Дипломная работа: Планирование и прогнозирование доходов бюджетов органов местного самоуправления
Если территория имеет коэффициент
налогоспособности меньше, чем 1, эта территория получает финансовую помощь в
процессе финансового выравнивания; если этот коэффициент больше 1, территория
является финансовым донором, учитывая при этом уровень расходов, который
необходимо провести с бюджетов территории. Т.е. финансовое выравнивание
проводится по двум направлениям: первый – выравнивание доходов; второй –
выравнивание расходов.
Что касается прогнозных собственных
доходов местных бюджетов, то согласно действующему законодательству собственные
доходы – местные налоги и сборы и переданные определенному бюджету закрепленные
и регулирующие общегосударственные налоги, которые остаются в бюджетах
относительно утвержденных для этого бюджета процентов отчислений, а также
дотации и субвенции. В нашем случае прогнозные собственные доходы – это все
доходы, которые формируются на территории, подведомственной определенному
местному органу власти, и включают в себя весь контингент общегосударственных
закрепленных и регулирующих налогов, а переданные – это дотации и субвенции с
вышестоящих бюджетов бюджетам территорий.
Определив сумму средств, которая
должна поступить с бюджета области для сбалансирования государственного
бюджета, устанавливаем абсолютную величину внесений в госбюджет для каждой
области в размере, пропорциональном ее налогоспособности. Аналогично должны
формироваться областные, районные и прочие бюджеты.
Вышестоящий бюджет будет
формироваться за счет отчислений нижестоящего бюджета и дотаций с вышестоящего,
а нормативы отчислений от общегосударственных налогов и сборов будут выполнять
совсем другую функцию, чем они выполняют сегодня. Они будут служить
инструментом определения размера фиксированного взноса территории и будут
определяться на основании уровня налогоспособности каждой территории и его
корректирования относительно ежегодных изменений в налоговой системе страны и
экономике регионов. Это и будет главным критерием установления размера
нормативных отчислений от общегосударственных налогов для каждого местного
бюджета.
Нормативы
отчислений будут обслуживать единое задание – обеспечение поступлений
определенной в абсолютном измерении суммы средств от нижестоящего бюджета -
вышестоящему. Величина этой суммы должна обеспечить объективность, стабильность
в установлении процентов отчислений от общегосударственных налогов, финансовую
автономию местных органов самоуправления.
Для обеспечения
равномерного развития территорий громад и равномерной бюджетной обеспеченности
сумма средств, которая определяется как разница между величиной контингента
налоговых поступлений и суммой средств, которые переданы по процентам
отчислений от общегосударственных налогов в вышестоящий бюджет, т.е. суммой
фиксированного взноса территории, а также суммой средств, необходимых для
обеспечения единого, среднего в стране уровня бюджетных расходов, будет
устанавливать величину бюджетных отчислений из территорий громад или
необходимой дотации этой территории, если эта сумма будет определена с
отрицательным знаком. При этом отчисление средств и начисление дотаций должно
проводиться из субвенционных фондов, которые необходимо создать при районных,
областных и государственном бюджетах. Выведение дотаций в субвенционный фонд
даст нам возможность предоставлять дотации независимо от исполнения
вышестоящего бюджета, обеспечит объективность в их поступлении. При таком
механизме определения необходимой дотации или изымания излишков доходов
бюджетное выравнивание будет переведено на четкие, единые для всех,
бескомпромиссные, объективные показатели.
Расходы на дотацию
областям должны быть извлечены с расходов госбюджета. Аналогично расходы на
дотацию районным бюджетам должны быть извлечены с расходов областного бюджета.
Это первоочередные
перечисления с поквартальной и помесячной разбивкой, которые должны иметь
первоочередной и обязательный характер и не должны зависеть от состояния
исполнения собственного бюджета. Вместе с этим излишки собственных доходов,
которые остаются на территории административного района или территории, т.е. их
превышение после отчислений в вышестоящий бюджет сверх среднего уровня
расходов, будут устанавливать сумму поступлений в субвенционный фонд
вышестоящего бюджета, из которого будут поступать дотации тем районам, в которых
после отчисления в областной бюджет и расчета собственных расходов местных
бюджетов района не будет достаточно средств, которые остаются на территории
района для осуществления этих расходов.
