Дипломная работа: Теневая экономика - региональный аспект
К одним из мер противодействия незаконным вырубкам леса
необходимо отнести проводимый с 2004 г. космический мониторинг лесного фонда
области, осуществляемый Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства
природных ресурсов Российской Федерации. По результатам его проведения
выявляются нарушения, предъявляются иски к виновным лицам. Так, только в "пилотный"
этап была выявленная сумма ущерба по незаконным порубкам - около 90 млн. рублей.
По двум предприятиям области ЗАО "Янтальлес" и ЗАО "Игирминский
КЛПХ" суммы неустоек зафиксированы в размере около 80 млн. и 9 млн. соответственно.
Однако, полагаем, что необходимо его повсеместное применение, поскольку в
данный момент он проводится только на территории нескольких субъектов
Российской Федерации. Необходимо его применять и над территорией
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, поскольку уровень совершаемых
правонарушений в сфере лесопользования в этом субъекте Российской Федерации периодически
увеличивается.
Полагаем, что применение указанных мер существенно позволит
снизить объём незаконных рубок леса, сократить долю теневого сектора в
экономике Иркутской области, но и экономике России в целом.
Наряду с указанными выше мерами противодействия теневому сектору
настоятельно требуется применение комплекса мер социального, правового и
экономического характера. Поскольку указанные явления носят многогранный,
многоаспектный характер. В целях противодействия теневой экономике, незаконным рубкам
леса необходима продуманная, взвешенная политика государства, поскольку эти
явления имеют глубокие социальные корни и свойственны многим экономическим
система мира. Выстраивая стратегию борьбы с теневой экономикой, незаконными
вырубками леса, необходимо учитывать положительный опыт зарубежных государств
по противодействию этим негативным явлениям с учётом специфики нашего
государства.
В данной работе была сделана попытка определения доли
теневого сектора в экономике Иркутской области, выяснить её состояние и роль в
детерминации организованной преступности. Также объектом исследования стал
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, ситуация в котором также оставляет
желать лучшего.
В процессе исследования было проведено анкетирование, беседы
с экспертами, изучен эмпирический материал и официальная статистическая
информация, информационные ресурсы компьютерной сети "Интернет".
В ходе работы автор столкнулся с самыми различными мнениями
о теневой экономике, её проявлениях, суждениях о противодействии ей и её
негативным проявлениям. Так, некоторыми авторами предлагаются самые радикальные
меры борьбы с теневой экономикой - запрет заниматься коммерческой деятельностью
на всю жизнь, отбытие продолжительных сроков лишения свободы за участие в
теневом секторе экономики. Однако, безусловно, с подобными "конструктивными"
предложениями согласиться никак нельзя.
Незаконная порубка леса становится бичом всей
лесозаготовительной отрасли народного хозяйства последних лет. Ситуация с
уничтожением лесного фонда приобрела угрожающий национальной безопасности
характер. Вовлекаемая в лесной бизнес организованная преступность, действует
только с целью извлечения максимальной выгоды от использования лесного фонда. При
этом, не заботясь об экологическом состоянии региона. Экологическая обстановка
ухудшается значительными темпами, мелеют реки, впадающие в национальное
достояние России - озеро Байкал. В случае развития подобной ситуации в
дальнейшем, речь будет идти уже о спасении не только лесного фонда, но и
чистейшего озера на планете. Всё это требует выработки дальнейших мер
противодействия теневой экономике, незаконным вырубкам леса как факторам
развития деструктивных экономических и правовых отношений. Необходимо
объединение усилий всех органов государственной власти и общества для
надлежащего противодействия этим явлениям. Однако при этом каждый должен
осознавать, что во многом от него зависит дальнейшая ситуация в лесной отрасли,
в экономике региона и государства.
Нормативные правовые акты:
1.
Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12
декабря 1993 г. // Российская газета. 1993.25 декабря.
2.
Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Российская
газета. 1996.18 июня.
3.
Лесной кодекс Российской Федерации: от 29 января 1997 года № 22-ФЗ // Российская
газета. 1997.2 марта.
4.
Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях от 30
декабря 2001 года № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1.
5.
О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню: Постановление
Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года № 127 // СЗ РФ. 2001.
№ 10.
6.
О ставках лесных податей за пользование лесным фондом: Приказ Федерального
агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 17 января 2005 года № 3 // Справочная
правовая система "КонсультантПлюс".
