Финансы и кредит
назначению. Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и
организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Организация финансового контроля, пути повышения его действенности.
Финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных
сферах экономической жизни общества и на разных уровнях хозяйственного
управления, что предъявляет определенные требования к его организации
В зависимости от субъектов, финансовый контроль бывает:
I. Государственный финансовый контроль:
а). общегосударственный финансовый контроль (осуществляют органы
государственной власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие
контролю независимо от их ведомственной подчиненности).
б). ведомственный финансовый контроль (производят контрольно - ревизионные
отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти
и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность
подведомственных предприятий, учреждений).
II. Внутрихозяйственный финансовый контроль (осуществляется экономическими
службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые
отделы и т.д. Объектом здесь выступает производственная и финансовая
деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений).
III. Общественный финансовый контроль (выполняют группы, отдельные
физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности.
Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед
проверяющими. Независимый финансовый контроль осуществляют
специализированные аудиторские фирмы и службы).
IV. Независимый (аудиторский) контроль
Аудиторство – новая в нашей стране организационная форма финансового
контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью
предприятий и организаций. Контрольные и консультационные услуги
аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной
основе. Аудиторские фирмы - это независимые организации, призванные
способствовать повышению качества контроля, его объективности.
Аудитор – независимыий бухгалтер - ревизор, высококвалифицированный
специалист в области финансов, учета и контроля. Они объединены в
Ассоциацию аудиторов, которая призвана способствовать подготовке и
переподготовке кадров, а также контролировать высокое качество знаний и
профессиональных навыков аудиторов.
Выделяются два вида аудита - внешний и внутрифирменный.
Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой,
функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на
уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Он направлен на повышение
эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и
хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности
и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил
бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности; проработка
рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем
вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности,
надежности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства
филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности
мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии
ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной
деятельности фирмы и филиала и т.п.
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с
государственными налоговыми к другими органами, предприятиями, другими
пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми
обществами и т.д. Основной их задачей является установление достоверности
финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций
по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их
финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.
Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют:
финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной и
коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за
правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению;
предотвращение их занижения и возможность избежания взыскания штрафных
санкций; консультирование по вопросам организации учета и управления,
составления отчетности; проверку правильности и эффективности
внутрифирменного финансового контроля и аудита.
В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести
также: постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку
документов, необходимых при создании совместных предприятий или акционерных
обществ; разъяснение вопросов финансово - банковского, налогового,
страхового и других видов законодательства и т.д. Из перечня услуг четко
прослеживается превентивный характер контрольной деятельности аудиторских
фирм, состоящий в предотвращении каких-либо финансово - хозяйственных
нарушений и неудач.
этапы аудиторской проверки:
– начальный, или подготовительный этап (включает действия аудитора,
обеспечивающие достоверность и эффективность анализа: подбор и
систематизацию материалов, проверку сопоставимости и взаимно связи
различных показателей отчетности);
– на втором этапе выполняется большое количество различных аналитических
расчетов;
– третий этап сводится к обобщению результатов и формулированию экспертно
- аудиторской оценки.
Выполняя аудиторские процедуры, аудиторы проверяют полноту отражения
важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности;
своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации
основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и
расчетов; сохранность в течение установленного срока первичных учетных и
другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение
хозяйственных операций и их отражения в бухгалтерских записях.
На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в
официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных
результатах деятельности контролируемых экономических объектов за
определенный период. При этом они, как правило, берут обязательство
проведенные проверки оформлять аудиторским заключением, к которому
прилагаются документальные результаты проведенных исследований, анализов,
экспертиз, в совокупности дающие ясное представление о том, на основании
каких данных сформулировано мнение аудиторов.
Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, а сами фирмы
функционируют как хозрасчетные организации со статусом юридического лица.
Это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от
других форм организации финансового контроля - его полную, в том числе
экономическую, независимость от государственный и ведомственных
управленческих структур.
Конкуренция между аудиторскими фирмами заставляет их очень активно
бороться за качество своих услуг, щепетильно относиться к имиджу фирмы.
Возлагаемая юридическая ответственность за результаты проверок не позволяет
аудиторам выдавать необъективную информацию, предопределяет необходимость
страхования аудиторов и аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы
работают на основе разработанных и принятых ими уставов. Вместе с тем их
деятельность, как правило, координируется и направляется централизованной
аудиторской администрацией. В 1991 г. в нашей стране была создана
Аудиторская палата. Деятельность ее направлена на более активное,
упорядоченное становление и дальнейшее развитие института аудиторов,
повышение качества их работы, в том числе и посредством адаптации к
международным правилам и требованиям.
ТЕМА 8
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ.
Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и
перераспределения ВНП, которые связаны с формированием финансовых ресурсов
в руках государства.
Государственные финансы:
1). Федеральные финансы (В РФ в есть следующее административное деление:
а). республики (89 шт.);
б). края;
в). области;
г). Москва и Санкт - Петербург);
2). Финансы субъектов Федерации (в РФ 89 субъектов)
Местные финансы не относятся к государственным финансам, т.к.