С целью исполнения
плана поступлений в субвенционный фонд можно установить порядок, по которому
Советом высшего административного уровня оставлять возможность блокировать
счета советов нижнего уровня при неисполнении плана отчислений в эти фонды.
Переход к
предложенному методу установления размера ставок процентных отчислений от
общегосударственных налогов и сборов, по которому будут формироваться местные
бюджеты, будут устанавливаться проценты отчислений от общегосударственных
налогов и сборов на основании объективно определенных размеров абсолютных сумм
взносов территорий в вышестоящий бюджет и дотаций из субвенционных фондов при
вышестоящих бюджетах для сбалансирования нижестоящих бюджетов, является главным
фактором укрепления местных бюджетов и всей бюджетной системы. Отсутствие
предложенной модели бюджетной системы и метода установления размера отчислений
от общегосударственных налогов и сборов для нижестоящего бюджета при
формировании местных бюджетов является на сегодня главной причиной финансовой
слабости и несамостоятельности местных бюджетов в Украине.
Далее мы рассмотрим
мероприятия Калининского района г.Донецка по выполнению прогнозных заданий
мобилизации поступлений в бюджет в 2008-2009 годах. На основании анализа данных
мероприятий можно определить ожидаемые результаты. Нагляднее эти мероприятия,
их анализ, а также ожидаемые результаты от выполнения мероприятий по укреплению
доходной базы бюджета можно увидеть в таблице 20.
Таблица
20. Мероприятия по укреплению доходной базы бюджета Калининского района
г.Донецка
№ п/п |
Содержание мероприятий
|
Ожидаемые результаты
|
1. |
Проведение
сверок плательщиков платы за землю с Городским управлением земельных
ресурсов. |
Увеличение
объекта налогообложения, получение дополнительно 10,0тыс.грн. платы за землю. |
2. |
Систематически
проводить проверки рынков района по вопросам полноты и своевременности
перечисления рыночного сбора. |
Дополнительная
мобилизация средств – 2,0тыс.грн. ежемесячно. |
3. |
Проведение
инвентаризации плательщиков налога с рекламы; платы за разрешение на
размещение объектов торговли. |
Расширение
налогового поля, дополнительные поступления денежных средств в бюджет –
2,0тыс.грн. ежемесячно. |
4. |
Проведение
заседаний районной временной комиссии по заслушиванию руководителей
предприятий, имеющих задолженность по местным, ресурсным и неналоговым
платежам. |
Погашение
задолженности по местным, ресурсным и неналоговым платежам на 1,0тыс.грн.
