рефераты бесплатно

МЕНЮ


Финансы и кредит

результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий.

Функции финансовой политики:

· фискальная; · экономическая.

С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3

составные части:

1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и

ближайшую перспективу.

2) определение основных направлений использования финансов в текущем году

и в перспективе.

3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей.

Если отсутствует хотя бы один из элементов, то финансовая политика не

удовлетворяет современным условиям.

В РФ при Е. Гайдаре выполнялся только лишь первый пункт при том, что не

учитывались особенности народного хозяйства и социальной политики, что

привело к печальным результатам. После Гайдара Черномырдин сначала делал

попытки разрозненных действий, а потом появилась финансовая программа

стабилизации. В ней, во–первых, отсутствовала концептуальная разработка

финансовой политики, во–вторых, подход к проведению финансовой политики

являлся прагматичным (не творческим) – копирование зарубежного опыта.

Финансовая политика велась без учета состояния народного хозяйства. Однако

финансовые мероприятия в то время содержали множество просчетов. Среди них:

либерализация цен (в условиях монопольного хозяйствования), государство

недостаточно реагировало на изменения условий хозяйствования и

анализировало финансовую ситуацию.

Минфин, на который возложена обязанность выработки финансовой политики,

подготавливает несколько вариантов финансовой политики. Все они

подвергаются экспертной оценке и наиболее оптимальный вариант направляется

в правительство. Многовариантный проект требует строго использования

математического моделирования и прогнозирования. При выработке финансовой

политики необходимо создать запас финансовых ресурсов с их постоянным

увеличением. Необходимо определить наиболее рациональные доли изъятия

доходов и предприятий государством. При выработке финансовой политики

большое значение придается распределению финансовых ресурсов и их

концентрации на основных направлениях.

Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:

D ВНП или НД (национальный доход) – главные источники финансовых ресурсов

(в РФ сейчас спад ВНП – 50 %).

D Объем инвестирования (в РФ – 1/3 от прежнего уровня и наблюдается спад

инвестиционного процесса).

D Темпы обновления основных фондов (в РФ сейчас носят минусовой характер).

D Рост производительности труда (он в РФ сейчас носит минусовой характер).

D Жизненный уровень населения (в РФ снижается)

D Дефицит государственного бюджета (в РФ постепенно снижается в настоящее

время – 4 %). Должен быть не более 3 %.

Финансовая система характеризуется неплатежами в государственный бюджет.

Так, например, в 1995 году было собрано всего лишь 65 %. Из-за

систематической неплатежеспособности приходится повышать государственный

долг. Около 500 трлн. руб. – проиндексированные сбережения населения, таким

образом, российское государство имеет как большую внешнюю задолженность,

так и большую внутреннюю.

Финансовая политика стабилизации включает в себя:

1) Остановить инфляцию:

|1992 год – |1994 год – 3|

|26 раз |раза |

|1993 год – 9|1995 год – 2|

|раз |раза |

в 1995 году произошло резкое падение инфляции

январь – 18, 5 %;

февраль – 2 %;

март – 2, 8 %.

Идеал – 20 % в год (примерно 1 – 2 % в месяц).

2) Снижение дефицита бюджета до 3 %

3) Государственный долг – до 1/2 ВНП.

К финансовой политике примыкает денежно - кредитная политика. Одно из

достижений финансовой политики — отказ в законодательном порядке от

покрытия государственного долга путем выдачи Центробанку кредитов

(эмиссии).

Задачи финансовой стабилизации:

> стабильные цены (инфляция = 0). Однако инфляция присутствует и в

развитых странах, где она равна примерно 1, 8 % в год.

> дефицит бюджета не более 2 – 3 % от ВНП.

> государственный долг должен составлять небольшую сумму и расти только с

ростом ВНП.

Перейти к инвестициям и подъему !

Финансовые стимулы - экономические рычаги, действие которых связано с

материальными интересами субъектов хозяйствования. При стимулировании

качественной стороны финансы используют в общественном производстве в

направлении обеспечения экономических интересов, стимулов. При этом

преобладает качественное стимулирование экономики.

Можно выделить группы финансовых стимулов:

1. Финансовые стимулы, которые позволяют обеспечить выбор наиболее

эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное

производство. В этой связи важно правильно разработать целевые программы и

обеспечить их достаточными ресурсами (с помощью бюджета).

При выборе основных направлений инвестирования средств большое внимание

уделяется показателям финансоемкость и финансоотдача. Они являются

критериями для выработки целевых программ.

Финансоемкость – какое количество финансовых ресурсов требуется на

выполнение той или иной программы.

Финансоотдача – количество прибыли получаемой на вложенные ресурсы.

Основной задачей является снижение финансоемкости и повышение финансоотдачи

в общественном производстве. При этом необходимо помнить, что важным

резервом роста финансовых ресурсов выступает улучшенная воспроизводственная

структура финансовых ресурсов стоимости общественного продукта.

Так как основным источником финансовых ресурсов является добавочный

капитал (прибыль), то чем выше доля прибыли в стоимости общественного

продукта, тем выше резервы роста финансовых ресурсов.

2. Использование специальных поощрительных фондов.

3. Финансовые стимулы, связанные с бюджетными методами интенсификации

производства.

Проводя активную финансовую политику, государство может использовать

бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства.

Чтобы бюджетные доходы превратились в бюджетные стимулы, нужно, чтобы

каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую

функцию.

4. Специальные финансовые льготы и санкции

Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики

Финансовый механизм – совокупность форм организации финансовых отношений,

которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы.

Инструментами выступают налоги и неналоговые поступления.

Большое значение имеет выработка финансового механизма для выполнения

финансовой политики. Учет условий в процессе проведения финансовой политики

требует выявления соответствующих приемов и методов, необходимых для

реализации поставленных задач связанных с социальным обеспечением,

регулированием налогов, развитием научно-технического прогресса, решением

проблем производственного процесса, обеспечение финансовыми ресурсами

целевых программ, развитие хозяйства всех регионов. Реализация финансовой

политики осуществляется с помощью финансового механизма Финансовый механизм

включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений и

способы их количественного определения. Множество финансовых взаимосвязей

предопределяет различные формы и методы организации.

Государство на основе объективных законов определяет формы и методы

распределения стоимости валового национального продукта национального

дохода. Государство определяет налоги, принципы и направления использования

финансовых ресурсов, амортизационную политику. Государство осуществляет

планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации

финансовых отношений. При этом важное значение имеет контроль.

Финансовый механизм делится на:

– финансовый механизм организаций;

– страховой механизм;

– механизм функционирования государственных органов;

– кредитную политику.

В каждом из разделов выделяют структурные виды по звеньям финансовой

системы.

Территориальное деление:

//- финансовый механизм федерации;

//- финансовый механизм республики;

//- финансовый механизм местных органов.

По воздействию на общественное производство:

а). механизм мобилизации финансовых ресурсов;

б). механизм предоставления финансовых ресурсов;

в). механизм стимулирования общественного производства.

Каждый элемент является составной частью единого финансового механизма, но

функционирующий самостоятельно. И все элементы требуют согласования. Все

звенья различаются степенью сложности и развитием отдельных элементов.

Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и

фиксирует эти способы в нормативных актах и финансовым правом. Финансовый

механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие

юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой

системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения

финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику.

Можно схематически изобразить эти связи:

1. Использование финансов через познание возможностей этой категории.

2. Правовое оформление финансовой политики.

3. Развитие и реализация приемов и методов решения задач.

4. Финансовое право осуществляет регламентацию финансовых отношений.

Финансовая политика на современном этапе.

В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно

финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями

финансовой политики в современных условиях являются:

1). проведение мероприятий по переводу предприятий на рыночные отношения;

2). преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно -

кредитной системы;

3). комплекс мер по социальной защите населения.

В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями

финансовой политики являются:

– разумная приватизация государственного сектора;

– дальнейшее развитие антимонопольной политики;

– совершенствование действующей налоговой системы;

– финансовое обеспечение конверсии;

– развитие финансового рынка;

– ликвидация бюджетного дефицита;

– сокращение внутреннего и внешнего долга;

Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции

группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков.

Блок 1. Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на

хозяйственный процесс. Включает в себя:

|© |© систему |

|планирование|расчетов; |

|; | |

|© |© аренду; |

|прогнозирова| |

|ние; | |

|© |© |

|самофинансир|страхование;|

|ование; | |

|© |© залоговые |

|инвестиционн|операции; |

|ую | |

|программу; | |

|© |© траст; |

|кредитование| |

|; | |

|© выпуск |© факторинг;|

|ценных | |

|бумаг; | |

|© |© лизинг; |

|налогообложе| |

|ние; | |

|© трансферт. |

Блок 2 – Правовое обеспечение:

© правовые акты;

© законы;

© указы;

© постановления Правительства;

© приказы, распоряжения, письма Минфина и т.п.

Блок 3 – Финансовые рычаги:

|* прибыль |* цена; |

|* доход |* арендная |

| |плата; |

|* |* дивиденды;|

|амортизацион| |

|ные | |

|отчисления | |

|* финансовые|* процентная|

|санкции |ставка; |

|* дисконт |

Блок 4 – Нормативное обеспечение:

* инструкции;

* методические указания.

