Дипломная работа: Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе
В
Великобритании упор делается на профилактические, воспитательные меры для
подрастающего поколения и для будущих родителей. Для этого создаются
специальные бригады по несовершеннолетним правонарушителям, политики
профилактики подростковой беременности и т.д. Среди общих мер социально-правовой
защиты семьи, обнаруженных в обеих странах, следует выделить "отцовский"
отпуск по уходу за ребенком каждому работающему отцу, которому правительства
этих стран придают большое значение. Разница лишь в том, что в Швеции он по
сроку равен одному месяцу, а в Великобритании этот отпуск в два раза короче.
Потребительский кредит как способ поддержания материального благополучия
малообеспеченных и среднеобеспеченных семей, также является одной из самых
предпочтительных, формой социальной защиты, т.к. он, вследствие своей
возвратности и платности, может выступать достаточно сильным экономическим
стимулом к трудовой деятельности.
Семейная
политика этих стран отличается всеобъемлющей законодательной обеспеченностью в
области защиты прав и интересов семьи, а также исполнением правовых норм и
скоординированной деятельностью социальных институтов.
2. В
СССР формирование нового советского права привело к нарушению преемственности
развития правового сознания, нормативно-правовой базы, укрепления
демократических прав и свобод. В отличие от Швеции и Великобритании, в
Советском Союзе основой советского права являлись принципы, сформулированные
В.И.Лениным. Теоретическая и основополагающая часть социально-правовой
деятельности была сформирована под влиянием господствовавшей идеологии.
Безусловно, анализ права социального обеспечения, нормативно-правовых актов в
области защиты интересов семьи дали возможность сформулировать некоторые
основополагающие положения, которыми руководствовались специалисты в области
законодательства.
3. Источниками
норм права в области защиты женщин, семьи и детей являлись не только
международно-правовые акты, но также происходящие события в мире и стране. На
принятие многих законопроектов повлияли последствия прошедших в XX веке двух Мировых Войн и заставили
взглянуть на проблемы женщин, семьи и детей по-другому. В свою очередь
наделение равными правами мужчин и женщин в послереволюционной России повлекло
за собой увеличение бракоразводных процессов. Из приведенных примеров очевиден
тот факт, что социальные процессы неизбежно влияют на социально-экономическое
положение и на сознание людей, их ценности, а создаваемые нормативно-правовые
акты призваны урегулировать, сгладить негативные процессы и упорядочить
жизнедеятельность каждого человека, семьи и общества в целом.
4. Если
рассматривать влияние сложившегося государственного строя на благосостояние
семьи, то следует выделить положительные результаты деятельности государства в
области защиты семьи. Первый советский Кодекс законов о браке, семье и опеке
1926г. (утвержден в ноябре 1926 года, с 1 января 1927 года введен в действие)
уничтожил разницу между детьми законными и незаконными, т.е. наделил всех детей
одинаковыми правами (ст.133). Статья 14 Кодекса законов о браке, семье и опеке
1926 г. предусматривал право на получение материального содержания нуждающегося
бывшего супруга от другого супруга, при условии, что суд признал последнего в состоянии
оказать ему поддержку. После расторжения брака, право одного из супругов на
получение алиментов от другого возникает при наличии одновременно 3х условий:
если супруг, желающий получить алименты, является нетрудоспособным; если он
нуждается в материальной поддержке другого супруга; и если второй супруг в
состоянии оказать ему материальную поддержку. В случае отсутствия хотя бы
одного из этих условий у супруга не возникает права на получение алиментов от
другого супруга.
Относительно
проблемы инвалидности, были приняты следующие нормативно-правовые акты:
В
Постановлении Совета Министров СССР от 28 августа 1969 г. № 705 рекомендовано,
в частности, широко практиковать прием на работу пенсионеров, инвалидов и
других категорий граждан на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю,
а также в качестве надомников предприятий и организаций;
Порядок
обучения детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии,
установлен в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном
образовании, утвержденных Верховным Советом СССР 19 июля 1973 г.;
Основным
правовым источником, определяющим право на ежемесячные пособия инвалидов с
детства, является постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 27
марта 1986 г. № 400 "О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни
инвалидов с детства".
На социально-экономическом
уровне осуществлялось бесплатное обучение, медицинское обслуживание,
санаторнокурортное лечение, обеспечение жильем. В Основах жилищного
законодательства Союза ССР и союзных республик особо выделялись правила о
первоочередном предоставлении жилых помещений нуждающимся в них инвалидам войны
и труда, лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (начало
1980). Постановления КПСС и Совета Министров СССР (1980е годы) предусматривало
развитие традиционных видов обеспечения и новых форм социального обеспечения, в
частности надомного обслуживания одиноких лиц, нуждающихся в такой помощи.
