Дипломная работа: Управление социальным развитием региона
Рассмотрим основные направления
развития социальной сферы Республики Марий Эл в таблице 4.
Таблица 4
Основные направления развития
социальной сферы Республики Марий Эл
Направление развитие социальной сферы |
Исполнитель |
Результат |
1. Активизация участия общественных
объединений в муниципальной жизни городов и поселений |
Общественные объединения и организации |
Из представителей политических партий,
движений, общественных организаций, действующих на территории района, будет создан
инициативный консультативный комитет. Представители общественных объединений будут
иметь право принять участие в дебатах с правом совещательного голоса при обсуждении
вопросов, касающихся их деятельности и выдвигать любые предложения по этому поводу. |
2. Инициализация для повышения эффективности
деятельности администрации муниципальных образований, образования организационных
структур низового самоуправления |
Администрация муниципальных образований |
Будет обеспечена тесная связь с населением
через созданные советы микрорайонов, комитеты общественного самоуправления, товарищества
собственников жилья, институты старших по подъезду и др. |
3. Реализация жилищной политики |
Администрация муниципальных образований |
Основными результатами в сфере жилищного
строительства будут:
-
строительство доступного
жилья для обеспечения населения на основе новых подходов к строительству, формирования
финансово-кредитных механизмов в жилищной сфере и инфраструктуре рынка жилья;
-
реализация целевых
программ;
-
применение новой
сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, которая обусловлена произошедшими
изменениями в технологиях строительного производства, широким применение новых
материалов, изделий и конструкций при расчетах стоимости объектов.
|
4. В сфере здравоохранения - создание
условий, которые cмoгyт обеспечить объем и качество оказания медицинской помощи
населению на необходимом уровне. |
Администрация муниципальных образований,
больницы и медицинские учреждения |
Обеспеченность больничными койками по
оценке 2005 года составляет 99,3 коек на 10 тыс. населения. В 2005 году из-за
продолжающегося снижения численности населения, и вынужденной оптимизации коечного
фонда этот показатель уменьшится до 97,3. Вместе с тем, в 2006-2008 гг. прогнозируется
увеличение обслуживаемых в дневных стационарах.
Реализация направления позволит обеспечить:
повышение качества и эффективности медицинской помощи на всех этапах ее оказания;
преемственность, этапность и своевременность оказания медицинской помощи; повышение
структурной эффективности системы здравоохранения, оптимизацию числа и структуры
работников отрасли, а также:
использование стационарозамещающих форм
организации лечебного процесса;
переход к преимущественно страховой
форме мобилизации финансовых средств, а также подушевой принцип финансирования
здравоохранения;
формирование принципа этапности оказания
амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи;
повышение приоритетности первичной медико-санитарной
помощи;
реструктуризация скорой медицинской
помощи;
создание нового поколения стандартов;
развитие медицинской науки;
реформирование кадровой политики.
|
5. Поддержка Центра социального обслуживания
пенсионеров и инвалидов |
|
Центру социального обслуживания пенсионеров
и инвалидов важно постоянно совершенствовать работу с населением через комитеты
самоуправления в микрорайонах и использовать потенциальные возможности специалистов
и финансовых ресурсов. В итоге - большой охват людей через специалистов заинтересованных
ведомств и социальных институтов и меньше жалоб со стороны населения.
Стабилизация работы отделений социальной
помощи на дому (наблюдается текучесть кадров) за счет улучшения материального
положения социальных работников.
|
Социальная сфера - это самостоятельная
сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы
в отношениях социальных субъектов. Социальная сфера является областью деятельности
людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальная сфера помимо
отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях
социальная сфера представляет собой совокупность соц. отношений и условий, влияющих
на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей,
интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения,
социального обеспечения.
Социальная сфера - совокупность
отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих
образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Экономика социальной
сферы, прежде всего, связана с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг.
Структура социальной сферы - это отношения и взаимосвязи, входящих в нее отраслей.
К социальной сфере относятся: здравоохранение, образование, культура, социальное
обеспечение, отдых, быт, ЖКХ.
Основной проблемой, которая
имеется на сегодняшний день в данной сфере в Республике Марий Эл, является не столько
нехватка финансовых ресурсов (как это принято считать), но отсутствие контроля за
стандартами качества и необходимых ориентиров социальной политики. Так, сам по себе
рост оплаты труда учителей еще не является гарантией уменьшения количества учащихся
с характеристикой “замедленное развитие”; аналогично - рост затрат на работу с молодежью,
которая оценивается по количеству проведенных мероприятий, часто отнюдь не сопровождается
снижением преступности среди совершеннолетних. Таким образом, целью социальных подпрограмм
администрации является достижение определенных социальных стандартов, причем в качестве
критериев достижения последних должна выступать система косвенных индикаторов (например,
количество повторных обращений в клинику после проведенного курса лечения, уровень
младенческой смертности - для системы муниципального здравоохранения, и т.д.). Следует
также отметить, что достижение тех или иных критериев в данном случае нельзя напрямую
увязывать с размером денежного вознаграждения занятых в сфере услуг - хотя административные
выводы в отношении менеджеров – организаторов труда врачей, учителей, работников
культуры могут быть достаточно жесткими.
В то же время проблема дефицита
финансовых ресурсов для реализации социальных подпрограмм является достаточно острой;
уровень заработной платы в этих сферах намного ниже средней по республике. В настоящее
время эта проблема отчасти решается с помощью практики предоставления платных услуг;
в то же время качество бесплатных услуг снижается. Соответственно, финансовое обеспечение
этих подпрограмм должно предусматривать как увеличение бюджетных затрат сверх сметного
минимума (по заработной плате устанавливаемого единой тарифной системой), так и
такую организацию деятельности учреждений, при которой расширение платных услуг
сопровождалось бы ростом качества всей деятельности учреждения данной сферы.
Сложившаяся финансово-экономическая
ситуация в регионе значительно снизила результаты законотворческой и практической
деятельности исполнительной и представительной властей в социально-культурной сфере,
ограничила возможности республики в проведении активной социальной политики, привела
к обострению как традиционных, так и к появлению новых социальных проблем.
С одной стороны, такой вывод
подтверждается динамикой ряда важнейших социальных показателей. Среди них прежде
всего следует выделить показатели уровня жизни, здоровья населения, занятости, преступности
и т.д. С другой стороны, он вытекает из появления таких социально опасных негативных
явлений, как безработица, социальное сиротство и безнадзорность, хронические задержки
заработной платы, стипендий, пособий, невыполнение важнейших государственных социальных
гарантий, резкая поляризация структуры населения города, социальная напряженность.
Возможности региона в благополучном
решении всех социальных проблем ограничены из-за недостатка материальных и финансовых
ресурсов.
Такое положение вещей требует
от органов местной власти сосредоточения сил и средств на решении наиболее острых
(значимых) социальных проблем, необходимости выработки новых подходов в управлении
социально-культурной сферой, принятия практических шагов, обеспечивающих более рациональное
использование всех имеющихся ресурсов, организации действенного контроля в их целевом
использовании.
В ходе разработки и реализации
программы развития социальной сферы необходимо обеспечить:
-
комплексный подход
к решению проблем социально-культурного развития региона, создание единой нормативной
базы,
-
межотраслевую координацию
(координацию деятельности смежных комитетов социально-культурного блока),
-
оптимизацию управленческих
взаимодействий (поиск наиболее рациональных и адекватных новым условиям вариантов
организационно-структурных преобразований),
-
совершенствование
методов управления социально-культурным комплексом на основе программно-целевых
подходов к решению проблем,
-
рациональное использование
материальных ресурсов (поиск наиболее рациональных и адекватных новым условиям вариантов
финансово-экономического обеспечения, преобразование структуры инвестиций в социально-культурную
сферу),
-
оптимальное использование
кадровых ресурсов (обеспечение единых правовых и социальных гарантий всем участникам
процесса социально-культурного развития республики),
-
повышение активности
и развитие инициатив населения, установление социального партнерства администрации
с населением.
В итоге это позволит улучшить
взаимодействие комитетов социально-культурной сферы между собой, уменьшить численность
управленческого персонала, ускорить решение жизненно-важных проблем граждан с учетом
изменения социальных приоритетов, реально повысить качество жизни населения.
Исходя из этого, можно сформулировать
генеральную стратегическую цель местных органов власти в социально-культурной сфере
- обеспечение устойчивого сбалансированного развития социально-культурных составляющих
качества жизни населения республики при сохранении историко-культурной среды и приумножении
творческого потенциала жителей Республики Марий Эл.
Эта цель наиболее высокого
уровня, на реализацию которой должна быть направлена деятельность системы управления
региона в целом.
Программа развития социально-культурной
сферы республики должна обеспечить поэтапное решение важнейших задач развития региона,
к которым относятся: адресная социальная помощь, сохранение социальных гарантий,
улучшение демографической ситуации, укрепление здоровья жителей республики, удовлетворение
разнообразных образовательных запросов населения, трудоустройство, укрепление семьи,
сохранение и воспроизводство духовно-нравственного потенциала городов и поселений,
удовлетворение культурных запросов всех категорий населения.
Сохранение социальных гарантий
и удовлетворение социально-культурных запросов населения обеспечивается выбором
приоритетных направлений деятельности организаций и учреждений социально-культурной
сферы. Применительно к совокупности отраслей социально-культурной сферы, как объекта
и субъекта местного самоуправления комплексная задача повышения качества жизни населения
сводится к необходимости согласованного управления позитивным развитием следующих
блоков качества жизни:
-
воспроизводство населения;
-
физическое и психическое
здоровье населения города;
-
социальная защита;
-
занятость и безработица;
-
семья и детство;
-
образование, духовность,
нравственность;
-
культура и культурное
наследие;
-
досуг и отдых.
