Непал
нательный священный шнур (на нравом плече) - знак принадлежности к высоким
кастам.
Брахманы играют главенствующую роль в религиозной, общественно-политической
и духовной жизни страны. Кшатрии же занимают высшее положение во властных
структурах, среди них много государственных чиновников и высших военных.
Точнее, это относится к верхушке касты кшатриев - тх-
кури и рана. К тхакури принадлежит правящая королевская семья, а к группе
рана относилась печально знаменитая династия наследных премьер-министров
Рана.
По родовому имени (тхар) непальца, т. е. тому, что примерно соответствует у
нас фамилии, легко определяется принадлежность человека к той или иной
касте. Приведем пример. Так, один из авторов этих строк, Кришна Пракаш
Шрестха, как явствует из его тхара Шрестха, относится к высшей касте среди
неваров и исповедует индуизм (буквально же "шрестха" означает "самый
лучший").
Языки. В стране существует около 60 языков и диалектов, большинство из
которых имеет узкое распространение, а часть находится на грани
исчезновения. Языки делятся на две большие группы: индоевропейские и тибето-
бирманские. К индоевропейским языкам относится государственный язык непали,
имеющий санскритское происхождение. Раньше он назывался кхас-кура, то есть
язык кхасов.
Непали - это язык, как у нас говорят, межнационального общения. Ведущее
положение он приобрел с тех пор, когда в XVIII в. Непал стал единым
государством. Язык непали использует письмо (алфавит) деванагари,
распространенное в Индии, и вообще он близок к языкам северной Индии. Кроме
Непала, он является языком общения в королевстве Бутан, в Сиккиме, а также
в Дарджилинге (Индия). Непали -родной язык для более чем половины всех
жителей страны и наиболее распространенный язык в 54 из 75 округов страны.
Поэт Бханубхакт Ачарья, автор непальского варианта "Рамаяны" (1814-1868),
считается основоположником современного литературного языка непали.
Второе место по численности говорящих на нем занимает язык майтхили; он
распространен в тераях и имеет литературную традицию.
Среди тибето-бирманских языков выделяется неварский язык (невари); на нем
создана богатая литература. Язык невари имеет свою собственную
письменность, хотя и он начал в последнее время пользоваться письмом
деванагари. К числу тибето-бирманских языков принадлежат магарский,
гурунгский, раи, лимбу, сунвар, таманг и другие (в отличие от неварского
языка они не испытали сильного влияния индоевропейских языков).
Новая конституция Непала 1991 г. предоставляет право любому жителю страны
получить образование на его родном языке. Радиовещание в Непале ведется на
языках многих его народностей.
Динамика и размещение населения.
В Непале живет свыше 22 млн чел. Это столько же, сколько в трех северных
странах Европы - Швеции, Финляндии и Норвегии. Но в отличие от экономически
развитых стран Европы численность населения в Непале во второй половине XX
в. растет быстро -примерно на 2,5% в год; ежегодно в стране прибавляется
почти полмиллиона новых жителей. Это результат высокой рождаемости при
сократившейся (благодаря развитию здравоохранения) смертности. Впрочем,
смертность от инфекционных болезней все еще весьма высокая; сохраняется
опасность таких опасных болезней, как холера и малярия. Распространению
инфекционных болезней способствует антисанитарное состояние водных
источников.
Непальские семьи (в особенности сельские) большие и многодетные. Средняя
непальская семья состоит из 6 человек. Очень часто в нее входят не только
муж, жена и их дети, но также братья мужа с их семьями, а также незамужние
сестры. Большая, состоящая из трех поколений семья - результат
сохраняющегося феодального уклада в общественных отношениях. Только
многочисленной семьей крестьяне могут добывать средства к существованию.
Выбор супруга (супруги) определяется прежде всего родителями (нередко с
помощью свахи). Чрезвычайно важно мнение на сей счет духовного наставника
семьи, который сопоставляет гороскопы невесты и жениха. И даже к выбору дня
свадьбы подходят очень серьезно. Астролог определяет самый благоприятный
для бракосочетания день.
Женятся очень рано. Хотя формально разрешены браки юношей лишь с 18 лет, а
девушек с 16, в реальной жизни все еще часты случаи (особенно в деревне) ,
когда замуж выходят совсем еще девочками (в 10 лет). Ранние браки
характерны для индуистов из высоких каст, поскольку считается, что нужно
выдать девушку замуж до начала у нее менструации. Поскольку
продолжительность жизни невысока, то многие оказываются вдовыми в очень
молодом возрасте.
Разводы в семьях, принадлежащих к двум высшим кастам - брахманам и чхетри,
редки. Раньше вторично выйти замуж не разрешалось даже вдовам; да что там
развод, практиковалось даже самосожжение жен после смерти мужа! Только
неварки избежали столь печальной участи — для этого оказалось достаточно
придумать маленькую хитрость - обряд ихи. Согласно этому обряду неварку,
маленькую девочку, "выдавали замуж" -за... плод дерева бел, считающегося
выражением бога Вишну, т. е. их подлинный муж не простой смертный, а
божество. Поэтому после смерти своего "земного" мужа, могли выйти замуж за
другого земного мужчину, не изменяя своему подлинному супругу - богу Вишну.
Столь же хитроумно у неваров решалась и проблема развода. Неварке, желавшей
расторгнуть брак, достаточно вернуть мужу орех дерева бетел (хранившийся у
нее как подарок мужа со дня их свадьбы).
В семьях же низких каст, а также у коренных жителей горного Непала на
развод всегда смотрели много проще, и даже описанные ухищрения не
требовались.
Непал — страна горная, и неудивительно, что расселение вне тераев имеет
очаговый характер. О контрастности расселения свидетельствуют показатели
плотности населения: в освоенной полосе - тераях - плотность населения
составляет 200 чел./км2, а в горных районах - менее 10. Однако с учетом
"нагрузки" населения не вообще на территорию, а на сельскохозяйственные
угодья окажется, что горные районы с их нехваткой обрабатываемой земли еще
перенаселеннее, чем тераи. Особенно плотно заселены в силу благоприятных
природных условий небольшие межгорные долины Среднего Непала (рекордная
плотность в долине Катманду -свыше 1000 чел./км2).
Урбанизация в Непале только началась. И но доле городского населения (9,2%,
по данным переписи 1991 г.) Непал занимает одно из самых последних мест в
мире. Критерии города в Непале время от времени меняются. С 1976 г. нижний
порог людности городского населенного пункта стал 9 тыс. чел. Городов
сейчас - 33. В 1991 г. в городах проживало 1,7 млн чел.
Подлинно большим городом можно считать только столицу страны - Катманду
(вместе со сросшимся с ним Лалитпуром). Перепись 1991 г. зарегистрировала в
Катманду 421 тыс. жителей, а в Лалитиурс - 116 тыс. Вообще же города
располагаются преимущественно близ границы с Индией. Там же находится и
второй по величине непальский город - Биратнагар (129 тыс. жителей). В
средней, горной части страны (но вне долин), городов лишь единицы
(Хетауда, Бутвал, Тансен Дхаран). Причина задержки урбанизации - слабое
развитие промышленности. К примеру, в Катманду в промышленности трудится
всего 6% экономически активного населения, в Ла-литпуре - 8%, Биратнагаре -
15%.
Господствующее направление миграций населения в настоящее время - с севера
на юг: жители гор, не находя работы у себя в деревнях, ищут счастья в
равнинных районах. Поэтому одна из главенствующих задач - ослабить "бегство
горцев", стимулировав экономическую базу горных территорий.
ОБРАЗОВАНИЕ
За последние несколько десятилетии Непал добился значительных успехов в
развитии народного образования. В настоящее время общеобразовательные школы
появились даже в отдаленных гималайских селениях. Начальное образование
-пятилетнее (дети начинают учебу в 6 лет). Продолжительность среднего
образования также 5 лет (дети начинают эту ступень в 11-летнем возрасте).
Среднее образование разделяется на два цикла - двухлетний (неполное среднее
образование) и последующее - трехлетнее. В школу ходит 75% детей - 94%
мальчиков и 54% девочек. В средних школах обучается 34% детей
соответствующего возраста.
В настоящее время обучение в 1-3-х классах бесплатное, но оно не является
обязательным. Получение среднего образования заканчивается сдачей в 10-м
классе государственного экзамена.
Грамотных (умеющих читать и писать) среди лиц старше 15 лет - 27,5% (среди
мужчин - 41 %, а среди женщин - всего 14%).
Высшее образование в 1991 г. имело всего 0,3% населения (18 тыс. чел.).
Действуют три университета, из которых два - государственные, а один -
частный, появившийся совсем недавно. Самый крупный университет -
Трибхуванский, основанный в 1959 г. рядом со столицей (назван в честь деда
нынешнего короля). Примерно тогда же была создана Королевская академия
Непала, призванная способствовать развитию литературы, искусства, науки.
Для развития образования в широком смысле очень важна роль средств массовой
информации: печати (первое периодическое издание появилось сто лет назад),
радиовещания (передачи начались в 1950 г.), а также телевидения (телестудия
существует с 1985 г.).
ЖИЛИЩЕ И БЫТ НЕПАЛЬЦЕВ
Жилье. Дома в разных частях страны весьма отличны друг от друга. В городах
долины Катманду и всей центральной части страны (особенно в
административных центрах округов) преобладает неварский тин дома. Там дома
обычно стоят вплотную друг к другу. Они кирпичные, имеют 2 - 3, а иногда и
5 этажей. Отличительная черта традиционных домов: крыши опираются на
подкосы и выступают далеко вперед, образуя карнизы. Это защищает от
горячего и слепящего солнца. Крыши делаются крутыми, чтобы вода быстро
стекала во время муссонных ливней. В городах кровля из черепицы и шифера, а
в деревнях - из соломы или дранки. Часто к домам на уровне первого этажа
пристраиваются открытые веранды.
Стены и окна неварских домов дополняются различными деревянными элементами
- галереями, наличниками, ставнями, резными решетчатыми рамами, заменяющими
стекла в окнах.
Первые этажи используются под кухню, склад, а если хозяин - торговец, то
под магазинчик, лавку. В домах не-варов, впрочем, кухня помещается на самом
верхнем жилом этаже, так как она считается местом сбора за трапезой только
членов семьи, но не гостей. Размещение, кухни наверху гарантирует, что
туда не заглянет кто-либо из посторонних.
Крестьянские дома, в отличие от городских, строятся из необожженного
кирпича или камня, не имеют террас и окон на первом этаже – там
располагаются кухня и хлев. Печь на кухне не имеет дымохода. На втором
этаже помимо жилого помещения находится кладовая. Смотрятся крестьянские
дома довольно эффектно: на крышах возвышаются желтые горки кукурузных
початков, а под крышами свисают гирлянды красного перца.
В тераях деревенские дома более легкие. Стены их представляют собой
плетенный из бамбука каркас, обмазанный глиной; вместо окон небольшие
вентиляционные отверстия; крыша тростниковая.
В высокогорье жилища тибетского типа. Так как проливные муссонные дожди в
высокогорьях редки, то и крыши делают плоскими, из прессованной земли или
сланца. Первый, темный этаж отводят для хранения дров и содержания скота,
жилье — на втором. Свет проникает в жилое помещение через два-три небольших
оконца. Печей нет, а очаг выкладывается из каменных плит прямо на иолу.
Дымохода не делают, поэтому, когда топят, помещение наполняется едким
дымом.
Никакого центрального или внутреннего отопления даже в крупных городах нет,
хотя зимой даже в долине Катманду холодно. В последнее время помимо печей
или жаровен с углем в состоятельных семьях используют
электрообогревательные приборы.
Внутреннее убранство непальских жилищ, особенно в деревнях, очень скромное.
Если в городских домах еще можно увидеть привычную для нас мебель - столы,
стулья, кровати, шкафы, то в деревенских мебели почти нет. Спят обычно на
циновках, коврах, матрацах; лишь иногда глава семейства имеет кровать.
Постельные принадлежности держат в сундуке. В кухне, где находится
кирпичная печь, всю стену занимает кухонная утварь - горшки, кувшины,
сковородки, миски.
Одежда. В одежде непальцев из разных этнических групп, в общем-то весьма
разнообразной, есть некоторые общие черты. Типичный костюм мужчины - жителя
долины Катманду состоит из длинной приталенной рубахи - даура, завязываемой
на тесемках сбоку, брюк - сурувал -плотно обтягивающих ноги, но широких в
бедрах, и пояса патука - куска ткани, наматываемого на талию поверх рубахи
и брюк (впрочем, в последнее время патука уже не в моде). Одежду завершают
черный жилет - истакот, а в городах - пиджак европейского типа. На голове
принято носить легкую матерчатую шапочку - топи, напоминающую пилотку (она
бывает либо пестрой, либо в торжественных случаях черной).
Женщины на юге, а также в Среднем Непале носят, как и индийские женщины,
сари. Сари - это прямоугольный кусок материи метровой ширины и 5 - 6-
метровой длины. Сари не шьют, а им оборачиваются вокруг пояса, оставляя
несколько складок спереди. Другой конец сари прикрывает верхнюю часть
туловища. Неварки и жители Северного Непала носят прямую темную юбку,
пеструю короткую кофту чоло, оставляющую открытой полоску живота и спины.
Одежду дополняет яркая шаль.
Девушки и женщины многих народностей любят украшать шею бусами в несколько
рядов, носить на запястьях просторные и широкие браслеты, а в ушах -
крупные серьги в виде обручей (мундри). Часто у женщин (но только не у
неварок) можно увидеть кольцо, пропущенное через перегородку носа. Нередко
у одного из крыльев носа укрепляют драгоценный камушек в оправе -пхули (эту
моду недавно позаимствовала и европейская молодежь).
По тому, какие украшения на женщине, можно определить, замужем она или нет.
Замужняя носит поте - бусы из мелких бусинок и медной или золотой трубочкой
посредине, чура — стеклянные браслетки, а в некоторых случаях асар-фи -
кольцо с припаянной к нему золотой монетой. Синдуром - красным порошком
посыпается пробор в волосах невесты.
Женщины-индуистки украшают себе лоб тикой - цветным, обычно красным,
пятнышком, означающим Божье благословение. Тику красного цвета могут носить
девушки и женщины любого возраста, но только не вдовы. Красный цвет - цвет
крови символизирует полнокровную жизнь (жизнь же вдовы в индуистской
традиции не считается полноценной). Не зря в праздничных нарядах непальских
женщин красный цвет преобладает.
ациональная еда. Большинство населения питается скудно. Мяса едят мало и не
каждый день. Индуисты употребляют козлятину и баранину, но ни в коем случае
не говядину, ведь корова — это священное животное. По той же самой причине
непальцы высоко ценят коровье молоко. Правда, употребляют его не столько в
свежем виде (в жарком климате оно быстро киснет), сколько в виде
простокваши. Гостей принято угощать в деревнях простоквашей, а в городах -
чаем с добавлением молока. Масло едят, но не обычное, а топленое -гхиу,
немаловажное достоинство которого состоит в том, что оно не горкнет. Это
масло широко используется для приготовления пищи. Характернейшая черта
непальской кухни - обилие в ней острых приправ и соусов с использованием
пряностей, специй, прежде всего перца (особенно в тераях).
Основной продукт питания - рис (но не всюду: в горных районах, где он не
родится, рис - дефицит). Впрочем, беднейшие крестьяне могут позволить себе
рис далеко не всегда, а только по праздникам. Жители (даже состоятельные)
небогатого рисом Западного Непала едят рис только по утрам,а на ужин
готовят лепешки из пшеничной муки. Во время праздников в неварских домах
вместо вареного риса подают рисовые хлопья - чиура. Вареный рис, если к
нему притрагивается представитель более низкой касты, считается
оскверненным, и представитель высокой касты никогда такой рис есть не
станет. А вот на рисовые хлопья такие строгости не распространяются!
Рис непальцы любят смешивать с овощами, обязательно сдабривая приправами. В
городских семьях обычная еда утром и вечером - вареный рис с приправой из
бобов, овощи. В деревнях же, особенно в горных местностях, простые
крестьяне трапезничают дхендо — кашей из кукурузной муки, но
приготовленной не на молоке, а на воде. К такой каше полагается непременно
острый ачар, а овощей и приправ может и не быть. Ачар — излюбленная
приправа непальцев. Для приготовления ачара используют зелень (кинзу,
мяту), овощи (помидоры, красный перец, редис), фрукты (неспелое манго и
другие кисло-сладкие плоды), масличные зерна (кунжут и др.). Блюдо из
отварного риса, овощей и острого бобового соуса, называемое даль-бхат-
таркари, столь же распространено в Непале, как в России отварная картошка
или пельмени. Кстати, и в Непале едят пельмени (но только круглой формы).
Хлеб выпекается из пшеничной и ячменной муки. Горцы - бхотия и шерпы — хлеб
не пекут, а используют ячменную муку для изготовления клецок.
Орудия труда и трудовые традиции. Важнейший элемент традиционной культуры
каждого народа – орудия труда. Универсальным орудием непальцев можно
считать кхукри - короткий нож с широким, сильно изогнутым лезвием. Это и
национальное оружие (непременный элемент амуниции солдат-гуркхов), а с
другой стороны, незаменимый предмет в хозяйстве, повседневно используемый
как нож, топор, серп. Когда-то мужчины носили кхукри в ножнах,
прикрепленных к поясу, теперь это распространенный непальский сувенир,
предлагаемый туристам.
Основные орудия крестьянина хало -деревянный плуг и кодали - мотыга с
короткой ручкой. Крестьяне долины Катманду обрабатывают землю исключительно
мотыгой-кодали: запрягать же волов в плуг считается грехом. Работая кодали,
садятся на корточки. В такой позе непальцы любят и отдыхать, а вот у их
соседей-индийцев привычки к такой позе нет.
Сельские, да и городские жители много времени проводят в дороге из деревни
в город, в другую деревню, из города в деревню. За пределами городов нет
автомашин, да и велосипед - вещь здесь малопривычная и редкая. На большей
части страны транспортировка грузов осуществляется по пешеходным тропам.
Люди привыкли к долгим переходам по крутым горным тропам, да еще не с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|