рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе

коммунистических).

В Конституции Российской Федерации признаются политическое многообразие и

многопартийность (ст. 13), Все общественные объединения равноправны. В

настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но

говорить о стабильности партийной системы пока на приходится. У многих

партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети

первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны,

интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной

мере.

Билет № 14

1. Политика, ее субъекты и объекты, цели и средства.

2. Духовная сфера общества. Проблемы развития духовной культуры в

современной России.

1.

Слово «политика» произошло от греческого слова politike, что означает в

переводе на русский язык « государственные дела», « искусство управления

государством».

Политика существовала не всегда. Среди причин ее возникнове ния –

поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов,

нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости

управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от

народа органов власти. Появление политической и государственной власти и

есть

важнейшая предпосылка политики.

Наука предлагает различные on ределения понятия «политика»:

1. Политика – это отношения между государствами, классами, социальными

группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания

политической власти в обществе, а также отношения между государствами на

международной арене.

2. Политика – это деятельность государственных органов, политических

партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными

группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их

усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

3. Политика – сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства,

связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической

власти.

Под функциями политики понимают совокупность процессов, выражающих ее

назначение в обществе. Среди функций политики выделяют: а) выражение

значимых интересов всех групп и слоев общества; б) интеграцию различных

социальных слоев, поддержание целостности общества; в) обеспечение

дальнейшего развития общества; г) управление и руководство общественными

процессами, разрешение конфликтов и противоречий; д) политическую

социализацию личности (т. е. процесс освоения индивидом социально-

политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельно-

сти, в результате которого он принимает на себя определенную политическую

роль).

По масштабам проведения различают локальную, региональную,

общенациональную и международную политику, а по срокам осуществления –

текущую, долговременную и перспективную.

Субъекты политики – это индивиды, социальные группы, слои, организации,

прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти

или влияния на нее. Субъектами политики могут быть: а) социальные общности

(классы, нации и др.);

б) различные организации и объединения (государства, партии, движения,

церковь и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы,

занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно

участвующие в принятии властных решений); г) отдельные личности (в том

числе и политические лидеры). Степень и границы политической деятельности

субъектов политики зависят от существующей в стране политической системы,

которая определяет пределы и нормы политической активности; от социальной

структуры общества, наличия или отсутствия социальных барьеров (цензов,

кастовых, национальных, религиозных, сословных и прочих ограничений);

от общественного положения того или иного слоя, личности, социального

института; от субъективных факторов (личных качеств человека, численности и

системы ценностей политических движений и партий и т. д.) и ряда других

обстоятельств (например, от политической ситуации в стране).

Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни,

на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика

регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической

власти внутри общества, а внешняя – отношения между государствами на

международной арене. В свою очередь в зависимости от объектов, на которые

направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную,

культурную, военную, экологическую политику и др.

Политика как всякая сознательная деятельность имеет определенные цели.

Они могут быть долгосрочными и текущими, актуальными и неактуальными,

реальными и нереальными. Цели той или иной политики зависят от субъектов

осуществления политики, от их интересов, от назревших социальных

потребностей, от состояния общества. В политической практике остро стоит

вопрос о соотношении целей и средств политической деятельности. Оправдывает

ли «высокая», благородная цель «грязные», насильственные методы ее

достижения? Часть мыслителей, политиков-практиков утверждали

нерасторжимость политики и морали, верховенство моральных норм в политике

(Аристотель, И. Кант). Но такой подход ведет к отрыву политики от

реальности, делает ее малоэффективной и догматичной. Другой подход связан с

именем Н. Макиавелли, отделявшего политику от морали (в соот-

ветствии с известной формулой:

«Цель оправдывает средства»). Но использование неправедных средств для

достижения «высоких» идеалов не только аморально, но и часто приводит к

результатам, заметно отличающимся от заранее поставленных целей. Очевидно,

необходима целая система мер общественного контроля за деятельностью

политиков, основанных на общечеловеческих ценностях (прежде всего правах и

свободах человека).

2.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни

общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни

общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими

формами общественного сознания являются нравственное, научное,

эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Мораль – это совокупность правил поведения, производных от представлений

людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом,

исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо

воздействия на него силы общественного мнения.

Наука – это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир,

воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме

(понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных

исследований.

Искусство – это специфическая форма общественного сознания,

представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных

образах.

Религия – это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и

обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Политика – основные принципы, нормы и направления деятельности по

осуществлению государственной и общественной власти.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм,

установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно

народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной

силой государства.

В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные

элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную

культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы,

обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы

являются продуктами духовного производства.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством

аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.

Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому

государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все

сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области

духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего культурного

уровня населения;

низкий уровень государственного финансирования культурных и научных

центров; слабость правовой базы, которая была бы призвана регламентировать

культурные процессы).

Билет № 15

1. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

2. Политический статус личности.

1.

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно

поступательное движение общества от низших и простых форм общественной

организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно

понятие регресс, для которого характерно обратное движение – от высшего к

низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще

в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей

(А. Тюрго, М. Кон-дорсе и др.). Критерий прогресса они видели в развитии

человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный

взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так,

марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической

фор

мации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса

считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В

современной социологии исторический прогресс связывается с процессом

модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а

затем и к постиндустриальному.

Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии,

рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов

(Дж. Ви-ко), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая

представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном

движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил

21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы

возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал

и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппе-ра. Понимая под

прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для

отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и

как прогрессивный процесс, и как регресс.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных

движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само

развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в

нем возможны и ускоренные рывки

вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных

отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой.

Развитие орудий труда,техническая и технологическая революции – яркое

свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань

экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное

общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и

цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются

многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса

настолько велики, что возникает вопрос, а можно ли вообще говорить о

движении человечества вперед.

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых

нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в

степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А.

Сен Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной

нравственности. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы.

Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса – развитие

производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем

подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к

прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те

социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил,

от

крывали простор для развития человека (как главной производительной

силы). Применимость подобного критерия оспаривается в современном

обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер

развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого

общественного прогресса является создание условий для всестороннего и

гармоничного развития человека.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую

общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее

потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного

общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для

удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека

(или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

2.

Под политическим статусом личности понимается положение человека в

политической системе общества, совокупность его политических прав и

обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его

роли в политическом процессе все граждане демократических государств

обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно

участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть из-

бранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом

направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти.

Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными

делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально

является активным субъектом политического процесса. В обществах с

тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и

формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом

государственной политики.

Но для определения политического статуса личности важна не только

социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те

политические функции, роли, которые она в ней выполняет. В политологии

существует несколько классификаций политических ролей личности, под

которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы

политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное

положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее

политическими ролями могут быть роли:

1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику,

не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом

политики;

2) человека, состоящего в общественной организации или в движении,

косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его

роли рядо

вого члена политической организации;

3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным

членом политической организации, целенаправленно и по своей воле

включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она

отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;

4) профессионального политика, для которого политическая деятельность

является не только главным занятием и источником существования, но и

составляет смысл жизни;

5) политического лидера – человека, способного изменять ход политических

событий и направленность политических процессов.

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с

заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни

человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм,

ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на

себя определенную политическую роль, называется политической социализацией

личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:

1-й этап – детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои

первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;

2-й этап – период обучения в старших классах школы и в вузе, когда

формируется информационная сторона мировоззрения, одна

из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во

внутренний мир личности;

3-й этап – начало активной социальной деятельности индивида, включение

его в работу государственных органов и общественных организаций, когда

происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного

субъекта политики;

4-й этап – вся последующая жизнь человека, когда он постоянно

совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им

какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса

политической социализации личности: в соответствии со степенью

самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную

социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей

и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном

взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее

ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.