рефераты бесплатно

МЕНЮ


Финансы и кредит

доход в соответ-ствии с теми функциями, которыми они наделены.

К компетенции местных органов власти относятся:

а). образование;

б). обеспечение внутренней безопасности;

в). здравоохранение;

г). социальное обеспечение.

Структура доходов местных органов власти:

во - первых, отчисления от федеральных налогов (22 % налога на прибыль

направляется в местные органы, 13 % – в федеральные органы.);

во - вторых, налоги, остающиеся в распоряжении местных органов (подоходный

налог);

в - третьих, местные налоги (разного рода налоги, как, например, на прогон

скота, на проезд в транспорте в ночное время и т.п. Этому “творчеству”

скоро будет положен конец с принятием Налогового кодекса).

в - четвертых, субсидии (из 89 субъектов – 79 субъектов находятся на

дотациях).

Возможно, что местные органы власти могут выпускать местные займы, чтобы

покрывать дефицит местных бюджетов (это пока разрешено только Новгородской

губернии).

Классификация налогов:

1) Прямые (налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических

лиц). Бывают:

а). реальные;

б). личные. К ним относятся:

– подоходный налог с населения;

– налог на прибыль юридических лиц;

– налог на прирост капитала;

– налог на доходы от денежных капиталов;

– налог на сверхприбыль.

2). Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из 3

групп:

а). акцизы (надбавка к цене);

б). фискальные монопольные налоги (эти налоги устанавливает государство

для пополнения казны);

в). таможенные пошлины. Бывают:

– экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров);

– импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для

государства или производителя внутри страны);

– транзитные.

3). Отчисления в фонды социального страхования:

а). пенсионный фонд;

б). фонд социального страхования;

в). фонд занятости;

г). фонд медицинского страхования.

Элементы налога.

Субъект налога – юридические и физические лица, которые обязаны платить

данный налог.

Объект налога – предмет или имущество, подлежащие налогообложению.

Источник налога – доход субъекта, из которого уплачивается налог (источник

может совпадать с объектом).

Единица налогообложения – единица измерения объекта.

Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть:

– твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения);

– долевой (устанавливается определенная доля налога, например, 1/8 часть

от прибыли) + %.

Ставки бывают:

а). пропорциональные (действуют в едином проценте к объекту обложения

независимо от его величины);

б). прогрессивные (объекты группируются).

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта от налога.

Системы расчета уплаты налогов.

I. Шедулярная система.

|1). |13 |12|1, 57|

|Зарплата |млн.|% |млн. |

|2). Доходы |100 |20|20 |

|от ценных |тыс.|% |тыс. |

|бумаг | | | |

|3). Доходы |1 |0 |0 |

|от с/х |млн.|% | |

|участка | | | |

|4). |200 |0 |0 |

|Банковский |тыс.|% | |

|депозит | | | |

Весь налог равен сумме всех этих отдельных налогов.

II. Глобальная система.

|1). Зарплата|12 млн. |

|2). Доходы |100 тыс. |

|от ценных | |

|бумаг | |

|3). Доходы |1 млн. |

|от с/х | |

|участка | |

|4). |200 тыс. |

|Банковский | |

|депозит | |

В итоге подсчитывается совокупный доход, который умножается на процентную

ставку 12 %, равной сумме налога.

3 вида налогов:

1. Федеральные;

2. Республиканские;

3. Местные.

Всего существует более 60 видов налогов.

Федеральные налоги:

– налог на прибыль предприятий; предприятий с иностранными инвестициями;

– НДС;

– спецналог (отменен).

К федеральным также относятся:

– налог на внешнеэкономическую деятельность;

– акцизы

Республиканские налоги:

– подоходный налог;

– налог на пользователей автотранспорта;

– транспортный налог;

– лесной сбор.

Местные налоги (самая многочисленная группа):

– сбор за парковку автотранспорта;

– сбор на содержание милиции и т.п.

Фонды:

а). пенсионный фонд;

б). фонд социального страхования;

в). фонд занятости;

г). фонд медицинского страхования.

Налоговое бремя:

|на |на |

|макроуровне |микроуровне |

|оно |определяется|

|определяется|как сумма |

|как доля |всех |

|налогов в |налогов, |

|ВНП |который |

| |платит |

| |отдельное |

| |предприятие |

| |к его |

| |прибыли |

Федеральные налоги:

[pic] Если платить все налоги, то d составит 80 - 90 % от прибыли.

Максимальный размер налогового бремени.

Кривая Лаффера, показывает зависимость налогового процента и налоговых

поступлений.

В условиях административно - командной системы поступления налогов

[pic]

|В условиях |В условиях |

|администрати|рыночной |

|вно- |экономики |

|командной |50 % – |

|системы |предел |

|поступления |налогообложе|

|налогов – |ния |

|100 % |налог на |

| |прибыль–35% |

| |= 22 % + 13 |

| |% |

| |22 % – в |

| |местный |

| |бюджет; |

| |13 % – в |

| |федеральный |

| |бюджет |

|[pic] |[pic] |

Основные виды федеральных налогов (по значимости):

1. Налог на прибыль (раньше назывался налог на доход).

