рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан

В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.

Таким образом, финансовый механизм - составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает прежде всего цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы. Важно грамотно использовать перечисленные средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики государства.


2 Анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе

2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан

Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономики, и социальной политики государства. Именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений развития экономики, воздействия государства на общественное производство.

Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и уровня профессионализма работников бюджетной сферы.

В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.

В соответствии с действующим законодательством страны принципы построения современной бюджетной системы отражают все тенденции современного состояния бюджетного процесса в стране. Бюджетная система Республики Казахстан базируется на принципах единства, полноты, реалистичности, транспарентности, самостоятельности, последовательности, приоритетности, ответственности, эффективности и результативности. Главными принципами являются единство и самостоятельность, которые в тоже время выступают основными принципами организации бюджетного процесса [7, 203].

Экономика Казахстана в 2006 году по сравнению с 2005 годом развивалась ускоренными темпами. Объем валового внутреннего продукта (ВВП), по данным Агентства по статистике, составил 9738,8 млрд. тенге и по сравнению с предыдущим годом увеличился на 10,6 процента. Макроэкономические показатели за 2006 год значительно превысили прогнозные оценки, представленные в Среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2006-2008 годы [8].

В Среднесрочном плане прогноз ВВП на 2006 год составил 8065,4 млрд. тенге, объем инвестиций в основной капитал – 2529,0 млрд. тенге, а мировая цена на нефть – 47 долларов США за баррель (таблица 1).

Таблица 1- Прогнозные и фактические макроэкономические показатели, использованные при формировании республиканского бюджета

Показатели 2005 год 2006 год 2006г.в % к 2005г.

ВВП, млрд. тенге

Прогноз

Уточненный прогноз*

Факт

5850,0

6580,0

7590,6

8065,4

8725,0

9738,8

137,8

132,6

128,3

Темпы прироста реального ВВП, в %

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

7,9

8,0

9,7

8,3

8,3

10,6

Экспорт товаров, млрд. долл. США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

17,6

22,9

27,8

29,1

29,4

38,3

165,3

128,4

137,8

Импорт товаров, млрд. долл. США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

13,5

15,0

17,4

23,1

21,0

23,7

171,1

140,0

136,2

Индекс потребительских цен, %

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

4,9-6,5

5-7

7,6

5-7

5,7-7,6

8,6

Инвестиции в основной капитал, млрд. тенге

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

1630,0

1714,0

2421,0

2529,0

2602,1

2810,3

155,2

152,0

116,1

Курс тенге к доллару США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

131,7

130,0

132,9

127,0

127,0

126,1

96,4

97,7

94,9

Мировая цена на нефть (BRENT), долл. США

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

32,9

42,0

54,4

47,0

55,0

65,4

142,9

130,9

120,2

Дефицит бюджета (профицит) в % к ВВП

Прогноз

Уточненный прогноз

Факт

-1,5

-1,7

0,6

-1,4

-1,4

0,6

93,3

82,4

100

Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год [8]

Анализ данных таблицы 1 показывает, что при прогнозировании темпы роста объемов ВВП, экспорта и импорта, цены на нефть, а также уровень инфляции занижались. При этом в 2006 году значительно увеличены погрешности макроэкономического прогнозирования. Так, уточненный прогнозируемый объем ВВП в 2006 году был на 10,4 пункта ниже фактического, а стоимость нефти – на 15,9 пункта (таблица 2).

Таблица 2 -Отклонение уточненного прогноза от фактического значения в процентах

Показатели 2005 2006 Среднее отклонение
ВВП -13,3 -10,4 -11,9
Темпы прироста реального ВВП -17,5 -21,7 -19,6
Экспорт товаров -17,6 -23,2 -20,4
Импорт товаров -13,8 -11,4 -12,6
Индекс потребительских цен -8,0 -11,6 -9,8
Курс тенге к доллару США -2,2 0,7 +0,8
Цена на нефть (BRENT) -22,8 -15,9 -19,4
Примечание – Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год

Как видно из таблицы 2, отклонения по отдельным основным показателям в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились. Уточненный прогнозируемый темп прироста ВВП в 2006 году на 21,7 пункта был ниже фактического роста, а уровень инфляции – на 11,6 пункта. Все это в определенной степени повлияло на качество бюджетной политики, в частности на исполнение доходов и расходов республиканского бюджета. Прогнозы доходов республиканского бюджета за 2005-2006 годы были в основном занижены, что привело к уточнению и корректировке республиканского бюджета в ходе его исполнения. По оценке Счетного комитета, погрешности макроэкономического прогнозирования обуславливали неполное и неэффективное использование средств республиканского бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.