рефераты бесплатно

МЕНЮ


Непал

пустыми руками, а с грузом. Впрочем, выражение "не с пустыми руками" здесь

неуместно: руки остаются пустыми, а груз принято нести на спине. Горцы для

переноски обычно используют высокие и вместительные плетеные корзины или

короба, сужающиеся книзу (доко). Корзина крепится с помощью ремня к голове,

точнее, ко лбу. Также ко лбу крепят и груз без тары, например, вязанку

дров, ведь древесина

- основное топливо в непальском быту. Невары же предпочитают переносить

груз с помощью прямых (а не изогнутых, какие были у нас в России) наплечных

коромысел, на которых подвешивают корзины или мешки. Ремесло носильщика

-одно из самых распространенных в Непале. Надежные помощники носильщика

- вьючные животные. Высоко в горах это яки и овцы, пониже - лошади, в

тераях

-слоны.

Вдоль дорог и троп часто можно видеть специальные остановки для путников и

носильщиков. Эти остановки называют ча-утпара, что можно перевести как

"приют". Они обычно делаются под широкой и густой кроной деревьев пипал и

бар {баньян). Мы можем легко представить их,

мысленно увеличив до размеров дерева наши домашние фикусы с глянцевитыми

листьями, стоящие в кадках. Эти два дерева считаются в Непале мужем и

женой, и их сажают но разные стороны дороги. Вокруг дерева из плоских

камней выкладывают платформу округлой или четырехугольной формы высотой

чуть выше пояса человека. На эту платформу и ставит путник груз. Так, не

снимая ноши и используя се как опору для уставшей спины, человек немного

отдыхает, переводит дух. Можно, конечно, взобраться на площадку и прилечь.

Чаутара - излюбленное место встречи деревенских юношей и девушек,

отправляющихся вместе, например, за хворостом в лес. В Непале даже принято

измерять расстояние не в обычных мерах длины или времени, а количеством

таких остановок. Расстояние между остановками составляет в среднем 1 кос

(3,2 км).

24 часа из жизни непальской семьи. В непальской семье в гораздо большей

степени, чем в России, быт - забота женщин. Можно сказать, что непальский

дом целиком держится на женских плечах.

Первыми в семье просыпаются женщины, причем просыпаются рано, еще до того,

как петухи возвестят о начале нового дня. Закончив уборку дома, еще на

рассвете они спешат с кувшином за водой к источнику. Водопровод есть только

в современных домах, простым же женщинам из небогатых семей даже в городах

приходится ежедневно носить воду. В Непале не принято употреблять

оставшуюся со вчерашнего дня воду для умывания и пищи; она годится только

для мытья посуды. Вернувшись домой с кувшином чистой водой и, естественно,

завершив свой утренний туалет, женщины молятся у алтаря семейного божества.

Затем наступает очередь хлопотать в кухне - приготовить завтрак, пока

мужчины умываются, а глава семьи совершает утреннюю молитву у алтаря.

В Непале женщины обычно "домохозяйки", забота же мужчин зарабатывать на

жизнь где-то вне дома: в поле, в мастерской, на фабрике, в магазине и т. п.

На работе плотно обедать не принято, обычно пьют чай и перекусывают (если

позволяет заработок). А вот утром и вечером, т. е. до и после трудового

дня, принято есть основательно.

Накормив и отправив взрослых мужчин и детей на работу и в школу, женщина

наконец может позавтракать и ама, чаще всего остатками еды на столе.

Женщины в Непале едят только после того, как все мужчины и дети в семье уже

накормлены.

Пока мужья на работе, городским женщинам нужно переделать много разных

домашних дел. Это мойка посуды, стирка белья, шитье, вязание. Деревенские

женщины должны еще и успеть позаботиться о домашних животных: корове,

козах, птице и т. п. Деревенские девушки отправляются в лес за зеленой

травой скоту и дровами для очага. Между прочим, расстояние до леса

немаленькое: лесов поблизости от деревень уже почти не сохранилось. Юноши

тоже не остаются без дела: их задача — пасти скотину.

К вечеру вся семья в сборе. Наступает время ужина. Еда почти та же, что и

утром, но это не остаток от завтрака -пища обязательно должна быть

свежеприготовленной. Дело в том, что жаркий непальский климат не позволяет

сохранить пищу в свежем виде даже в течение дня, она быстро портится.

Конечно, сейчас в продаже есть холодильники, но далеко не все семьи в

состоянии их купить. Вот и приходится бедным непальским женщинам стряпать и

утром, и вечером.