Блок 5 – Информационное обеспечение:

* компьютерные программы;

* бухгалтерская отчетность;

* статистическая отчетность;

* оперативная отчетность и пр.

ТЕМА 5 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ.

Управление финансами – совокупность приемов и методов воздействия на

объект для достижения определенных целей.

Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления. Если их

рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную

роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами

как инструментом управления экономикой. С другой стороны финансы - объект

управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория,

которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание

возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления

финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления

категории финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом

управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей,

которые материализуются в финансовых ресурсах.

Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений.

К объектам относятся:

– ФПУО;

– страховые отношения;

– государственные финансы и т.д.

Финансовые субъекты – организации. которые организуют и осуществляют это

управление.

К субъектам относятся:

– финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии;

– финансовые органы государства (как Минфин, финансовые министерства

республик);

– налоговые инспекции.

Функциональные элементы управления:

Элемент 1. Планирование – это оценка состояния финансов, выявление

возможности увеличения финансовых ресурсов.

Элемент 2. Оперативное управление – комплекс мер, с помощью которых

получается максимальная эффективность при минимальных затратах.

Элемент 3. Контроль – сопоставление фактических результатов с плановыми,

выявление резервов для увеличения ресурсов с помощью эффективного

хозяйствования.

Управление финансами:

1. Стратегическое управление заключается в определении финансовых ресурсов

на перспективу, для чего необходимо знать динамику ВНП.

2. Оперативное управление осуществляется финансовым аппаратом и

заключается в воплощении в жизнь идеи стратегического планирования.

Финансовая система РФ включает в себя комплекс государственных и

негосударственных специализированных учреждений, в функции которых входит:

а). осуществление различного рода финансовых, денежных, страховых,

валютных операций;

б). эти же органы предоставляют аудиторские услуги;

в). они оказывают консультации по всем вопросам финансово-экономической

деятельности;

г). осуществляют регулирование финансовой сферы.

Система финансового управления осуществляется с помощью финансового

аппарата, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов

и организаций занимающихся управлением финансами. Или, другими словами,

финансовый аппарат - система финансовых органов.

Естественно весь финансовый аппарат также состоит из элементов,

аналогичных группировке финансовых отношений.

Первая сфера - финансовые подразделения в отраслях и на предприятиях.

Они управляют финансовыми ресурсами, которые создаются и остаются в

распоряжении отраслей и предприятий.

Вторая сфера - система страховых органов.

Третья сфера - государственные финансы - Министерство финансов, все

финансовые органы, налоговые службы и т.д. Органы управления внебюджетными

фондами и все остальные фонды создаются в этой сфере.

Четвертая сфера - кредитные учреждения - Центробанк и коммерческие банки.

Финансовый аппарат составляют:

а). финансовые органы государства;

б). страховые органы;

в). финансовые службы предприятий.

Рассмотрим финансовые органы государства. Их три:

1. Федеральное собрание

* Совет Федерации (89 чел. х 2 = 178 чел.);

* Государственная дума (450 чел.).

2. Президент.

3. Минфин, который включает в себя нижестоящие уровни Госналогслужбы.

Центральное место в Минфине занимает бюджетное управление, а на втором

месте находится казначейство, которое исполняет бюджет. Далее –

– управление налоговых реформ;

– управление ценными бумагами и финансовым рынком;

– управление финансирования сельского хозяйства.

Сейчас формируется управление финансирования конверсионных программ.

Казначейство - создано в 1993 году. Эта структура была создана для того

чтобы осуществлять функции бюджета. Кроме того, казначейство проводит

расчеты, депозитные и другие операции, которые раньше выполнял Центробанк,

т.к. Центробанк был исполнителем бюджета.

Казначейство возглавляется главным управлением федерального казначейства.

Это главное управление входит в центральный аппарат Министерства финансов и

подчиняется непосредственно ему. Можно сказать, что казначейство

представляет собой внутренний банк Министерства финансов, который имеет

отделения на местах и свою систему расчетов. На 01.01.94 было создано 59

территориальных органов.

Контрольно - ревизионное управление создано при Министерстве финансов в

1923 году. Оно подчиняется непосредственно Министерству финансов. Органы

КРУ есть во всех субъектах РФ, городах и районах. Весь этот аппарат

содержится за счет средств федерального бюджета. КРУ - это единственная

система государственного финансового контроля. Она осуществляет следующие

виды деятельности:

– документирование ревизии на государственный предприятиях, организациях и

учреждениях;

– проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной

преступностью.

Главная проблема в работе этой структуры - законодательная база для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.