Дипломная работа: Налог на добавленную стоимость в системе налоговых платежей организаций на примере РГ УП "Усть-Джегутинский ДРСУч"
В
преамбуле Закона РФ от 06.12.1991г. №1992-1 О налоге на добавленную стоимость,
который утратил силу с введением 21 главы НК[1].
РФ,
было сказано, что налог на добавленную стоимость представляет собой форму
изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создаётся на всех стадиях
процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их
реализации. В НК РФ об этом не говорится, но экономическая сущность налога как части
добавленной стоимости продукта не изменилась. Штрафные санкции ст. 330 ГК РФ ни
при каких обстоятельствах не включаются в добавленную стоимость продукта (ни у
производителя, ни у сбытовика) и не увеличивают стоимость продукта. Включение
таких сумм в стоимость продукта противоречило бы законам рыночных отношений,
поскольку суммы неустоек не являются стоимостью какой либо деятельности (в
широком понимании продукта). Также включение таких сумм в добавленную стоимость
приводило бы к неверным макроэкономическим показателям, т.к. включение их
стоимости в ВВП или ВНП искажало бы прирост имущества (штрафные санкции ничем не
обеспечены) в рамках создания продукта. Кроме того, сам механизм исчисления НДС
говорит о том, что от производителя до конечного потребителя на всех стадиях
формирования (продвижения) продукта покупатель возмещает ту часть налога,
которую уплатил поставщик. И только часть добавленной стоимости будет
оставаться в бюджете. В соответствии с НК РФ по оплаченным штрафным санкциям покупатель
не имеет налогового права на вычет сумм НДС. В случае, когда продавец, получая
суммы штрафных санкций, исчисляет с них налог и уплачивает в бюджет, а
покупатель не может принять к вычету эту сумму, возникает ситуация, когда в
бюджет попадает сумма по сути являющаяся не добавленной стоимостью, а чем-то дополнительным.
Иначе говоря, искажается сам принцип налогообложения НДС. Поэтому, на мой
взгляд, необходимо законодательно исключить из налогооблагаемой базы по НДС
суммы штрафных санкций. Еще одним важным вопросом, требующим рассмотрения,
является вопрос о включении сумм авансовых платежей в налогооблагаемую базу. В
Налоговом кодексе моментом определения налоговой базы признаётся более ранняя
из двух дат[1]:
1.
день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2.
день оплаты, частичной оплаты в счёт предстоящих поставок товаров (выполнения
работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Итак,
если отгрузка товаров (работ, услуг) покупателю происходит до момента оплаты,
то НДС платится в бюджет в момент отгрузки. При получении авансовых платежей НДС
платится в бюджет в момент получения денег.
Из
общего правила всегда бывают исключения, т.е. ситуации, когда авансовые платежи
налогом не облагаются:
-
авансовые платежи, полученные в счёт предстоящих поставок товаров (выполнения
работ, оказания услуг), облагаемых НДС по ставке 0%. Такие авансы не облагаются
НДС без каких-либо дополнительных условий. Если у налогоплательщика есть
договор на поставку товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0%, и этот
договор предусматривает авансовые платежи, то налогоплательщик имеет полное
право полученные авансы в налоговую базу по НДС не включать.
-
авансовые платежи, полученные в счет предстоящей поставки товаров (работ,
услуг), имущественных прав, длительность производственного цикла изготовления
которых составляет свыше шести месяцев.
-
авансовые платежи, полученные в счет отгрузки товаров (работ, услуг), которые
не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Проблемы
возникают в том случае, когда в период освобождения идёт отгрузка товаров
(работ, услуг) под авансы, поступившие ещё до получения освобождения. На
практике такие ситуации встречаются часто. В момент заключения договора
организация, являясь плательщиком НДС, определяет цену на товары с учётом НДС.
Покупатель перечисляет организации аванс в счёт предстоящей поставки товаров.
Организация, получив аванс, включает его в налоговую базу по НДС и уплачивает
соответствующую сумму НДС в бюджет. Затем организация получает освобождение от
уплаты НДС, и отгрузка товара покупателю происходит уже в том периоде, когда организация
пользуется освобождением. Стоимость отгруженных товаров НДС не облагается. При
этом возникает вопрос: как поступить с суммой НДС, уплаченной в бюджет при
получении аванса? Можно ли её вернуть? По мнению налоговых органов, вернуть эту
сумму можно. Но для этого организация (по согласованию с покупателем) должна
внести изменения в договор, уменьшить цену товара на сумму НДС и вернуть её
покупателю. После этого организация может обратиться в налоговый орган с
заявлением о возврате её соответствующей суммы НДС, излишне уплаченной в
бюджет. Можно поступить иначе. Например, внести изменения в договор, изменив
цену таким образом, чтобы новая цена без НДС соответствовала старой цене с НДС.
В этом случае организация имеет все основания для того, чтобы требовать
возврата из бюджета суммы НДС, уплаченной ею при получении аванса. Однако нужно
быть готовым к тому, что налоговый орган может отказать организации в возврате
НДС и этот отказ придётся оспаривать в судебном порядке[25].
Есть ещё
один вариант: при отгрузке товаров выписать покупателю все документы (включая
счет-фактуру) с указанием в них НДС. В этом случае организации придётся
заплатить этот НДС в бюджет в полном объёме, но при этом она сможет
воспользоваться правом на вычет НДС, уплаченного с аванса. Ведь право на вычет
НДС, исчисленного и уплаченного с сумм авансовых платежей, предоставляется всем
налогоплательщикам, реализующим товары (работы, услуги), облагаемые НДС.
Никаких запретов в этой части для плательщиков, пользующихся освобождением от
уплаты НДС в Налоговом кодексе нет.
Для
того чтобы не спорить с налоговым органом, но и не терять сумму НДС, есть
только один способ. Перед переходом на освобождение расторгнуть договор с
покупателем и вернуть ему аванс. В этом случае организация получает законное
право на вычет суммы НДС, исчисленной при получении аванса. После даты
получения освобождения заключается новый договор, в котором цена товара
указывается сторонами уже без НДС (при этом она может быть равна старой цене,
которая включала в себя НДС, а может и отличаться от неё как в большую, так и в
меньшую сторону – всё решается исключительно соглашением сторон).
С 1
января 2008г. налоговый период (в том числе для плательщиков, исполняющих
обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал. И налоговую
декларацию по НДС нужно будет подавать один раз в квартал [27]. Новый порядок
имеет как массу преимуществ, так и массу недостатков. Большая часть организаций
однозначно выигрывают от нового порядка. Во- первых, средства на более
длительный период останутся в распоряжении компании. Во-вторых, т.к.
большинство сумм по авансовым платежам закрываются внутри квартала, то у
предприятия будут реже возникать ситуации, когда полученный аванс и момент
отгрузки приходятся на разные периоды. Сокращение числа предоставляемых
деклараций, приведет к сокращению и числа камеральных проверок. Это существенно
уменьшит число разбирательств по вынесенным решениям, как в налоговых, органах,
так и в суде.
Включение
авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ,
услуг), в налогооблагаемую базу, на мой взгляд, это по своей сути неверно.
Поскольку изначально НДС создавался как налог именно на добавленную стоимость,
созданную на этапе производства и последующей реализации продукции. А авансовые
платежи являются лишь одним из способов обеспечения договорных обязательств.
3.2
Перспективы изменения налоговых ставок по НДС
Среди
отечественных экономистов и практиков распространено мнение о необходимости
снижения ставок НДС до 10%, о введении единой ставки НДС.
Существенная
роль в концепции НДС отводится вопросу установления ставок налога. Принцип
нейтральности налогового обложения, стимулирующий конкурентные позиции
предпринимателей, наиболее полно выдерживается, если в сферу обложения включены
все товары (услуги), а налог взимается по единой стандартной ставке. Кроме
прочего, установление единой ставки налога значительно упрощает систему
налогообложения и снижает затраты в процессе взимания НДС. Большинство западных
специалистов склонны считать, что теоретические аргументы, без сомнения,
говорят в пользу единой ставки НДС.
Они
подчеркивают, что, кроме ослабления нейтральности, система НДС с
дифференцированными ставками будет обладать и другими недостатками более
практического характера: товары и услуги, подпадающие под обложение по разным
ставкам, должны быть четко классифицированы, что технически трудно выполнимо и
поэтому ведет к двусмысленности и, соответственно - налоговым нарушениям,
уклонению от обложения, росту издержек на соблюдение налоговой дисциплины,
понижению (до нулевой) ставок налогов или освобождению от обложения по
отдельным видам товаров и услуг, распространению налоговой скидки на лиц и
семьи с повышенными доходами; кроме перечисленного издержки по предоставлению
налоговых льгот могут быть относительно большими и потребовать повышения ставок
на основную массу товаров и услуг.
Однако
практика применения налога на добавленную стоимость ставит практически все
страны, применяющие НДС, перед необходимостью дифференциации ставок налога для
достижения социальных, перераспределительных целей и обеспечения
конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Почти все страны
применяют более низкие ставки
НДС
на товары (услуги), потребление которых важно для низкодоходных групп, и более
высокие, чем стандартные ставки, на отдельные блага и предметы роскоши,
потребляемые в основном высокодоходными категориями населения.
Следовательно,
вносится элемент прогрессивности налога в зависимости от потребления и
уменьшается его регрессивность в зависимости от дохода.
Особенностью
НДС является так называемая нулевая ставка (0, Zero rate). Нулевая ставка и
освобождение от уплаты - не одно и тоже. Нулевая ставка - это ставка налога,
который в принципе взимается, но по ставке, равной 0 процентов. В этом смысле
нулевая ставка имеет то же последствие, что и освобождение от налога. Однако
предприниматель, уплачивающий нулевую ставку, получает право на возврат всей
суммы НДС, входящей в стоимость товаров и услуг, приобретаемых им в процессе
производства товаров. Подобная льгота ставит его в более выгодное по сравнению
с теми предпринимателями, которые просто освобождены от уплаты налога[16].
В
некоторых странах круг товаров, к которым применяется нулевая ставка,
чрезвычайно широк; в других - весьма ограничен. В Великобритании с помощью
нулевой ставки фактически освобождены от уплаты налога почти все
продовольственные товары (за исключением шоколада, кондитерских изделий,
алкогольных напитков). По нулевой ставке облагаются и такие услуги, как
канализация и водоснабжение (если они не для промышленных целей). Нулевая
ставка применяется к книгам (в их число включаются и книги для слепых),
периодическим изданиям, перевозке пассажиров, снабжению лекарствами и пр. В
целом около 30 % товаров частного потребления в этой стране облагаются по
нулевой ставке[17].
В
эволюции размера ставки в странах, устанавливающих НДС, отмечаются две
тенденции: во-первых, к повышению размера стандартной ставки; во-вторых, к
дифференциации и введению нескольких ставок налога.
В
Российской Федерации на первом этапе (1991-1993 гг.) была установлена единая
ставка. Размер ее был чрезвычайно высок - 28 %. На втором этапе - 1992-1995 гг.
- произошло значительное сокращение ставки.
Более
того, они дифференцировались. Вместо единой ставки были введены две ставки -
максимальная (20 %) и минимальная (10 %). В законодательном порядке
устанавливалось, что минимальная ставка применяется ко всем продовольственным
товарам (кроме подакцизных), а также к товарам для детей по перечню, утвержденному
Правительством РФ. Таким образом, на втором этапе размер ставки НДС в России
был приближен к мировому уровню.
Третий
этап в эволюции ставки НДС связан с проведением крупной налоговой реформы в
апреле 1995 г. При этом сами ставки не подверглись изменениям. Но произошли
существенные перемены в их применении[8].
Во-первых,
значительно сузился перечень групп товаров, к которым применяется минимальная
10-процентная ставка. Закон установил, что такая ставка применяется не ко всем
продовольственным товарам, как было до этого, а лишь к тем, перечень которых
содержится в утвержденном Правительстве документе. Такой перечень был утвержден
Правительством в июле 1995 г
В нем
содержалось наименование 18 продовольственных товаров, к которым применяется
минимальная ставка. В ноябре того же года, правда, было принято новое
Постановление Правительства, значительно расширившее перечень продовольственных
товаров, по которым применяется ставка в размере 10 %.
Во-вторых,
Закон от 25 апреля 1995 г. установил, что предусмотренные им ставки применяются
не только к отечественным, но и к импортным товарам.
«Указанные
ставки, - гласит Закон «О налоге на добавленную стоимость» в новой редакции, -
применяются также при исчислении налога на добавленную стоимость по товарам,
ввозимым на территории Российской Федерации» (ч. 2, ст. 6).
В-третьих,
начиная с 28 апреля 1995 г., то есть с официальной даты вступления в силу
Федерального Закона № 63-ФЗ, налогоплательщики получили право относить на
возмещение из бюджета суммы налогов по материальным ресурсам, работам и услугам
производственного назначения по мере оплаты этих ресурсов поставщикам, а не в
зависимости от списания затрат по их приобретению на издержки производства и
обращения, как было установлено ранее.
В-четвертых,
указанным Законом изменено определение облагаемого оборота для расчета НДС у
заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий,
занимающихся продажей и перепродажей товаров, за исключением предприятий
розничной торговли и общественного питания. Начиная с оборотов за май 1995 г.,
указанные предприятия торговли определяют оборот, облагаемый НДС, на основе
стоимости реализуемых товаров, исходя из применяемых продажных цен и
рассчитывают сумму НДС, подлежащую взносу в бюджет, в виде разницы между суммой
налога, полученной от покупателей, и суммой налога, уплаченной поставщикам
товаров (а не с суммы наценки, надбавки, межценовой разницы, как было
установлено ранее).
Все
названные положения первоначально нашли соответствующее отражение в изменениях
и дополнениях № 6 Инструкции ГНС РФ № 1 от 9 декабря 1991 г. «О порядке
исчисления и уплаты НДС», а затем в Инструкции ГНС РФ от 11 октября 1995 г. №
39 «О порядке исчисления и уплаты НДС». Однако, как показала практика, эта
коренная реформа законодательства не решила всех вопросов организации исчисления
и уплаты НДС.
Необходимо
отменить 10-процентную ставку налога (за первое полугодие, по данным
Министерства по налогам и сборам, по данной льготной ставке облагалось около
10% налогооблагаемой базы) с одновременным принятием мер в области социальной
защиты населения.
Следует
существенно сократить количество освобождений от уплаты налога при реализации на
территории Российской Федерации, перечисленных в настоящее время в статье 149
НК. При этом следует:
-
исключить или перенести в другие статьи НК освобождения от уплаты налога,
возникающие вследствие отсутствия объекта налогообложения;
-
существенно сократить количество основания для освобождения от уплаты налога,
сохранив лишь такие операции, как: финансовые и страховые услуги (банковские
операции, страхование и перестрахование, финансовые услуги и т.д.); общественные
и квази-общественные блага (здравоохранение, образование, телекоммуникации и
связь, общественный транспорт); услуги в области культуры и искусства; лотереи и
тотализаторы; операции с недвижимостью (продажа земельных участков, зданий, сдача
в аренду недвижимого имущества); некоммерческая деятельность некоммерческих организаций
и благотворительная деятельность;
- сохранить
в статье 149 освобождения, обусловленные положениями действующего законодательства
либо особенностями хозяйственной деятельности.
Также
необходимо внести изменения в статью 150 НК, регламентирующую предоставление
освобождений от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской
Федерации. При этом изменения должны быть направлены как на приведение
положений ст. 150 в соответствие с положениями ст. 149, а также на соблюдение международных
договоренностей и иных особенностей хозяйственной деятельности, установленных
действующим законодательством.
Как
показывают расчеты Министерства по налогам и сборам (см. таблицу), в случае отмены
льгот и введения единой ставки НДС прежний уровень поступлений по НДС может
быть достигнут при снижении ставки вплоть до 16%.
Замена двух
действующих сегодня ненулевых ставок НДС одной обеспечит, по нашему мнению,
более простой механизм исчисления и регулирования налога. В конечном итоге это
позволит уменьшить бремя расходов компании и повысит эффективность работы
налоговых органов.
Чтобы
определить оптимальный размер единой ставки по НДС, необходимо провести
детальный анализ динамики поступлений налога, исчисленного по действующим
ставкам. А затем проанализировать возможные последствия отмены пониженной
10-процентной ставки и снижения основной 18-процентной ставки.
На наш
взгляд, целесообразно ввести единую ставку по НДС в пределах от 13 до 16
процентов. Именно в таких пределах установлены ставки по НДС в других развитых
странах. К тому же предлагаемый интервал представляет собой нечто среднее между
действующими сегодня ставками – 10 и 18 процентов.
Нулевая
ставка по экспортным операциям, характерная почти для всех стран, применяющих
НДС, в данном случае во внимание не принимается.
Министерство
финансов РФ считает целесообразным осуществить переход на единую ставку налога
на добавленную стоимость (НДС), что будет способствовать упрощению
администрирования НДС и сокращению существующих диспропорций в российской
экономике. Однако при этом важно понимать, что единая ставка представляет
собой повышение ставки в отношении тех товаров, которые в настоящее время
облагаются НДС по ставке 10%. Об этом говорится в
материалах Минфина по бюджетной стратегии России на период до 2023 г. Ставка НДС в России по большинству товаров и услуг с 2004 г.
была снижена с 20% до 18%. В случае отказа от
использования льготной ставки в России представляется необходимым предусмотреть
субсидирование государством цен на ряд товаров и услуг первой необходимости,
например, продукты питания, электричество, топливо. Минфин РФ особо отмечает, что установление единой ставки НДС на
уровне 12% приведет к потерям федерального бюджета в размере до 1,9% ВВП и
потерям бюджетной системы в размере до 1,5% ВВП.
Поддержание
сбалансированности федерального бюджета в этих условиях (без отказа полностью
или частично от финансирования расходных программ/ означает принятие одной из
следующих мер в области налоговой политики /в условиях 2007 г.): повышение
совокупной ставки налога на прибыль организаций на 7 процентных пунктов до 31%;
повышение ставки налога на доходы физических лиц на 6,5 процентных пункта до
19,5%; повышение базовой ставки единого социального налога на 8–10 процентных
пунктов до 34–36% в зависимости от изменения шкалы регрессии; повышение в 3
раза уровня налогообложения акцизами [9].
Минфин
РФ рассмотрел три модельных сценария потерь бюджета. Первый сценарий
предполагает, что в результате снижения ставки НДС до 12% цены снизятся на
величину снижения ставки. Всю выгоду от снижения ставки получат потребители.
Такая ситуация характерна для рынков совершенно эластичного предложения или
неэластичного спроса. Второй сценарий - наиболее
вероятный - предполагает, что цены снизятся на половину величины снижения
ставки - на 3%. То есть выгоды от снижения ставки потребители и производители
разделят между собой поровну.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|