Дипломная работа: Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе
Одним из
первых декретов советской власти, принятых еще в декабре 1917 г., был Декрет о
разводе. Первый брачносемейный Кодекс был принят 18 декабря 1917 года.
Первый
советский кодекс законов о браке, семье и опеке 1926г. (утвержден в ноябре 1926
года, с 1 января 1927 года введен в действие) провозглашает свободу выбора
будущих супругов, уравнение женщины в ее правах с мужчиной. Была установлена
регистрация брака в целях защиты прав женщины, защиты личных и имущественных
прав и интересов супругов и их детей. Государство упразднило церковный брак,
признало его недействительным, отменило обет безбрачия представителям как черного, так и белого духовенства. Имел
силу лишь брак, зарегистрированный в специально отведенном для этого месте и
записанный в органах Записи Актов Гражданского Состояния. Кодекс упрощает
процедуру развода, таинство совершения бракосочетания исчезло, "Тут
простое соглашение и ничего более". Впоследствии окажется, "...как
просто они сошлись, так же просто они и разойдутся". Затем процедура
развода усложняется. Вступающие в брак дают подписку о том, что нет законных
препятствий к регистрации их брака, что они взаимно осведомлены о состоянии их
здоровья, а также о том, в который по счету брак каждый из них вступает, и
имеются ли дети от предыдущих браков. Сообщение ложных сведений вступающими в
брак при его регистрации и сокрытие обстоятельств, препятствующих вступлению в
брак, являются преступлением, предусмотренным ст.88 Уголовного Кодекса РСФСР (и
соответствующими статьями уголовных других союзных республик), и карается
лишением свободы или исправительнотрудовыми работами на срок до 1 года или
штрафом до 1000 рублей. В настоящее время в момент подачи заявления представители
органов ЗАГСа не требуют исполнения вышеизложенной процедуры от вступающих в
брак. Первый Кодекс уничтожил разницу между детьми законными и незаконными,
т.е. наделил всех детей одинаковыми правами (ст.133).
Имущественные
отношения супругов регулировались нормами Гражданского Кодекса РСФСР, главным
принципом которых являлось полное равноправие супругов. Согласно этому
принципу, как это указано в ст. 10 Кодекса законов о браке, семье и опеке
РСФСР, имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, остается их
личным раздельным имуществом, а имущество, нажитое супругами за время брака,
считается их общим имуществом. В случае развода, общее имущество подлежит
разделу, независимо от того, кем оно приобретено. Подобная мера основывалась на
том, что труд жены по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей
принимается во внимание наравне с трудом мужа (принцип равноправия супругов).
Вопросы
воспитания детей в случае разногласия родителей, разрешали органы опеки и
попечительства при участии родителей и всегда с учетом, прежде всего интересов
детей. В современном Гражданском Кодексе указан возраст ребенка, после
достижения которого он вправе выбрать одного из родителей в случае их развода с
которым хотел бы проживать. Право на свидание с детьми по советскому
законодательству сохраняли и родители, лишенные родительских прав, если только
эти свидания не были вредны для ребенка.
Статья
14 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР предусматривала право на
получение материального содержания нуждающегося бывшего супруга от другого
супруга, при условии, что суд признал последнего в состоянии оказать ему
поддержку. После расторжения брака, право одного из супругов на получение
алиментов от другого возникало при наличии одновременно 3х условий: если супруг,
желающий получить алименты, является нетрудоспособным; если он нуждается в
материальной поддержке другого супруга; и если второй супруг в состоянии
оказать ему материальную поддержку. В случае отсутствия хотя бы одного из этих
условий у супруга не возникало права на получение алиментов от другого супруга.
При наличии нерасторгнутого брака, никакого срока для обязанности взаимного
содержания нет и быть не могло. Пока брак существовал, он порождал права и
обязанности, в том числе обязанности супруга
содержать второго нетрудоспособного и неимущего супруга. При наличии всех
необходимых условий, согласно ст. 15 Кодекса законов о браке, семье и опеке
РСФСР, нетрудоспособный бывший нуждающийся супруг вправе мог получать алименты
после прекращения брака только в течение 1 года.
