Дипломная работа: Развитие лизинга в России
Таблица 2.10 – Показатели рентабельности
Показатели |
1.01.04 |
1.04.04 |
1.07.04 |
1.10.04 |
1.01.05 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общая рентабельность, % |
14,65
|
9,59 |
11,55 |
9,07 |
2,86 |
Рентабельность всех
активов, % |
3,5 |
2,6 |
2,9 |
2,0 |
1 |
Рентабельность
производственных активов, % |
19,56 |
25,73 |
23,3 |
20,31 |
16,18 |
Рентабельность
оборотных активов, % |
33,22 |
41,96 |
41,33 |
27,03 |
21,73 |
Рентабельность продаж, % |
30,61 |
23,34 |
27,94 |
18,98 |
8,74 |
Рентабельность
собственного капитала, % |
4,4 |
2,07 |
3,05 |
2,01 |
1,10 |
Рентабельность
производства, % |
108,94 |
143,41 |
141,94 |
109,30 |
87,44 |
Рис. 2.4
– Показатели рентабельности
Производство
калийных удобрений является фондоемким производством. Изношенность оборудования
в целом предприятию 44%.
Для доставки
готовой продукции потребителю используется железнодорожный транспорт. ОАО «Сильвинит»
эксплуатирует парк собственных вагонов в количестве 3000 единиц, которые
выполняют перевозки в основном в направлении портов Вентспилс, Находка, Рени,
Николаев, погранпереходов Финляндии, Китая, стран СНГ. Имея развитое
железнодорожное хозяйство, предприятие производит ремонт и содержание
собственных и арендованных у МПС вагонов, а также подготовку вагонного парка
под погрузку. За последние годы из-за недостатка подвижного состава имели место
случаи срыва поставок по заключенным контрактам. Перевозка минеральных
удобрений на экспорт осуществляется преимущественно парком МПС, доля которого
составляет 67%, на внутренний рынок – полностью в вагонах парка МПС. Ежегодные
арендные платежи за пользование вагонным парком МПС составляют сумму порядка
180 – 190 млн. рублей. Однако, подвижной состав МПС изношен очень сильно.
Обоснованность
увеличения собственного вагонного парка в значительной степени определяется
сокращением издержек путем повышения качества управления вагонами при перевозке
собственного груза, что позволит оптимизировать качественные показатели
использования вагонов, значительно ускорить доставку грузов, повысить
конкурентоспособность железнодорожного транспорта и уровень транспортного
обслуживания грузоотправителей и грузополучателей, сократить потребное
количество подвижного состава, высвободить парк вагонов для
народнохозяйственных целей.
Общая
потребность предприятия в железнодорожном подвижном составе с учетом
нормативного времени оборота вагонов и вывоза планового объема продукции – 4
тысячи единиц вагонов.
Деятельность
ОАО «Сильвинит» эффективна и прибыльна. ОАО является ликвидным и
рентабельным, обладает достаточным уровнем финансовой устойчивости для
прибыльного функционирования на рынке. Предприятие имеет достаточно прибыли,
формирующейся исключительно за счет выручки от реализации основной продукции,
позволяющей вкладывать средства в приобретение и использование нового
имущества. В
инвестиционном бюджете ОАО «Сильвинит» на 2006 г. предусмотрено более
2 млрд. руб. на приобретение нового оборудования.
В условиях
дефицита вагонного парка вагоностроительный завод предлагает предприятию
приобрести 200 новых вагонов – минераловозов. ОАО «Сильвинит» встает перед
проблемой выбора приобретения 200 вагонов на условиях лизинга либо посредством
кредита с точки зрения расчета сравнительной эффективности предстоящих расходов
в зависимости от источника финансирования.
3. Экономическое обоснование эффективности лизинговых схем с целью
оптимизации работы ОАО «Сильвинит»
3.1 Определение размеров лизинговых выплат и
общей стоимости имущества
3.1.1
Условия для расчета лизинговых операций
Лизинговая
компания ООО «С – Т» предложила ОАО «Сильвинит» рассмотреть свои
условия, на которых она готова заключить договор финансовой аренды:
·ООО «С
– Т» приобретает 200 вагонов – минераловозов для перевозки минеральных
удобрений у предприятия ОАО «СВСЗ» для передачи их в лизинг. Стоимость 1
вагона 43 тыс. долл. США; стоимость всей партии вагонов – 8,6 млн. долл.
США. ОАО «СВСЗ» – нерезидент РФ, поэтому приобретение имущества
осуществляется за доллары США.
·ООО «С
– Т» предоставляет вагоны в лизинг предприятию ОАО «Сильвинит».
·Лизинговое
имущество учитывается на балансе лизингодателя; по отношению к данному
имуществу применяется линейный метод амортизации.