7.
О порядке установления ставок лесных податей и арендной платы за
пользование участками лесного фонда на территории Иркутской области: Закон
Иркутской области от 15 апреля 1998 года №17-оз // Ведомости Законодательного
собрания Иркутской области. 1998. № 21.
8.
Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005
года: Закон Иркутской области от 11 июля 2002 г. № 33-оз // Восточно-Сибирская
правда. 2002.24 июля.
9.
Об установлении ставок лесных податей: Постановление Администрации
Иркутской области от 22 ноября 2005 года № 168-па // Восточно-Сибирская правда.
2005.1 декабря.
10.
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
11.
О практике применения судами законодательства об ответственности
12.
за экологические правонарушения: Постановление Пленума Верховного Суда
РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
13.
Правовые акты Союза Советских Социалистических Республик
14.
Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к
рыночной экономике: Постановление IV сессии Верховного Совета СССР от 19
октября 1990 года // Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 29. Ст.576.
15.
Об усилении борьбы с организованной преступностью: Постановление Съезда
Народных депутатов СССР от 23 декабря 1989 года // Справочная правовая система
"КонсультантПлюс".
16.
О реформе розничных цен и социальной защите населения: Указ Президента
Союза Советских Социалистических Республик 19 марта 1991 года № УП-1666 // Справочная
правовая система "КонсультантПлюс".
Специальная литература:
17.
Бунич А.П., Гуров А.И., Корягина Т.И. и др. Теневая экономика.М., 1991.
18.
Бешнова Е. Лесной экспорт по демпинговым ценам нужно притормозить // Восточно-Сибирская
правда. 2005.1 марта.
19.
Веревкин Д. Остановить теневизацию экономики // Социалистическая
законность. 1989. № 5.
20.
Экономическая теория /Под. общ. ред.В. В. Видиняпина, А.И. Добрынина, Г.П.
Журавлёвой, Л.С. Тарасовой. М., 2000.
21.
Глинкина С.П. Причины усиления и специфика теневой экономики на этапе
перехода России к рынку. М., 1998.
22.
Головин С. Теневая экономика: преступление без наказания? // Коммунист.
1990. № 3.
23.
Есипов В.М. Теневая экономика. М., 1997.
24.
Исправников В.О. Теневая экономика: Личность, предпринимательство, криминал,
государство // Теневая экономика и организованная преступность. М., 1998.
25.
Королёв А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 7
августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путём, и финансированию терроризма" // Справочная
правовая система "КонсультантПлюс".
26.
Лопашенко Н.А. Экологические преступления. СПб., 2002.
27.
Лунеев В.В. Теневая экономика: криминологический аспект // Общество и
экономика. 2004. № 2.
28.
Козлов Ю. Теневая экономика и преступность // Вопросы экономики. 1990. №
3.
29.
Краинсий Б.А. Рост промышленности Иркутской области в 2005 году
// Восточно-Сибирская правда. 2006.16 января.
30.
Морозов А. Незаконные рубки леса в России. М., 2002.
31.
Ofer G., Vinokur A. The Soviet Household Under the Old
Regime: Economic Conditions and Behavior in the 1970's. Cambridge University Press. 1992.
32.
Организованная преступность-4.М., 1997.
33.
Попов А.Д. Неформальный сектор в аспекте затрат труда в экономике России
// Вопросы статистики. 2005. № 7.
34.
Репецкая А.Л. Организованная преступность в сфере экономики и финансов и
проблемы борьбы с ней. Иркутск. 2000.
35.
Рязанов А. Страна осуждённой собственности. М., 2000.
36.
Тихомиров Ю.А. Право официальное и неформальное // Журнал российского
права. 2005. № 5.
37.
Юридическая энциклопедия /Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2001.
38.
Титов А.С. Основные правовые формы и методы осуществления налоговой
политики Российской Федерации // Российский следователь. 2005. № 5.
39.
Тацюн М.В. День лесной России // Лесная промышленность. 2005. № 4.
40.
Хохлова О.А. Методологические вопросы оценки уровня
социально-экономического развития региона // Вопросы статистики. 2005. № 1.
41.
Чеснов В.Д. Теневая экономика как сфера деятельности организованных
преступных сообществ // Теневая экономика и организованная преступность. М., 1998.
42.
Экономическая безопасность. М., 1998.
