Дипломная работа: Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан
Дипломная работа: Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан
Введение
1. Теоретические основы
формирования и развития налоговой системы Республики Казахстан
1.1
Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой системы в рыночной
экономике
1.2
Теоретические аспекты налогообложения и его влияние на экономику Казахстана
1.3 Налоговые системы развитых стран
2.
Анализ и оценка налоговой системы Республики Казахстан
2.1 Анализ развития налоговой системы Республики Казахстан
2.2
Принципы построения современной налоговой системы Республики Казахстан
3. Совершенствование налоговой системы Республики
Казахстан в современных условиях
3.1
Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан
3.2 Автоматизация налоговой системы, как способ
совершенствования налогового администрирования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Впервые в истории Казахской
государственности Конституционный закон "О государственной независимости
Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года в своей преамбуле
торжественно провозгласил всему миру государственную независимость нашей
страны. Тем самым навсегда был положен конец тоталитарному режиму и всеобщей
зависимости в экономике, политике и идеологии.
Новая Конституция
Республики Казахстан, принятая путем референдума 30 августа 1995 года,
закрепила основные принципы и направления жизнедеятельности общества,
государства и гражданина. Она в своей первой статье объявила, что отныне
Казахстан – демократическое, светское, правовое и социальное государство,
главными ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Однако процесс
преобразования сложившихся в течение нескольких десятилетий "социалистических"
общественных отношений в так называемые "рыночные отношения",
осуществление реальной независимости и обретение суверенитета молодого
государства оказались непростыми и породили немало трудностей и проблем. Возник
кризис в экономике. Появились безработные, стали едва ли не нормой невыплата
заработной платы и пенсий, результатом которых стали забастовки в ряде регионов
Республики. Как теперь осознано многими, в стране резко упал уровень общественного
и правового порядка.
В послании Президента
Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Казахстан-2030. Процветание,
безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев" содержится
перспективный план развития нашего общества и государства. Многие негативные
черты нашего сегодняшнего развития, как отмечается в Послании, "носят
временный и преходящий характер, являются скорее следствием советского
наследия, сложностей переходного периода, однако в какой мере мы используем
возможности и нейтрализуем угрозы, поднимем свои активы и снизим пассивы,
зависит от нас самих, от точности постановки целей и приоритетов,
своевременности и гибкости в их реализации".
В Послании Президента
страны народу Казахстана "Стабильность и безопасность страны в новом
столетии" по этому поводу в частности сказано следующее: "Открытая
экономика и интеграция в мощные мировые экономические зоны – единственный
способ выживания нации и государства. Не только в экономике, но и в политике
попытки изобретения особого пути обречены на провал. Казахстан не может пойти
вразрез с мировыми тенденциями. Открытое общество без демократии не построишь".
Налогообложение выступает
важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит
успех социальной и экономической политики.
Налоговый механизм в
нашей республике в настоящее время находится в промежуточном состоянии, его
содержание уже не отражает административно-распорядительного характера
государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством
косвенного и прямого государственного регулирования экономики. Практика
последней рыночной экономики показала, что основой источник бюджетного
финансирования, каковыми являются налоги, явно оскудел. И не оттого, что
налогов стало меньше или совокупная сумма уменьшилась. Просто участились случаи
так называемого "уклонения" налогов. Сама система налогообложения
дает к тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их
получить любыми законными и не законными путями. В определенной степени процесс
"уклонения" от уплаты налогов носит легальный характер, даже можно
сказать престижный, тем самым демонстрируется степень "квалификации"
во взаимоотношениях с государством.
Углубляющим фактором
неэффективности налогообложения является отсутствие психологического и
экономического восприятия, статуса налогоплательщика с позиции прав и
обязанностей.
Существует устойчивое
мнение, что государство посредством налогов обирает нас, потому любым способом надо защищаться от него. К тому же в последнее
время налоговый пресс резко усилился. Если в развитых странах доля налогов
(суммарно) в валовом национальном продукте составляет до 13% с небольшим, то в
Казахстане эта доля близка к 65%. Ставка на усиление налоговой политики
оправдывается стремлением преодолеть инфляцию и дефицитность государственного
бюджета. Кризис в экономике Казахстана имеет существенные особенности. И
главным из них является отнюдь не перепроизводство, а наоборот дефицитность в
экономике, носящее хронический характер. И в наших условиях такая политика
будет иметь негативные последствия. Даже если уровень инфляции и дефицитность
бюджета удастся снизить, без позитивных изменений в производстве это окажется
кратковременным и обязательно за счет ухудшения социальной политики.