Восемь блоков качества жизни
выступают как основные функциональные сферы деятельности и ответственности социально-культурного
комплекса.
Необходимо предусмотреть три
уровня приоритетов: стратегические, тактические, отраслевые.
Стратегические и тактические
приоритеты являются межотраслевыми приоритетами социально-культурной сферы республики
Марий Эл.
Стратегические приоритеты
рассчитаны на период более 10 лет.
Тактические приоритеты ограничиваются
сроком в три года.
Отраслевые приоритеты отражают
специфику отдельных отраслей социально-культурной сферы.
К приоритетам, реализация
которых рассчитана на более длительное время, чем срок действия программы, относятся:
-
Поддержка и укрепление
семьи (ориентирование на удовлетворение социальных запросов семьи в целом позволит
укрепить семью, как основу человеческой жизни, решить демографические проблемы,
связанные со снижением рождаемости, уменьшением количества жителей республики и
трудовых ресурсов).
-
Сохранение и улучшение
здоровья населения (увеличение продолжительности жизни населения)
-
Дальнейшее развитие
образовательной системы региона, обеспечение поддержки одаренных, творчески и интеллектуально
развитых детей, ориентация выпускников учебных заведений на перспективу складывающегося
в республике рынка труда (удовлетворение не только разнообразных образовательных
запросов населения, но и обеспечение конкурентоспособности трудовых ресурсов, укрепление
интеллектуального потенциала региона).
-
Сохранение и развитие
духовных, гражданских, патриотических традиций (формирования российского самосознания
населения на основе традиций).
К приоритетам, реализация
которых предусматривается временными рамками в течение трех лет, относятся:
-
Адресная социальная
помощь (совершенствование форм социальной помощи и поддержки населения, оказание
помощи только действительно нуждающимся гражданам с тем, чтобы помощь была своевременной
и достаточной, содействие повышению активности и развитию инициатив населения в
самозанятости).
-
Сохранение и улучшение
здоровья детей и подростков (улучшение здоровья последующего поколения).
-
Модернизация системы
распределения бюджетных средств (эффективное использование бюджетных средств и контроль
за их целевым использованием).
-
Оптимизация структурного
построения социально-культурной сферы на основе интеграции деятельности отраслевых
комитетов и служб, (уменьшение численности управленческого персонала, повышение
качества предоставляемых населению услуг), совершенствование управления социально-культурным
комплексом.
-
Формирование единого
информационного пространства.
Работу по развитию социальной
сферы необходимо продолжить с учетом стратегических приоритетов и с привлечением
к совместной работе управлений и комитетов других сфер городов и поселений, некоммерческих
объединений.
Одним из путей по совершенствованию
управления социальным развитием Республики Марий Эл является решение проблемы безработицы
и занятости населения региона.
В области содействия занятости населения, обратившегося в службу
занятости в целях поиска работы, деятельность служб занятости должна быть направлена,
прежде всего, на решение следующих задач:
-
минимизацию периода
поиска работы и упреждение длительной безработицы;
-
усиление адресной
социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения: молодежи,
впервые приступающей к трудовой деятельности, многодетных и одиноких родителей,
воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; граждан, длительное время
не имеющих работы; беженцев и вынужденных переселенцев;
-
реализация мероприятий
по предотвращению массовой безработицы;
-
содействие мобильности
рабочей силы путем расширения и своевременного обновления банка вакансий и свободных
рабочих мест с использованием компьютерной сети;
-
дальнейшее развитие
социального партнерства в сфере занятости с органами местного самоуправления и работодателями
всех форм собственности по подбору работников на заявленные вакансии.
В условиях ограниченного спроса на рабочую силу для предоставления
безработным гражданам на период поиска постоянной работы возможности для временной
занятости, поддержания доходов, сохранения мотивации к труду, трудовых навыков,
а также выполнения необходимых видов по благоустройству и санитарной очистке города
и поселков, проведению дорожных и других работ предусматривается:
-
заключение договоров
с предприятиями и организациями города на организацию общественных работ, прежде
всего, для безработных, не получающих пособия по безработице, и социально-незащищенных
групп граждан;
-
содействие применению
разнообразных форм временной занятости населения, в т.ч. создание дополнительных
рабочих мест за пределами штатной численности.
Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и в период летних каникул способствует
приобщению их к труду, получению профессиональных навыков, адаптации к условиям
рынка труда, а также является важнейшей мерой профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних граждан.
В связи с тем, что на рынке труда проявляется острое противоречие
между спросом и предложением на рабочую силу по профессиональному, половозрастному
составу, уровню запрашиваемой и предлагаемой заработной платы, наибольшее внимание
со стороны службы занятости должны ощущать те категории населения, которые испытывают
трудности в поиске работы и особо нуждаются в социальной защите.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|