разрабатываются документы по разграничению местных прав и полномочий и
государственных.
|(1) |(2) Финансы |
|Федеральные |субъектов |
|финансы |Федерации |
|включают в |состоят из: |
|себя: | |
|1. |1. Бюджет. |
|Федеральный | |
|бюджет. | |
|2. |2. |
|Внебюджетные|Внебюджетные|
|фонды. |фонды. |
|3. |3. |
|Государствен|Финансовые |
|ный кредит. |мероприятия.|
|4. Финансы |4. Ценные |
|государствен|бумаги (пока|
|ных |под |
|предприятий.|вопросом) |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Осуществляется следующими методами:
|ДЕНЕЖНО - |БЮДЖЕТНЫМИ |
|КРЕДИТНЫМИ | |
|1) |1) налоги; |
|регулировани| |
|е учетной | |
|ставки; | |
|2) операции |2) |
|государства |амортизацион|
|на рынке |ная |
|ценных бумаг|политика; |
|(как | |
|эмиссия, | |
|торговля ГКО| |
|и пр.); | |
|3) |3) |
|установление|государствен|
|изменения |ные |
|минимальных |инвестиции. |
|резервов. | |
Государственные доходы
Государственные доходы – часть финансовых отношений, которая связана с
формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и
государственных предприятий. Они делятся на:
– централизованные (Федеральные финансы);
– децентрализованные (финансы субъектов Федерации).
Государственные доходы делятся на:
а). внутренние;
б). внешние.
Доходы государственного бюджета состоят из многих источников и
поступлений. Совокупность всех видов государственных доходов, которая
формируется различными методами, составляет систему государственных
доходов.
1 место — налоги, которые являются главным инструментом перераспределения
доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они занимают
центральное место в системе государственных доходов. Налоги –
принудительное изъятие части национального дохода в пользу государства для
выполнения функций последнего.
Признаки налогов:
Ё принудительный характер;
Ё безвозмездный характер;
Ё безэквивалентность.
2 место — государственные займы (2 источник системы госдоходов). Это
выпуск ценных бумаг государства, которые распространяются государством на
внутреннем рынке (в РФ – ГКО). Этот источник широко распространен в РФ
(недавно допущены на рынок ГКО нерезиденты, т.е. иностранные лица).
3 место – неналоговые поступления (тоже изъятие, но не принудительное, а
добровольное)
4 место – дополнительная эмиссия денежных знаков
2 рода эмиссии:
1) нормальная [pic];
2) злостная [pic] (где Т - товар, М - количество денег, [pic]М – прирост
денежной массы).
ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.
I. Строго целевой характер финансирования: предприятия получают средства
из государственного бюджета на основе утвержденных финансовых планов, смет,
прогнозов на заранее обусловленные цели.
II. Предоставление средств государственного бюджета происходит по мере
выполнения плана по производственным, оперативно - сетевым показателям,
показателям с учетом отпущенных ранее средств.
III. Сальдовый подход к определению величины бюджетных ассигнований:
ассигнования выдаются предприятиям материального производства в минимальных
размерах и после использования собственных средств.
IV. Получение максимального эффекта при минимальных затратах средств.
V. Соблюдение режима экономии при использовании бюджетных средств.
VI. Систематический контроль за экономным и целесообразным использованием
выданных средств.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ.
Это та часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием
доходов государства в связи с осуществлением своих функций:
– охранная (внутри)
– оборонная
– внешнеэкономические отношения
– социальная
– управленческая
Государство может выполнять свои функции через систему органов управления
или через предприятия, принадлежащие государству.
Важная экономическая функция государства – выполнение регулирующей роли.
Т.е. государство может как стимулировать производство (создание таких
отношений, которые выгодны данной отрасли или предприятию), так и угнетать
его (создание условий для того, чтобы само предприятие приняло решение о
ликвидации).
В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого
распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные
части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,
организаций и учреждений материального производства и непроизводственной
сферы, получающих бюджетные ассигнования.
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов,
каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и
количественной сторон. Качественная характерис-тика позволяет установить
экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных
расходов, количественная - их величину. Бюджетные расходы имеют
разнообразные формы проявления, это связано с действием ряда факторов:
природой и функциями государства, уровнем социально - экономического
развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством,
формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных
факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему
расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню
управления ею. Бюджетные расходы классифицируются по определенным
признакам: по роли в производстве, общественному назначению, отраслям
производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета
подразделяются на две части: одна связана с развитием материального
производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая
используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению
отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную,
оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы
бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,
социально-культурные мероприятия, оборона, управление. Структура бюджетных
расходов в разрезе названных групп в течение многих лет была у нас
относительно стабильной, демонстрируя давно сложившиеся приоритеты в
распределении бюджетных средств. Основные ресурсы - примерно половина -
направлялись на финансирование народного хозяйства, обеспечивая реализацию
экономической функции государства; около трети - на социально-культурные
мероприятия.
Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет
общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.
Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям
народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства,
капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в
непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на
народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение
государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет
выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их,
добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного
производства. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение
выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых
государством.
Одновременно с экономической классификацией расходов государственного
бюджета используется и организационная их группировка, в основе которой
лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням
управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на
конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное
использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем
государственного управления расходы государственного бюджета России
подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта
взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а
также в их влиянии друг на друга.
Перейдем к местным финансам. Местные финансы – это финансы местных органов
власти или органов управления. Например, в области есть районы, каждый из
которых имеет свой бюджет.
Местные финансы распределяют, перераспределя-ют и используют национальный
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|