывающая промышленность имеет очень скромные

масштабы. Раньше потребности внутреннего рынка были ничтожны и

удовлетворялись кустарной добычей меди, слюды, графита, охры.

Сейчас эксплуатируются месторождения известняка (в Удайпуре, Чобхаре, Бха-

инсе-Добхане и др.), мрамора (Годавари), талька и магнезита (Харидхунга).

Открыто месторождение свинцово-цинковых руд (Ганеш-Химал), а также

небольшие месторождения природного газа (в долине Катманду),

полиметаллических руд, полудрагоценных камней. Геологический прогиб в

районе тераев считается перспективным на нефть.

Обрабатывающая промышленность. Подавляющее большинство непальских

промышленных предприятий - это кустарные мастерские. Производств

современного типа немного. В основном это мелкие, но есть и средние

предприятия.

Промышленность в Непале с 50-х годов формировалась для удовлетворения

основных потребностей людей (до этого промышленные товары ввозились из

Индии). В основном это предприятия пищевой и легкой промышленности. На базе

сахарного тростника работают сахарные заводы (в Биргандже, Бахай-раве,

Биратнагаре), на базе джутового волокна - джутовые фабрики (в Биратнагаре и

Джхапе), хлопчатника -несколько хлопчатобумажных фабрик.

Кроме того, возникли предприятия цементной, табачной, деревообрабатывающей,

бумажной, стекольной промышленности. Машиностроение имеет очень скромные

масштабы. Первенец этой отрасли — завод простейших сельскохозяйственных

орудий в Бирганджс, который затем приступил к выпуску и других несложных

машин.

В 80-е годы важнейшей отраслью промышленности стало ковроткачество.

Произошло это неожиданно и вот при каких обстоятельствах.

Сугубо кустарным изготовлением ковров в Непале занимались издавна, только

прибывшие в Непал в конце 50-х годов тибетские беженцы сумели превратить

ковроткачество в массовую индустрию. Изготовляемые вручную ковры,

удовлетворяя самому взыскательному вкусу западного потребителя, стали

пользоваться огромным спросом в Европе. В результате небольшие фабрики и

мастерские стали расти как грибы после дождя. Каждое шестое предприятие в

стране - ковроткацкое! Объемы экспорта почти ежегодно удваивались, и Непал

превратился в четвертого в мире производителя ковров, успешно конкурируя с

Турцией, Ираном и Индией.

Развитию этого исключительно трудоемкого производства в Непале

благоприятствовало изобилие дешевой рабочей силы. Сырье же, материалы и

оборудование - все это привозное. Шерсть -новозеландская и тибетская (в

составе пряжи 80% новозеландской шерсти и 20% тибетской), красители - из

Германии и Швейцарии, хлопковая нить для канвы из Индии. Обратите внимание,

что, несмотря на неплохие для горного овцеводства природные условия, шерсти

необходимого качества в Непале нет.

Свыше 90% производства сосредоточено в долине Катманду. При этом многие

весьма значительные фабрики не зарегистрированы в качестве таковых: будучи

распололожены не в отдельных зданиях, а в подвалах домов, они считаются

лишь ремесленными мастерскими. В ковровом производстве, по официальным

данным, трудятся 55 — 65 тыс. чел., но реальная численность занятых как

минимум вдвое больше (оценки варьируют от 100 до 300 тыс.). Основная масса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.