Существовало большое многообразие видов пособий, таких как: пособия на детей
малообеспеченным семьям; условия обеспечения пособиями в порядке
государственной помощи семьям, имеющим детей, (работающим матерям
предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения
им года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за
ребенком до достижения им возраста полутора лет), (в первом случае женщине
назначается пособие по уходу за ребенком в твердом размере); пособие по
беременности и родам женщинам членам колхоза.
Кроме
того, хотелось бы сказать о том, что государство способствовало организации
детских садов, яслей для детей женщин, занятых на производстве на промышленных
предприятиях. Одним из эффективных методов социально-правовой защиты семьи в
советский период была организация консультаций и социально-правовых кабинетов ("Положение
о социально-правовых кабинетах охраны материнства и младенчества",
утверждено Наркомздравом СССР от 9 мая 1938г).
5. В
качестве отрицательных черт советского законодательства о браке и семье можно
назвать созданные нормативно-правовые акты, которые привели к облегченной
процедуре развода, что неизбежно явилось причиной легкомысленного и
необдуманного вступления в брак. В качестве еще одной причины необдуманного
вступления в брак и и увеличения разводов можно привести тот факт, что не
существовало нормативных актов, подразумевающих обязанность мужчины брать на
себя ответственность в случае, если женщина, с которой он не состоит в
зарегистрированном браке, собирается стать матерью. Таким образом, государство,
с одной стороны, провозглашало равноправие между мужчиной и женщиной, а с
другой стороны, подобные меры привели к практически полному освобождению мужчин
от ответственности за женщину, с которой он фактически состоял в брачных
отношениях и от ответственности за воспитание ребенка. Подобными
законодательными мерами государство, сделало мужчин и женщин неравноправными в
сфере брачносемейных отношений, на фоне провозглашенного равноправия между
полами.
Следует
отметить одно положение в Указе от 8 июля 1944 года, которое позволяет одинокой
матери (по ее желанию) отдать своего ребенка на воспитание в государственное
детское учреждение. Нужно отметить, тот факт, что не оговариваются специальные
условия, при которых бы матери разрешалось поместить своего ребенка на
воспитание в подобное учреждение. Такими условиями могут быть, например,
недостаточное материальное положение, но в этом случае, законодательно
предусмотрены меры социального обеспечения: пособия для одиноких матерей по
достижению детьми 12ти летнего возраста, при этом право на подобное пособие
сохраняется в случае вступления одинокой матери в брак (Указ от 8 июля 1944
года, раздел I, п.З). Очевидно, что государство
само поощряло одиноких матерей отказываться от своих детей и помещать их в
государственные учреждения (приюты), вместо того, чтобы пропагандировать
ценность семейного воспитания и важность участия в нем обоих родителей.
Одной из
самых важных, является проблема инвалидности, которая в Советском Союзе была
тщательно завуалирована от глаз общественности. Несмотря на принятые
нормативные правовые акты, эта проблема не ставилась
на широкое рассмотрение. Тем самым инвалиды, в том числе и дети-инвалиды, были
изолированы от общества и довольствовались лишь назначенными льготами и
пособиями. Социальный уровень жизни этих людей был крайне низок. Речь идет об
отсутствии интеграции этих людей в общество и предоставлении элементарных
вспомогательных возможностей осуществления их деятельности.
Разработанные
нормы законодательства о браке и семье защищали интересы каждого члена семьи, в
особенности женщин и детей. Трудовой Кодекс, нормы жилищного законодательства
также предусматривали регулирование отношений в области охраны и защиты семей,
женщин и детей. На основе принятых законодательных документов можно проследить
динамику общественных отношений, влияние тех или иных процессов, событий в
стране и мире, к примеру, на взаимоотношение полов. Существует следующая
взаимозависимость: последствия событий в жизни общества влияют на ценностные
ориентации людей, на их сознание и поступки. Право же призвано реагировать на
изменения в общественных настроения и регулировать процессы брака, развода,
деторождения, в целях сохранения нации, здорового общества и его полноценного
развития.
Итак,
подводя итог проведенному анализу, можно сделать следующие выводы:
1. Наибольшим
эвристическим потенциалом в исследовании системного содержания социально-правовой
защиты семьи обладают системносоциаологический подход и
диалектикоматериалистическая методология.
