Дипломная работа: Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан
Вместе
с тем, на основании результатов сравнительного анализа исчисления в
бухгалтерском учете и отнесения на вычет в целях налогообложения амортизационных
отчислений, проведенного Министерством финансов Республики Казахстан на основе
данных Агентства Республики Казахстан по статистике и налоговых органов в целях
совершенствования амортизационной политики и создания условий для обновления
основных средств, а также во исполнение пункта 4.2 Программы Правительства
Республики Казахстан на 2002-2004 годы, утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан от 28.03.02 г. № 827, с 1 января 2004 года предполагается
увеличить предельные нормы амортизации по тем подгруппам фиксированных активов,
по которым по итогам сравнительного анализа были выявлены отклонения, с
сохранением действующего порядка исчисления амортизационных отчислений в целях
налогообложения и установлением повышенных дифференцированных пределов
отнесения на вычет расходов на ремонт для групп фиксированных активов, подверженных
большему износу. В соответствии с постановлением Правительства РК от
22.08.2003г. №850 расширен перечень налогоплательщиков, подлежащих
республиканскому мониторингу. Данный перечень расширен, в том числе и за счет финансовых
организаций (банки второго уровня, страховые (перестраховочные) организации,
накопительные пенсионные фонды).
Отчетность
по мониторингу банков второго уровня состоит 13 форм. Из них 6 форм это формы
отчетности представляемые банками второго уровня в Национальный Банк РК, 1
форма представляется по запросу уполномоченного органа (НК МФ РК). Остальные 6
форм это формы, разработанные Налоговым комитетом МФ РК, касательно операции,
связанные с налогообложением, по движению денег и выданным займам. Разработка
форм по операциям, связанных с движением денег и выданным займам, связано для
проведения опосредованного мониторинга хозяйствующих субъектов. По данным
мониторинга крупных налогоплательщиков республиканского и регионального уровней
за 6 месяцев 2003 года уплачено всего налогов и платежей (без учета таможенных
платежей) на сумму 212 865,2 млн. тенге, что составляет 42,6% от доходов,
входящих в компетенцию Налогового комитета Министерства финансов РК (далее - НК
МФ РК). В том числе поступления от предприятий республиканского уровня
составили 196 753,7 млн. тг., от предприятий регионального уровня- 16 111,5
млн. тг. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, соответствующие
результаты которого были на уровне 144 115,7 млн. тенге или 39,1% от доходов НК
МФ РК, объем поступлений налогов и других платежей от крупных
налогоплательщиков республиканского и регионального мониторинга вырос на
68749,5 млн. тенге или темп роста составил 147,7 % (Таблица 3).
Таблица 3. Сравнительная
динамика поступлений от крупных налогоплательщиков, подлежащих республиканскому
и региональному мониторингу за 6 месяцев 2002/2003г.г. в млн.тенге
Наименование |
6 месяцев
2002 года
|
6 месяцев
2003 года
|
Отклонение |
Абс. |
% |
Сумма поступлений от предприятий, подлежащих республиканскому
мониторингу |
130 338,2 |
196 753,7 |
66415,5 |
150,9% |
Сумма поступлений от предприятий, подлежащих региональному
мониторингу |
13 777,5 |
16 111,5 |
2334,0 |
116,9% |
Итого поступлений от предприятий, находящихся на
мониторинге |
144 115,7 |
212 865,2 |
68749,5 |
147,7% |
В структуре поступлений
налогов и других платежей в бюджет (с учетом таможенных платежей) по итогам 1-го полугодия 2003 года от крупных
налогоплательщиков республиканского уровня наибольшая доля поступлений
приходится на корпоративный подоходный налог (45,8%), роялти (14,9%),
таможенные платежи (12,5%), социальный налог (8,7%), при этом уплата НДС, с
учетом возмещения по нулевой ставке 32 606,3 млн. тенге, составляет -6 041,6,0
млн. тенге.
В структуре поступлений
налоговых платежей от налогоплательщиков регионального уровня выделяются
поступления по НДС (24,3%), корпоративному подоходному налогу (22,2%),
социальному налогу (17,2%), таможенным платежам (16,9%) ( Диаграммы 1,2).
В разрезе отраслей
экономики наибольшая доля налоговых поступлений (без учета таможенных платежей)
по предприятиям республиканского уровня приходится на отрасль добычи сырой
нефти и природного газа (58,7%), транспорта и связи (14,6%), металлургической
промышленности (10,5%). В отраслевой структуре поступлений налогов от крупных
налогоплательщиков регионального уровня наибольшая доля приходится на отрасль
производства и распределения электроэнергии, газа и воды (19,3%), транспорта и
связи (17,6%), строительство (13,2%), производство пищевых продуктов, включая производство
табака (10,6%), осуществление посреднических операций с недвижимым имуществом,
арендой и предоставлением услуг потребителям (8,7%) (Диаграммы 3,4).
