Дипломная работа: Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан
Основные параметры доходов и расходов республиканского
бюджета за 2006 год приведены в таблице 3.
Как видно из таблицы 3, в процессе исполнения
республиканского бюджета за 2006 год Парламентом Республики Казахстан уточнены
и Правительством Республики Казахстан неоднократно корректировались основные
его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд.
тенге, а налоговые поступления – уменьшены на 36,2 млрд. тенге. В последующем,
Правительством в результате корректировок доходы увеличены на 214,7 млрд.
тенге, а налоговые поступления – на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение
доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и уточненные показатели
соответственно на 26,0% и 22,3 процента.
Таблица 3 -Агрегированные
показатели исполнения республиканского бюджета за 2006 год, млрд. тенге
Утве
ржд. бюджет
Уточнен. бюджет
Скоррект. бюджет
Кассовое испол.
% исполнения к
утвер.
уточ.
скор.
Доходы
отклонение*:
в млрд. тенге
в %
Налоговые поступления
отклонение:
в млрд. тенге
в %
Неналоговые поступления
отклонение:
в млрд. тенге
в %
Затраты
отклонение:
в млрд. тенге
в %
Бюджетные кредиты
отклонение:
в млрд. тенге
в %
Приобретение финактивов
отклонение:
в млрд. тенге
в %
Дефицит бюджета
Остаток бюджетных средств на конец года
1468,2
379,0
26,0
1302,9
364,9
28,0
37,7
11,5
30,5
1476,2
210,1
14,2
38,2
-1,3
-3,4
91,2
12,3
13,5
-113,7
1510,3
336,9
22,3
1266,7
401,1
31,7
39,3
9,9
25,2
1518,8
167,5
11,0
37,9
-1,0
-2,6
103,5
-126,2
1682,9
164,3
10,0
1439,3
228,5
15,9
39,3
9,9
25,2
1703,9
-17,6
-1,0
37,9
-1,0
-2,6
103,5
-126,2
1847,2
1667,8
49,2
1686,3
36,9
103,5
54,7
151,0
125,8
128,0
130,5
114,2
96,6
113,5
122,3
131,7
125,2
111,0
97,4
100,0
109,8
115,9
125,2
98,9
97,4
100,0
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета
об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8]
Затраты республиканского бюджета за 2006 год в процессе
уточнения были увеличены на 42,6 млрд. тенге и составили 1518,8 млрд. тенге,
против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение финансовых активов – на
12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд. тенге. В свою очередь, Правительством
в течение отчетного года были внесены изменения к уточненному показателю и в
результате затраты увеличены на 185,1 млрд. тенге и составили 1703,9 млрд.
тенге. Фактическое исполнение затрат составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к
уточненному назначению и 98,9% - к скорректированному показателю.
Дефицит республиканского бюджета в процессе уточнения был
увеличен на 12,5 млрд. тенге и составил 126,2 млрд. тенге. Фактически
республиканский бюджет исполнен с профицитом на сумму 54,7 млрд. тенге. В 2006
году для финансирования дефицита бюджета были привлечены внешние и внутренние
займы. При этом сумма внутренних заемных средств составила 167,6 млрд. тенге,
из них 83,7 млрд. тенге были направлены на погашение основного долга по
государственным ценным бумагам, а 83,9 млрд. тенге остались неиспользованными.
В результате на 1 января 2007 года свободный остаток средств республиканского
бюджета составил 151,0 млрд. тенге и по сравнению с 2006 годом увеличился в 12
раз. По оценке Счетного комитета, это привело к упущенным возможностям
дополнительного роста экономики республики, которые, с учетом
мультипликативного эффекта, превысили 200 млрд. тенге.
Погрешности макроэкономического прогнозирования оказали
значительное влияние на налоговые поступления в республиканский бюджет, в
доходной части которого их доля в 2006 году составила 90,2 процента. При этом
основным фактором, повлиявшим на увеличение налоговых сборов, явился рост цен
на нефть. В отчетном году цены на нефть по сравнению с 2005 годом увеличились
на 20,2 процента. В 2005-2006 годы углеводороды и металлы обеспечили более 3/4
стоимости товарного экспорта республики, а доля налоговых поступлений в
республиканский бюджет от нефтяного сектора составила более 30 процентов [8].
Рисунок 1 - Динамика доходов государственного бюджета за 1996
- 2006 годы [9]
Доходы государственного бюджета в 2006 году по сравнению с
1997 годом увеличились в 8,3 раза или на 2 058,6 млрд.тенге. Так, в 1997
году доходы государственного бюджета к ВВП составили 16,7% или 279,4
млрд.тенге. В 2005 году доходы государственного бюджета к ВВП составили 27,6%
или 2 098,5 млрд.тенге (Рисунок 1).