В целях социально-правовой
защиты и поддержки материнства и детства в случаях отказа супруга материально
поддерживать свою супругу в период беременности и родов, суд по иску матери
вправе вынести решение о взыскании с отца ребенка средств на содержание ее в
указанный период (ст.14, 15 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР,
Постановление Пленума Верховного суда СССР от 4 августа 1950г. (п.7)).
Советская
власть Законом от 18 ноября 1920 года разрешила производство абортов
(искусственное прерывание беременности) для женщин пока, как писали Народный
Комиссариат здравоохранения и Народный Комиссариат юстиции, "моральные
пережитки и тяжелые экономические условия настоящего еще вынуждают часть женщин
решаться на эту операцию". В 1936 году Правительство СССР постановило
запретить аборты (Постановление ЦИК и СНК от 27 июня 1936г. "О запрещении
абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной
помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских садов, яслей,
усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в
законодательстве о разводах"). Причиной издания данного Постановления
являлось стимулирование деторождения в семье. Наряду с отменой искусственного
прерывания беременности, правительство разработало комплекс мер по увеличению
материальной помощи роженицам и установило государственную помощь
многосемейным, например, увеличило размер пособия на кормление ребенка,
устанавило выдачу пособий незастрахованным женщинам за счет касс взаимопомощи.
Вместо того чтобы убеждать, что аборт вреден и опасен для здоровья, государство
"силой" заставляло женщину рожать детей, об этом свидетельствует
ст.4, раздел I Закона. Можно ли было ставить вопрос
о запрещении абортов в случаях, когда существующие в то время жилищные условия
многим рабочим и служащим не позволяли иметь больше 23 детей. Об этом
свидетельствуют многочисленные источники того времени.
Все же,
спустя несколько месяцев, Совет Народных Комиссаров издает Постановление, и тем
самым, разрешает операцию искусственного прерывания беременности, в случаях,
когда "продолжение беременности представляет угрозу жизни или грозит
тяжелым ущербом здоровью женщины, а равно при наличии передающихся по
наследству тяжелых заболеваний родителей". Впоследствии Указом Верховного
Совета от 23 ноября 1955 года было отменено запрещение абортов, в целях
устранения, причинения вреда здоровью женщин
внебольничными операциями, а также предоставляя возможность женщине самой
решать вопрос о материнстве.
Последствия
Первой Мировой Войны "сказались на численном составе рабочей силы—
Неслучайно в 1930 году при президиуме Центрального Комитета Союза ССР был
образован Комитет по улучшению труда и быта работниц и крестьянок. В круг
деятельности Комитета входили вопросы переподготовки женской рабочей силы для
промышленности, сельского хозяйства, других отраслей народного хозяйства и
культурного строительства, борьбы с беспризорностью и проституцией, пропаганды
содействия организации общественного питания, обслуживания детей и содействия организации нового быта и многие другие
вопросы.
Вынужденные
мероприятия по вовлечению женщин в общее производство, проводимые
правительством отрицательно влияли на институт семьи. Действия советского
правительства можно было оправдать таким образом, что стране необходимо было
срочно преодолевать настигнувшие ее кризисы после 1 Мировой Войны, и для этого
был неизбежен всеобщий контроль и жесткая организация трудовой и общественной
жизни. Но всетаки большинство женщин в СССР трудились на непрестижных и
малооплачиваемых рабочих местах и даже на тех участках, где их труд запрещен
законодательно (ночные смены, вредные условия). Доля женщин на руководящих
постах невысокая: в промышленности при переходе от низшего звена управления к
высшему она снизилась в конце 1980х г.г. с 30% до 8%.'
Государство
способствовало организации детских садов, яслей для женщин, занятых на
производстве на промышленных предприятиях. В Постановлении СНК РСФСР от 29 июня
1927 года "Об усилении обслуживания яслями работниц промышленных
предприятий" предусматривается участие предприятий в расходах по
содержанию яслей, обслуживающих исключительно работниц данного предприятия в
размере одной четвертой процентов от фонда заработной платы данного
предприятия.
Изменение
социально-экономических и политических условий в послереволюционное время
повлекло за собой и изменение отношения общества и одновременно государства к
проблеме развода. Об увеличении количества разводов может свидетельствовать тот
факт, что в 1936 году был принят закон, согласно которому государственная
пошлина за осуществление развода была существенно увеличена. В послевоенные
годы процедура расторжения брака усложняется, было предусмотрено две стадни
рассмотрения дела в суде, с публикациями о факте развода в печати. Судам было
предоставлено право отказывать супругам в расторжении их брака. Прочная семья
удерживалась административнопринудительными средствами. В целях поднятия самого
акта регистрации брака в глазах новобрачных статья 30 Указа от 8 июля 1944 года
предусматривает введение торжественного порядка проведения регистрации и выдачу
брачных свидетельств. Кроме того, вступающим в брак предоставлялись
транспортные средства для поездки в бюро ЗАГС, оказывалась помощь брачующимся в
приобретении необходимой мебели, постельных принадлежностей, посуды и прочих
предметов домашнего обихода.
В связи
с признанием брака, лишь зарегистрированного установленным порядком,
поднимается вопрос о правовом положении женщины, имеющей ребенка от мужчины, с
которым она не состоит в зарегистрированном браке. В этом случае, впервые в
Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года используется термин
"одинокая мать" не состоящая в браке женщина (ст.З) и впервые
устанавливается пособие для одиноких матерей, которое выплачивается матери, до
достижения ребенком 12ти лет. Ранее существовавшее право одинокой матери
обращаться в суд с иском об установлении отцовства, теперь отменено. При
регистрации рождения ребенка записывается фамилия матери с присвоением отчества
по указанию матери (ст.21 Указа). Статья 20 Указа отменяет также ранее
существовавшее право обращения матери в суд о взыскании алиментов на содержание
ребенка, родившегося от лица, с которым она не состоит в зарегистрированном
браке. Содержание ребенка одинокой матери берет на себя государство, либо,
выплачивая одинокой матери государственное пособие, либо принимая такого
ребенка (по желанию матери) на воспитание в государственное детское учреждение.
Нужно отметить, что при вступлении одинокой матери в брак, выплата назначенного
ей пособия, установленного для одиноких матерей не прекращалось (см. ст. 15
Постановления СНК СССР от 18 августа 1944 года "Положение о порядке
назначения и выплаты государственных пособий и предоставления льгот беременным
женщинам, многодетным и одиноким матерям"). Указом 1944 года 8 июля
значительно расширялся круг женщин, имеющих право получать государственное
пособие по многодетности (уже с рождения третьего ребенка). Многодетные матери
получали при рождении ребенка единовременное пособие, а со второго года — после
рождения ребенка и до достижения им пяти лет ежемесячное пособие.
Не
существовало нормативных актов, обязывающих, или, по крайней мере,
подразумевающих обязанность мужчины брать на себя ответственность в случае,
если женщина, с которой он не состоит в зарегистрированном браке, собирается
стать матерью. Таким образом, государство, с одной стороны, провозглашало
равноправие между мужчиной и женщиной, а с другой стороны, подобные меры
привели к практически полному освобождению мужчин от ответственности за
женщину, с которой он фактически состоял в брачных отношениях и от
ответственности за воспитание ребенка. Подобными мерами государство, по сути,
наделило мужчину большими свободами и правами, чем женщину. На мой взгляд,
перед нами источник необдуманного вступления в брак и увеличения разводов. В
рассматриваемом Указе от 8 июля 1944 года государство позволяет одинокой матери
(по ее желанию) отдать своего ребенка на воспитание в государственное детское
учреждение. Нужно отметить, тот факт, что не оговариваются специальные условия,
при которых бы матери разрешалось поместить своего ребенка на воспитание в
подобное учреждение. Такими условиями могут быть, например, недостаточное
материальное положение, но в этом случае, законодательно предусмотрены меры
социального обеспечения: пособия для одиноких матерей по достижению детьми 12ти летнего возраста, при этом право на подобное
пособие сохраняется в случае вступления одинокой матери в брак (Указ от 8 июля
1944 года, раздел I, п.З).
Предоставлялась полная свобода в выборе: заботиться матери самой о своем
ребенке или отдать государству на воспитание. Очевидно, что государство само
поощряло одиноких матерей отказываться от своих детей и помещать их в
государственные учреждения (приюты), вместо того, чтобы пропагандировать
ценность семейного воспитания и важность участия в нем обоих родителей.
К
действию рассматриваемого законодательного акта целесообразно применить теорию
явных и латентных функций, разработанную американским социологом Робертом
Мертоном. Получается, что действие подобной законодательной нормы имеет две
функции: явную и латентную. Явная функция носит осознаваемый и преднамеренный
характер, т.е. то, что сказано в формулировке закона. Латентная функция скрытая
функция (дисфункция) действия нормы, т.е. не предусмотренная, но проявляющаяся
на практике и как правило никем не ожидаемая. Явной функцией Постановления от
18 августа 1944 года является забота государства об одинокой матери,
посредством выплаты пособия или путем помещения (по желанию матери) ее ребенка
в государственное учреждение. Латентной распространение безответственности у
женщин и мужчин, необдуманное вступление в брак, иждивенчество.
Справедливо
заметить периодическое усовершенствование поддержки материального положения
многодетных матерей. Еще Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года
было установлено государственное пособие многодетным матерям, имеющим 6 детей,
при рождении 7го и каждого следующего ребенка. Указом от 8 июля 1944 года
государственное пособие многодетным матерям не только значительно увеличено в
своем размере, но подлежит выплате матери, имеющей двух в 2 с половиной раза больше, чем в довоенном 1940 году.
Государство предоставляет беременным женщинам и матерям, имеющим детей в
возрасте до 1 года, право перехода на другую работу по месту жительства с
сохранением за ними непрерывности трудового стажа, а также снижает плату за
содержание в детских садах и детских яслях детей одиноких матерей, с
определенным ежемесячным заработком на 50% (Указ Президиума Верховного Совета
СССР от 19 мая 1949 года "Об улучшении дела государственной помощи
многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин").
Пособие
— это денежная выплата (из средств государственного социального страхования). В
60е годы в советском праве юристы рассматривали юридические признаки пособия
следующим образом. Пособия выплачивались в виде: денежных выплат (пособия,
пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет,
материальная помощь на проезд в санатории); материальных благ:
санаторнокурортное лечение, лечебное (диетическое) питание и т.д.
Одной из
существенных форм государственной помощи в воспитании детей являлось право
матери на помещение ребенка в закрытое государственное учреждение и на
пребывание ее самой в этом учреждении вместе с ребенком. В домах матери и
ребенка и мать, и ребенок содержались за счет государства. Эта помощь иногда
оказывалась еще до рождения ребенка: еще во время беременности женщина может
быть направлена в дом матери и ребенка. Как и другие дома отдыха, дома матери и
ребенка организовывались профсоюзными организациями, которые помогали женщинам
получить билеты на железнодорожный и водный транспорт, организовать посадку в поезд и т.д.".