Увеличение поступлений по итогам 1-го полугодия 2003 года по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года в разрезе отраслей по
предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу, наблюдается по следующим
отраслям:
·добыча сырой нефти и природного
газа – на 124%;
·производство пищевых продуктов –
на 25,2%;
·производство табачных изделий –
на 2,7%;
·производство кокса,
нефтепродуктов и ядерных материалов – на 24%;
·металлургическая промышленность и
производство готовых металлических изделий – на 25,6%;
·производство и распределение
электроэнергии, газа и воды – на 4%.
В разрезе видов налогов увеличение поступлений
наблюдается по:
·
корпоративному
подоходному налогу – на 67,4%;
·
бонусам – на
69%;
·
акцизам – на
8,4%;
Снижение поступлений наблюдается по индивидуальному
подоходному налогу - 1%.
На основании вышеизложенного, на рост поступлений от
крупных налогоплательщиков оказал влияние рост оборотов по реализации товаров
(работ, услуг). Так, по добыче сырой нефти и природного газа оборот по
реализации увеличился на 67,9%, по производству пищевых продуктов – на 38,4%, металлургической
промышленности и производству готовых металлических изделий – на 34%.
Таким образом, налоговые поступления от предприятий
регионального уровня в сравнении с аналогичным периодом прошлого года
увеличились на 17,4%.
2.2 Принципы построения
современной налоговой системы Республики Казахстан
Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года №
209-II принят Кодекс Республики
Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет"
(Налоговый кодекс).
Особенная часть Налогового кодекса посвящена порядку
исчисления и уплаты конкретных видов налогов и других обязательных платежей в
бюджет, входящих в налоговую систему Казахстана, и перечень которых определен
Налоговым кодексом.
Для обеспечения
однозначного понимания норм налогового законодательства, упрощения его
применения налогоплательщиками, повышения уровня соблюдения налоговой
дисциплины в Налоговом кодексе объединены ряд положений нормативных правовых
актов.
Корпоративный подоходный налог
Сохраняя методику
исчисления подоходного налога с юридических лиц, действовавшую согласно Закону
Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года "О налогах и других
обязательных платежах в бюджет", в Налоговом кодексе снижена налоговая
нагрузка по корпоративному подоходному налогу путем пересмотра состава
совокупного годового дохода и налоговых вычетов.
Положительным моментом по
составу совокупного годового дохода является исключение из совокупного годового
дохода отрицательной разницы, возникающей при реализации активов, в том числе
на экспорт, по заниженной стоимости, а также при передаче на безвозмездной
основе. В данном случае в целях определения реального налогооблагаемого дохода
исключается норма по регулированию стоимости реализуемых активов в целях
налогообложения. Корректировка стоимости реализуемых активов в целях
налогообложения будет происходить через механизм контроля при применении
трансфертных цен как внутри республики, так и за ее пределами в случаях,
установленных законодательством о трансфертном ценообразовании.
С целью исключения из
налогооблагаемой базы суммы дополнительно оплаченного капитала, в Налоговом
кодексе при определении налогооблагаемого дохода предусмотрено уменьшение
налогоплательщиком совокупного годового дохода на сумму положительной разницы
между стоимостью реализуемых акций и их номинальной стоимостью, полученной
эмитентом при их размещении, а также при реализации собственных акций, тогда
как в действовавшем ранее законодательстве такая разница уменьшала совокупный
годовой доход налогоплательщика–эмитента только при первичном размещении акций.
В Налоговом кодексе
полностью сохранен принцип отнесения на вычеты расходов налогоплательщика. В
частности, при определении налогооблагаемого дохода расходы подлежат отнесению
на вычеты в определенных размерах или же их вычет не разрешается производить
вовсе.
Так, к примеру, с целью
определения реальной налогооблагаемой базы относятся на вычеты следующие
расходы:
фактически произведенные расходы по оплате временной
нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, тогда как в ранее
действовавшем Законе данные расходы относились на вычеты в пределах 1,5
процента от фонда оплаты труда;
отрицательная курсовая
разница относится на вычеты, тогда как положительная курсовая разница
включается в совокупный годовой доход налогоплательщика. Эта норма будет способствовать
своего рода реагированию на изменения валютного курса при совершении операций в
иностранной валюте;
расходы работодателя,
выплачиваемые работникам в денежной и натуральной форме, включая доходы,
предоставленные в виде материальных и социальных благ, и обложенные
индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты, относятся на вычеты.
Таким образом, в
Налоговом кодексе все расходы работодателя на своих работников независимо от
вида выплат и источника их финансирования рассматриваются как расходы
работодателя по оплате труда работников и относятся на вычеты. Данные расходы
по оплате труда работников облагаются индивидуальным подоходным налогом у
источника выплаты в общеустановленном порядке.