2. НДС

W = C + V + M

V + M – добавленная стоимость.

3. C + V + M – сумма, с которой берется акциз

4. Таможенные пошлины.

Неналоговые сборы – всевозможные сборы и пошлины.

Пошлины – денежные суммы, которые взымаются специально уполномоченными

учреждениями за совершенные действия в пользу предприятий или частных лиц.

Пошлины взымаются следующими органами:

а). Судом (при разводе, разделе имущества и т.п.).

б). Государственным арбитражом (иски между предприятиями).

в). Нотариальными конторами.

г). Милицией (прописка и т.д.).

д). Загсом (регистрация брака).

е). Органами финансовой системы (за получение разрешений, лицензий и

т.п.).

ж). Мерией (за различные справки).

з). Другие.

В Российской Федерации финансовые органы нацелены в первую очередь на

использование фискальной функции налогов, однако доля собираемых налогов

все время снижается. При этом не учитывается регулирующая функция налогов,

которая призвана с помощью налогов либо поощрять, либо угнетать

производство.

ТЕМА 9 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

Государственный бюджет – совокупный денежный фонд государства,

представляющий по форме таблицу доходы - расходы. Бюджет представляет собой

форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций

органов государственной власти.

Расходы государственного бюджета:

1. На народное хозяйство. Здесь примерно 30 позиций, важные из которых

следующие:

– дотации на продтовары;

– дотации на уголь;

– дотации на продукцию животноводства;

– дотации ЖКХ;

– дотации метрополитену;

– дотации на конверсию ВПК и т.п.

2. Расходы по внешнеэкономической деятельности:

– предоставление кредитов другим государствам;

– выплата процентов за взятые кредиты;

– оказание безвозмездной помощи другим государствам;

– уплата взносов в международные органы;

– покупка валютных резервов и т.п.

203. Народное образование, национальная подготовка кадров:

– детские дошкольные учреждения;

– спецшколы (для умственно отсталых);

– школы - интернаты;

– ПТУ;

– вечерние школы;

– военные училища и т.п.

204. Культура, искусство, средства массовой информации:

– библиотеки;

– музеи и выставки;

– дворцы, дома культуры, клубы;

– творческие союзы;

– телевидение, радиовещание, периодическая печать, издательства и т.п.

205. Наука:

– высшая школа;

– НИОКР;

– содержание органов управления наукой (министерств; преподавательского

состава;

– содержание архивных учреждений и т.п.

206. Здравоохранение:

– больницы;

– поликлиники, амбулатории;

– медпункты, станции скорой помощи и переливания крови;

– дома ребенка и т.п.

207. Социальное обеспечение:

– средства, которые передаются в фонд социальной защиты населения;

– обучение и трудоустройство инвалидов;

– врачебно - трудовые экспертные комиссии;

– доплаты и надбавки к пенсиям и т.п.

208. Расходы на оборону:

– на содержание армии и флота;

– закупка вооружения и военной техники;

– расходы на военный НИОКР;

– пенсии и пособия военнослужащим и т.п.

209. На содержание правоохранительных органов, судов, прокуратуры:

– органов безопасности;

– народных судов;

– пограничные войска и т.п.

210. Расходы по содержанию органов государственной власти:

– Парламент, Дума, Совет Федерации;

– Контрольная бюджетная палата и т.п.

214. Расходы по содержанию государственного управления:

– все министерства

216. Резервные фонды:

– Федерального собрания;

– Президента РФ;

– субъектов Федерации и т.п.

230. Расходы на целевые и региональные программы развития народного

хозяйства.

231. Расходы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

232. Расходы по ликвидации последствий ядерного выброса в Челябинской

области.

Также указываются:

а). возмещение расходов на оплату сдаваемых в государственный фонд

драгоценных металлов;

б). расчеты государства с коммерческими организациями:

– Центробанком;

– Коммерческими банками;

– Страховыми организациями.

160. Бюджетные ссуды.

238. Расходы на выплату выигрышей по денежно - вещевым лотереям и на их

проведение.

Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга (800 трлн.

руб.) и расходы по обслуживанию внешнего государственного долга.

255. Резерв средств на корректировку расходов бюджета на индекс изменения

цен (индексация должна расти 1 раз в 3 месяца).

Также включаются расходы на проведение выборов и референдумов.

Доходы государственного бюджета:

Раздел I. Налог на прибыль (доходы предприятий и организаций).

1. Налог на прибыль всех предприятий (кроме иностранных).

2. Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями.

3. Налог на прибыль казино, игорных домов, видеосалонов, видеопрокатов и

пр.

4. Налог на доходы банков, страховых организаций и биржевую деятельность.

Раздел II. Налог на операции с ценными бумагами.

Раздел III. Подоходный налог с физических лиц, который собирают:

параграф 1 – Предприятия и учреждения;

параграф 2 – Налоговые органы.