ежемесячно. |
5. |
Обеспечение
выполнения нормативов сокращения вновь созданной налоговой задолженности по
администрируемым налогам. |
Сокращение
налоговой задолженности, дополнительная мобилизация в сумме 300,0тыс.грн. |
6. |
В
условиях действия ЗУ от 21.12.2007 г. №2181-111 «О порядке погашения
обязательств плательщиков налогов…» с целью обеспечения максимального
поступления платежей в бюджеты в установленные сроки, регулярно проводить с
плательщиками разъяснительную работу о необходимости добровольной
первоочередной уплаты налогов. |
Обеспечение
выполнения прогнозных заданий. |
7. |
Организовать
полное взыскание надлежащих к уплате сумм госпошлины в государственный бюджет
на основании данных инвентаризации Приказов Хозяйственных судов. |
Обеспечение
выполнения прогнозных заданий по госпошлине. |
8. |
Проводить
более тщательный отбор СПД для проверок соблюдения норм ЗУ «О применении
регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и
услуг». |
Повышение
эффективности контрольно-проверочной работы. Доначисление в размере
45,0тыс.грн. ежеквартально. |
9. |
Активизировать
работу в направлении поиска дополнительных источников мобилизации, в том
числе по привлечению к налогообложению физических лиц, которые получают
доходы за пределами таможенных границ Украины. |
Расширение
базы налогообложения, дополнительное поступление подоходного налога в сумме
20,0тыс.грн. |
10. |
Активизировать
работу по выявлению фактов укрытия и отмывания доходов субъектами предпринимательской
деятельности - физ.лицами за предоставление услуг нематериального характера
(поиск потребителей, выполнение проектно-исследовательских работ, выполнение
разного рода иных услуг). |
Расширение
базы налогообложения, дополнительное поступление подоходного налога в сумме
10,0тыс.грн. |
11. |
Осуществлять
анализ данных ф.10 управления статистики по задолженности предприятий по
заработной плате с целью увеличения поступлений в бюджет подоходного налога с
граждан. |
Дополнительные
поступления денежных средств в бюджет на 100,0тыс.грн. |
12. |
Организация
работы по погашению налоговой задолженности в сумме до 1000 гривен. |
Снижение
налоговой задолженности в сумме 10,0тыс.грн. |
13. |
Реализация
имущества предприятий, находящегося в налоговом залоге. |
Дополнительные
поступления денежных средств в бюджет в сумме 500,0тыс.грн. |
14. |
Подготовка
пакета документов для передачи в Хозяйственный суд Донецкой области о
признании должников банкротами. |
Снижение
налоговой задолженности в сумме 1,0млн.грн. |
15. |
Изъятие
наличных средств в соответствии Указом Президента Украины от 01.08.98г. №167
«О мерах по повышению ответственности за расчеты с бюджетом и
государственными целевыми фондами» и Постановлениями КМУ от 22.08.98г. №940
«Об утверждении порядка изъятия наличных средств у налогоплательщика, который
имеет налоговую задолженность». |
Дополнительная
мобилизация и погашение налоговой задолженности на 200,0тыс.грн. |
16. |
Осуществление
анализа денежных и товарных потоков предприятий, с использованием непрямых
методов контроля. |
Дополнительные
поступления денежных средств в бюджет в сумме 100,0тыс.грн. |
17. |
Формирование
списков предприятий не выплачивающих з/п и не перечисляющих подоходный налог
в бюджет, но уплачивающих др. налоги. |
Дополнительное
поступление подоходного налога на 1,0тыс.грн. |
18. |
Формирование
списка предприятий, имеющих расхождения по уплате подоходного налога по
отчету 8 ДР и по форме 15 и передача этой информации в отдел контроля за
поступлением подоходного налога. |
Дополнительное
поступление подоходного налога на 1,0тыс.грн. |
19. |
Формирование
списка жителей Калининского района, имеющих не одно основное место работы и
передача этой информации в отдел контроля за поступлением подоходного налога. |
Дополнительное
поступление подоходного налога в сумме 10,0тыс.грн. и контроль за
правильностью уплаты подоходного налога. |
20. |
Формирование
списка предприятий, выплачивающих зарплату ниже минимальной. |
Увеличение
поступлений подоходного налога на 1,5тыс.грн. |
21. |
Анализ
начисленных сумм в сравнении с предыдущими периодами. Подготовка информации
для анализа налоговой задолженности и результатов финансово-хозяйственной
деятельности СПД, анализ уплаты налогов в бюджет, подготовка сведений о
предоставлении отчетности предприятиями и о начисленных суммах,
предоставление информации для контроля за возмещением НДС и структуре
переплат. |
Расширение
базы налогообложения по всем налогам и неналоговым платежам. |
22. |
Проведение
рейдовой работы на рынках Калининского района и проверка транспортных
средств. Совместно с ОГРФЛ проведение работы по выявлению не
задекларированных источников доходов. |
Выявление
граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без госрегистрации. |
23. |
Проведение
рейдовой работы по выявлению граждан, торгующих на рынках без одноразового
патента. |
Дополнительное
поступление в бюджет налога на промысел в сумме 0,3тыс.грн. ежемесячно. |
24. |
Проведение
разъяснительной работы по вопросу своевременности уплаты авансовых платежей и
погашение задолженности по налогу с владельцев транспортных средств.
