Современные средства денежного обращения
преследуемых фашистскими режимами лиц, чьи наследники оказались в итоге
обиженными. Этот закон предусматривает строгую уголовную ответственность
банкиров и клерков за разглашение финансовой информации, которую клиент
предпочел не открывать без соответствующего решения швейцарского суда.
Швейцарский же суд в крайне редких случаях допускает раскрытие такой
информации об иностранных гражданах, что, в свою очередь может быть
истолковано либо как чрезмерные усилия, направленные на сохранение средств
банков, либо о крайней сомнительности доказательств, предоставляемых
правоохранительными органами других стран в подтверждение криминального
происхождения средств. (Стоит также заметить, что законодательство и
банковские правила Швейцарии, вопреки распространенному мнению, не
допускают (в отличие от ряда стран Центральной и Восточной Европы и
Латинской Америки) открытия полностью анонимных счетов.)
Почему возможность совершения анонимных или односторонне анонимных платежей
важна для частных лиц и организаций. Приведу лишь пару маленьких примеров.
Покупая в ларьке Роспечати газету, мы обычно ни от кого не прячемся, и не
склонны считать анонимность этой сделки чем-то важным. Однако, мы, очевидно
будем возражать, если кто-то сможет собрать воедино всю информацию о
газетах, журналах и книгах, которые мы приобретаем. Точно так же, фирма не
склонна держать в тайне рядовую закупку, или, по крайней мере, считать
такую тайну чем-то важным. Если же некто (а им может оказаться конкурент)
окажется в состоянии свести в единый файл всю информацию о (совершенно
рядовых) закупках данной фирмы, ее менеджеры будут относиться к тайне,
очевидно, по другому. Именно такие возможности "профилирования" финансового
и коммерческого (а значит, косвенно, и прочих) аспектов жизни частного лица
или деятельности компании возникают, если анонимные платежные средства
будут исключены из денежных инструментов.
(2) "Рамочное" право. Главный тренд сегодня - это законы, закрепляющие
существенную либерализацию телекоммуникационного рынка. С появлением
цифровой обработки сигналов (представление, хранение, передача и обработка
любых сигналов в цифровой форме) возникла концепция "конвергенции" -
необходимого технологического объединения телефонных, телевизионных,
почтовых, компьютерных, пейджинговых, радио- и других информационных
сервисов. Появление нового регулирования, в полной мере отвечающего
всемирному переходу на цифровую обработку сигналов, крайне важно, ибо
старая нормативная база, разделяющая телефонный, телевизионный,
компьютерный и другие виды информационного бизнеса, препятствует
внедрению новых технологий передачи данных (например, доставки
телевизионного изображения по обычному телефонному проводу или доступа
в Internet по телевизионному кабелю).
В США новое законодательство принято уже в 1996 году, в Европе должно
быть принято в полной мере к 1998 году. В России же полным ходом идет
становление законодательства в этой области, которое, похоже, будет
воспроизводить старинную законодательную конструкцию, возникшую в
доцифровую эру.
Законы о защите персональных данных и их экспорте-импорте принимались
в виде международных конвенций еще с 1985 года. Тогда они в целом
базировались на концепции прав человека и были крайне расплывчаты.
Существенным же шагом вперед стало принятие Европейским союзом в июле
1995 года вполне конкретной Директивы по защите персональных данных и
свободном обмене ими. Эта директива кроме обязательств по защите
персональных данных физических лиц для фирм, работающих с этими
данными, вводит ограничения на экспорт персональных данных из Европы в
страны, в которых не приняты законы об адекватной защите таких данных.
В то же время директива гарантирует странам, поддерживающим режим
защиты персональных данных, свободный обмен ими. Если в России не
будут приняты законы о защите персональных данных и их экспорте-
импорте, то:
- граждане России будут иметь меньше прав, чем граждане Европы и
США;
- свободный обмен информацией с иностранными государствами будет
существенно затруднен.
Традиционные законы о копирайте (законы об интеллектуальной
собственности) трещат сейчас по всем швам ввиду появления таких "странных"
объектов их применения, как базы данных, программное обеспечение,
пользовательские интерфейсы и т. п. В США сейчас эта область в основном
закрывается большим количеством прецедентов. С другой стороны, Европа и
WIPO (World Intellectual Property Organisation) разрабатывают свои версии
законов на этот счет. Особую пикантность являют случаи, где копирайт "не
работает", - это правительственная и другая публичная информация. Например,
в США по закону любая федеральная информация не имеет копирайта - для того
чтобы облегчить их распространение. В России подобные проблемы пока не
обсуждаются, но уже есть закон, регулирующий работу с электронными базами
данных. Этот закон просто ужасен.
Раскрытие информации - это общая проблема для ведомств, сегодня и не
подозревающих об общности их проблем. Некоторые виды информации должны
раскрываться для широкой публики. В их числе находится как
государственная информация (базы данных, реестры, законодательство и
т. п.), так и частная (информация о финансовых рынках). В США и Европе
изданы нормативные акты, предписывающие государственным органам полное
раскрытие всей публичной (несекретной) информации о своей деятельности
в Internet. На финансовых рынках создаются полностью электронные системы
раскрытия информации. Для них особенно важно регулировать появление
посредников, добавляющих стоимость. В России известны только две подобные
инициативы - раскрытие информации ФКЦБ России и раскрытие законодательной
информации. Заметим, что обычная публикация информации никакого отношения к
раскрытию не имеет: система раскрытия информации определяется как условия,
порядок и процедуры взаимодействия регулирующих органов, раскрывателей
информации и других организаций, имеющих целью обеспечение возможности
нахождения конкретной раскрываемой информации, а также публичного и
свободного доступа к ней в регламентированное время.
Криптозащита традиционно рассматривалась как потенциально опасная
вещь. Сейчас законодательство, ограничительно регулирующее использование
шифрования и кодирования, начало серьезно мешать развитию внутренней и
международной торговли (прежде всего это касается электронных систем
"поставщик-клиент", работающих в Internet). Под давлением новых технологий,
а также требований публики картина начала меняться в конце 1996 года,
когда в США появился прецедент, толкующий ограничение на публикацию
алгоритмов криптозащиты как ограничение свободы слова. В России эти
правовые проблемы не решены (есть нормативная база, ориентированная на
ФАПСИ), поэтому рынок средств защиты информации практически пуст,
импортировать дешевые (иногда даже бесплатные) и надежные средства
защиты информации пока невозможно. Теоретические работы в этой области
права не ведутся. Поэтому в настоящее время в России полноценная
легальная электронная торговля и полноценные легальные электронные
финансовые рынки, пожалуй, невозможны юридически, хотя вполне возможны
технологически.
Современные технологии предлагают новые способы анонимной организации
денежных расчетов (разные виды "электронных кошельков" в отличие от
электронного перечисления безналичных денег - технология существенно
отличается от технологий кредитных и дебетных карточек). Сегодня западные
законодатели активно дискутируют о том, хорошо это или плохо. Проекты
анонимных электронных денежных расчетов существуют только 2-3 года,
поэтому никакой законодательной практики на этот счет нет. В России же
эти проекты практически неизвестны.
С появлением киберпространства серьезнейшей проблемой стало
определение юрисдикции: традиционные юридические нормы для определения той
страны, чье законодательство необходимо использовать, практически перестали
работать. С другой стороны, появляются новые юридические концепции
(например, "договорная юрисдикция провайдеров") и подходы (например,
опубликована Декларация независимости киберпространства).
С проблемой юрисдикции тесно связана и другая проблема: совершенно
непонятно, как осуществлять правоприменение. Компьютерные сети
спроектированы так, чтобы выживать даже в случае атомной войны, и уж во
всяком случае правоприменение в любой стране можно легко обойти, используя
доступ к сети из других стран. Более того, часто невозможно
"вычислить" преступника: киберпространство предполагает другие способы как
нападения, так и защиты, нередко основанные на сверхсовременных
технологиях. Концепция сочетания организационной и технологической
самообороны и страхования в случае прорыва этой самообороны гораздо более
приемлема для современных информационных технологий, чем система с
централизованной "информационной" полицией.
Законодательные подходы к этим проблемам в мире только-только начинают
обсуждаться - в основном в форме обучения законодателей реалиям нового
мира и обсуждения возникающих судебных прецедентов. В России пока не
пришли даже к пониманию этих проблем.
Свобода слова и выражения в новом обществе должна определяться по-
новому, ибо появление компьютерных сетей требует пересмотра традиционных
норм, бывших эффективными для печатных и традиционных электронных медиа.
Концепция "вещания", что предусматривает наличие географического центра
такого вещания, полностью непригодна в компьютерных сетях, где не только
нет географических границ, но и любой может быть как
"читателем/зрителем", так и "издателем/станцией". Сегодня идет очень
активная дискуссия на эту тему. В США в 1996 году было принято (а
затем отменено) новое законодательство, предусматривающее минимальную
цензуру. С появлением новых технологий стало сложно регулировать
вопросы, связанные с контролем над порнографией, над распространением
клеветы, разжиганием национальной розни и пр.
Один из современных способов, предлагаемых для борьбы с
распространением порнографии, - это усиление родительского контроля
(использование специальных программ, которые запрещают пользователю
обращаться к определенной информации без указания пароля. Пароль же
назначают родители). Считается, что такой переход к технологической
самообороне эффективнее, чем централизованный запрет на предоставление
доступа к порнографии. В России, похоже, принципиальную разницу между
предоставлением доступа и распространением информации даже не будут
различать.
Нормы по электронным документам. Существует модельный закон ООН по
электронным документам. Он предназначен для закрепления функционально
эквивалентного подхода к электронным документам (то есть такого подхода,
когда выявляются функции бумажного документа и к каждой функции
подбирается эквивалентный по функциональности механизм из области
информационных технологий). Эти модельные нормы далее должны
уточняться национальными законодательствами. Последний вариант
модельного закона ООН вышел в 1996 году. Следующим в этой серии будет
модельный закон об особенностях использования электронного
документооборота в морской торговле. В России сейчас создается рабочая
группа в Думе, которая должна заняться проектом закона об электронном
документе.
Системы электронного голосования. В США введением общенациональной
системы электронного голосования "из дома" занимается Федеральная комиссия
по связи. Возникает множество вопросов не только по законодательному
обеспечению и легитимности результатов такого голосования, но и по
законодательному обеспечению последствий принятия таких технологий. Если
издержки проведения национальных референдумов или сбора пары-тройки
миллионов подписей будут близки к нулю, то это означает существенное
изменение политической организации общества - репрезентативная демократия
будет гораздо ближе к прямой демократии. В таком мире люди еще не жили,
и его законодательное обеспечение еще не отработано. Если рассмотреть
любые типы проведения голосования, то можно выделить так называемые права
голоса - новый тип (нефинансовых) инструментов, представляющих собой
односторонние обязательства эмитента по реализации результатов подсчета
голосов, - относится ли это к национальным и местным референдумам, выборам
в госорганы всех уровней, выборам в политических партиях или голосованию на
общих собраниях акционерного общества. При принятии парадигмы прав голоса
как инструментов можно использовать единую для этих инструментов учетную
структуру, в том числе - технологию и инфраструктуру регистраторов и
депозитариев рынка ценных бумаг. Регулирование, основанное на этой
схеме, позволит путем введения конкурентного предоставления услуг в
этой области существенно снизить общественные издержки на проведение
голосования, особенно голосования большого масштаба.
Многие "молодые" законы тесно связаны между собой и требуют введения и
регулирования новых типов институтов. Например, электронная подпись,
криптозащита, электронные документы, взятые совместно, требуют введения
института хранителей ключей (электронных нотариатов) и соответствующего
законодательного определения разделения рисков между сторонами. Введение
электронных документов для тех записей, которые должны существовать в
единственном экземпляре, приводит к необходимости регулирования учетных
институтов (реестродержателей и депозитариев). Это регулирование важно
разработать для институтов, учитывающих записи данных, удостоверяющие какие-
либо права (в том числе права собственности). Можно, конечно, в конкретные
договора по действиям, обслуживаемым такими институтами, вставлять
необходимые фрагменты регулирования, но тогда не закрываются случаи,
затрагивающие третьих лиц, не упомянутых в таких договорах. Поэтому
необходимо создание соответствующих норм статутного права.
3.5. Стандарты электронных расчетов
В продолжение расказа о цифровой наличности немного о технологических
стандартах применяемых в различных системах и о том что представляет из
себя цифровая наличность с математической точки зрения.
Стандарт SET. Аббревиатура SET расшифровывается как Secure Electronic
Transactions - безопасные (или защищенные) электронные транзакции. Стандарт
SET, совместно разработанный компаниями Visa и MasterCard, обещает
увеличить объем продаж по кредитным карточкам через Internet. Совокупное
количество потенциальных покупателей - держателей карточек Visa и
MasterCard по всему миру - превышает 700 миллионов человек. Обеспечение
безопасности электронных транзакций для такого пула покупателей могло бы
привести к заметным изменениям, выражающимся в уменьшении себестоимости
транзакции для банков и процессинговых компаний. К этому следует добавить,
что и American Express объявила о намерении приступить к внедрению
стандарта SET.
Для того, чтобы совершить транзакцию в соответствии со стандартом SET,
обе участвующие в сделке стороны - покупатель и торгующая организация
(поставщик) - должны иметь счета в банке (или другой финансовой
организации), использующем стандарт SET, а также располагать совместимым с
SET программным обеспечением. В таком качестве могут, например, выступать
Web-браузер для покупателя и Web-сервер для продавца - оба, очевидно, с
поддержкой SET.
CyberCash: пионер и всегда на переднем плане. Компания CyberCash,
расположенная в г. Рестон (штат Вирджиния, США) была пионером в разработке
многих концепций, использованных в стандарте SET, и приняла на себя
обязательство одной из первых внедрить SET. Множество покупателей и
торговых организаций по всему миру используют систему SIPS (simple Internet
payment system) производства CyberCash. Есть стимул для использования
программного обеспечения CyberCash: в дополнение к повышенной безопасности
программное обеспечение поставляется свободно (т.е. бесплатно) как
покупателям, так и продавцам. Плата за использование системы CyberCash
включается в оплату за обслуживание кредитных карточек. Торговым
организациям необходимо лишь иметь счет в банке-участнике и поместить
кнопку PAY на свою Web страницу на соответствующем шаге процедуры
оформления заказа. Когда покупатель нажимает на эту кнопку, он инициирует
процесс выполнения расчетов по покупке в системе.
Платежи без кодирования: система First Virtual. Учитывая проблемы,
возникающие в связи с необходимостью пересылки номеров кредитных карточек
через Internet: необходимость кодирования и обеспечения гарантий от
расшифровки третьими лицами, можно сформулировать альтернативный подход. Он
состоит в полном отказе от пересылки информации, относящейся к кредитным
карточкам, через Internet. Компания First Virtual (США) разработала
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|