Дипломная работа: Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан
Сформированные к 2006 году процедуры позволили достичь
определенного уровня прозрачности, подотчетности формирования и исполнения
бюджета, а также оперативности и достоверности бюджетной отчетности. Однако
существующая система контроля целевого использования бюджетных средств больше
призвана обеспечить расходование бюджета в соответствии с потребностями в ресурсах,
что выражается в обеспечении максимально точного соответствия между
утвержденными показателями и фактическими кассовыми расходами.
Вместе с тем, данный подход не позволяет в полной мере
проследить степень достижения целей государственной политики проводимой при
формировании и исполнении бюджета и не гарантирует эффективного и
результативного использования имеющихся ресурсов.
При этом наблюдается формальность выполнения действительно
важных норм, касающихся ответственности администраторов за результаты своей
деятельности, больше направленной на решение внутренних задач отдельно взятого
государственного органа, а не на решение задач страны и общества в целом.
Такой подход предопределил «мягкость бюджетных
ограничений», которая выражается в заинтересованности в формировании и
сохранении контроля над финансовыми потоками вместо обеспечения
результативности использования бюджетных средств.
На устранение данных системных недостатков направлены
мероприятия проводимой административной реформы, заключающихся в создании
эффективной системы государственного управления бюджетными ресурсами,
устойчивой заинтересованности и стимулов всех участников бюджетного процесса в
достижении конкретных, измеримых, общественно значимых результатов. Бюджетная
система будет не формально, а фактически единой, с точки зрения выполнения
нормативно установленных принципов и правил.
Данную задачу планируется достичь, во-первых, путем
предоставления большей независимости администраторам в распределении и
использовании финансовых ресурсов, выделенных из бюджета под определенные
результаты, и, во-вторых, путем усиления персональной ответственности
государственных органов за достижение данных результатов.
Рисунок 11 - Структура
реформирования бюджетного процесса
Планирование
и исполнение бюджета будет сопровождаться полной информацией о направлениях и
результатах использования бюджетных средств, на основании которой будут
приниматься решения об изменении бюджетной политики, а государственные органы –
нести ответственность за качественное исполнение своих функций.
Меры по совершенствованию процедур планирования и
исполнения бюджета основываются на следующих принципах:
- гармонизации со стратегическими, среднесрочными целями,
задачами социально-экономического развития республики и устойчивого роста
конкурентоспособности экономики;
- достижения конечных результатов и целевых индикаторов,
соответствующих индикаторам стратегических, среднесрочных задач
социально-экономического развития республики и устойчивого роста
конкурентоспособности экономики;
- корпоративного управления;
- достижения объективности формирования текущих и
капитальных расходов государственных органов и организаций;
- интеграции процедур по разработке и исполнению бюджета;
- исключения дублирующих действий в процедурах исполнения
бюджета внутри государственного органа, между ними;
- повышения
производительности труда на этапах планирования и исполнения бюджета с
оптимальным использованием информационных систем.
Бюджетирование, ориентированное на результат – это метод
планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий
распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с
учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых
результатов использования бюджетных средств.
Данный метод дает возможность соизмерять затраты и
результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств,
своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их
качество.
Реформирование бюджетного процесса создаст предпосылки
введения принципов финансового менеджмента, т.е. расширение полномочий
администраторов бюджетных программ по адаптации выполняемых функций к реальным
возможностям, позволяющим судить о деятельности государственного органа по
эффективности администрируемых программ.
С 2009 года будет осуществлен переход на трехлетнее
бюджетное планирование. Разработка проекта республиканского бюджета на 2009 –
2011 годы будет основана на имеющемся опыте в среднесрочном прогнозировании
развития экономики, доходов и расходов бюджета, и будет проводиться с
применением усовершенствованных подходов к бюджетному процессу.
Бюджетный процесс приобретет большую стабильность и
преемственность, поскольку исходной точкой, с которой будет начинаться процесс
формирования бюджета, становятся ранее установленные прогнозы расходов и
доходов. Бюджет формируется на «скользящей основе», при этом прошлогодний
прогноз смещается на один год вперед.
Одним из инструментов государственного влияния на развитие
стратегических отраслей экономики является приобретение финансовых активов –
приобретение в собственность долей участия и пакетов акций юридических лиц.
В среднесрочной перспективе государственная политика в
области управления государственными активами будет направлена на регулирование
развития стратегически важных отраслей экономики, в том числе путем
восстановления и усиления системы контроля за целевым и эффективным
использованием государственной собственности, осуществления оптимизации
структуры государственной собственности.
Таблица 10 - Прогноз
расходов государственного бюджета на 2008 – 2010 годы
Наименование
2008 год
2009 год
2010 год
в % к ВВП
доля, %
в % к ВВП
доля, %
в % к ВВП
доля, %
РАСХОДЫ
22,5
100,0
21,9
100,0
21,8
100,0
Государственные услуги общего характера
1,2
5,3
1,2
5,3
1,1
5,0
Приложение
2
Приложение
2
Приложение
2
Оборона
1,4
6,2
1,4
Приложение
2
Приложение
2
Приложение
2
6,2
1,4
6,4
Общественный порядок, безопасность, правовая,
судебная, уголовно-исполнительная деятельность
1,8
7,9
1,6
7,5
1,6
7,1
Образование
3,7
16,4
3,8
17,6
3,8
17,4
Здравоохранение
2,7
11,8
2,8
13,0
2,9
13,5
Социальное обеспечение и социальная
помощь
3,8
17,1
3,7
17,1
3,6
16,7
Жилищно-коммунальное хозяйство
1,4
6,2
1,4
6,3
1,6
7,1
Культура, спорт, туризм и информационное
пространство
0,9
3,8
0,8
3,8
0,8
3,9
Топливно-энергетический комплекс и
недропользование
0,6
2,6
0,4
2,0
0,4
1,8
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство,
особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного
мира, земельные отношения
1,2
5,3
1,2
5,3
1,1
5,2
Промышленность, архитектурная,
градостроительная и строительная деятельность
0,05
0,2
0,05
0,2
0,04
0,2
Транспорт и коммуникации
2,0
9,1
1,8
8,2
1,7
8,0
Прочие
1,4
6,4
1,3
5,9
1,3
6,2
Обслуживание долга
0,4
1,7
0,3
1,4
0,3
1,5
Примечание – Источник: Среднесрочная
фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы