рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Теневая экономика - региональный аспект

Дипломная работа: Теневая экономика - региональный аспект

Содержание

Введение

Глава 1. Некоторые проблемы определения понятия теневая экономика

Глава 2. Состояние и особенности развития теневой экономики в лесопромышленном комплексе Иркутской области

Глава 3. Незаконная вырубка леса - основной фактор развития теневой экономики в лесопромышленном комплексе Иркутской области

Глава 4. Некоторые предложения по противодействию теневой экономике на региональном уровне

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Конституционные принципы признания прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров составной частью правовой системы, защита всех форм собственности, возможность иметь в собственности землю и другие природные ресурсы, охрана окружающей среды стали важными программными элементами Основного закона. Реализация на практике указанных признаков демократического строя потребовала качественных изменений всех сфер деятельности государства, законодательного урегулирования вновь возникших общественных отношений.

Гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности явились основными направлениями экономического развития государства.

Однако с изменениями экономической системы произошли изменения во всех сферах общественной жизни. Как свидетельствует практика, эти изменения во многом привнесли и развитие уровня преступности, в том числе профессиональной.

В ситуации, когда отсутствует возможность получать легальный заработок, с разделением общества на богатых и бедных, в связи с доступностью лесного фонда неограниченному кругу лиц, часть населения предпочла заняться хищнической эксплуатацией природных ресурсов, которые являются наименее защищенными как законодательством, так и органами, специально уполномоченными по их охране. Следует отметить, что организация их добычи многократно и быстро окупается, а риск подвергнуться наказанию за совершение противоправных деяний в современных условиях минимален. Это обстоятельство стало одним из решающих в проблеме криминализации лесной отрасли практически не только в Иркутской области, но и во всех сибирских и дальневосточных территориях.

Государство же, являясь главным собственником лесного фонда, пока не в состоянии эффективно защитить одно из своих главных богатств и ежегодно несет миллиардные убытки.

В подобной ситуации возникает необходимость исследования некоторых свойств теневой экономики, а также её проявлений в лесопромышленном комплексе региона с целью выработки путей и способов её преодоления.

Таким образом, основной целью настоящей работы стало исследование состояния и роли теневой экономики в детерминации организованной преступности в Иркутской области, а также предложение конкретных мер, способствующих сокращению теневого сектора в экономике области. Также объектом исследования стала ситуация с незаконными рубками леса в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, поскольку эти субъекты в ближайшие два года составят один субъект Российской Федерации.


Глава 1. Некоторые проблемы определения понятия теневая экономика

В процессе самостоятельного исследования, нами было отмечено, что в научной литературе встречаются самые различные определения теневой экономики. Учёными-криминологами до настоящего времени не выработано единое понятие теневая экономика. Нет единства в определении этого термина и среди учёных других отраслей научных знаний. Однако необходимо отметить, что термин "теневая экономика" используется для описания определённых деструктивных проявлений экономических отношений, как синоним нелегального получения доходов.

Необходимо отметить, что в настоящее время, данное негативное социально-экономическое явление активно исследуется учёными криминологами: выясняются причины и условия его возникновения, исследуется его состояние, проявления и роль в детерминировании преступности. Результатами этих исследований стала выработка некоторых постулатов о понятии теневой экономики, её признаках и структуре, оценке масштабов распространения в структуре легальных экономических отношений.

Так, А.Л. Репецкая определяет её как всю совокупность экономической деятельности, которая не учитывается официальной статистикой и не включается в валовый национальный продукт страны, т.е. это всякая экономическая активность, не зарегистрированная официальными органами[1].

В.О. Исправников исходит из того, что теневая экономика это система экономических отношений, которая складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля[2].

В свою очередь Д.В. Чеснов определяет теневую экономику как всякую деятельность, приносящую прибыль преступным организациям, запрещенную не только в экономической сфере, но и любой другой[3].