2. Социально-правовая
защита как система представляет собой целостный комплекс социальных,
нормотворческих и правоприменительных компонентов (социальные субъекты,
институты, социально-правовые процессы и др.), обеспечивающих прав и свобод
каждого члена семьи, воспроизводство и развитие семьи как социального института
и малой социальной группы.
ГЛАВА
2. ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
Проведенный
в предыдущей главе анализ специфики и содержания социально-правовой защиты
семьи, позволяет в настоящей главе акцентировать внимание на сравнительном
анализе ее основных особенностей в условиях "ельцинского" и "путинского"
этапов постсоветской модернизации России.
2.1 Особенности
социально-правовой защиты семьи в постсоветской России в 90е годы
Для
выяснения социально-экономического положения, в котором находилась семья в
перестроечный период (19881991г.г., М.С.Горбачев), а также в постперестроечное
время (19921999 г.г., Б.Н.Ельцин), необходимо кратко осветить наиболее важные
социальные события и преобразования, так или иначе повлиявшие на
жизнедеятельность семей. Итак, в условиях нестабильной экономики и политической
жизни страны особому риску подвергаются слабо защищенные слои населения, к
которым относятся дети, пенсионеры, люди с ограничениями жизнедеятельности, малообеспеченные
семьи. Подробный анализ нормативной документации, проводимых социально-экономических
реформ, и результатов их выполнения, освещение статистических данных,
касающихся как уровня жизни в целом, так и отдельных аспектов функционирования
семьи, позволяет в полной мере охарактеризовать степень социально-правовой
защиты указанного социального института в вышеперечисленные исторические
периоды.
Как
известно, кончина Ю.В.Андропова в феврале 1984 года приостановила реализацию
программы намеченных преобразований советского общества. Последовавший после
этого годо бесцветного правления К.У.Черненко
только усугубил ситуацию. К 1985 году усложнились внешнеполитические и
внутриполитические задачи СССР, общий уровень развития общества (эскалация
ракетной доктрины, афганская война, социальная апатия, идеологический кризис
бюрократизация, застой в технологии и т.д.) требовали радикальных реформ,
которые сдерживало только нереформируемое государство. После назначения в марте
1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева, была закреплена
политика гласности и обновления (январь 1987г.), ставшая основой проводившихся
политических реформ. Как следствие начались многочисленные политические
изменения в стране. Конституционные реформы в стране берут свое начало с XIX партийной конференции КПСС,
проведенной летом 1988 года. В 1989 году Горбачев отменяет ст.6 Конституции
СССР, закреплявшей монополию КПСС на власть, и одновременно инициировал
преобразования исполнительной власти. Необходимо было, по мнению Горбачева,
расширять социальную базу партийно-государственной власти. В результате в
период президентства М.С.Горбачева правительством уделялось крайне мало
внимания преобразованиям в социальной сфере. Далее произошел августовский(1991
г.) путч ГКЧП, распад СССР (25 декабря 1991 г.), образование СНГ и другие
события, чему способствовали прозглашенная 12 июня 1990 года "Декларация о
государственном суверенитете РСФСР", первые выборы Президента России (12
июня 1991 г.), в результате которых побудил Б.Н.Ельцин. После распада СССР и
начала экономических реформ в России в январе 1992 г. произошло существенное
ухудшение социальных условий в стране. В 1990е годы активизировался процесс
перехода к криминально-олигархическому общественному строю. В результате
происходивших преобразований обогащались люди, имевшие доступ к государственной
собственности, распределению дефицита и выдаче различных разрешений, т.е.
бывшая советская номенклатура.
Кроме того, появились "деловые" люди, сделавшие капитал из ничего в
условиях экономического хаоса (удачливые торговцы, строители финансовых "пирамид",
рэкетиры, продавцы секретной информации и т.д.). Наконец, возник слой людей
среднего достатка, занимающихся фермерским хозяйством, сервисом, производством,
строительством и другими видами легальной экономической деятельности.
Подавляющее
большинство наемных работников даже в частном секторепродолжало относится, по
общепринятым стандартам, к бедному населению. Что же касается людей, занятых в
государственном секторе экономики в сферах образования, здравоохранения,
промышленности и т.д., то большинство из них поставлены на грань выживания. Еще
ниже оказались социально зависимые группы населения пенсионеры, инвалиды и др.
