Дипломная работа: Развитие лизинга в России
В Законе РФ
«О финансовой аренде» предусмотрено, что в течение срока договора лизинга
лизингополучатель обеспечивает сохранность лизингового имущества, а также
производит все необходимые действия, направленные на поддержание его в рабочем
состоянии, включая техническое обслуживание и ремонт. Лизингополучатель несет
все расходы по содержанию лизингового имущества, его страхованию, включая
страхование своей ответственности перед лизингодателем, а также расходы,
возникающие в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом, если
иное не установлено договором лизинга.
Улучшению
условий развития в России импортного и экспортного международного лизинга
способствует письмо Государственного таможенного комитета РФ от 20.07.1995 г.
№01–13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках
лизинговых соглашений», которое предусматривает частичное освобождение объектов
международного финансового лизинга, ввозимых на время на территорию РФ, от
уплаты таможенных пошлин и налогов.
При частичном
освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный
календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных платежей и налогов, которая
подлежала бы уплате при выпуске продукции для свободного обращения или при
вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта.
При общей
положительной оценке вышеуказанного письма следует отметить, что оно
предполагает обязательным возврат имущества, ввезенного по лизинговому соглашению,
т.е. отождествляет лизинговые и арендные отношения. На практике же при лизинге
имущество часто становится собственностью пользователя и второй раз границу не
пересекает.
Развитию
международного лизинга способствовало принятие следующих нормативных актов:
– Федеральный закон №16-ФЗ от 8.02.1998 г.
«О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА «О международном
финансовом лизинге».
– Федеральный
Закон от 9.10.1992 г. №3615–1 «О валютном регулировании и валютном
контроле»;
– инструкция
ЦБ РФ от 26.07.1995 г. «О порядке осуществления валютного контроля за
обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»;
– положение
ЦБ РФ от 6.10.1997 г. №527 «О порядке привлечения и погашения резидентами
Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от
нерезидентов на срок свыше 180 дней».
Следует
отметить, что последний из указанных документов является наиболее обстоятельным
в области регламентации вопросов международного лизинга.
6.2 Правовое обеспечение лизинговой деятельности
банков
Особо следует сказать о правовом регулировании
лизинговой деятельности банков. В Законе «О банковской деятельности» лизинговые
операции упоминаются в числе операций, разрешенных банкам и иным кредитным
организациям. Поэтому в лицензии любого банка, даже самой простой, записано,
что он вправе проводить и лизинговые операции.
Впрочем,
говоря о самом Законе «О банковской деятельности», следует заметить, что
указанные операции правильнее было бы перенести в 3-ю часть названной статьи
Закона, поскольку речь идет о таких операциях, которые не являются
специфическими именно для кредитных организаций, т.е. таких, которыми банки и
иные кредитные организации могут заниматься наравне с другими хозяйствующими
субъектами.
В остальном
банки занимаются лизинговым бизнесом на тех же условиях, что и другие участники
данного рынка.
Нормативных
актов Центрального банка, в которых бы специально рассматривались вопросы
лизинга, не существует. Вместе с тем правила учета лизинговых операций в банках
имеются – «Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,
расположенных на территории Российской Федерации», часть II «Характеристика счетов»,
балансовый счет 608 и внебалансовый счет 915.
Рыночной программой Правительства РФ
предусмотрено развитие реформ и стабилизация российской экономики, где
отмечено, что «в России должна быть создана социально-ориентированная,
эффективная экономика – конкурентоспособная, высокотехнологичная и рыночная».
Исходя из этого, ежегодно определяется перечень федеральных целевых программ,
которые частично финансируются из федерального бюджета. При этом данные
программы разрабатываются на длительный период, а ход их выполнения
контролируется Правительством РФ. Как правило, это крупные отраслевые
программы, определяющие реализацию намеченной стратегии государства: «повышение
конкурентоспособности отечественной продукции», «Российская инжиниринговая сеть
технических нововведений», «Развитие и организация конкурентоспособных
производств химических продуктов для реализации приоритетных направлений
развития народного хозяйства и снижения антропогенной нагрузки на окружающую
среду», «Обновление потребительских товаров и повышение конкурентоспособности»,
«Сертификация метрологии», «Государственная защита станкостроения» и др.