Также иная попытка в определении теневой экономики, предпринимается Юридической энциклопедией. В нёй теневая экономика определяется как противоправные, неучтённые государством виды экономической деятельности, включающие производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, а также производные от неё социально-экономические отношения между гражданами, социальными группами и обществом в целом[4].

Думается, что из приведенных определений теневой экономики наиболее полным является понятие, данное Л.А. Репецкой и в юридической энциклопедии, поскольку В.О. Исправниковым основной упор сделан на признак противоправности этой системы экономических отношений, в то время как справедливо отмечает Л.А. Репецкая, деструктивность этих экономических отношений не всегда может быть осознана обществом, а также законодательно отражена и урегулирована[5]. Как свидетельствует практика, законодатель не всегда может в полной мере и своевременно урегулировать некоторые вновь возникшие общественные отношения, хотя их противоправность очевидна. По мнению автора, примером может служить ситуация с клонированием человека. Думается, что данное деяние как нарушающее конституционное право человека на жизнь, подрывающее все моральные устои общества, необходимо в установленном порядке криминализировать, т.е. установить уголовную ответственность за клонирование человека, поскольку в настоящее время в России существует только временный запрет на клонирование человека, срок которого истекает в мае 2007 года.

Д.В. Чеснов в своём определении весьма узко определяет круг субъектов теневой экономики. В частности, он относит к ним только преступные организации. Однако с таким выводом согласиться нельзя, поскольку теневая экономика как способ и форма получения нелегальных доходов может проявляться в деятельности различных субъектов экономических отношений, действующих самостоятельно: индивидуальных предпринимателей, работников сельского хозяйства, продавцов товаров, государственных служащих и т.д. Думается, что наличие признака организованности в противоправной деятельности этих лиц не всегда обязательно.

Традиционно учёные-криминологи выделяют следующие виды составных элементов структуры теневой экономики:

1) неофициальная экономика - легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеет место, не фиксируемое официальной статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогов;

2) фиктивная экономика - экономика приписок, фиктивных контрактов и сделок, взяточничества и всякого рода мошенничества, связанных с получением и передачей денег;

3) подпольная (чёрная) экономика - все запрещённые законом виды экономической деятельности[6].

К первому элементу можно отнести экономическую деятельность субъектов, осуществляемую в рамках закона, но скрываемую от государственных органов статистической информации, от государственных органов, осуществляющих функции в сфере налогообложения физических и юридических лиц. Примером этой деятельности может служить производство аудио и видео контрафактной продукции; [7] возмездное оказание медицинских, оценочных, консалтинговых, информационных, образовательных и иных услуг без получения соответствующих лицензий. Неуказание в декларации о доходах действительного размера полученных доходов физическим лицом в очередном налоговом периоде; использование трудовой деятельности иностранных граждан, проживающих без удостоверяющих личность документов, без документов, подтверждающих право на занятие трудовой деятельностью на территории Российской Федерации; осуществление торговой деятельности без использования контрольно-кассовых машин; осуществление лесопользования без разрешительных документов (лесорубочный билет, ордер) и т.д.

Ко второму структурному элементу теневой экономики учёные относят не соответствующие действительности договоры и другие сделки, взяточничество, мошенничество и другие действия, направленные на получение денег, материальных благ либо иной материальной выгоды от этой деятельности. В качестве примера можно привести различные махинаций на рынке недвижимого имущества; сделки по отчуждению имущества собственниками из-за применения к ним физической силы, психического насилия; получение взяток должностными лицами за выполнение ими определённых юридических действий или за предоставление каких-либо преимуществ. Так, по материалам изученных уголовных дел, бесед с сотрудниками правоохранительных органов было выяснено, что при выдаче лесорубочных билетов должностными лицами - лесничими, вступившими в сговор с лесопользователями, эти документы оформляются с заниженным объёмом вырубки леса, нежели она будет проводиться на самом деле. Также преступники с целью получения наибольшей выгоды оформляют документы на заготовку дешёвых ресурсов (ветровала, лиственных пород) в большем количестве. В последствии, подкупив лесничего, они вырубают десятки, кубометров товарного леса. Также распространён способ получения права на рубку леса, когда лесорубочный билет оформляется на подставное физическое или юридическое лицо, которые в действительности не существуют.