Например, к концу 1991 г. 60% населения Москвы, по оценкам специалистов, жило
ниже официальной черты бедности. В целом по стране доля беднейшего слоя
населения составляла 7080%.
Острейшей
социальной проблемой стал рост преступности. Взяточничество, вымогательство и
заказные убийства стали неотъемлемой частью номенклатурного капитализма. Распад
экономики привел к росту безработицы, оцениваемой в 14,6% (2000) от числа
трудоспособных. Для зарегистрированных на бирже труда было вновь
введено пособие по безработице, отмененное в СССР еще в 1930 г. Для компенсации
роста цен время от времени проводилась индексация заработных плат и пенсий.
Вышеперечисленные социальные проблемы не могли не сказаться на благополучии
российских семей. Опимсанная социальная ситуация оказала самое непосредственное
воздействие и на социальное положение семьи в российском обществе.
Возвращаясь
к вопросу о конституционно закрепленных правах семьи, следует отметить, что
новая Конституция (1993) гарантировала в новых
условиях права на частную собственность и на создание политических,
экономических и общественных объединений. Охране семьи и брака отводится
большое место в конституционном законодательстве, семья, материнство, детство
получили защиту государства. Оно получило статус важнейшей ячейкой гражданского
общества. Родители приобрели право выбирать образование для своих детей,
включая религиозное воспитание. Конституция гарантировала также заботу о детях,
лишенных родителей. "Гражданское общество как система, справедливо
отмечает КозловА.Е. охватывает собой не только экономические, но и социальные
отношения, с помощью которых осуществляется социальная политика государства.
Важнейшими направлениями социальной политики являются регулирование отношений
между трудом и капиталом, межнациональных отношений, семьи и брака, сохранения
окружающей среды, охраны жизни и здоровья человека, защиты прав потребителя...".
Конституция
страны, называя Российскую Федерацию социальным государством (статья 7),
говорит о том, что одним из важнейших объектов его политики является социальная
сфера, в рамках которой должны осуществлятся охрана труда и здоровья людей,
установление гарантированного минимума оплаты труда, государственная поддержка
семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие
системы социальных служб, пособий, пенсий и иных гарантий социальной защиты. Социально-экономические
и культурные права граждан, в том числе на охрану здоровья и медицинскую
помощь, на образование и др., занимают важное место в каталоге прав и свобод
человека и гражданина, содержащихся в Конституции. Вместе с тем Конституция РФ
исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека
должно быть также делом его ума, рук, инициативы, и основа социальной государственности состоит в том, чтобы создать для
этого необходимые условия.
Политика
социального государства, каким признана быть Российская Федерация, "направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека" (статья 7 Конституции РФ). Конституция разработана в
соответствии с международными нормами о правах и свободах человека.
Следовательно, российское законодательство в сфере обеспечения поддержки семьи,
материнства, отцовства и детства и других категорий граждан потребовало
пересмотра.
Следует
также отметить, что в ст.38, ч.2 говориться о том, что семья находятся под
защитой государства, забота о детях, их воспитание равное право и обязанность
родителей, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о
нетрудоспособных родителях". А в ст. 39 сказано о гарантиях социального
обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В ст.40 говорится о
том, что малоимущим, нуждающимся в жилище, последнее предоставляется бесплатно,
или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных
фондов в соответствии с установленными законом нормами. Защита семьи со стороны
государства также заключается в создании социально-экономических предпосылок
для ее существования. Государство защищает путем охраны прав ее членов, например,
с помощью норм Семейного, Жилищного, Трудового Кодексов и т.д.
Итак,
анализ Российской Конституции показал, что ею предусмотрены все основные
аспекты жизнедеятельности семьи, нуждающиеся в государственной охране и защите.
Однако, несмотря на зафиксированные Конституцией РФ меры социально-правовой
защиты семьи, действительная правоприменительная практика существенно отставала
и отстает от их нормативно-правового обеспечения.
Так,
урбанизация страны, низкий уровень жизни при сравнительно высокой образованности
и стесненных жилищных условиях постепенно приводили к уменьшению рождаемости в
СССР и постсоветской России. Для больших городов стали типичны семьи с одним
ребенком, а с начала 1990х годов население России уменьшается примерно на 1
млн. человек в год. Разводы составили 4050% от заключенных браков. Аборт до сих
пор является главным средством контроля над рождаемостью в значительной степени
изза недостатка противозачаточных средств и низкой сексуальной культуры
молодежи. По оценкам специалистов, каждая российская женщина за свою жизнь
делает от 4 до 5 абортов.