После ужина горожане могут и отдохнуть, заняться чем-то приятным. В городах

теперь много всего, чем можно заняться: и послушать радио, и посмотреть

телевизор (в некоторых домах есть и видео). Но в деревнях, особенно в

отдаленных, телевидения нет, и люди могут послушать разве что

радиоприемник. Впрочем, в деревне всегда забот больше. Крестьянские семьи,

как и встарь, проводят вечерние часы за традиционными занятиями: лущат

кукурузу, плетут циновки или делают что-нибудь в этом роде. Между делом

ведут небыструю беседу: обмениваются деревенскими новостями, рассказывают

ребятишкам сказки...

ГОВОРЯЩИЕ КАМНИ

Где горы, там много камней. И неудивительно, что камень широко используется

в Непале. Естественно, прежде всего как строительный материал. В деревнях

стены домов выкладывают из камней, в Западном же Непале каменными делают не

только стены, но и крыши. Камень у непальцев ассоциируется с твердостью,

надежностью. В старину непальцы для обозначения государства использовали

слово "дунго", что значит "камень". Такая ассоциация, видимо, связана с

тем, что из камня строились и крепости, и дворцы государей.

Камень идет не только на строительство. В Непале множество каменных

изваяний, установленных в честь различных божеств. Есть скульптуры и в

честь правителей, но нигде нет надгробий, ведь Непал, как мы знаем, -

"страна без кладбищ". Особенно много каменных фигур можно встретить у

источников воды. Это каменные фигуры морского животного - макара; из его

открытой пасти струится прохладная вода. Над ним стоят фигуры других

божеств (чаше всего Ганеша), а пол ним - фигуры Шивы и Бхагиратха, которые

напоминают легенду о падении Ганги с небес на землю. Смысл этих

скульптурных композиций понятен каждому непальцу. Такие камни говорят без

слов.

Но есть в Непале камни, которые действительно говорят - камни с высеченными

на них текстами. Первый "говорящий" камень, найденный в Непале, -столб,

сооруженный в 464 г. раджой Манадевом из династий Личчхавов перед храмом

Чангунараяна в долине Катманду. "Говорящие" столбы, по которым потомки

узнают о деяниях раджей, о своей истории, встречаются в Непале (особенно в

долине Катманду) почти на каждом шагу. Они получили название шила-патра, т.

е. "каменное письмо". Они действительно являются письмами, адресованными

потомкам.

Такие "каменные письма" установлены перед храмами разным божествам, у

старинных дворцов, а часто просто валяются у дороги и на полях. Написаны

они на санскрите, языках невари и непали.

Но есть старинная каменная плита со словами на 15 (пятнадцати!) языках, в

том числе на таких "заморских", как латынь, английский, французский и

арабский. Установлена плита раджой Пратапом Маллом в 1654 г. на стене

собственного дворца Ханумандхока в Катманду. Автор текста - сам раджа,

гордо носивший титул "царя поэтов". Его стихи с восхвалениями разных

божеств можно прочесть у подножий храмов, что вокруг дворца. Но для чего

понадобилось радже устанавливать многоязыкую плиту? Вероятно, чтобы

продемонстрировать подданным еше один свой талант - талант полиглота. Но

каким образом раджа выучил европейские языки, если в то время в Непале не

было никаких книг на этих языках? Остается предположить, что помошь радже

оказали европейские миссионеры, которые именно в ту пору стали появляться в

Непале. Кстати, полностью весь текст на плите еше не расшифрован. "Царь

поэтов" установил перед входом в свой дворец высокий столб, на верху

которого размешены каменные фигуры членов его семейства. Так была заложена

основа новой традиции - и вскоре подобные столбы

стали появляться перед дворцами раджей Лалитпура, Бхактапура и даже Горкхи.

Самый же древний столб на территории Непала - это всемирно известный

Ашокастамбха. Его установил император Индии Ашока в III в. до н. э. на

родине Будды в Лумбини. Именно благодаря этому столбу с вердиктом

императора теперь мы точно знаем место, где родился Будда.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Религиозные традиции. Духовная

жизнь населения Непала теснейшим образом связана с религией. Каждый непалец

придерживается традиций и обрядов, свойственных своему вероисповеданию.

Рождение, первое кормление рисом полугодовалого ребенка, совершеннолетие,

вступление в брак и кончина - все эти вехи человеческой жизни

сопровождаются строгими и обязательными религиозными обрядами.

Обряды, как и литература, архитектура, скульптура, танцы, музыка,

неразрывно связаны с храмами. Вся жизнь непальцев проходит у храмов. Рядом

с храмами кипит бойкая торговля, да и в храмах люди не только "беседуют с

богом", но и общаются друг с другом.