Используя данные ГАИ и Облавтодора, Горкомфлотинспекции Украины, провести
мероприятия по выявлению граждан, которые имеют в собственности престижные
автомобили, летательные аппараты, яхты с целью своевременного взыскания
налогов с владельцев транспортных средств. |
Повышение
ответственности плательщиков за своевременность и полноту уплаты налога.
Поступление в бюджет 30,0тыс.грн. |
25. |
Анализ
поступлений подоходного налога от предприятий – крупных плательщиков
подоходного налога, перечисляющих данного налога свыше 5,0тыс.грн. |
Выяснение
причин не выплаты заработной платы в случае снижения поступления подоходного
налога, расширение базы налогообложения. |
26. |
Проведение
заседаний комиссии совместно с РИК Калининского района г.Донецка и
руководителями предприятий, не начисляющих и не выплачивающих заработную
плату, а также имеющих большую задолженность по подоходному налогу. |
Повышение
ответственности плательщиков за своевременность и полноту выплаты заработной
платы и подоходного налога. |
27. |
Предъявление
платежных требований к расчетным счетам недоимщиков. |
Дополнительная
мобилизация в сумме 100,0тыс.грн. |
28. |
Проведение
консультаций с юридическими и физическими лицами по вопросам налогообложения,
добровольной и своевременной уплаты налогов в бюджет, проведение
массово-разъяснительной работы в средствах массовой информации (радио,
телевидение, публикация статей на налоговую тематику). |
Информирование
налогоплательщиков по изменениям в налоговом законодательстве. |
29. |
Совместно
с РИК Калининского района г.Донецка еженедельно проводить заседание по
вопросу своевременности выплаты заработной платы, привлекая предприятия,
имеющие задолженность по заработной плате. |
Ликвидация
задолженности по заработной плате в сумме 10,0тыс.грн. ежеквартально. |
30. |
Предприятиям,
имеющим задолженность по зарплате, направлять письма-предупреждения об
административной и уголовной ответственности руководителей в случае наличия
задолженности в соответствии с Указом Президента Украины от 7.05.2008 г. «О
неотложных мерах по ускорению погашения задолженности по заработной плате». |
Ликвидация
задолженности по заработной плате в сумме 10,0тыс.грн. ежеквартально. |
31. |
Совместно
с прокуратурой и налоговой милицией производить проверки предприятий, которые
ежемесячно увеличивают задолженность по зарплате и уклоняются от ее своевременной
выплаты. |
Ликвидация
задолженности по заработной плате в сумме 5,0тыс.грн. ежеквартально. |
32. |
В
прокуратуру Калининского района направлять письма с просьбой оказать
воздействие на руководителей предприятий, имеющих наибольшую задолженность по
зарплате в районе, с указанием им на нарушение ЗУ от 24.03.2009г. №108/95 ВР
«Об оплате труда». |
Ликвидация
задолженности по заработной плате. |
33. |
В
центр занятости Калининского района г.Донецка направлять письма-информацию с
просьбой включения в график проверок предприятий, не выплачивающих зарплату в
течение всего года. |
Ликвидация
задолженности по заработной плате. |
Заключение
Подводя итоги
вышеизложенному, можно утверждать, что преодоление неупорядоченности бюджетных
и налоговых отношений на всех уровнях мыслимо лишь на путях выработки
согласованных, взаимоприемлемых и властных решений всех заинтересованных
сторон, достижение их консенсуса по наиболее важным и критическим проблемам. А
значит, назрела необходимость выработки согласованной бюджетно-налоговой
политики Украины на всех уровнях государственного устройства.