43.
Эксперт. 2003. № 8.
Приложения к исследованию на тему: "Теневая экономика,
её состояние и роль в детерминации организованной преступности на региональном
уровне" (на примере Иркутской области)
Приложение № 1
Развитие отдельных отраслей промышленного производства в
Иркутской области в 2002-2004 гг.
Вид промышленности |
2002 в% к прошлому году |
2003 в% к прошлому году |
2004 в% к прошлому году |
Машиностроение и металлообработка |
107,1 |
109,0 |
109,0 |
Лесной комплекс |
102,9 |
106,0 |
106,0 |
Промышленность стройматериалов |
107,5 |
105,4 |
107,2 |
Легкая промышленность |
66,7 |
105,0 |
105,0 |
Пищевая, включая мукомольно-крупяную промышленность |
95,2 |
102,0 |
103,0 |
Источник: Закон Иркутской области
от 11 июля 2002 г. № 33-оз "Программа социально-экономического развития
Иркутской области до 2005 года".
Приложение № 2
Доля производства лесной продукции Иркутской области в общем
объеме производства Российской Федерации
вывозка древесины - 15,3%
производство пиломатериалов - 11,2%
производство фанеры - 6,1%
производство ДВП - 8,5%
производства ДСП - 4,3%
шпалы деревянные - 30%
целлюлоза товарная - 54,7%
доля товарной продукции лесной отрасли в действующих ценах
составляет около 9%.
Источник: территориальный орган Федеральной службы
статистики по Иркутской области
Приложение № 3
Из проведённых встреч с заместителем начальника "лесной милиции" ГУВД
Иркутской области В. Саламахой и начальником отдела по борьбе с
лесонарушениями УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа В. Капустиным.
Встречи состоялись 30 января и 2 марта соответственно.
Приложение № 4
В ходе проведения исследования были проведены встречи со
следующими экспертами: заместителем начальника "лесной
милиции" ГУВД Иркутской области В. Саламахой (См. выше); заместителем
главы областной администрации Д. Петушинским (встреча
состоялась 1 февраля 2006 г); начальником отдела лесоперерабатывающей и
лесодобывающей промышленности администрации Губернатора Иркутской области С. Тангаровым
(встреча состоялась 10 февраля 2006 г); заместителем
начальника территориального органа Федерального агентства по надзору за
использованием природных ресурсов по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному
округу А. Тыхеновым (встреча состоялась 6 марта 2006 г);
руководителем агентства лесного хозяйства по Иркутской области С. Журковым (встреча состоялась 27 февраля 2006 г); начальником отдела по борьбе
с лесонарушениями УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа В. Капустиным
(См. выше).
Приложение № 5
Справка о результатах анкетирования, проведенного в рамках
исследования на тему: "Теневая экономика, её состояние и роль в
детерминации организованной преступности на региональном уровне" (на
примере Иркутской области) сотрудников "лесной милиции" Иркутской
области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
Анкетирование проводилось с 30 января 2005 г. по 20 февраля
2005 г. среди сотрудников подразделения по предупреждению и выявлению
преступлений в лесной отрасли ГУВД Иркутской области и отдела по борьбе с
лесонарушениями отдела по ППРИАЗ УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного
округа. Всего было опрошено 19 человек.
15 сотрудников подразделения по предупреждению и выявлению
преступлений в лесной отрасли ГУВД Иркутской;
4 сотрудника отдела по борьбе с лесонарушениями отдела по
ППРИАЗ УВД Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
Основная цель социологического исследования:
Выяснить являются ли, по мнению сотрудников, достаточными
санкции, установленные ст.260 УК РФ "Незаконная порубка деревьев и
кустарников" как способ предупреждения преступности в данной сфере;
Выяснить какие факторы способствуют развитию незаконных
вырубок леса;
Выявить мнение сотрудников о достаточности предпринимаемых
координационных мер между соответствующими заинтересованными ведомствами в
противодействии незаконным вырубкам леса;
Выяснить какие необходимо предпринять меры для адекватного
противодействия незаконным вырубкам леса, определить основные причины низкого
процента выявляемости и привлечения виновных лиц к ответственности за
незаконную вырубку леса.