С целью создания равных
условий налогообложения Налоговым кодексом предусмотрено отнесение на вычеты
начисленных неустоек, включая штрафы и пени, за исключением подлежащих внесению
в бюджет, тогда как в ранее действовавшем налоговом законодательстве вычету
подлежали уплаченные неустойки в пределах начисленных.
Налоговым кодексом в
части проведения амортизационной политики в целях налогообложения для
стимулирования воспроизводства основных средств расширены границы применения
двойной нормы амортизации. То есть в отличие от действовавшего
законодательства, когда налогоплательщики были вправе применять двойную норму
амортизации только по введенным в эксплуатацию новым машинам и оборудованию при
условии их использования в предпринимательской деятельности не менее трех лет,
Налоговым кодексом предусмотрено применение данной нормы для всех основных
средств.
Что касается расходов на
ремонт, то в сравнении с действовавшим налоговым законодательством отнесение
данных расходов на вычеты в Налоговом кодексе предусматривается в пределах 15
процентов от стоимостного баланса группы против 15-процентного предела исходя
из стоимостного баланса подгруппы.
При определении
командировочных расходов с целью отнесения их на вычеты изменился размер
суточных, которые определяются в размере не более двух месячных расчетных
показателей, тогда как согласно действовавшему законодательству размер суточных
определялся в размере 50 процентов от месячного расчетного показателя.
Принципиально новый
подход усматривается по налогообложению страховых (перестраховочных)
организаций. В отличие от действовавшего законодательства Налоговым кодексом
предусмотрено налогообложение данной категории налогоплательщиков путем
применения фиксированной ставки налога к доходу, полученному в виде страховых
премий без осуществления вычетов.
Налоговый кодекс
полностью освобождает доходы некоммерческих организаций и организаций,
осуществляющих деятельность в социальной сфере, от корпоративного подоходного
налога при соблюдении ими установленных Налоговым кодексом условий, тогда как
согласно действовавшему законодательству некоторые организации из вышеуказанных
являлись плательщиками подоходного налога с юридических лиц.
Для целей налогообложения некоммерческой организацией
признается организация, имеющая статус некоммерческой в соответствии с
гражданским законодательством, за исключением акционерных обществ,
потребительских кооперативов и государственных учреждений, которая осуществляет
деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям:
во-первых, в процессе
осуществления своей деятельности не имеет цели извлечения дохода как такового;
во-вторых, не
распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками. То есть
при соблюдении таких условий доходы некоммерческой организации, полученные в
виде вознаграждения, гранта, вступительных и членских взносов,
благотворительной помощи, безвозмездно переданного имущества, отчислений и
пожертвований на безвозмездной основе не подлежат налогообложению.
Организациями, осуществляющими деятельность в
социальной сфере, признаются организации, исключительными видами деятельности
которых являются оказание услуг в сфере образования, науки, спорта (кроме
спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (за
исключением шоу-бизнеса), оказание услуг по хранению исторического и культурного наследия, архивных
ценностей, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей,
престарелых и инвалидов; библиотечного обслуживания, оказание медицинских услуг
(за исключением косметологических). В Налоговом кодексе предусмотрено
освобождение доходов данных организаций от налогообложения, включая полученные
средства в виде грантов, благотворительной помощи, отчислений и пожертвований
на безвозмездной основе, при условии направления доходов на развитие указанных видов
деятельности. Данный порядок налогообложения применяется также для организаций,
в общей численности которых не менее 51 процента составляют инвалиды и расходы
по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных
организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения
– не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.
Указанные положения не применяются в отношении
организаций, получающих доходы от деятельности по производству и реализации
подакцизных товаров и от подакцизных видов деятельности.
Таким образом, Налоговый
кодекс полностью освобождает доходы некоммерческих организаций и организаций,
осуществляющих деятельность в социальной сфере, от корпоративного подоходного
налога при соблюдении ими условий, установленных Налоговым кодексом.
Изменен порядок
исчисления суммы авансовых платежей, в соответствии с которым указанные платежи
исчисляются налогоплательщиком исходя из суммы фактического налогового
обязательства, указанного в декларации по корпоративному подоходному налогу за
предыдущий налоговый период, с учетом предполагаемой суммы налога за текущий
налоговый период
Введен новый раздел "Инвестиционные
налоговые преференции", в соответствии с которым предоставляется право на
дополнительные вычеты из совокупного годового дохода налогоплательщиков,
осуществляющих инвестиции в основные средства с целью создания новых,
расширения и обновления действующих производств, а также освобождение таких
налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по основным средствам, вновь
введенным в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта и освобождение от
уплаты земельного налога по земельным участкам, приобретенным и используемым
для реализации инвестицион- ного проекта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|