На территории Непала мирно уживаются, впитывая черты друг друга, две

основные культуры", буддийская (север страны) и индуистская (юг). В средней

части страны обе эти культуры так плотно сплетены, что вполне можно

говорить не просто об их сочетании, но о симбиозе. Индуизм воспринял

некоторые черты буддизма, и наоборот. В индуистских храмах есть статуи

Будды, в буддийских - индуистские символы. Да что там говорить: для индуи-

стов Будда не чужое божество, а девятое воплощение их бога Вишну.

Порой буддийские и индуистские религиозные сооружения стоят рядом. Так, в

храмовом комплексе Сваямбу-натх буддийская ступа соседствует с индуистским

храмом. Индуисты уважительны к буддийским праздникам, буддисты - к

индуистским. Один пример. Буддизм проповедует ненасилие, не приняты

жертвоприношения, поэтому и непальцы-индуисты избегают приносить жертвы в

дни буддийских праздников, а также в дни почитания Вишну. Непальцы

веротерпимы, а сам Непал в отличие от соседней Индии избежал религиозной

розни.

По преданию, именно на юге Непала (в селении Лумбини) в 543 г. до н.э.,

т.е. более 2500 лет назад родился Будда. Воплотился он в облике царевича

Сиддартхи Гаутамы из племени шак'ь-ев. Рождение произошло по непорочной

"технологии": если верить преданию, вышел Сиддартха через бок царицы,

рожать же царице пришлось в пути под раскидистым деревом сал. Царь создал

наследнику искусственную обстановку, чтобы тот не знал о теневой стороне

жизни - о нищете, болезнях, страданиях. Но однажды уже взрослым человеком в

29-летнем возрасте он случайно увидел муки больного человека, и людские

страдания потрясли царевича. И тогда Сиддартха покинул отцовский дворец с

твердым решением научить людей, как избавиться от страданий. Он много

странствовал в поисках ответа на вопрос, как этого добиться. И вот однажды

он сел под деревом пинал и решил, что не сдвинется с места, покуда не

узнает истину о жизни. На четвертый день на Сид-дартху снизошло

просветление. Сиддартха стал Буддой, что означает "Просветленный".

Просветление произошло, впрочем, уже не в Непале, а в Индии, в Бодхагае.

Согласно переписи 1991 г., индуизм исповедуют 86,5% жителей Непала.

Возможно, это покажется неожиданным, но доля приверженцев индуизма в Непале

гораздо выше, чем в Индии. Буддизм - вторая но значению религия, его

исповедует 7,8% населения, причем эта доля имеет тенденцию к снижению.

Позднее мировым центром буддизма (ламаизма) стал Тибет, но тибетцы переняли

его именно отсюда, так что Непалу принадлежит почетная роль транслятора

этого учения из Индии на север. Постепенно повышается доля исповедующих

ислам - 3,5%. В последнее время стал' проникать в Непал христианство.

Всякое священное место буддисты называют чайтья. Но вот архитектурные

решения чайтий могут быть разными. Особенно характерны ступы, которые в

одиночку или группами стоят на улицах многих деревень и городов. Это

колоколообразные сооружения разной величины - от гигантских до размера в

человеческий рост. Не пытайтесь искать вход в ступу - таковой и не

предусмотрен. Ступы олицетворяют легендарную и священную гору Меру, которая

считается центром Вселенной.

Отчетливая черта буддийской ступы - етырехчленность. Четырехчленная

структура ступы связана с космологическими представлениями буддизма,

согласно которым Вселенная по горизонтали изображается в виде квадрата

(земля), вписанного в круг (небо). Вселенную выражает знак мандалы, т. е.

окружности, круга, диска (перекличка с дисками Солнца и Луны).

Среди буддийских храмов наиболее известны древнейшие во всем буддийском

мире ступы Сваямбунатх и Бодх-натх, находящиеся соответственно к западу и к

востоку от Катманду. Сва-ямбунатх расположен на холме, тогда как Бодхнатх —

на плоском участке.

Основание у ступ квадратное, на нем покоится полусферический купол,

олицетворяющий небо. Над полусферой возвышается куб (символ земли). На

каждой из четырех боковых сторон куба изображена пара всевидящих

проницательно-строгих глаз Будды. Между ними - нечто похожее на

вопросительный знак; так изображается цифра один -символ "добродетели -

единственного пути в океан счастья". Над кубом -ступенчатый шпиль

конической формы. Ступеней на шпиле 13, по числу буддийских небес и

ступеней познания. На самом конце ступы - зонтообразное навершие,

символизирующее Солнце и Луну.

В селениях же Северного Непала стоят гораздо более скромные сооружения

-чхортэны, как и ступы, служащие хранилищем священных буддийских реликвий,

а также останков святых. Это башня с заостренной крышей, рядом - бамбуковый

шест с флагом. Стоящие на возвышенных местах, они предназначены для защиты

от злых духов.