При условиях
построения рыночной модели экономики важное значение имеет глубокое осознание
природы и сущности местных финансов, местного самоуправления, их объективной
необходимости, связи с прочими экономическими категориями и роли в
экономической системе государства.
В первой главе
дипломной работы были рассмотрены методологические основы планирования и
прогнозирования доходов бюджетов местного самоуправления, системный подход к
формированию доходов бюджетов местного самоуправления, планирование и
прогнозирование доходов как составная часть финансового механизма, направления
совершенствования планирования и прогнозирования доходов бюджетов местного
самоуправления.
Возростание роли
местных бюджетов в перераспределении ВВП является свидетельством усиления
влияния органов местного самоуправления на развитие экономических и социальных
процессов в регионах и в государстве в целом. Необходимо учитывать, что
мобилизация и использование средств местных бюджетов взаимосвязаны с интересами
разных социальных групп населения, предпринимательских структур разных форм
собственности, что обуславливает становление местных бюджетов как важного
финансового инструмента регулирования хозяйственной и социальной жизни
регионов.
Местные бюджеты
категория весьма динамичная, поэтому их исследование необходимо осуществлять с
учетом большого числа факторов, которые влияют на экономическую жизнь
государства. Этому прежде всего благоприятствует развитие демократических
принципов в управлении государством, изменения в структуре экономики, уровень
социальных гарантий населения, изменения возрастной и профессиональной
структуры населения. Большое влияние на формирование и использование средств
местных бюджетов оказывают различия в экономическом развитии отдельных
территорий, регионов.
В Украине
формируются финансовые органы в системе местного самоуправления, идет процесс
уточнения функций и подчиненности в системе финансовых органов исполнительной
власти. Завершение процесса формирования местных финансовых органов в системе
местного самоуправления будет связано с окончательным становлением в Украине
территориальных громад.
Целесообразно
создать систему собственных финансовых органов территориальных громад, которые
будут входить в систему финансовых органов исполнительной власти.
Главной функцией
местных финансовых органов является финансовое планирование. В Украине его
систему, которая базировалась на административных методах, фактически
разрушено. Новой соответствующей системы, приспособленной к рыночным условиям,
еще не создано.
С целью внедрения
системы финансового планирования целесообразно разработать и принять закон
Украины об экономическом и финансовом планировании в Украине. Целесообразно,
чтобы система финансового планирования в Украине, как показывает положительный
зарубежный опыт, включала несколько составляющих. Это перспективное финансовое
прогнозирование и долгосрочные программы инвестиций, и среднесрочное пятилетнее
планирование и ежегодные бюджеты соответствующих административно-территориальных
единиц.
Важным направлением
повышения эффективности работы финансовых органов местного уровня относительно
бюджетного процесса является совершенствование прогнозирования доходной части
бюджета.
Если взять во
внимание серьезные социально-экономические последствия, которые могут иметь
просчеты в бюджетной сфере, экспертные методы прогнозирования целесообразно
пополнять формальными, менее чувствительными к личным размышлениям экспертов.
Как шаг в этом направлении предлагается прогнозирование доходов бюджета с
использованием эконометрических моделей.
Внедрение системы
финансового планирования и прогнозирования в Украине станет важным фактором укрепления
государственных и местных финансов, а также местного самоуправления.
Список
литературы
1.
Конституция Украины.
2.
Закон України „Про Державний
бюджет України на 2006 рік” // Фінанси України,2006.–№3. – С.17.
3.
Закон України „Про Державний бюджет
на 2008 рік” // Фінанси України, 2008. – №3. – С.14.
4.
Закон Украины „О местном самоуправлении
в Украине” // Ведомости Верховной Рады Украины, 2004. - №24. – С. 170.
5.
Бюджетный кодекс Украины.
6.
Европейская Хартия о местном
самоуправлении // Социс, 2004. - №1. – С.90-97.
7.
Амитан В.Н. Город: проблемы
демократических и рыночных трансформаций / В.Н. Амитан. – Донецк: ИЭПИ НАН
Украины, 2008. – 217с.