Третьим элементом структуры теневой экономики является деятельность, осуществляемая в нарушение запретов установленных законодательством на занятие этими видами экономической деятельности. Примерами данного проявления теневой экономики является незаконная покупка и продажа оружия; реализация наркотических и психотропных веществ; порубка деревьев и кустарников в природных заповедниках и т.д.

Анализируя научную литературу, материалы периодических изданий, телевизионные передачи, можно придти к выводу, что возникновение теневой экономики традиционно связывается с началом коренного реформирования общественных отношений конца 80-х годов. Действительно, именно на этом историческом этапе появляются первые заявления о наличии в государстве деструктивных экономических отношений. Эта проблема начинает широко обсуждаться на страницах средств массовой информации, в обществе. К этому периоду относятся первые попытки законодателя применить меры правого воздействия к проявлениям теневой экономики [8].

Существовавшая многие десятки лет административно-хозяйственная экономика не могла выполнить стоящую перед ней задачу - удовлетворение всё возрастающих потребностей советского народа, именно это вытекало из "преступной неэффективности (или контрэффективности) социалистической системы хозяйствования"[9]. В то время как совокупный спрос населения на материальные блага не только сохранялся, но и, что вполне естественно, ведомый дефицитными явлениями, неустанно увеличивался. В результате возник коллапс, при котором спрос потребителей на материальные блага существовал, а легальный рынок был не в состоянии предоставить потребителю товар, соответствующий его запросам и потребностям. Инфляция, безудержный рост цен на товары народного потребления, дефицит элементарных товаров жизнеобеспечения населения, карточная система распределения продуктов питания, огосударствление всех сфер общественной жизни, запрет на право иметь личное подсобное хозяйство, запрещение всякой индивидуальной коммерческой деятельности, монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов, являвшихся собственностью государства, снижение демократических начал организации государственной власти и доступности её осуществления населением - в совокупности эти факторы послужили причиной отчуждения личности от господствующей формы собственности (общественной или коллективной), к потере его интереса к дальнейшей трудовой деятельности и её результатам, как способу получения стабильного заработка, дохода. В результате подобного развития ситуации, естественно, что экономика начала развиваться несколько по-иному сценарию. В частности, стали отмечаться некоторые деструктивные моменты, основным содержанием которых стала криминализация экономики, её "уход в тень".

Рыночные отношения, которые по своей природе должны носить нормальный, легальный оттенок, могут быть эффективны только в случае баланса совокупного предложения рынка и спроса потребителя на предоставляемое этим рынком материальное благо. В нашем же случае - подобный баланс был нарушен. Таким образом, рынок не способный в полной мере удовлетворить потребности потребителя породил новое явление теневой рынок или теневую экономику.

Некоторые эксперты, оценивая состояние теневого рынка в начале демократических реформ, отмечают, что к концу 80-х годов в сферу теневой экономики прямо или косвенно было втянуто около 15-20 млн. человек (почти 15-20% занятого населения в народном хозяйстве), а объём производимой в этой сфере продукции составлял около 9% валовой продукции промышленности и сельского хозяйства СССР[10].

Однако следует отметить, что корни, первоначальные проявления теневой экономики зародились в СССР гораздо раньше, имея при этом значительный оборот наличных денежных средств, занятость человеческих ресурсов в теневом секторе экономики. Так, по данным американских исследователей, теневой сектор ещё в 1973 г. включал в себя около 3 - 4% всей экономики государства (внутреннего валового продукта) [11].

По нашему мнению, для более объективной оценки причин возникновения и развития теневой экономики как деструктивного элемента экономических отношений, её следует рассматривать несколько под иным углом зрения. При этом необходимо абстрагироваться от временных показателей, характеристик теневой экономики. Полагаем, что теневой сектор сопровождает экономику на протяжении всей истории существования имущественного оборота, товарно-денежных отношений в государстве. Поскольку он является оборотной стороной возмездной передачи материальных благ, какого-либо имущества. Думается, что социально-экономический прогресс общества сопровождается не только положительными изменениями, развитием рыночных отношений, конкуренции, свободного рынка, но и некоторыми негативными, отрицательными тенденциями. Поэтому экономическая динамика немыслима без отрицательных свойств, таких как монополистическая деятельность, ограничение конкуренции, инфляция, директивная экономика, нарушение денежного обращения и т.д.

Заинтересованность хозяйствующего субъекта в экономическом успехе, извлечении наибольшей прибыли от своей деятельности с наименьшими затратами сил и времени, насильственное завоевание новых рынков сбыта товаров, изготовление и распространение нелегальной продукции - всё это является основной причиной существования и распространения теневой экономики.

Необходимо отметить, что закономерность существования теневой экономики следует связывать с наличием определённых потребностей потребителей на материальные блага, имущественные выгоды и до тех пор, пока будет существовать неудовлетворённый спрос на продукты производства теневой экономики, соответственно, будет присутствовать соответствующее предложение теневого сектора. Это один из законов свободного рынка, это одна из закономерностей товарно-денежных отношений.

Характеризуя ситуацию в настоящее время, следует отметить, что уровень распространения теневой экономики в структуре рыночных отношений, учеными - криминологами оценивается по-разному. При этом они приводят самые разные показатели уровня распространения этого негативного явления. Отмечается, что в настоящее время на уровне Российской Федерации в неформальном секторе экономики задействовано около 18,8% от общей численности занятых в России. Это около 12321 тыс. человек. Причём уровень занятых в теневом секторе периодически увеличивается[12].

Некоторые авторы, исследуя показатели теневого сектора, приходят к выводу, что в настоящее время уровень его распространения в легальном секторе экономики государства достигает 25-40% от величины внутреннего валового продукта[13].

В свою очередь эксперты ГУОП МВД России отмечают, что объём теневой экономики достигает 30 - 40% внутреннего валового продукта, причем до 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в различные формы предпринимательской деятельности.

Доктор юридических наук В.В. Лунеев, оценивая удельный вес теневой экономики в структуре внутреннего валового продукта Российской Федерации указывает, что масштаб её распространения составляет от 30 до 50%[14].

Авторы комментария к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" приводят ещё более внушительные данные. В частности они указывают, что в России теневая экономика в последние годы достигла 60% от величины внутреннего валового продукта, то время как в некоторых субъектах Российской Федерации этот показатель достиг ещё больших показателей[15]. Для сравнения авторы комментария приводят показатели состояния теневой экономики в ряде некоторых промышленно развитых зарубежных государств. Так, они указывают, что в Италии уровень теневого сектора составляет не более - 27,2%, Испании - 23%, Швеции - 19,5%, Франции - 14,8%, ФРГ - 14,8%, Великобритании - 13,8%, США - 8,8% (данные показатели приводятся в соотношении к уровню внутреннего валового продукта) [16].

Приводимые оценки экспертов состояния теневой экономики свидетельствуют о больших масштабах "поражения" экономической системы государства. Эта проблема заставляет задуматься о наличии деструктивных отклонений в правовом регулировании экономических отношений, о возможности существования отдельного "теневого" права. Необходимо отметить, что данная проблема в настоящее время исследуется рядом ученых с позиций науки теории государства и права. Ведутся теоретические разработки этого вопроса.

Так, профессор Ю.А. Тихомиров, проводя исследование "теневого" права, отмечает, что "на возникновение и развитие его явлений существенным образом влияют объективные факторы и среди них такое явление, как неформальная экономика... В институциональном плане речь идет об альтернативах формальным институтам прав собственности, управленческих схем и правил обмена либо о восполнении отсутствия формальных правил"[17].

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.