Свое происхождение ступы и чхортэ-ны берут от индийских могильных курганов

добуддийской эпохи, т. е. от земляных холмов. Тогда внутри этих курганов

хоронили людей в сидячем положении в позе йога. В Северном Непале почти в

каждом селении есть ламаистская часовня - гомпа или монастырь.

У стен буддийских святилищ установлены длинные ряды вращающихся на

вертикальной оси цилиндрических барабанов, внутри которых листы с молитвами

(тексты молитв могут быть также выгравированы на их поверхности).

Многократное провертывание этих барабанов молящимися заменяет чтение ими

молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз вы "прочли" молитву.

Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается

нечистой (поэтому вручают и принимают подарки в Непале только правой

рукой). И торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он

находился от вас но правую руку.

Еще больше, чем ступ, в Непале пагод (индуистских и буддийских). Особенно

ими славятся города долины Катманду. Пагоды - многоярусные культовые

сооружения (ярусов может быть до семи и даже до девяти). Непальская

архитектура пагод оказала большое влияние на строительное искусство Тибета

и Китая. Есть мнение (хотя и спорное), что стиль пагод зародился именно в

Непале. Знаменитый дворец По-тала в Лхасе имеет немало деталей в непальском

стиле. В VI в. там была построена пагода Джоканг, в которую установили

статуи Будды, доставленных из Непала. Новый взлет непальской (точнее,

неварской) архитектуры в XIII в. оказал влияние на искусство Китая.

Крупнейший непальский архитектор и скульптор Арнико вместе с другими

непальскими мастерами в середине XIII в. был приглашен в Китай. В Пекине по

его проекту была построена Белая пагода храма Мяоинсы, в Тибете - Золотая

пагода. Мастерство Арнико было настолько высоко оценено правителями

Поднебесной, что архитектор остался в Китае навсегда.

Места религиозного поклонения ин-дуистов - мандиры, или мандапы. Самый

крупный храмовый комплекс — Пашунатинатх на восточной окраине Катманду,

возвышающийся над рекой Багмати. Непал считают родиной бога Пашупати

("владыки всех живых") -одной из ипостасей бога Шивы. Храм Пашупати

почитается самым священным индуистским памятником в мире, это своего рода

Мекка для индуистов.

И в обычные дни, и тем более в праздники (особенно в праздник Шива-рат-ри)

к Пашупатинатху стекаются тысячи людей (многие из Индии). В толпе обращают

внимание своим обликом сад-ху - "святые люди", одетые в отрепья, со

спутанными и свалявшимися длинными волосами. Садху отличаются полнейшей

отрешенностью от всего суетного и ведут отшельнический образ жизни. В храме

люди совершают пуд-жу - подношение Шиве в виде цветов, святой воды, пасты

из сандалового дерева. Войти в храм разрешается только индуистам,

неиндуистам вход строго запрещен.

Приходят к храму и поселяются в специальных помещениях на берегу реки

Багмати старики и больные люди, почувствовавшие приближение смерти. Желание

этих глубоко верующих людей - быть кремированными у ступеней храма,

нависающих над рекой Багмати. Прах их поплывет вниз но мутным водам

Багмати. Вообще индуистский Непал это страна без кладбищ.

Паломничество к святым местам как буддизма, так и индуизма - важный элемент

духовной жизни непальцев.

Праздники. Благодаря многообразию религий и духовных традиций в Непале

обилие праздников как религиозных, так и нерелигиозных. Часть из них

отмечается по всей стране, другие – лишь в некоторых районах или только

отдельными общинами. Они оживляют тяжелую повседневную жизнь (выходной день

в неделю один - суббота). В Непале отмечают День отца, День матери, День

брата, День учителя-наставника и другие. В этом проявляется почитание

непальцами родственных и не только родственных отношений. Уважительность,

почтительность, чувство благодарности - национальные черты характера

непальцев.

Самые большие религиозные праздники у индуистов Непала посвящены богам

Шиве, Вишну, Индре, Дурге, Лак-шми, Кришне. Вообще же богов в индуистском

пантеоне такое поразительное множество, что разобраться в них тяжело и

самим непальцам. Пожалуй, самый значительный праздник - дашайн, посвященный

богине Дурге и символизирующий победу добра над злом. Праздник этот

отмечают 10 дней. Кульминация праздника приходится на десятый день, когда,

по преданию, богиня Ду.р-га убила демона в образе буйвола.

Не забывают здесь почитать не только богов, но и вполне реальных животных

(например, коров, змей), деревья (пипал - олицетворение Вишну, баньян

-олицетворение Шивы, а у индуистов-неваров - еще и бел) и даже травы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.