Основой технического перевооружения всех отраслей
народного хозяйства, позволяющей поднять производство на качественно новый
уровень, обеспечивающий выпуск высококонкурентоспособной продукции, является
научно-технический потенциал страны, самоотверженно поддерживаемый учеными
страны, поэтому на данном этапе, как никогда, созрела необходимость создания
эффективного механизма трансформации результатов их научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ в наукоемкие технологии, которые обеспечат
структурные преобразования как на отдельных промышленных предприятиях, так и
экономики в целом.
Для этого необходимо:
– создать и модернизировать инфраструктуру,
позволяющую эффективно использовать научные достижения, а также обеспечивающую
научно-техническую и инновационную деятельность;
– обеспечить трансформацию результатов
научной деятельности в коммерчески эффективные технологии, конкурентоспособную
технологию;
– перестроить систему подготовки кадров
таким образом, чтобы интеллектуальный потенциал страны обеспечивал не только
кадровую основу рыночной экономики, но и технологическую с ее соответствующим
развитием.
В свою очередь для реализации научно-технической
политики в России следует:
– создать систему программно-целевого
планирования исследований и разработок, нацеленную на отраслевые интересы и
согласованную с ними;
– реформировать сеть научно-технических
лабораторий, сориентировать организации страны на проведение приоритетных
исследований и разработок, обеспечивающих национальную технологическую
безопасность;
– создать организационные, технические,
экономические, законодательные, информационные условия, обеспечивающие
разработку высокопродуктивных технологий научных исследований, их защиты и
использования;
– поднять престижность научного труда,
привлекать молодые кадры в сферу науки, обеспечив их социальную защиту.
Успешное решение поставленных Правительством
России задач в значительной степени определяется уровнем научно-технических
достижений, а также возможностями предприятий и отраслей, в которых они
функционируют.
Для привлечения финансовых ресурсов в инвестиции
предприятий путем проведения лизинговых операций помимо создания
законодательной и нормативной базы необходимо обеспечить благоприятные для
этого экономические условия, в том числе гарантируемые государством. Эти
условия определяются налоговыми льготами, применением метода ускоренной
амортизации лизингового оборудования, таможенным и валютным регулированием
лизинговых операций.
Первым шагом,
стимулирующим развитие лизинга в РФ, было принятие постановления Правительства №633
от 29.06.1995 г. «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»,
которое предписывало: «Министерству финансов РФ подготовить совместно с
Министерством экономики РФ при участии других заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти и представить в июле 1995 г. в Правительство
РФ предложения о внесении изменений и дополнений в действующее налоговое
законодательство, предусмотрев при этом:
– освобождение лизингодателей от уплаты
налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга
со сроком действия не менее 3-х лет;
-
освобождение
банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, полученную
ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций
финансового лизинга;
-
освобождение
лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении
лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на
добавленную стоимость при приобретении имущества, являющего объектом
финансового лизинга».
В постановлении Правительства РФ №752 от
27.06.1996 г. «О государственной поддержке развития лизинга в Российской
Федерации» содержатся такие многообещающие пункты:
«2. Министерству финансов РФ совместно с
Министерством экономики РФ, Государственным комитетом РФ по промышленной
политике и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти
предусмотреть при разработке особенной части Налогового кодекса РФ комплекс мер
по налоговому стимулированию инвесторов, осуществляющих операции финансового
лизинга с использованием оборудования отечественного производства.
4. Считать целесообразным предусматривать
ежегодно в 1997–2000 гг. в Федеральной инвестиционной программе средства
на общую сумму до 8 трлн. руб. для финансирования на конкурсной основе
высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций финансового
лизинга.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти
субъектов РФ оказывать необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности,
направленной на техническое перевооружение и модернизацию производства, в том
числе путем участия в финансировании соответствующих проектов за сет бюджетов
субъектов РФ».