Понятие сущности налогов
и налогообложения, налоговой системы необходимо не только для нахождения путей
и моделей эффективности ее перестройки, но и, прежде всего для самих граждан и
субъектов хозяйствования для понимания ими статуса налогоплательщиков, их прав
и обязанностей. Нужно сломать устоявшиеся стереотипные представления о том, что
государство содержит нас. Это мы налогоплательщики, содержим государство, а
посему должны уметь грамотно контролировать использование наших средств -
действительно ли они идут на укрепление экономики, на защиту наших прав, как
собственников.
Важнейшей стратегической
задачей в части совершенствования нормативно-законодательной налоговой базы
Казахстана является разработка проекта Кодекса Республики Казахстан "О
налогах и других обязательных платежах в бюджет". Сейчас Министерство
государственных доходов работает над дальнейшим совершенствованием положений
проекта Налогового кодекса, более четким законодательным оформлением
взаимоотношений фискальных органов и налогоплательщиков, в том числе и с целью
повышения паритетной ответственности налогоплательщиков и налоговых органов по
безусловному выполнению своих обязательств.
В условиях непростой
экономической ситуации налоговые органы страны являются важнейшим рычагом
системы государственного управления, ответственными за исполнение доходной
части государственного бюджета, за которым стоит благосостояние миллионов
казахстанцев. В настоящее время есть положительные сдвиги по собираемости
налогов, улучшения качества администрирования.
Целью дипломного исследования является
теоретическое и методическое обоснование совершенствования функционирования
современной налоговой системы как важного фактора, обеспечивающего устойчивое
развитие экономики. Поставленная цель определила содержание дипломной работы,
которая сводится к решению следующих задач:
– на основе теоретических
концепций ведущих направлений современной рыночной экономики выявить
закономерности формирования налоговой политики как важнейшего инструмента
(формирования) государственного регулирования экономики;
– исходя из
закономерностей формирования налоговой системы выявить принципы формирования
рациональной налоговой системы;
– оценка функционирования
налоговой системы Республики Казахстан в переходный период;
– исследование налоговой
системы как составляющей экономической безопасности страны;
– выявление направлений
совершенствования налоговой системы на базе нового Налогового кодекса 2001 г.;
– совершенствование
налогового администрирования.
Методология исследования. В качестве методологии
данной дипломной работы использованы основные положения теории устойчивого
развития. В основу положен диалектический метод, использованы исторический и
системный подход, статистический, формально-юридический, метод сравнительного
анализа и комплексного подхода.
Предметом исследования является механизм
налоговой политики как важнейшего инструмента регулирования рыночной экономики.
Объектом исследования является налоговая
система Республики Казахстан.
Структура и объем
дипломной работы состоит из введения, основной части (включающей 3 главы и 7
подразделов), заключения и списка использованной литературы, приложения.
1.1 Экономическая сущность, необходимость и роль налоговой
системы в рыночной экономике
Одной из функций
государственной власти является налогообложение и взимание налогов. Налоги
являются не только одним из основных источников дохода государства, но и
методом системы управления экономикой, влияющей на все сферы жизни общества –
социальную, культурную, научно-техническую, внешнеполитическую и т.д. Налоговый
механизм воздействует на общественное производство, его динамику и структуру.
Налоги как обязательные
сборы, взимаемые государством, возникли еще в древности. Самой древней формой
налога можно считать пожертвования, кстати, не всегда носившие добровольный
характер. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: "...и всякая десятина на земле
из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу". Позже возникла и "светская
десятина" - налоги, взимаемые государством. Например, в Древней Греции
свободные граждане не платили налогов. На ранних этапах существования Древнего
Рима в мирное время налогов не было, но в военное время вводились налоги в
соответствии с доходами граждан.
В империи Чингисхана все
жители обязаны были платить 10% налог от своих доходов. Основной налог - "выход",
взимался баскаками хана. Позже русские князья сами стали собирать дань и отправлять
в Орду. Размеры выхода стали определяться договором между ханами Орды и
великими князьями. По свидетельству С.М.Соловьева причиной конфликта между
Дмитрием Донским и ханом Мамаем явилось нежелание русского князя уплачивать
дань, какую его предки "платили ханам Узбеку и Чанибеку, Димитрий
соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между
ним и самим Мамаем".
Проблемой налогообложения
занимались многие экономисты, философы, политики разных времен. Опыт истории
показал, что разумные налоги способствовали укреплению стабильности государства
и экономическому росту. Никто не станет отрицать необходимость налогов в любом
государстве для содержания аппарата управления, армии, социальной сферы. Но
существует и граница, за которой увеличение налогов угнетает сбережения и
инвестиции, начинается деградация экономики, утрачиваются стимулы к
инвестированию, экономическому росту, эффективному расходу ресурсов общества.
Увеличение налогового бремени приводит к тому, что значительные средства уходят
из сферы, связанной с экономическим ростом, уходят в недвижимость,
коллекционирование и т.д. Непосильные налоги заставляют предпринимателей
вкладывать деньги не в отечественное производство, а в деятельность оффшорных
компаний, в экономику других стран.
Ситуация в 70-х годах ХХ
века в США и странах Западной Европы, характеризовавшаяся спадом производства и
ростом безработицы, привела к многочисленным дискуссиям о поисках путей выхода
из создавшегося экономического положения. Группа экономистов, сторонников "экономики
предложения" - их называли сэпплай-сайдерами (supply-siders) – выступили
за упрощение налоговой системы и снижение предельных налоговых ставок, что,
создав стимулы для инвестиций, для дополнительных рабочих мест, приведет к
экономическому росту и увеличению налоговой базы. Поэтому снижение налоговых ставок
будет компенсироваться ростом налоговой базы, т.е. того объема экономической
деятельности, которая подлежит налогообложению. В 1981 году конгресс США принял
закон, упорядочивавший налоговую систему и снизивший налоги. Результатом стал
рост темпов развития 3-3,5% в год и 9 лет устойчивого развития экономики
впервые в истории США ХХ века.
В истории Казахстана было
много трагических событий. В составе Российской империи страна пережила изъятие
45 миллионов десятин земли у казахского населения. Затем первая мировая война,
восстание 1916 г., революция 1917 г. Период 1918-1920 гг. в Казахстане связан с
политикой "военного коммунизма" и продовольственной диктатуры.
Продовольственная разверстка проводилась специальными военными формированиями –
продотрядами, у разоренного населения отбирались "излишки"
продовольствия, начался голод. Результатом принудительных мер стали восстания в
1921 г. в нескольких уездах, которые были жестоко подавлены.
История Казахстана 20-30
гг. – это история непрерывного насилия над мирным населением: изъятие скота,
насильственный переход к оседлости, репрессии и голод. Государственные
эксперименты разоряли экономику страны, приводили к гибели миллионов людей. В
начале 60-х гг. в СССР был провозглашен лозунг: "Догоним и перегоним
Америку по производству продукции на душу населения!" Население
выплачивало огромные налоги, ограничили личное подворье, сельское хозяйство
пришло в упадок, начался продовольственный кризис. Столкнувшись с угрозой
голода, новое руководство страны снизило налоги и ликвидировало ограничения на
крестьянские хозяйства.
С обретением
независимости в 1991 году Казахстан встал на путь серьезных изменений в
политико-экономическом устройстве государства. При этом, не было никаких
сомнений по поводу того, что применение традиционных инструментов управления
хозяйством, в числе которых были плановые задания предприятиям по выпуску
продукции и эффективности ее производства, централизованно устанавливаемые
цены, фонды и лимиты на поставки продукции и приобретение ресурсов, резко
утратили свою действенность.
Первые годы процесса
преобразований происходили на фоне общей либерализации общественной жизни, в
ходе которого деформировались и исчезали интересы и стимулы, заставлявшие
работать административную систему управления. В результате в стране наблюдалось
нарастание материально-финансовых диспропорций, связанных с воспроизводством
дефицита продукции и ресурсов, ускорением роста инфляции и обесцениванием
доходов населения. В то же время откладывание радикальных преобразований с
каждым месяцем увеличивало социальную напряженность и придавало будущим
масштабным преобразованиям потенциально все более болезненный характер.
