рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе

человека в отношениях собственности, уровня его образования,

квалификации, профессиональной подготовки и других факторов. Неизбежный в

условиях рыночной экономики разрыв в уровнях доходов отдельных людей и

групп населения в современных условиях призвано компенсировать государство

(социальные программы, пособия).

Вступая в отношения потребления, человек на полученные доходы приобретает

необходимые ему товары и услуги, удовлетворяет имеющиеся материальные и

духовные потребности.

-

Билет № 6

1. Познание, истина и ее критерии.

2. Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры

российского общества.

1.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным

содержанием которой является отражение объективной реальности в его

сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское,

художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной

деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно

взаимосвязаны.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъ-

ект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания

обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в

широком – все общество. Объектом познания соответственно являются либо

познаваемый предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех

границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в

целом.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая

называется чувственным (сенситивным) познанием (от нем. sensitiu –

«воспринимаемый чувствами»), человек получает информацию о предметах и

явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами

чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств

предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы

чувств;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется

целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств

предметы и их свойства;

в) представление – такая форма познания, при которой чувственное

отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании,

что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он

отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Второй ступенью познавательной деятельности является рацио

нальное познание (от лат. ratio – «разум»). На этом этапе, опираясь на

данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с

окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и

предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и

умозаключения,

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и

существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Суждение – есть форма мысли, в которой устанавливается связь между

отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-

либо.

Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже

имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т.

е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в

отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты

рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким

образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем

сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный

образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.

Сущностью процесса познания является получение как можно более

объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные

философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира

и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные

знания невозможно, эмпирики – что это можно сделать только при помощи

ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только

разум.

В истории философии существовали различные определения понятия «истина».

Наиболее часто употребляемым является следующее: истина – это соответствие

полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины

является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная

сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не

зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная

сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда

субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит

взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное

участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной

истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о

каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное

практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с

относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное,

ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает

человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является

практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины

соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение,

эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в

частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда

нет возможности опереться на практику (например, выявление логических

противоречий в математических рассуждениях).

2.

Под социальной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и

иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность

институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое

происхождение от латинского слова stratum – «слой», «пласт». Страты

представляют собой большие группы людей, отличающиеся по своему положению в

социальной структуре общества.

Ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры

общества является естествен-

ное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно служит

критерием неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в

обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком

собственности и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный

престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П.

Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и

привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что

социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее

можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности,

религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного

функционализма в качестве критерия предлагали учитывать социальные функции,

которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

В современном обществе можно выделить три стратификаци онных уровня:

высший, средний и низший. В экономически развитых странах средний уровень

является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. Внутри

каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность

различных социальных слоев. К ним обычно относят следующие стратовые блоки:

1) профессиональные администраторы;

2) технические специалисты;

3) предприниматели;

4) интеллектуалы, занятые различными видами умственного труда;

5) квалифицированные рабочие;

6) неквалифицированные рабочие и др.

Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность

переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой

социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо

уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется

социальной мобильностью. В первом случае говорят о вертикальной

мобильности, во втором – о горизонтальной. Высокий показатель вертикальной

социальной мобильности при иных равных условиях считают важным

свидетельством демокрагичности общества.

Качественные изменения, происходящие сегодня в экономике современного

российского общест ва, повлекли за собой серьезные сдвиги в его социальной

структу ре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается

противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам.

К высшей страте (или элите) сегодня могут быть отнесены представители

нарождающейся буржуазии, государственного аппарата, а также интеллектуалы,

занятые в сфере финансового бизнеса (они составляют около 3–5% населения).

Создание так называемого среднего класса в России сегодня только

начинается (предполагается, что к нему в основном будут принадлежать

представители класса предпринимателей, а также рабочие, занятые

высококвалифицированным трудом, и работники умственного труда). В настоящий

момент по данным социологических исследований число людей, принадлежащих к

данному стратификационному уровню, колеблется от 10 до 15%. Наконец, низшая

стра-та в современной России – это рабочие различных профессий, занятые

трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие

(приблизительно 80% населения). Следует отметить тот факт, что процесс

социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный

характер. Это может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в

обществе.

Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры

современного российского общества:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных,

углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе

индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства

(так называемая утечка мозгов);

3) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и

высококвалифицированными рабочими.

Билет № 7

1. Научное познание. Значение научной теории.

2. Национальные отношения в современном мире. Проблемы / межнациональных

отношений в нашей стране.

1.

Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание

отличается от обыденного:

а) стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых

предметов и явлений;

б) особым (научным) языком, используемым для их описания;

в) специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

г) желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только

сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание

предметов и явлений, а основной формой получаемого знания – эмпирический

(научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых

явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных

теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирйческо-

го познания, являются методы на блюдения, эмпирического описа ния и

эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных

предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних

свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие

формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление.

Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого

полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других

знаковых формах.

Особое место среди вышеперечисленных методов занимает экс перимент.

Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который

осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при

необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания

(ученым). Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при

котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно

соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении

мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами

познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании

данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим

методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим

звеном между двумя уровнями науч

ного познания – теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания,

можно выделить метод гипотезы, а также формула рования научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых

предположений, с помощью которых рассчитывают объясни! ь те эмпирические

факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Целью проверки

гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих

явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с

ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие

собой предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке,

но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить

предположение о существовании еще не открытых элементов перио дической

таблицы Д. И. Менделеева).

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной

теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего

мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо

описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает

определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем

явлений и процессов. В этом состоит ее основное значение.

2.

Этносы – большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры,

языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.

Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны.

Прежде всего это племена, народности и нации.

Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими

на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-

психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в

котором существует не менее двух тысяч различных этносов

Харакгер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции,

к дифферен циации и к интеграции.

Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального

своеобразия, языка, культуры Эти стремления реали зуются в процессе их

дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное

самоопределение и создание само стоятельного национального государства.

С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира

невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена

культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных

контактов Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью

решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с

успехами научно-технической революции.

Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие

национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает

исчезновения различий между ними.

Межнациональные отноше ния – материя особенно тонкая. Нарушение или

ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают

чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

В современном мире, в том числе и в России, существуют межна циональные

конфликты, вызванные различными причинами:

1) территориальными спорами;

2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;

3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении

малых наций и народов;

4) попытками национальных политических элит использовать национальные

чувства в целях собственной популярности;

5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к

созданию собственной государственности .

Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении

межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной

целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и

связанного с ним насилия.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюде-

ние гуманистических принципов политики в области националь ных отношений:

1) отказа от насилия и принуждения;

2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;

3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

Билет № 8

1. Роль искусства в познании мира.

2. Социальный статус личности, социальные роли личности.

1.

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и

человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.