рефераты бесплатно

МЕНЮ


Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе

действительности в художественных образах. Посредством создания

произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной

деятельности людей, как художественное познание.

Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и

другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических

условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том,

что:

– во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства – жизнь

людей – чрез

вычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии

в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем

не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально

существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в

искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит

процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков

познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие

общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное

влияние на общественное сознание;

– во-вторых, для художественного познания характерны специфические

способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при

помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе

таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в

скульптуре – объемно-пространственные формы;

– в-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства

играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел,

допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в

процессе научного познания.

В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные

стороны жизни людей, искусство исследует человека в це-

лом и наряду с другой познавательной деятельностью является особой формой

познания окружающей действительности.

2.

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет

определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной

группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и

обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные,

достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения,

социальное происхождение и т. п., ко второй – профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая

представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются

престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной

значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном

мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот,

занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов.

Общество, в

котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может

нормально функционировать.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее

поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить

большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия,

которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека,

ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной

ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец

поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном

обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально

(например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей,

которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.

Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта

личности (в тбм случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг

другу).

Однако несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем

статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в

обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и

определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается

тенденция к

унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью,

не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных

статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы,

максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое

предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним

возможность выбора путей его исполнения.

Билет № 9

I* Особенности социального познания. Конкретно-исторический подход к

социальным явлениям.

2. Политическая система общества, ее структура.

1.

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием

которого является отражение объективной реальности в его сознании, а

результатом – получение нового знания об окружающем мире. В процессе

познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект

познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают

познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком – все

общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый

предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех границах, в

которых с ним взаимодействуют

отдельные люди и общество в целом.

Главной особенностью социального познания как одного из видов

познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта

познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое

совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на

сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание

всегда будет связано с интересами индивидов-субъектов познания, и этим

обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных

выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных

явлений.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов.

Различают три вида таких фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных

групп; \

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от

мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он

принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление

истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объ-

екта познания. Однако установить истину в процессе социального познания

нелегко, потому что:

1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей

структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние

как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление

социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы

носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и

явления никогда полностью не повторяются.

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического

исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального

явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее

распространенным методом социального исследования является научная

абстракция.

Главным источником получения знаний об обществе является социальная

действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется

достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об

установлении только относительных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть

законы общественного развития можно только при использовании конкретно-

исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного

подхода являются:

1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин,

результатом которых она явилась;

2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг

с другом;

3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как

социальных групп, так и отдельных личностей).

Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются

некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии

исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются

общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных

процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и

составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге

являются целью социального познания.

2.

Под политической системой общества понимают совокупность различных

политических институтов, социально-политических общ-ностей, форм

взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется

политическая власть.

Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развития общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4)согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической

жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение

попыток их нарушения.

Основанием классификации по литических систем выступает, как правило,

политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и

общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены

на тоталитарные, авторитарные и демократические,

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической

системы, называемых также подсистемами: 1) институциональную, 2)

коммуникативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологическую .

К институциональной подсис теме относятся политические организации

(институты), среди которых особое место занимает государство. Из

негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества

играют политические партии и обществен

но-политические движения. Все политические институты можно условно

разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации,

непосредственной целью существования которых является осуществление власти

или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-

политические движения). Ко второй группе – несобственно политических –

относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической,

социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и

кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой

самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. На их

цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные

организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая

свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей

деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и

функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо

слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок

они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других

собственно политических институтов. Сами же они не являются активными

субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической системы обще-

ства – это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся

между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их

участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных

связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в

них людей и политические институты побуждают их собственные политические

интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные)

политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия

между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также

внутри них, ко вторым – отношения между государствами, партиями, другими

политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы

определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм).

Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую

жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы

общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции,

законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других

общественных организаций регламентируется их уставными и программными

нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее

бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение

имеют неписаные обычаи и традиции. Еще одну группу политических норм

представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления

всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде,

справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости

возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть,

благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет

собой совокупность различных по своему содержанию политических идей,

взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое

сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях –

теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая

психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды,

лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии – чувства,

эмоции, настроения, предрассудки, традиции. Но в политической жизни

общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает

политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного

общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных

ориентации политических представлений. Политическая культура – это

передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в

кото-

ром соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных

групп.

Билет № 10

( 1. Духовное производство и духовное потребление.

2. Роль права в жизни общест-1ва. Правовое государство.

1.

Под духовным производством

обычно понимается производство сознания в особой общественной форме,

осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально

заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом духовного

производства являются идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а

также сами индивиды и складывающиеся между ними общественные связи.

Отличительная особенность духовного производства состоит в том, что его

продуктом являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены

от их непосредственного производителя. Ученые выделяют три вида духовного

производства:

1) наука;

2) искусство;

3)религия.

Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и

право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается

профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в

результате политической и правовой

деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы

духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства является наука. Наукой принято

называть теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир,

воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и

основанные на данных научных исследований.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-

нибудь заметного 1 влияния на развитие общества. Однако с течением времени

положение изменилось. Примерно с XIX в. наука начинает играть заметную

роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь

изменяется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым

видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление

новых отраслей материального производства (химии, радиотехники,

ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль

приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью

которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.