рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

Всего, за годы советской власти были изданы четыре Конституции, которые "являлись последовательными шагами в направлении формирования советской социалистической правовой системы". Основу формирования советской социалистической правовой системы заложила первая Конституция РСФСР (1918 г.), которая закрепляла образование первой советской федерации РСФСР. Роль намечавшегося конституционного регулирования была резко снижена надвигавшейся гражданской войной. После принятия Конституции Советского Союза в 1924г. окончательно утвердилась однопартийная система в государстве. Характерной чертой второй Конституции являлось отсутствие характеристик общественного устройства союзного государства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве и местных органах власти. Таким образом, ко времени принятия Конституции в стране сложилась форма политического устройства, под названием "диктатура партии". В период перехода власти в руки Иосифа Сталина постепенно укреплялась административнокомандная система, усиливалось значение центра. Это был период основания тоталитарного строя в стране. В результате, появившаяся на свет третья Конституция Советского Союза в 1936г. впервые закрепляет особое положение коммунистической партии в системе государственных учреждений СССР. На этот раз был расширен перечень прав и свобод граждан, где законодательно закреплялись неприкосновенность личности, свобода совести, свобода слова, печати, собрания и митингов, тайна переписки, ограничение права личной собственности и закрепление социально-экономических права на труд, на отдых, образование, материальное обеспечение. Позже принятая Конституция СССР 1977 года содержала демократические положения, которые, однако, не могли быть реализованы в условиях коммунистической диктатуры. Необходимо сказать также о важной черте, характеризующей современные демократические конституции это прямое действие. "Прямое действие Конституции означает, вопервых, что нормы конституции обязательны для органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также для органов местного самоуправления; а вовторых, что гражданин, который считает нарушенными свои права, может обратиться в суд, ссылаясь исключительно на соответствующую статью конституции, и суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов". Но Конституция, существовавшая в СССР, не имела прямого действия, она являлась политическим и декларативным документом и применялась только путем конкретизации своих конституционных норм в других нормативных актах. Конституция являлась главным источником всех отраслей советского права, в том числе и семейного законодательства.

Термин "источник права" обычно имеет два значения. Первое раскрывает причину создания права. Правообразующей силой в основном выступает государство, закрепляющее в праве волю и интересы народа или только господствующего класса, исходя из соответствующих социально-экономических и политических условий жизни общества. Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно отражает результаты правотворческой деятельности. Ими служат разнообразные нормативно-правовые акты, принимаемые уполномоченными на то органами государства в соответствии с предоставленными им правами.

В зависимости от степени юридической силы различаются два основных вида источников права: законы и подзаконные акты. Главенствующим и определяющим источником советского права служили Основные Законы Конституция СССР, конституции союзных и автономных республик. Законы обладают высшей юридической силой и приоритетом по сравнению с любыми другими нормативными актами. Это объясняется тем, что законы принимались высшими органами государственной власти съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик, депутаты которых непосредственно представляли волю народа. В других случаях законы принимались непосредственно путем всенародного голосования (референдума).

Среди источников права важное место занимают указы Президиума Верховного Совета СССР и указы Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик. По своему юридическому рангу они относятся к подзаконным актам. Указы, изменяющие или дополняющие закон, подлежат утверждению на очередной сессии Верховного Совета, и в этом случае приобретают силу закона.

К подзаконным актам относятся акты местных органов государственной власти и управления, акты исполнительных и распорядительных органов государственной власти всех ступеней (постановления и распоряжения Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, решения исполкомов местных Советов народных депутатов, приказы, инструкции общесоюзных, союзнореспубликанских и республиканских органов отраслевого управления). К подзаконным относились соответствующие акты общественных организаций (профсоюзов, комсомола, кооперативных и других организаций), которые согласно Конституции СССР и своим уставным задачам участвовали в управлении государственными делами. В частности, по различным вопросам экономического и социального развития они принимали акты совместно с государственными органами (например, ряд постановлений принимались Советом Министров СССР и ВЦСПС).

Все вопросы, касающиеся брака и семьи, в СССР регулировались законами, издававшимися Советским государством. Наиболее важные из этих законов были сведены в Кодексы. В РСФСР действовали Кодекс законов о браке, семье и опеке, гражданский, жилищный, трудовой (каждая союзная республика имела право издавать свои законодательные акты, в т.ч. и Кодексы). Нужно отметить, что члены семьи могут выступать субъектами правоотношений не только в области действия Кодекса о браке семье и опеке, но и жилищного законодательства, законов о социальном обеспечении, гражданского и административного кодексов. Об этом свидетельствует немало литературы советского периода. Прежде чем перейти к рассматреншо особенностей советского законодательства о семье, необходимо упомянуть об общих принципах советского права. Как известно, принципы определяют сущность и содержание права. К ним можно отнести: классовый характер (выражающийся в защите интересов трудящихся, нормы советского права устанавливали объем правоспособности бедняков, середняков, кулаков...); руководящая роль КПСС в развитии советского права (общеизвестно, что даже главный Прокурор Советской Республики назначался Высшим органом управления государства); всемерная охрана социалистической собственности как экономической основы общественного строя; социалистический демократизм; интернационализм; гуманизм; научная обоснованность права.

Можно отметить принцип гуманизма, на котором основывались нормы "охраны материнства и младенчества, оказание материальной помощи нетрудоспособным, установление равенства женщин с мужчинами таково содержание многих декретов, проекты которых были написаны В.И.Лениным".

На протяжении всего периода существования советского государства происходило становление права. Логично, что с изменениями общественных настроений, менялись и подходы к трактовке принципов и норм права. Ленинские принципы постепенно видоизменялись под влиянием естественного развития общества.

Под правовыми принципами понимались руководящие положения социалистического права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы или отрасли права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.

Принципы советского права социального обеспечения в общем виде не были сформулированы ни в Конституции СССР, ни в законодатсльстве о социальном обеспечении. Они были выведены из анализа и установления общих, наиболее существенных черт фактического содержания совокупности норм права социального обеспечения.

Принципы права социального обеспечения представляли собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения. Советские принципы права социального обеспечения отражали закономерности экономического развития социалистического государства и главные цели экономической политики КПСС и сформулированы они были под непосредственным влиянием требований рабочей страховой программы, разработанной В.И.Лениным в 1912 году.

Основными принципами советского права социального обеспечения являлись: всеобщность и доступность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; социальное обеспечение за счет государственных и общественных средств; социальное обеспечение в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на данном этапе развития общества; осуществление социального обеспечения самими трудящимися через органы государственного управления и общественные организации.

Несколько слов о самых значительных принципах советского права социального обеспечения. Второй принцип всесторонности и многообразии видов социального обеспечения заключался в следующем. Основными видами социального обеспечения в СССР являлись: пенсии, пособия, социальное обслуживание и натуральная помощь.

Пенсии основной, самый массовый вид обеспечения, главный источник средств существования для пенсионеров. На их выплату расходуется большая часть средств социального обеспечения. Пенсии в свою очередь подразделяются на несколько подвидов: пенсии по старости; пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; пенсии за выслугу лет; персональные пенсии.

Пособия играют важную роль в системе социального обеспечения. Пенсии и пособия являются материальной помощью, выдаваемой в форме денежных выплат. Социальное обслуживание и натуральная помощь были предусмотрены законодательством о социальном обеспечении и оказывались в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны государственных органов или общественных организаций. Например, протезирование, предоставление средств передвижения инвалидам, содержание в домахинтернатах для престарелых и инвалидов, бесплатно профессиональное обучение (переобучение) инвалидов, врачебнотрудовое экспертное обследование с целью определения степени утраты трудоспособности и рекомендации посильных видов труда, оказание помощи в трудоустройстве инвалидам и контроль за их рациональным трудоустройством на предприятиях, в учреждениях и организациях, санаторнокурортное лечение, содержание детей в дошкольных и внешкольных детских учреждениях, а также другие многочисленные услуги, льготы и преимущества, установленные для нетрудоспособных членов общества.

Перечисленные выше виды социального обеспечения предоставлялись нетрудоспособным членам семьи в различных правовых формах: государственное социальное страхование рабочих и служащих и некоторых других лиц; социальное страхование колхозников; социальное обеспечение колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников; социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета; обеспечение за счет специальных фондов отдельных колхозов и некоторых других общественных организаций.

Каждая из этих форм социального обеспечения имела свои, как правило, специфические виды обеспечения, круг обеспечиваемых, способ образования фонда, из которого производится обеспечение и осуществляющие его органы.

Третий принцип советского права социального обеспечения: социальное обеспечение за счет государственных и общественных средств. Социальное обеспечение в СССР осуществлялось за счет общественных фондов потребления без какихлибо взносов самих трудящихся. Принцип обеспечения за счет государственных и общественных средств закреплен в ст. 23 Конституции СССР (1977 года) в виде указания на общественные фонды потребления как источники обеспечения, а также в ст. 43 Конституции СССР (1977 г.) в виде указания на социальное страхование как основную организационноправовую форму образования фондов социального обеспечения.

Основными организационными фондами, за счет которых финансировались расходы на социальное обеспечение, являлся государственный бюджет, в том числе его составная часть бюджет государственного социального страхования и два других фонда, централизованных в масштабе всей страны, фонд социального обеспечения и фонд социального страхования колхозников.

Бюджет государственного социального страхования образовывался из страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и дополнительных ассигнований государства сверх страховых взносов в необходимой сумме за счет государственного бюджета.

Суть шестого принципа в том, что важная роль в повседневном осуществлении социального обеспечения принадлежала профессиональным союзам. Представители профсоюзов входили в состав комиссий по назначению пенсий, врачебнотрудовых экспертных комиссий.

Международноправовые акты служат своеобразным источником советского права социального обеспечения при условии, что они заключены между СССР и другими государствами, либо к ним присоединился СССР или они приняты с его участием. Например, Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает право каждого человека на социальное обеспечение и содержит основные принципы, обусловливающие возможность пользоваться социальной помощью. Таким же источником права служит ратифицированный в 1973 году СССР Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в котором признается право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Кроме того, источники отрасли права социального обеспечения можно классифицировать по основным видам социального обеспечения: пенсии и пособия, профессиональное обучение и трудовое устройство инвалидов, социальнобытовое, жилищно-коммунальное обслуживание, медицинское обслуживание пенсионеров, врачебнотрудовая экспертиза, протезноортопедическая помощь, обеспечение специальными транспортными средствами, льготы по проезду в общественном транспорте, льготы в налогах и сборах, а также различные виды социального обеспечения, предусмотренные международноправовыми соглашениями и договорами СССР в области социального обеспечения.

Право на пенсию входило в систему основных прав граждан СССР, закрепленных в ст. 43 Конституции СССР (1977 г.). В ней установлены основные виды пенсий и принцип их выплаты за счет государства и колхозов. В Законе о государственных пенсиях, принятом Верховным Советом СССР 14 июля 1956 г. показана дифференциация по трем главным основаниям: категории граждан, на которых они распространяются; виды пенсии и основания пенсионного обеспечения, а также орган, который их назначает.

Нормативные акты о пособиях. Право граждан на пособия и условия их предоставления были закреплены как в законах, так и подзаконных актах.

Пособие по беременности и родам женщинам членам колхоза назначалось в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 4 ноября 1964 г. № 915.

Пособие на детей малообеспеченным семьям из числа членов колхозов, рабочих и служащих, работающих в колхозах по трудовому договору, назначалось в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 сентября 1974 г. № 752.

Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года женщинам членам колхозов, а также женщинам, работающим в колхозах по трудовым договорам, выплачивались колхозами в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 2 сентября 1981 г. № 865.