Раздел IV. Доходы от внешнеэкономической деятельности

параграф 1 – от импортных операций;

параграф 1 – от экспортных операций;

параграф 3 – поступления по государственным кредитам, предоставленных нами

другим государствам;

параграф 4 – поступления за обучение иностранных граждан в российских

Вузах (по правительственной линии);

параграф 5 – поступления по коммерческим кредитам коммерческих банков и

частных лиц.

КОД 11. Государственные пошлины.

– по делам, рассматриваемым в Арбитраже;

– по делам, рассматриваемым в народных судах.

КОД 12. Прочие налоги и поступления:

– сборы инспекций (включая ГАИ);

– от реализации прочего государственного имущества;

– за выдачу паспортов;

– налог на рекламу;

– сбор за право торговли и т.п.

КОД 21. НДС.

КОД 22. Акцизы:

– питьевой спирт;

– ликеро-водочные изделия;

– шоколад;

– икра, легковые автомобили;

– сигареты;

– меховые изделия и т.п.

КОД 23. Чистый доход от приватизации.

– от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

– от продажи земли.

КОД 24. Лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными

напитками. Облагаются все юридические и физические лица.

КОД 31. Поступления от денежно - вещевых лотерей.

Поступления от реализации государственных займов и других ценных бумаг.

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ.

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, при котором наблюдается

превышение расходной части бюджета над его доходной частью.

I. Лучший вариант. РАСХОДЫ = ДОХОДЫ (это сбалансированный бюджет (Сальдо =

0)).

II. РАСХОДЫ < ДОХОДЫ (“Д – Р = +” — положительное сальдо (профицит)).

III. РАСХОДЫ > ДОХОДЫ (дефицит).

Качество самого дефицита может быть различным:

а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных

государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает

не кризисное течение общественных процессов, а государственное

регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить

прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М.

Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных

расходов над доходами на определенных этапах развития общества;

б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны,

крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится

недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал,

неэффективность финансово - кредитных связей, неспособность правительства

держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он –

явление, требующее принятия не только срочных и действенных экономических

мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.),

но и соответствующих политических решений.

Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с

устойчивыми, а главное - эффективными международными связями бюджетный

дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен.

Последнее время дефицит стал носить хронический характер.

Методы снижения бюджетного дефицита:

1. расходы = const, доходы растут;

2. доходы = const, расходы падают;

3. доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза).

Как профинансировать остаток дефицита? Финансирование дефицита – где взять

дополнительные деньги для покрытия бюджетного дефицита.

Пути финансирования бюджетного дефицита:

1) Эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают

отрицательные социально - экономические последствия.

2) Государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют

компании, банки и т.п., у которых имеются свободные “лишние” денежные

средства. Сейчас наиболее практикуемый метод.

3) Иностранные займы. Их предоставляет МВФ.

4) Использование национального богатства.

Увеличение ставок налогов не является методом финансирования бюджетного

дефицита, а способом его сокращения.

Бюджетные доходы, расходы и дефицит за 1994 – 96 гг.

|1994 |доходы – 124, 5 |

|год |трлн. руб. |

| |расходы – 194, 5 |

| |трлн. руб. |

| |дефицит = 70, 0 |

| |трлн. руб. |

|1995 |доходы – 175, 166 |

|год |трлн. руб. |

| |расходы – 248, |

| |344 трлн. руб. |

| |дефицит = 73, 18 |

| |трлн. руб. |

|1996 |доходы – 347, 2 |

|год |трлн. руб. |

| |расходы – 435, 75|

| |трлн. руб. |

| |дефицит = 88, 55 |

| |трлн. руб. |

Доходы от приватизации государственного имущества примерно равна 12 трлн.

руб. (планировалось на 1995 год), а получили только 4 трлн. руб.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТА.

1. Единство (этот принцип заключается в том, что в бюджете

сосредотачиваются все доходы и расходы. Бюджет составляется по единой

бюджетной классификации и по единым документам).

2. Полноты (т.е. каждая статья составляется по доходам и расходам).

3. Реальности (правдивое отражение в бюджете финансовых операций,

соответствие бюджетных сумм их исполнению).

4. Гласности (Правительство обязывает публиковать бюджет. Этот принцип

позволяет раскрыть статьи бюджета и предупредить ошибки, которые намечаются

в хозяйственной политике).

Реально часто отходят от этих принципов. Например, в России отходят от

принципа единства бюджета, так как появляется большое количество

специальных и внебюджетных фондов. Утрачивает свое значение и принцип

реальности: существуют многочисленные секретные сметные фонды, государство

стремиться скрыть реальные расходы и использовать целевые фонды не по

назначению.

Расходная часть Государственного бюджета России на 1996 год.

1. Государственное управление — 6 трлн. руб.

2. Международное сотрудничество — 28 трлн. руб. (ВЭД).

3. Культурные, научные и информационные связи

4. Военные расходы — 80, 2 трлн. руб.

а). строительство и содержание;

б). военные программы;

г). поддержание и мобилизация мощностей.

5. Правоохранительная деятельность- 35 трлн. руб.

а). внутренние войска;

б). уголовно - исполнительная система;

в). органы налоговой полиции, ФСБ, пограничные войска;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.