8.
Бюджет 2008 та розвиток
міжбюджетних відносин: зб./Упоряд.: О.А. Нескоромний, Ц.Г. Огонь, відп. Ред.
В.А. Граб. Упр. По звязках з місцевими органами влади і органами місцевого
самоврядування аппарату ВРУ. – К: Парламентське видавництво, 2008. – 159с.
9.
Бюджет і фінансова політика в
Україні: Навчальний посібник для студенті економічних факультетів вузів / А.О.
Єпіфанов, І.В. Сало, І.І. Дяконова. – 2 вид. – К.: Наукова думка, 2006. – С.
15-20.
10.
Василик О.Д. Теорія фінансів:
Підручник. – К.: НІОС. – 2007. – С. 115-140.
11.
Егоров П.В., Токарева Т.А.
Проблемы местных бюджетов в условиях становления региональной экономики:
Научно-методическое пособие. – Донецк: ДонГУ, ООО „КИТИС”, 2006, - С.8-29.
12.
Костіна Н.І. Фінанси: система
моделей і прогнозів: навч. посібн. / Костіна Н.І. – К.: Четверта хвиля, 2005. –
304 с.
13.
Кравченко В.І. Місцеві фінанси
України: Навч. посіб. – К.: Т-во Знання, КОО, 2006. – С. 360-364.
14.
Прогнозирование и планирование в
условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, А.В.Пикулькин, В.Ф.
Тихонов и др.; Под ред. Т.Г.Морозовой, А.В.Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
– С.3-75.
15.
Планування та регулювання місцевих
бюджетів: Автореферат дисертації / Харківський національний університет
ім.В.Н.Каразіна. – Х., 2008. – 16с.
16.
Рибак В.В. Регулювання процесів
ринкової трансформації системи доходів місцевого самоврядування: Автореферат
дисертації / НАН України; Ін-т економіки промисловості. – Донецьк, 2008. – 35с.
17.
Терещенко Л.О. Моделювання та
прогнозування податковіх надходжень на регіональному рівні: Автореферат
дисертації / Київ, 2007. – 20с.
18.
Дьяконова І.І. Удосконалення
методів регулювання дохожів і видатків державного і місцевого бюджетів //
Фінанси України, 2006. – №3. – С.125.
19.
Гецько В.В. Місцеві фінанси: суть,
структура і принципи формування ресурсів // Фінанси України, 2006. - №5. –
С.103.
20.
Коваль Л.М, Проблеми формування
місцевих бюджетів та аналіз їх виконання // Фінанси України, 2006. - №5. –
С.126.
21.
Падалка В.М., Михайлик Ю.О.
Економетричні моделі як засіб прогнозування доходів регіональних бюджетів //
Фінанси України, 2006. - №6. – С.8.
22.
Мельничук С.І. Державному бюджету
– економічне обгрунтування // Фінанси України, 2006. - №11. – С.12.
23.
Юрій С. Місцеві бюджети:
регіональні відмінності // Регіональна економіка, 2007. - №4. – С.104.
24.
Куйбида В. С
25.
Кириленко О.П. Фінансова
незалежність місцевого самоврядування // Фінанси України, 2008. - №1. – С.34.
26.
Колодій С.Ю. Децентралізація
бюджетної системи та економічне зростання // Фінанси України, 2008. - №3. –
С.63.
27.
Буряк П.Ю. Міжбюджетні відносини
та перспективи формування місцевих бюджетів // Фінанси України, 2008. - №6. –
С.14.
28.
Кириленко О.П. Місцеві бюджети
України у 2008 році: нові підходи // Підприємство, господарство і право, 2008.
- №6. – С.7.
29.
Вишняков С.В. Місцеві бюджети //
Фінанси України, 2008. - №10. – С.11.
30.
Тріпак М.М. Формування доходів
бюджетів місцевого самоврядування // Фінанси України, 2008. - №10. – С.17.
|