Приложение № 6
Справка о результатах анкетирования, проведенного в рамках
исследования на тему: "Теневая экономика, её состояние и роль в
детерминации организованной преступности на региональном уровне" (на
примере Иркутской области)
Программа социологического
исследования среди населения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа, студентов учебных заведений г. Иркутска
1. Цель исследования:
1. Определить степень информированности населения Иркутской
области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, студентов учебных
заведений г. Иркутска о теневой экономике;
2. Выяснить отношение жителей Иркутской области и
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, студентов учебных заведений г. Иркутска
к теневой экономике;
3. Выяснить, что, по мнению жителей Иркутской области и
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, студентов учебных заведений г. Иркутска
является основной причиной развития теневой экономики.
2. Объект исследования: причины, вызывающие, по мнению населения
Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, студентов
учебных заведений г. Иркутска развитие теневой экономики.
3. Предмет исследования: мнение населения Иркутской области
и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, студентов учебных заведений г.
Иркутска о теневой экономике по заявленным вопросам.
Отчет по проведённому анкетированию среди населения
Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, студентов
учебных заведений г. Иркутска
Всего в анкетировании приняло участие 354 респондента: 120
жителей г. Иркутска (Иркутская область), 50 жителей Ахинского муниципального образования
(Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), 34 жителя пос. Усть-Ордынский (Усть-Ордынский
Бурятский автономный округ), 150 студентов учебных заведений г. Иркутска (Иркутская
область).
Анкетирование населения Иркутской области и Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа, студентов учебных заведений г. Иркутска носило
выборочный характер. При формировании выборки были установлены следующие требования:
а) место жительства
б) возраст
в) род занятий (вид деятельности).
Предъявляемые требования предназначались для того, чтобы
определить:
а) является ли респондент жителем сельского или городского
поселения - основную группу респондентов составили жители городского поселения -
270 человек (Иркутская область); жители сельских поселений - 84 человека (Усть-Ордынский
Бурятский автономный округ).
б) к какой возрастной группе принадлежит респондент (основную
часть анкетируемых составили лица от 19 до 30 лет - 53%; лица от 30 до 40 лет -
25%; лица от 40 до 50 - 10%; лица от 50 до 60 лет - 7%; лица старше 60 лет - 5%);
в) каким видом деятельности занимается респондент,
трудоустроен ли он официально (основная часть опрошенных составила лиц,
работающих по трудовому договору - 52%, по гражданско-правовому договору - 12%,
не трудоустроенные лица составили - 36% анкетированных респондентов).
В анкетировании приняло участие 150 студентов учебных
заведений г. Иркутска из них:
1. Иркутский юридический институт Российской правовой
академии Минюста России - 25 человек (время проведения анкетирования с 1 по 2
февраля 2006 г);
2. Байкальский государственный университет экономики и права
- 25 человек (время проведения анкетирования с 6 по 7 февраля 2006 г);
3. Иркутский государственный медицинский университет - 25
человек (время проведения анкетирования с 9 по 10 февраля 2006 г);
4. Иркутский государственный технический университет - 25
человек (время проведения анкетирования с 13 по 14 февраля 2006 г);
5. Сибирский институт права, экономики и управления - 25
человек (время проведения анкетирования с 20 по 21 февраля 2006 г);
6. Иркутский государственный педагогический университет (время
проведения анкетирования с 26 по 27 февраля 2006 г).
В анкетировании приняло участие 120 жителей г. Иркутска (время
проведения анкетирования с 29 января по 17 февраля 2006 г); 50 жителей
Ахинского муниципального образования (время проведения анкетирования с 17
февраля по 22 февраля 2006 г); 34 жителя пос. Усть-Ордынский (время проведения
анкетирования с 26 февраля по 10 марта 2006 г).
[1]
Репецкая А.Л. Организованная преступность в сфере экономики и финансов и
проблемы борьбы с ней. Иркутск. 2000. С. 61.
[2]
Исправников В.О. Теневая экономика: Личность, предпринимательство, криминал,
государство //Теневая экономика и организованная преступность. М., 1998. С.
65.
[3]
Чеснов В.Д. Теневая экономика как сфера деятельности организованных преступных
сообществ //Там же. С. 147.
[4]
Юридическая энциклопедия /Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2001.
[5]
Репецкая А. Л. Указ. соч. С. 61.
[6]
Глинкина С.П. Причины усиления и специфика теневой экономики на этапе перехода
России к рынку. М., 1998; Организованная преступность-4. М., 1997. С. 101-103.
[7]
По оценкам некоторых экспертов совокупные потери коммерческих организаций и
федерального бюджета от незаконного производства и распространения аудио и
видео продукции составляет около 1 млрд. долл. ежегодно //Эксперт. 2003. № 8.
С. 6.
[8]
См. подробнее: О реформе розничных цен и социальной защите населения: Указ
Президента Союза Советских Социалистических Республик 19 марта 1991 года №
УП-1666 //СПС «КонсультантПлюс»; Основные направления стабилизации народного
хозяйства и перехода к рыночной экономике: Постановление IV сессии Верховного
Совета СССР от 19 октября 1990 года //Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 29. Ст.
576; Об усилении борьбы с организованной преступностью: Постановление Съезда
Народных депутатов СССР от 23 декабря 1989 года //СПС «КонсультантПлюс»; Бунич
А.П., Гуров А.И., Корягина Т.И. и др. Теневая экономика. М., 1991; Веревкин Д.
Остановить теневизацию экономики //Социалистическая законность. 1989. № 5.
С.23; Головин С. Теневая экономика: преступление без наказания? //Коммунист.
1990. № 3. С. 67-72; Козлов Ю. Теневая экономика и преступность //Вопросы
экономики. 1990. № 3. 120-127 и др.
[9]
Рязанов А. Страна осуждённой собственности. М., 2000. С. 115.
[10]
Есипов В.М. Теневая экономика. М., 1997. С. 28.
[11]
См.: Ofer G., Vinokur A. The Soviet Household Under the Old
Regime: Economic Conditions and Behavior in the 1970's. Cambridge
University Press, 1992. Р. 84.
[12]
Попов А.Д. Неформальный сектор в аспекте затрат труда в экономике России
//Вопросы статистики. 2005. № 7. С. 56.
[13]
Титов А.С. Основные правовые формы и методы осуществления налоговой политики
Российской Федерации //Российский следователь. 2005. № 5.
[14]
Лунеев В.В. Теневая экономика: криминологический аспект //Общество и
экономика. 2004. № 2. С. 100. Аналогичные данные содержатся в следующих
изданиях: Экономическая безопасность. М., 1998. С. 32; Организованная
преступность-4. М., 1997; Экономическая теория /Под. общ. ред. В.В.
Видиняпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасовой. М., 2000. С. 381.
[15]
Королёв А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа
2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путём, и финансированию терроризма» //СПС «КонсультантПлюс».
[16]
Там же.
[17]
Тихомиров Ю.А. Право официальное и неформальное //Журнал российского права.
2005. № 5. С. 33.
[18]
См.: Закон Иркутской области от 11 июля 2002 г. № 33-оз «Программа социально-экономического
развития Иркутской области до 2005 года» // Восточно-Сибирская правда. 2002. 24
июля.
[19]
Тацюн М.В. День лесной России //Лесная промышленность. 2005. № 4.
[20]
Об экономической ситуации в лесной отрасли //Лесная промышленность. 2005. № 5.
С. 2.
[21]
Вертикаль власти // Восточно-Сибирская правда. 2006. 16 февраля.
[22]Так,
по расчётам некоторых специалистов, общая инвестиционная потребность
лесопромышленного комплекса Российской Федерации в ближайшие 11 лет
оценивается в размере более 1 трлн. руб. (1018,2 млрд.) (или свыше 36 млрд.
долл.) по материалам 8 съезда Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России
//Лесная промышленность. 2005. № 5. С.2.
[23]
Краинсий Б.А. Рост промышленности Иркутской области в 2005 году // Восточно-Сибирская
правда. 2006. 16 января.
[24]
Информация получена по официальному запросу из Иркутской таможни.
[25]
Морозов А. Незаконные рубки леса в России. М., 2002.
[26]
Вертикаль власти // Восточно-Сибирская правда. 2006. 16 февраля.
[27]
Лопашенко Н.А. Экологические преступления. СПб., 2002. С. 219.
[28]
Бешнова Е. Лесной экспорт по демпинговым ценам нужно притормозить // Восточно-Сибирская
правда. 2005. 1 марта.
[29]
В соответствии с рейтингом социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный
округ занимают 31 и 86 места соответственно. См. об этом: Хохлова. О.А.
Методологические вопросы оценки уровня социально-экономического развития
региона // Вопросы статистики. 2005. № 1. С. 64.
|