В целях предотвращения
негативных последствий командно-административной системы управления народным
хозяйством и перехода к рыночным отношениям правительство республики начало
осуществлять комплекс мер по реформированию всего социально-экономического
устройства, в том числе и налогового.
С 1992 года началась
работа над совершенствованием налоговой системы. Снижение налогового бремени,
сокращение количества налогов, приближение налоговой системы Казахстана к
мировым стандартам – основной перечень требований, которым отвечал Закон
Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года "О налогах и других
обязательных платежах в бюджет".
Основными принципами Закона "О
налогах и других обязательных платежах в бюджет" явились принцип
справедливости, который рассматривается в двух аспектах. Первый из них –
достижение так называемого "горизонтального равенства", которое
требует, чтобы все доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они
зарабатываются и тратятся, облагались единообразно на равных условиях. Второй –
соблюдение "вертикального равенства" перед законом обязательств налогоплательщиков,
имеющих разный уровень доходов и находящихся в разных, с точки зрения
соответствия социальным нормам в данном обществе, ситуациях. Практически это
означает, что в настоящее время обложение доходов физических лиц производится с
применением дифференцированных ставок по прогрессивной шкале.
Следующими по значимости
основополагающими принципами реформирования налоговой системы являлась ее
максимальная простота, экономическая нейтральность налогообложения, минимизация
и сопоставимость налоговых ставок. Введением в действие Закона "О налогах
и других обязательных платежах в бюджет" был сделан первый важный шаг к
созданию действительно цивилизованной и эффективной налоговой системы. Так,
вместо действовавших в Республике Казахстан 45 видов налогов и сборов и еще 6
видов отчислений в, так называемые целевые фонды, осталось 19 видов налогов и
сборов.
Во избежание уклонения от
налогов при применении предприятиями трансфертных цен был введен механизм
корректировки облагаемого дохода налогоплательщика на разницу в этих ценах. Для
стимулирования процессов акционирования предприятий было установлено
окончательное налогообложение у источника выплаты дивидендов по единой льготной
ставке 15 процентов, а их сумма учитывалась как в составе совокупного дохода
предприятия, так и в составе вычетов. В целях повышения инвестиционных
стимулов, заинтересованности в обновлении парка основных средств и совершенствовании
производства было предусмотрено увеличение норм амортизации и сокращение
затрат, упрощенный порядок их расчета.
Казахстан первым из стран
СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. Важным
отличительным нововведением стала отмена с июля 1997 года кассового метода в
налоговом учете и переход на метод начислений. Данный переход был обусловлен
тем, что существовавший кассовый метод приводил к искажению данных в налоговом
учете и, соответственно, к искажению налогооблагаемой базы, так как доходы
исчислялись по кассовому методу, а вычеты формировались по методу начислений.
Введение метода начислений способствовало усилению финансовой дисциплины и
созданию условий для сокращения доли зачетных схем расчетов с бюджетом, а затем
– и для отказа от них. Так, если в 1997 году доля неденежных расчетов с
бюджетом по налоговым и неналоговым поступлениям составляла 8,43%, в 1998 году
– уже 0,16 %, то, начиная с 1999 года, все расчеты с бюджетом в республике
производятся "живыми деньгами".
Социальный налог,
введенный с 1 января 1999 года, заменил целую систему уплачиваемых платежей во
внебюджетные фонды, такие как Государственный центр по выплате пенсий в размере
15 процента от фонда оплаты труда, накопительный пенсионный фонд в размере 10
процентов от фонда оплаты труда, фонд обязательного медицинского страхования в
размере 3 процентов от фонда оплаты труда, фонд социального страхования в
размере 1,5 процента и фонд занятости в размере 2 процентов от фонда оплаты
труда. В целом отчисления во внебюджетные фонды производились в размере 31,5
процентов от фонда оплаты труда.
Введение социального налога,
заменившего отчисления в ряд внебюджетных фондов, было вызвано необходимостью
систематизации и эффективного использования средств на социальные нужды,
поступавшие ранее в многочисленные внебюджетные фонды.
Социальный налог был
установлен в размере 26 процентов,
а с 1 июля 2001 года был снижен до 21%. При этом база исчисления социального
налога существенно не отличалась от базы исчисления взносов в вышеназванные
Фонды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|