·
Срок действия договора лизинга – 6 лет;
·
Величина использованных кредитных ресурсов – 8,6 млн. долл. США; процентная
ставка по кредиту, используемому на приобретение лизингового имущества –
6% годовых; срок кредита – 5 лет;
·
Комиссионное вознаграждение лизингодателя – 6% в год от среднегодовой
остаточной стоимости имущества;
·
Амортизационная группа оборудования – VIII;
·
Применяемый коэффициент ускоренной амортизации – 3;
·
В качестве дополнительных услуг лизингодателя принимает на себя обязанности по
проведению плановых видов ремонта приобретаемого имущества, регистрации вагонов
в ГВЦ МПС, таможенного декларирования вагонов, конвертации валюты.
·
По окончании срока лизинга к лизингополучателю переходит право собственности на
имущество, переданное в лизинг по настоящему договору, при условии полной
оплаты лизингополучателем выкупной стоимости имущества в составе дополнительных
затрат лизингодателя. Выкуп имущества производится по остаточной стоимости.
·
Платежи по договору лизинга осуществляются в рублях РФ.
3.1.2
Налогообложение лизинговых операций
Одним из
главных экономических рычагов, позволившим лизингу получить широкое
распространение за рубежом и стать привлекательным видом бизнеса, являются
налоговые и амортизационные льготы. Чем большие льготы предоставлялись, тем
быстрее развивался лизинг в этих странах.
Со времени
выхода Постановления Правительства РФ от 29 июня 1995 года №663 «О развитии
лизинга в инвестиционной деятельности», где впервые были предусмотрены
специальные налоговые льготы для участников лизинговой деятельности в части
налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, порядок
налогообложения лизинговых операций корректировался и дополнялся.
Большое
значение для совершенствования налогообложения лизинга в России имеет принятие и
введение в действие Налогового кодекса Российской Федерации в двух частях как
единого нормативного документа, регулирующего налогообложение всех сфер
деятельности в Российской Федераций, в том числе лизинга.
Применение
механизма ускоренной амортизации. В общем порядке амортизационные отчисления
списываются на издержки производства равномерно в течение срока полезного
использования имущества на основании классификации основных средств,
определяемой Правительством РФ. Подобная классификация, соответствующая
положениям НК РФ, принята Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года
№1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Одной из
наиболее значимых для лизинга в НК РФ является норма, закрепляющая право
использования участниками лизинговой сделки коэффициента ускоренной
амортизации, применение которого позволяет увеличить амортизационные отчисления
и, соответственно, уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль и налогу на
имущество организаций. Согласно п. 7 ст. 259 НК РФ, для лизингового
имущества может применяться специальный коэффициент ускорения не выше 3.
При
начислении амортизации по лизинговому имуществу балансодержатель этого
имущества вправе выбрать одну из следующих альтернатив:
1) применение
линейного метода амортизации;
2) применение
нелинейного метода амортизации;
При линейном
методе сумма начисленной за один месяц амортизации определяется как
произведение первоначальной стоимости имущества и нормы амортизации,
определенной для данного объекта.
Формула для
определения нормы амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества при
применении линейного метода выглядит следующим образом:
К = 100 / n,
где: K – норма
амортизации в процентах к первоначальной стоимости объекта амортизируемого
имущества;
n – срок
полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в
месяцах.
Отнесение
лизинговых платежей на себестоимость продукции. Согласно НК РФ, в случае
если балансодержателем лизингового имущества является лизингодатель, то,
согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, лизинговые платежи за
принятое в лизинг имущество, учитываемое у лизингодателя, в полном объеме
включаются лизингополучателем в себестоимость продукции в составе прочих
расходов, связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг,
уменьшая налогооблагаемую прибыль.
Налог на
добавленную стоимость. Налогообложение налогом на добавленную стоимость производится
по ставкам, определяемым в соответствии со ст. 164 НК РФ. В отношении
лизинговых операций применяется ставка 18%.
Согласно
методическим рекомендациям, а также НК РФ, размер НДС, начисляемого на сумму
лизингового платежа, определяется по формуле:
НДС = В ×
СТ / 100,
где: НДС – величина
налога, подлежащая уплате в расчетном периоде;
В-выручка от
сделки по договору лизинга в расчетном периоде;
СТ – ставка налога на добавленную стоимость, в процентах.
Особенностью
налогообложения лизинополучателя является внесение суммы налога на
добавленную стоимость не непосредственно в бюджет, а в составе лизинговых
платежей при перечислении лизингодателю, который затем рассчитывается с
бюджетом.
Налог на прибыль организаций. Согласно ст. 247
НК РФ, объектом налогообложения налогом на прибыль организаций признается
полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Это
определение объекта обложения в равной степени справедливо и для субъектов
лизинговых отношений.
Согласно п. 4
ст. 250 НК РФ, доходы от сдачи имущества в аренду относятся к
внереализационным доходам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|