рефераты бесплатно

МЕНЮ


Непал

нательный священный шнур (на нравом плече) - знак принадлежности к высоким

кастам.

Брахманы играют главенствующую роль в религиозной, общественно-политической

и духовной жизни страны. Кшатрии же занимают высшее положение во властных

структурах, среди них много государственных чиновников и высших военных.

Точнее, это относится к верхушке касты кшатриев - тх-

кури и рана. К тхакури принадлежит правящая королевская семья, а к группе

рана относилась печально знаменитая династия наследных премьер-министров

Рана.

По родовому имени (тхар) непальца, т. е. тому, что примерно соответствует у

нас фамилии, легко определяется принадлежность человека к той или иной

касте. Приведем пример. Так, один из авторов этих строк, Кришна Пракаш

Шрестха, как явствует из его тхара Шрестха, относится к высшей касте среди

неваров и исповедует индуизм (буквально же "шрестха" означает "самый

лучший").

Языки. В стране существует около 60 языков и диалектов, большинство из

которых имеет узкое распространение, а часть находится на грани

исчезновения. Языки делятся на две большие группы: индоевропейские и тибето-

бирманские. К индоевропейским языкам относится государственный язык непали,

имеющий санскритское происхождение. Раньше он назывался кхас-кура, то есть

язык кхасов.

Непали - это язык, как у нас говорят, межнационального общения. Ведущее

положение он приобрел с тех пор, когда в XVIII в. Непал стал единым

государством. Язык непали использует письмо (алфавит) деванагари,

распространенное в Индии, и вообще он близок к языкам северной Индии. Кроме

Непала, он является языком общения в королевстве Бутан, в Сиккиме, а также

в Дарджилинге (Индия). Непали -родной язык для более чем половины всех

жителей страны и наиболее распространенный язык в 54 из 75 округов страны.

Поэт Бханубхакт Ачарья, автор непальского варианта "Рамаяны" (1814-1868),

считается основоположником современного литературного языка непали.

Второе место по численности говорящих на нем занимает язык майтхили; он

распространен в тераях и имеет литературную традицию.

Среди тибето-бирманских языков выделяется неварский язык (невари); на нем

создана богатая литература. Язык невари имеет свою собственную

письменность, хотя и он начал в последнее время пользоваться письмом

деванагари. К числу тибето-бирманских языков принадлежат магарский,

гурунгский, раи, лимбу, сунвар, таманг и другие (в отличие от неварского

языка они не испытали сильного влияния индоевропейских языков).

Новая конституция Непала 1991 г. предоставляет право любому жителю страны

получить образование на его родном языке. Радиовещание в Непале ведется на

языках многих его народностей.

Динамика и размещение населения.

В Непале живет свыше 22 млн чел. Это столько же, сколько в трех северных

странах Европы - Швеции, Финляндии и Норвегии. Но в отличие от экономически

развитых стран Европы численность населения в Непале во второй половине XX

в. растет быстро -примерно на 2,5% в год; ежегодно в стране прибавляется

почти полмиллиона новых жителей. Это результат высокой рождаемости при

сократившейся (благодаря развитию здравоохранения) смертности. Впрочем,

смертность от инфекционных болезней все еще весьма высокая; сохраняется

опасность таких опасных болезней, как холера и малярия. Распространению

инфекционных болезней способствует антисанитарное состояние водных

источников.

Непальские семьи (в особенности сельские) большие и многодетные. Средняя

непальская семья состоит из 6 человек. Очень часто в нее входят не только

муж, жена и их дети, но также братья мужа с их семьями, а также незамужние

сестры. Большая, состоящая из трех поколений семья - результат

сохраняющегося феодального уклада в общественных отношениях. Только

многочисленной семьей крестьяне могут добывать средства к существованию.

Выбор супруга (супруги) определяется прежде всего родителями (нередко с

помощью свахи). Чрезвычайно важно мнение на сей счет духовного наставника

семьи, который сопоставляет гороскопы невесты и жениха. И даже к выбору дня

свадьбы подходят очень серьезно. Астролог определяет самый благоприятный

для бракосочетания день.

Женятся очень рано. Хотя формально разрешены браки юношей лишь с 18 лет, а

девушек с 16, в реальной жизни все еще часты случаи (особенно в деревне) ,

когда замуж выходят совсем еще девочками (в 10 лет). Ранние браки

характерны для индуистов из высоких каст, поскольку считается, что нужно

выдать девушку замуж до начала у нее менструации. Поскольку

продолжительность жизни невысока, то многие оказываются вдовыми в очень

молодом возрасте.