С целью
оказания социально-правовой помощи беременным матерям в родильных домах, домах
ребенка и других учреждениях охраны материнства и детства были организованы социально-правовые
кабинеты и консультации. Их работа регулировалась Положением, утвержденным
Наркомздравом СССР 9 мая 1938 года. ш Кабинеты оказывали социально-правовую
помощь в различных направлениях: многодетным и одиноким матерям, социально-правовую
помощь по вопросам брака и семьи, осуществляли патронаж в родильном доме, в
домах матери и ребенка, в домах ребенка. В консультациях для женщин, которые
являлись акушерско-гинекологическими лечебно-профилактическими учреждениями ("Положение
о городской консультации для женщин", утверждено Наркомздравом СССР 20
октября 1942г.) разрешался вопрос о предупреждении внебольничных абортов,
наносящих вред здоровью женщины. Задачей детских консультаций являлось снижение
детской заболеваемости и смертности путем проведения внеболышчного обслуживания
детей в возрасте от рождения до 3х лет ("Положение о городской детской
консультации", утверждено Наркомздравом СССР 7 июня 1940г.). В обязанность
кабинетов входило проведение мероприятий по ликвидации безнадзорности детей
раннего возраста, участие в борьбе с подпольными абортами, обеспечение охраны
прав женщины в области труда, своевременной правовой помощи матери по взысканию
алиментов, получению государственного пособия по многодетности, пенсии, пособия
по социальному страхованию и т.п. Также осуществляли борьбу с невыполнением
родительских обязанностей в отношении детей. Одной из важных задач кабинетов
являлась: Как можно шире популяризировать советское законодательство по охране
материнства и детства среди населения, в первую очередь, среди самих родителей.
От имени органов ОММ (охраны материнства и младенчества) социально-правовые кабинеты имели
право предъявлять иски о взыскании средств на содержание детей. Социально-правовая
помощь во всех ее формах оказывалась бесплатно. Постепенно социально-правовые
кабинеты прекратили свое существование, некоторые полномочия перешли в сферу
деятельности, органов опеки и попечительства.
Итак, в
завершении первой главы подводя итог рассмотрению проблем теории и практики социально-правовой
защиты семьи и ее исторических моделей в СССР и некоторых зарубежных странах,
можно сформулировать резюмирующие выводы:
1.
Формирование семейной политики в Швеции происходило под эгидой социально-демократических
принципов и имеет многолетний опыт развития и устоявшиеся традиции. В деле
защиты семьи в Великобритании находят свое воплощение идеи либеральных
умонастроений. Специалисты в области исследований социальных институтов,
процессов, явлений и отношений констатируют высокий уровень социального
благосостояния населения в этих странах, в том числе и в области социально-правовой
защиты отдельно взятой семьи. Проблемы семьи и детей считаются в этих странах
ключевыми. В Швеции основой в области социально-правовой защиты семьи является
психосоциальный аспект, индивидуальная работа с каждой семьей. Хотелось бы
заострить внимание на принципе равенства между мужчиной и женщиной, который
проявляется, например, в том, что пособие по уходу за ребенком предоставляется
тому родителю, который осуществляет уход за ребенком, т.е. не только женщине,
акцентировав, таким образом, совместную ответственность мужчины и женщины по
экономическому содержанию и уходу за ребенком. Заслуживает внимание Закон о
частичных пенсиях (с 1976 г. в Швеции), который дает возможность человеку в
возрасте от 60 до 65 лет сократить свое
рабочее время и получить частичную компенсацию за потерянный доход с условием
работы по 34 часа в день при рабочей неделе в 5 дней. Таким образом, с помощью
вышеназванной законодательной меры решаются одновременно две задачи: первая трудоустройство
и возможность заработка для людей пенсионного возраста с щадящим графиком
работы и вторая воспитание подрастающего поколения (внуков), возможность для
детей получать воспитание в семейной среде в то время, пока родители заняты
заработком. Огромное значение для благополучия семьи имеет меры по введению "отцовского
месяца" и выплата пособия родителям в течение 12 месяцев при рождении
ребенка за счет средств социального страхования. И последнее, что хотелось бы
выделить из шведского опыта социально-правовой защиты семьи это так называемая
компенсация пособия (общественная компенсация одинокому родителю), если его бывший
супруг или супруга не имеет экономических возможностей платить элементы.