3.09.1998 г.
постановлением Правительства РФ №1020 был утвержден «Порядок предоставления
государственных гарантий на осуществление финансовой аренды», цель которых – стимулирование
более широкого привлечения частных инвестиций в сферу финансовой аренды как
одной из форм инвестиционной деятельности. Размер государственных гарантий,
выдаваемых кредитору лизингодателя, составляет до 40 процентов фактически
предоставляемых для реализации финансовой аренды средств.
В современном варианте Закона «О лизинге» имеется
глава о государственной поддержке лизинговой деятельности, состоящая, правда,
из единственной статьи №36. Статья сформулирована следующим образом: «Мерами
государственной поддержки деятельности лизинговых организаций могут быть:
-
разработка
и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в
Российской Федерации или отдельном регионе как части программы среднесрочного и
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или
региона;
-
создание
залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с
использованием государственного имущества;
-
долевое
участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой
деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;
-
меры
государственного протекционизма в сфере разработки, производства и
использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;
-
финансирование
из федерального бюджета и представление государственных гарантий в целях
реализации лизинговых программ…, в том числе с участием фирм-нерезидентов;
-
предоставление
инвестиционных кредитов для реализации лизинговых программ;
-
предоставление
банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном в
законодательстве РФ, освобождений от уплаты налога на прибыль, полученную ими
от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем на 3 года
для реализации договоров лизинга;
-
предоставление
в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям…;
-
создание,
развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы,
обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой
деятельности;
-
предоставление
лизингополучателям, ведущих переработку или изготовление сельскохозяйственной
продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставщикам продукции на
условиях, предусмотренных в договорах лизинга;
-
отнесение
при осуществлении лизинговых операциях в АПК к предмету лизинга племенных
животных;
-
создание
фонда государственных гарантий по экспорту при… международном лизинге
отечественных машин и оборудования».
6.4 Выводы
Мировой опыт
показывает перспективность лизингового механизма, который обеспечивает комплекс
возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества в
пользование после его приобретения у производителя.
Состояние
российской экономики диктует необходимость искать новые подходы к
инвестиционной политике и механизмам ее реализации, а также к формам
воздействия государства на процессы, происходящие в этой сфере, одним из
которых является лизинг – особая форма инвестирования.
Одним из
основных условий высокой эффективности лизингового механизма является надежное
правовое обеспечение всех взаимодействующих субъектов с учетом их интересов,
которое в настоящее время в России имеется в достаточном объеме.
7. Технология монтажа трубопроводов
7.1 Общие положения
Шахтостроительное управление ОАО «Сильвинит»
занимается строительством зданий и сооружений, изготовлением и ремонтом
оборудования. Значительную долю в общем объеме строительно-монтажных работ ШСУ
занимает монтаж пульпопроводов и рассолопроводов для закладки отходов в
выработанное пространство рудников. Пульпопроводы монтируют из стальных,
полиэтиленовых труб и труб из композиционных материалов. На концевых участках
пульпопроводов применяют полиэтиленовые трубы, что значительно облегчает
монтажно-демонтажные работы. Общий годовой объем монтажных работ составляет
около 30 км.
Открытым способом трубы укладывают по
существующим и специально возводимым конструкциям. Доступ для осмотра таких
труб возможен как в процессе прокладки, так и их эксплуатации. Закрытым
способом трубы укладывают без разработки грунта в шахтном стволе.
При производстве работ по монтажу оборудования и трубопроводов
соблюдаются требования СНиП по организации
строительного производства, СНиП III-4–80,
стандартов, технических условий и ведомственных нормативных документов,
утвержденных в соответствии со СНиП 1.01.01–82.
Работы по монтажу оборудования и трубопроводов
производятся в соответствии с утвержденной проектно-сметной и рабочей документацией,
проектом производства работ и документацией предприятий-изготовителей.
Расположение трубопроводов в плане в целях
экономии труб оптимизируется. По возможности их прокладывают по кратчайшему
направлению при минимальном количестве искусственных сооружений, с тем, чтобы
трубопроводы было легче эксплуатировать и ремонтировать.
Технология строительства трубопроводов во многом
зависит т их назначения и вида прокладки, от материала труб, их длины,
диаметра, толщины стенок, наличия и вида изоляции, а также от обеспеченности
строительства монтажными элементами. Особенности монтажа трубопроводов состоят
в том, что их монтируют из отдельных элементов, что увеличивает трудоемкость и
стоимость работ. Для снижения этих показателей существует предварительное
укрупнение труб в отдельные изолированные звенья или секции из двух, трех и
большего числа труб. При этом трудоемкость монтажа сокращается в 2–4 раза.
Монтаж трубопроводов сопряжен с необходимостью соединения труб или их секций в
непрерывную нитку. Соединения труб бывают: сварные, клеевые, раструбные,
фланцевые и муфтовые. Сваркой соединяют стальные, пластмассовые и стеклянные
трубы, обеспечивая высокопрочные, плотные и жесткие стыки. Пластмассовые и
стеклянные трубы соединяют также склеиванием. Раструбные соединения применяют
для чугунных, керамических, железобетонных и пластмассовых труб. На фланцах болтами
соединяют различные трубы с прокладкой между фланцами резины, паронита и др. На
муфтах соединяют металлические и неметаллические трубы. Общим недостатком
устройства раструбных, фланцевых и муфтовых соединений является их высокая
трудоемкость при больших затратах ручного труда.
Процесс прокладки трубопроводов заключается в
установке и сборке на трассе монтажных узлов – труб, фасонных частей, компенсаторов
и арматуры – в проектное положение. При этом чем крупнее монтажный узел, тем
меньше монтажных стыков и легче сборка трубопровода. Узлы комплектуют и
испытывают на трубозаготовительных заводах, где их покрывают изоляцией или
окрашивают. Ведущим процессом при устройстве трубопроводов является укладка и
соединение труб или их секций в непрерывную нитку.
При подготовке Шахтостроительного управления к
производству работ:
а) утверждается
ППР по монтажу оборудования
и трубопроводов;
б)
выполняются работы по подготовке площадки для укрупнительной сборки
оборудования, трубопроводов и конструкций, сборки
блоков;
в)
подготавливаются грузоподъемные, транспортные средства, устройства для монтажа и индивидуального испытания оборудования и
трубопроводов, инвентарные производственные и
санитарно-бытовые здания и сооружения,
предусмотренные ППР; подготавливается производственная
база для сборки блоков,
изготовления трубопроводов и металлоконструкций;
г)
выполняются предусмотренные нормами и правилами мероприятия по охране труда,
противопожарной безопасности и охране окружающей среды.
Подготовка
производства монтажных работ осуществляется в соответствии с графиком и включает: передачу заказчиком в монтаж оборудования, изделий и
материалов; приемку ШСУ от генподрядчика производственных зданий, сооружений и
фундаментов под монтаж оборудования и трубопроводов; изготовление трубопроводов и
конструкций; сборку технологических блоков, блоков коммуникаций и укрупнительную сборку оборудования; доставку оборудования,
трубопроводов и конструкций в рабочую зону.
Надземная прокладка трубопроводов имеет ряд
преимуществ: во-первых, резко сокращаются объемы трудоемких земляных работ, а
во-вторых, упрощается надзор за состоянием трубопроводов, и снижаются сроки
устранения повреждений. ШСУ ОАО «Сильвинит» укладывает надземные
трубопроводы по лежневым или городковым железобетонным опорам. Опоры
укладываются на поверхность земли или на призму из гравийно-гравелистого или
крупнозернистого песчаного грунта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|