Разводы в семьях, принадлежащих к двум высшим кастам - брахманам и чхетри,

редки. Раньше вторично выйти замуж не разрешалось даже вдовам; да что там

развод, практиковалось даже самосожжение жен после смерти мужа! Только

неварки избежали столь печальной участи — для этого оказалось достаточно

придумать маленькую хитрость - обряд ихи. Согласно этому обряду неварку,

маленькую девочку, "выдавали замуж" -за... плод дерева бел, считающегося

выражением бога Вишну, т. е. их подлинный муж не простой смертный, а

божество. Поэтому после смерти своего "земного" мужа, могли выйти замуж за

другого земного мужчину, не изменяя своему подлинному супругу - богу Вишну.

Столь же хитроумно у неваров решалась и проблема развода. Неварке, желавшей

расторгнуть брак, достаточно вернуть мужу орех дерева бетел (хранившийся у

нее как подарок мужа со дня их свадьбы).

В семьях же низких каст, а также у коренных жителей горного Непала на

развод всегда смотрели много проще, и даже описанные ухищрения не

требовались.

Непал — страна горная, и неудивительно, что расселение вне тераев имеет

очаговый характер. О контрастности расселения свидетельствуют показатели

плотности населения: в освоенной полосе - тераях - плотность населения

составляет 200 чел./км2, а в горных районах - менее 10. Однако с учетом

"нагрузки" населения не вообще на территорию, а на сельскохозяйственные

угодья окажется, что горные районы с их нехваткой обрабатываемой земли еще

перенаселеннее, чем тераи. Особенно плотно заселены в силу благоприятных

природных условий небольшие межгорные долины Среднего Непала (рекордная

плотность в долине Катманду -свыше 1000 чел./км2).

Урбанизация в Непале только началась. И но доле городского населения (9,2%,

по данным переписи 1991 г.) Непал занимает одно из самых последних мест в

мире. Критерии города в Непале время от времени меняются. С 1976 г. нижний

порог людности городского населенного пункта стал 9 тыс. чел. Городов

сейчас - 33. В 1991 г. в городах проживало 1,7 млн чел.

Подлинно большим городом можно считать только столицу страны - Катманду

(вместе со сросшимся с ним Лалитпуром). Перепись 1991 г. зарегистрировала в

Катманду 421 тыс. жителей, а в Лалитиурс - 116 тыс. Вообще же города

располагаются преимущественно близ границы с Индией. Там же находится и

второй по величине непальский город - Биратнагар (129 тыс. жителей). В

средней, горной части страны (но вне долин), городов лишь единицы

(Хетауда, Бутвал, Тансен Дхаран). Причина задержки урбанизации - слабое

развитие промышленности. К примеру, в Катманду в промышленности трудится

всего 6% экономически активного населения, в Ла-литпуре - 8%, Биратнагаре -

15%.

Господствующее направление миграций населения в настоящее время - с севера

на юг: жители гор, не находя работы у себя в деревнях, ищут счастья в

равнинных районах. Поэтому одна из главенствующих задач - ослабить "бегство

горцев", стимулировав экономическую базу горных территорий.

ОБРАЗОВАНИЕ

За последние несколько десятилетии Непал добился значительных успехов в

развитии народного образования. В настоящее время общеобразовательные школы

появились даже в отдаленных гималайских селениях. Начальное образование

-пятилетнее (дети начинают учебу в 6 лет). Продолжительность среднего

образования также 5 лет (дети начинают эту ступень в 11-летнем возрасте).

Среднее образование разделяется на два цикла - двухлетний (неполное среднее

образование) и последующее - трехлетнее. В школу ходит 75% детей - 94%

мальчиков и 54% девочек. В средних школах обучается 34% детей

соответствующего возраста.

В настоящее время обучение в 1-3-х классах бесплатное, но оно не является

обязательным. Получение среднего образования заканчивается сдачей в 10-м

классе государственного экзамена.

Грамотных (умеющих читать и писать) среди лиц старше 15 лет - 27,5% (среди

мужчин - 41 %, а среди женщин - всего 14%).

Высшее образование в 1991 г. имело всего 0,3% населения (18 тыс. чел.).

Действуют три университета, из которых два - государственные, а один -

частный, появившийся совсем недавно. Самый крупный университет -

Трибхуванский, основанный в 1959 г. рядом со столицей (назван в честь деда

нынешнего короля). Примерно тогда же была создана Королевская академия

Непала, призванная способствовать развитию литературы, искусства, науки.

Для развития образования в широком смысле очень важна роль средств массовой

информации: печати (первое периодическое издание появилось сто лет назад),

радиовещания (передачи начались в 1950 г.), а также телевидения (телестудия

существует с 1985 г.).

ЖИЛИЩЕ И БЫТ НЕПАЛЬЦЕВ

Жилье. Дома в разных частях страны весьма отличны друг от друга. В городах

долины Катманду и всей центральной части страны (особенно в

административных центрах округов) преобладает неварский тин дома. Там дома

обычно стоят вплотную друг к другу. Они кирпичные, имеют 2 - 3, а иногда и

5 этажей. Отличительная черта традиционных домов: крыши опираются на

подкосы и выступают далеко вперед, образуя карнизы. Это защищает от

горячего и слепящего солнца. Крыши делаются крутыми, чтобы вода быстро

стекала во время муссонных ливней. В городах кровля из черепицы и шифера, а

в деревнях - из соломы или дранки. Часто к домам на уровне первого этажа

пристраиваются открытые веранды.

Стены и окна неварских домов дополняются различными деревянными элементами

- галереями, наличниками, ставнями, резными решетчатыми рамами, заменяющими

стекла в окнах.

Первые этажи используются под кухню, склад, а если хозяин - торговец, то

под магазинчик, лавку. В домах не-варов, впрочем, кухня помещается на самом

верхнем жилом этаже, так как она считается местом сбора за трапезой только

членов семьи, но не гостей. Размещение, кухни наверху гарантирует, что

туда не заглянет кто-либо из посторонних.

Крестьянские дома, в отличие от городских, строятся из необожженного

кирпича или камня, не имеют террас и окон на первом этаже – там

располагаются кухня и хлев. Печь на кухне не имеет дымохода. На втором

этаже помимо жилого помещения находится кладовая. Смотрятся крестьянские

дома довольно эффектно: на крышах возвышаются желтые горки кукурузных

початков, а под крышами свисают гирлянды красного перца.

В тераях деревенские дома более легкие. Стены их представляют собой

плетенный из бамбука каркас, обмазанный глиной; вместо окон небольшие

вентиляционные отверстия; крыша тростниковая.

В высокогорье жилища тибетского типа. Так как проливные муссонные дожди в

высокогорьях редки, то и крыши делают плоскими, из прессованной земли или

сланца. Первый, темный этаж отводят для хранения дров и содержания скота,

жилье — на втором. Свет проникает в жилое помещение через два-три небольших

оконца. Печей нет, а очаг выкладывается из каменных плит прямо на иолу.

Дымохода не делают, поэтому, когда топят, помещение наполняется едким

дымом.

Никакого центрального или внутреннего отопления даже в крупных городах нет,

хотя зимой даже в долине Катманду холодно. В последнее время помимо печей

или жаровен с углем в состоятельных семьях используют

электрообогревательные приборы.

Внутреннее убранство непальских жилищ, особенно в деревнях, очень скромное.

Если в городских домах еще можно увидеть привычную для нас мебель - столы,

стулья, кровати, шкафы, то в деревенских мебели почти нет. Спят обычно на

циновках, коврах, матрацах; лишь иногда глава семейства имеет кровать.

Постельные принадлежности держат в сундуке. В кухне, где находится

кирпичная печь, всю стену занимает кухонная утварь - горшки, кувшины,

сковородки, миски.

Одежда. В одежде непальцев из разных этнических групп, в общем-то весьма

разнообразной, есть некоторые общие черты. Типичный костюм мужчины - жителя

долины Катманду состоит из длинной приталенной рубахи - даура, завязываемой

на тесемках сбоку, брюк - сурувал -плотно обтягивающих ноги, но широких в

бедрах, и пояса патука - куска ткани, наматываемого на талию поверх рубахи

и брюк (впрочем, в последнее время патука уже не в моде). Одежду завершают

черный жилет - истакот, а в городах - пиджак европейского типа. На голове

принято носить легкую матерчатую шапочку - топи, напоминающую пилотку (она

бывает либо пестрой, либо в торжественных случаях черной).

Женщины на юге, а также в Среднем Непале носят, как и индийские женщины,

сари. Сари - это прямоугольный кусок материи метровой ширины и 5 - 6-

метровой длины. Сари не шьют, а им оборачиваются вокруг пояса, оставляя

несколько складок спереди. Другой конец сари прикрывает верхнюю часть

туловища. Неварки и жители Северного Непала носят прямую темную юбку,

пеструю короткую кофту чоло, оставляющую открытой полоску живота и спины.

Одежду дополняет яркая шаль.

Девушки и женщины многих народностей любят украшать шею бусами в несколько

рядов, носить на запястьях просторные и широкие браслеты, а в ушах -

крупные серьги в виде обручей (мундри). Часто у женщин (но только не у

неварок) можно увидеть кольцо, пропущенное через перегородку носа. Нередко

у одного из крыльев носа укрепляют драгоценный камушек в оправе -пхули (эту

моду недавно позаимствовала и европейская молодежь).

По тому, какие украшения на женщине, можно определить, замужем она или нет.

Замужняя носит поте - бусы из мелких бусинок и медной или золотой трубочкой

посредине, чура — стеклянные браслетки, а в некоторых случаях асар-фи -

кольцо с припаянной к нему золотой монетой. Синдуром - красным порошком

посыпается пробор в волосах невесты.

Женщины-индуистки украшают себе лоб тикой - цветным, обычно красным,

пятнышком, означающим Божье благословение. Тику красного цвета могут носить

девушки и женщины любого возраста, но только не вдовы. Красный цвет - цвет

крови символизирует полнокровную жизнь (жизнь же вдовы в индуистской

традиции не считается полноценной). Не зря в праздничных нарядах непальских

женщин красный цвет преобладает.

ациональная еда. Большинство населения питается скудно. Мяса едят мало и не

каждый день. Индуисты употребляют козлятину и баранину, но ни в коем случае

не говядину, ведь корова — это священное животное. По той же самой причине

непальцы высоко ценят коровье молоко. Правда, употребляют его не столько в

свежем виде (в жарком климате оно быстро киснет), сколько в виде

простокваши. Гостей принято угощать в деревнях простоквашей, а в городах -

чаем с добавлением молока. Масло едят, но не обычное, а топленое -гхиу,

немаловажное достоинство которого состоит в том, что оно не горкнет. Это

масло широко используется для приготовления пищи. Характернейшая черта

непальской кухни - обилие в ней острых приправ и соусов с использованием

пряностей, специй, прежде всего перца (особенно в тераях).

Основной продукт питания - рис (но не всюду: в горных районах, где он не

родится, рис - дефицит). Впрочем, беднейшие крестьяне могут позволить себе

рис далеко не всегда, а только по праздникам. Жители (даже состоятельные)

небогатого рисом Западного Непала едят рис только по утрам,а на ужин

готовят лепешки из пшеничной муки. Во время праздников в неварских домах

вместо вареного риса подают рисовые хлопья - чиура. Вареный рис, если к

нему притрагивается представитель более низкой касты, считается

оскверненным, и представитель высокой касты никогда такой рис есть не

станет. А вот на рисовые хлопья такие строгости не распространяются!

Рис непальцы любят смешивать с овощами, обязательно сдабривая приправами. В

городских семьях обычная еда утром и вечером - вареный рис с приправой из

бобов, овощи. В деревнях же, особенно в горных местностях, простые

крестьяне трапезничают дхендо — кашей из кукурузной муки, но

приготовленной не на молоке, а на воде. К такой каше полагается непременно

острый ачар, а овощей и приправ может и не быть. Ачар — излюбленная

приправа непальцев. Для приготовления ачара используют зелень (кинзу,

мяту), овощи (помидоры, красный перец, редис), фрукты (неспелое манго и

другие кисло-сладкие плоды), масличные зерна (кунжут и др.). Блюдо из

отварного риса, овощей и острого бобового соуса, называемое даль-бхат-

таркари, столь же распространено в Непале, как в России отварная картошка

или пельмени. Кстати, и в Непале едят пельмени (но только круглой формы).

Хлеб выпекается из пшеничной и ячменной муки. Горцы - бхотия и шерпы — хлеб

не пекут, а используют ячменную муку для изготовления клецок.

Орудия труда и трудовые традиции. Важнейший элемент традиционной культуры

каждого народа – орудия труда. Универсальным орудием непальцев можно

считать кхукри - короткий нож с широким, сильно изогнутым лезвием. Это и

национальное оружие (непременный элемент амуниции солдат-гуркхов), а с

другой стороны, незаменимый предмет в хозяйстве, повседневно используемый

как нож, топор, серп. Когда-то мужчины носили кхукри в ножнах,

прикрепленных к поясу, теперь это распространенный непальский сувенир,

предлагаемый туристам.

Основные орудия крестьянина хало -деревянный плуг и кодали - мотыга с

короткой ручкой. Крестьяне долины Катманду обрабатывают землю исключительно

мотыгой-кодали: запрягать же волов в плуг считается грехом. Работая кодали,

садятся на корточки. В такой позе непальцы любят и отдыхать, а вот у их

соседей-индийцев привычки к такой позе нет.

Сельские, да и городские жители много времени проводят в дороге из деревни

в город, в другую деревню, из города в деревню. За пределами городов нет

автомашин, да и велосипед - вещь здесь малопривычная и редкая. На большей

части страны транспортировка грузов осуществляется по пешеходным тропам.

Люди привыкли к долгим переходам по крутым горным тропам, да еще не с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.