Доходы государственного бюджета в 2006 году к ВВП составили
22,9% или 2 338,0 млрд.тенге, снижение по сравнению с 2005 годом объясняется
тем, что для исключения зависимости исполнения бюджета от нефтяных поступлений
с 1 июля 2006 года Казахстан перешел на новую концепцию формирования и
использования Национального фонда РК. В связи с чем, в настоящее время доходы
бюджета не зависят от колебаний цен на нефть, то есть фактора ранее решающего
при формировании бюджета страны. Прямые налоги, от предприятий нефтяного
сектора минуя бюджет, перечисляются в Национальный фонд РК. Динамика доходов
государственного бюджета РК наглядно отражена в приложении 1.
Доходы государственного бюджета на 2007 год установлены в
сумме 2 648,9 млрд.тенге. По состоянию на 01.09.2007 года доходы
государственного бюджета при плане 1 671,2 млрд.тенге составили
1 796,6 млрд.тенге, или исполнены на 107,5%.
В приложении 2 отражена динамика исполнения
государственного бюджета по структуре бюджета за 2005-2007 годы, из которого
видно, что расходы государственного бюджета на 2007 год предусмотрены в сумме
2974,4 млрд. тенге, что по сравнению с 2005 годом выросли в 1,4 раза, с 2006
годом на 1,3 раза, в том числе, соответственно республиканский бюджет в 1,4 и 1,3
раза, местный бюджет - 1,8 и 1,4 раза.
Расходы республиканского бюджета без учета погашения займов
на 2007 год предусмотрены в сумме 2369,4 млрд.тенге, по состоянию на 1 октября
т.г. составили в сумме 1769,0 млрд.тенге, или 97,1% к плану финансирования на
отчетный период в сумме 1821,2 млрд.тенге.
Рисунок 2 – Исполнение
государственного бюджета за 1 квартал 2007 года [10]
Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года составил 116,6 %. Расходы республиканского бюджета за 9 месяцев 2007 года
составили 13,8 % к ВВП
Рисунок 3 – Исполнение
доходов государственного бюджета за 1 квартал 2007 г. и сравнение с аналогичным
периодом 2006 года [10]
Рисунок 4 – Исполнение
расходов государственного бюджета за 1 квартал 2007 г. и сравнение с аналогичным
периодом
2006 года (млрд. тг.)[10]
Из указанной суммы поступлений исполнение доходов составило
590,1 млрд.тенге, или 80,2 % к плану. Данные по государственному,
республиканскому и местным бюджетам представлены на рисунке 3.
На диаграмме рисунка 3 видно, что темпы роста
государственного в том числе местных бюджетов по сравнению с 1 кварталом 2006
года соответственно составили 106,0 %, 131,6%, а по республиканскому бюджету
произошло снижение, поскольку в 1 квартале прошлого года перечисления
поступлений от нефтяного сектора в Нацфонд осуществлялись через бюджет.
В приложении 3 приведены данные по основным источникам
налоговых поступлений. Традиционно самыми крупными являются КПН и таможенные
платежи и налоги.
Об улучшении таможенного администрирования свидетельствует
тот факт, что при росте импорта в тенговом выражении на 47,1 % по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года, сумма начисления платежей по импорту с
учетом льгот и отсрочек и снижения ставки НДС с 15% на14 % возросла на 51,3%.
Расходы государственного бюджета за 1 квартал 2007 года
составили 692,7 млрд. тенге, или 85,5%, в том числе по республиканскому бюджету
– 617,1 млрд. тенге, или 90,6% к плану, местному бюджету – 263,1 млрд. тенге,
81,8% к плану (рисунок 4)
Таким образом, приведённые данные свидетельствуют о
значительном росте как государственных доходов, так и увеличении объёмов
государственных расходов.
Увеличение доходов государственного бюджета происходит за
счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий
для развития предпринимательства, сокращению нелегального теневого оборота.
Осуществлен переход к принципам среднесрочного бюджетного
планирования. Введенные с 2002 года паспорта бюджетных программ обеспечивают
прозрачность расходования бюджетных денег и эффективность проведения по ним
бюджетного контроля. Республиканская бюджетная комиссия функционирует на
постоянной основе, что позволяет на более качественном уровне рассматривать
предложения по формированию и уточнению республиканского бюджета.
Совершенствование системы межбюджетных отношений было
направлено на достижение баланса интересов центра и регионов, повышение
заинтересованности нижестоящих уровней государственного управления в
экономическом развитии регионов и обеспечение стабильности поступлений в
местные бюджеты.
Однако существуют проблемы отсутствия стабильности в
среднесрочном периоде в системе межбюджетных отношений и законодательно
закрепленного распределения доходных и расходных полномочий между областными и
районными бюджетами.
Разработан проект Бюджетного кодекса, который обеспечит
переход на качественно новый уровень управления государственными расходами,
дальнейшую оптимизацию бюджетных потребностей, поэтапный переход к нормативной
оценке бюджетных расходов и развитие системы межбюджетных отношений.