Условия обеспечения пособиями в порядке государственной помощи семьям, имеющим детей, устанавливались, как правило, общесоюзными актами. Так, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. № 235 работающим матерям предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Пособия на детей малообеспеченным семьям были установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1974 г. "О введении пособий на детей малообеспеченным семьям". Назначение и выплата пособий на детей военнослужащих срочной службы были предусмотрены постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1963 г. № 1108 "О выплате пособий на детей военнослужащих срочной службы".

Основным правовым источником, определяющим право на ежемесячные пособия инвалидов с детства, являлось постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 27 марта 1986 г. № 400 "О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства".

Развитие традиционных в наше время видов обеспечения и новых форм для того времени социального обеспечения, в частности надомного обслуживания одиноких лиц, было закреплено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. № 236 "О мерах по дальнейшему улучшению социального обеспечения населения" и постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 14 мая 1985 г. № 436 "О первоочередных мерах по улучшению материального благосостояния малообеспеченных пенсионеров и семей, усилению заботы об одиноких престарелых гражданах".

В ст. ст. 40 и 43 Конституции СССР (1977 г.) трудовое устройство рассматривалось в качестве одной из важных гарантий права на труд для всех граждан СССР и как дополнительная гарантия в системе социального обеспечения для лиц, частично утративших трудоспособность.

Порядок обучения детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, установлен в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, утвержденных Верховным Советом СССР 19 июля 1973 г.

Обучение инвалидов и других категорий нетрудоспособных в учебных заведениях, находящихся в ведении органов социального обеспечения, регулируется в основном актами союзных республик. В частности, порядок приема инвалидов в профессиональнотехнические училищаинтернаты определяется актами (положениями) министерства социалыюго обеспечения союзной республики, в ведении которой находится данное учебное заведение.

Охарактеризовать специфику социально-правовой защиты семьи нам помогут не только принципы права социального обеспечения, но также принципы законодательства о браке и семье.

Итак, общими принципами, характеризующими советское законодательство о браке и семье, являлись:

признание и охрана брака как свободного и абсолютно добровольного союза между мужчиной и женщиной, имеющего целью образование семьи и оформляемого государственной регистрацией, как серьезного акта гражданского состояния;

полное равенство прав женщины и мужчины, вступивших в брак, в вопросах личных и имущественных взаимоотношений;

полное равенство прав и обязанностей родителей по отношению к детям при широкой государственной помощи делу воспитания детей.

Равноправие супругов — основной принцип советского семейного законодательства. Предпосылкой формирования данного принципа в советском праве послужила марксистская теория социального равенства, на основе которой формулировались важнейшие нормативно-правовые акты того времени. "Неравенство полов в общественной жизни обусловлено многими факторами, главными из которых являются физиологические особенности организма того и другого полов, классовое разделение общества, историческое наследие". Положение женщины в обществе всецело зависит от его социального уклада. Марксизм исходит из того, что освобождение женщины невозможно до тех пор, пока она отстранена от общественного труда, поскольку труд в обществе является тем экономическим фундаментом, без которого совершенно невозможно равенство женщин и мужчин. Употребляя термин "равенство", марксисты всегда подразумевали "общественное равенство, равенство общественного положения". Поскольку и марксистская наука под равенством понимает "...право на равные политические и соответственно — социальное значение всех людей или, по крайней мере, всех граждан данного государства...", то можно говорить о равноправии граждан как о равенстве перед законом, т.е. о "правовом равенстве". Таким образом, "равенство представляет собой сложное содержание идей, представлений о месте и назначении личности в обществе, об отношении ее к средствам производства, распределению продукта и т.п. Формой же проявления и закрепления этих идей и представлений служит понятие равноправия, через которое они закрепляются в нормах права". Для того чтобы обеспечить реальное равноправие в сфере общественных отношений, существуют различные правовые нормы, воплощенные в Кодексах РСФСР: О браке и семье, Трудовом, Жилищном. Предусмотренные социальные льготы, пособия для женщин гарантировали определенные правовые "привилегии" для женщин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.