Целью бюджетной политики является поддержание расходов на
уровне, при котором будет обеспечиваться выполнение в полном объеме
государственных функций, повышение эффективности государственных расходов,
содействие поддержания устойчивых темпов экономического роста, а также
повышение благосостояния населения.
Введение в 2002 году Налогового кодекса явилось важным
этапом развития казахстанского налогового законодательства, который укрепил
концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с
одновременным повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере.
Также введен в действие Таможенный кодекс Республики
Казахстан, объединяющий и систематизирующий правовые нормы, регулирующие
общественные отношения в области таможенного дела, максимально использующий
международные нормы, позволяющие упростить и одновременно повысить
эффективность таможенных процедур.
Наряду с позитивными результатами действия Налогового
кодекса остается проблема совершенствования налоговой системы в целях
обеспечения условий для экономического роста страны и улучшения инвестиционного
климата.
Положения действующего налогового законодательства не в
полной мере способствуют выводу из неофициального оборота доходов физических
лиц, созданию оптимальных условий для вложения инвестиций в воспроизводство и
обновление основных средств.
Отсутствуют действенные механизмы стимулирования
инновационной деятельности, что в определенной степени влияет на развитие
наукоемких и высокотехнологичных производств.
Целью проводимой в республике налоговой политики является
дальнейшее поощрение инвестиций в экономику, стимулирование инновационной
активности, увеличение располагаемого дохода населения для роста
платежеспособного спроса. [12,40]
Пути решения налоговой политики: установление регрессивной
шкалы ставок по социальному налогу и более либеральной шкалы ставок по
индивидуальному подоходному налогу; снижение ставки налога на добавленную
стоимость; создание экономических условий для стимулирования научной и
инновационной деятельности, в том числе развития производств с высокой долей
добавленной стоимости; совершенствование амортизационной политики, с целью
стимулирования роста инвестиций; совершенствование налогообложения нефтяных
операций; развитие процессов автоматизации налогового администрирования;
совершенствование методологии и норм администрирования специальных налоговых
режимов в целях создания условий для развития малого бизнеса и для
сельхозпроизводителей.
Предусмотренные меры по совершенствованию налоговой системы
позволят реально снизить уровень налогообложения, что стимулирует дальнейшее
увеличение темпов экономического роста.
В 2003 году была разработана методика проведения оценки
эффективности бюджетных программ. Далее будет продолжена работа по приведению в
соответствие норм законодательных и нормативных актов нормам Бюджетного кодекса
и осуществлена разработка нормативных актов, направленных на реализацию
Бюджетного кодекса. Продолжится внедрение нормативного метода планирования
расходов бюджета, дальнейшее внедрение методов бюджетного программирования.
Начиная с 2003 года предусмотрено ежегодное формирование по
скользящему принципу среднесрочной фискальной политики Республики Казахстан,
что поможет созданию основы при разработке бюджетов центральными и местными
органами государственного управления, достижению прозрачности, ясности при
планировании бюджетных расходов. Внедрение в практику разработки среднесрочной
фискальной политики позволит повысить качество принимаемых решений о
государственных расходах.
Продолжено усовершенствование механизмов бюджетного
кредитования, способствующее эффективному использованию кредитных средств,
повышению требований к обеспечению исполнения обязательств по возврату
кредитов, своевременному погашению бюджетных кредитов, сокращению просроченной
задолженности заемщиков перед бюджетом [11].
Налоговая политика в Казахстане направлена на повышение
рентабельности вложения средств в экономику республики путем облегчения
налогового бремени.
Согласно данным Счётного комитета уточненный и
скорректированный показатели по налоговым поступлениям республиканского бюджета
за 2006 год перевыполнены на 31,7% и 15,9% соответственно и составил
1 667,8 млрд. тенге. [8]
Перевыполнение плана налоговых поступлений обеспечено, в
основном, за счет корпоративного подоходного налога – на 216,1 млрд. тенге (в
1,4 раза) и поступлений за использование природных и других ресурсов – на 127,0
млрд. тенге (в 1,9 раза).
Структурный анализ показывает, что основными источниками
налоговых поступлений республиканского бюджета, как и в предыдущие годы,
являлись корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость и
поступления за использование природных и других ресурсов. Так, в 2006 году доля
корпоративного подоходного налога в общем объеме налоговых поступлений
составила 46,6%, а в 2005 году – 53,4%, НДС – 29,4% и 22,0%, поступления за
использование природных и других ресурсов – 16,0% и 19,5%, соответственно
(таблица 4).
В 2006 году налоговые поступления в республиканский бюджет
возросли по сравнению с 2005 годом на 105,9 млрд. тенге, или на 6,8 процента.
Среди налоговых поступлений наиболее высокие темпы роста приходились на
таможенные платежи (85,3%) и акцизы (56,4%).
Таблица 4 - Структура налоговых
поступлений в республиканский бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге