рефераты бесплатно

МЕНЮ


Денежно-кредитная и валютная политика центральных банков

предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг

данного типа независимо от курса предложения.

Напротив, если целью центрального банка является уменьшение резервов

банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне

предложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у центрального

банка есть две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при

достижении которого центральным банком будет предложено любое количество

ценных бумаг, либо предложить определенное количество ценных бумаг

дополнительно.

Контрактивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов

от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части

своих резервов.

Традиционными средствами проведения политики открытого рынка являются

операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке,

характерные для Великобритании, Германии, Греции, Италии и Франции.

Операции на первичном рынке с государственными ценными бумагами

осуществляются в строго определенных рамках в Великобритании. Для Банка

Англии политика открытого рынка выступает ведущим инструментом

экономического регулирования. Прочие инструменты используются нерегулярно.

При проведении политики открытого рынка банк Англии концентрируется на двух

основных операциях: в рамках долгосрочной политики – на операциях с

облигациями государственного займа, а в краткосрочной – на операциях с

казначейскими векселями.

При всех существующих различиях в осуществлении политики открытого

рынка можно определить общую тенденцию, которая выражается в том, что

центральные банки разных стран уделяют все большее внимание развитию

данного инструмента; это связано со стремлением к регулированию экономики

рыночными, а не административными методами.

2.1.3.4 Депозитная политика.

Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между

коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на

состояние резервов кредитных институтов.

Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства

государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке,

уменьшаются – например на величину b. Соответственно на эту величину

возрастают резервы второго уровня банковской системы. При проведении

экспансивной депозитной политики необходимо учитывать обратный эффект,

который вызывает рост резервов кредитных институтов. Если допустить, что

размещенные в результате проведенной депозитной политики в кредитных

институтах денежные средства государственного сектора состоят на долю с из

наличных денег, то общий объем резервов коммерческих банков увеличивается

на (1 - с) · b. При увеличении резервов коммерческих банков путем притока

депозитов из государственного сектора сумма минимальных резервов при ставке

r возрастает на r · (1 - с) · b. Тогда резервы кредитных институтов

увеличиваются на разницу между двумя вышеприведенными данными.

При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих

банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и

росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики

достигается обратный результат – уменьшение банковских резервов, сокращение

кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

2.1.3.5 Валютная политика.

Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком,

зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в

мировом хозяйстве.

Центральный банк обычно использует две основные формы валютной

политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения

условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда

направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.

Учетную ставку на Западе в частности применяют для того, чтобы поднять

курс национальной валюты. Например, Европейский центробанк повышал учетную

ставку, чтобы сдержать падение евро. Предполагалось, что подорожание

кредита в Европе заставит инвесторов скупать европейскую валюту, чтобы

ссудить ее под повышенный процент. Правда, евро все равно продолжал падать.

А вот Алан Гринспен, повышая ставку, не скрывал, что это может привести к

подорожанию доллара. Прямо такая задача, конечно, не провозглашалась. Но

доллар действительно дорожал, прежде всего, по отношению к евро.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы),

воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной

единицы – девизная политика. Подобные операции получили название «валютных

интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или

путем соглашения «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а

следовательно и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных

партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как

увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в

форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в

стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого

движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в

данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании

товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса

национальной валюты по отношению к иностранной.

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк

регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой

области и административные методы воздействия. К ним относится, например,

использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное

ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше

методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом

воздействия на деятельность банков. Такие кредитные ограничения приводят к

тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки

стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам,

как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются

главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи

указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста

денежной массы, государство способствует снижению деловой активности.

Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так

активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать различные нормативы

(коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на

необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала

коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального

размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.

Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые

оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать

на должном уровне. Очевидно, что использование административного

воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим

банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке

исключительно вынужденных мер.

3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ России 1992-2000 гг.

3.1 Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от

26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной

политики Банка России являются:

процентные ставки по операциям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные

требования);

операции на открытом рынке;

рефинансирование банков;

валютное регулирование;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения.

3.2. Денежно-кредитная политика переходного периода

С 1992 года – с начала радикальных рыночных реформ – денежно-кредитная

политика Банка России была направлена на достижение финансовой

стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса

национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны,

создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в

экономике.

Однако на первом этапе этих реформ денежная политика характеризовалась

неконтролируемой денежной эмиссией, осуществлявшейся сразу двенадцатью

Центральными банками рублевой зоны вслед за неконтролируемым ростом цен в

целях поддержания платежного оборота. В результате денежная эмиссия,

проводившаяся в форме наличных денег и прямых кредитов под отрицательный

реальный процент от Центрального банка привилегированным коммерческим

банкам, концентрировалась в сфере валютных спекуляций и не оказывала

ожидавшегося влияния на рост денежного предложения в производственной

сфере. Развернувшаяся вследствие мгновенной либерализации цен инфляция

издержек обусловила выгодность валютных спекуляций и отток капитала из

производственной сферы. Денежная накачка лишь частично смягчала рост

неплатежей и не могла в этих условиях предотвратить «вымывание» капитала из

производственной сферы, его переток в сферу финансовых спекуляций главным

образом на валютном рынке. Это влекло за собой соответствующее изменение

пропорций в системе денежного обращения. Начиналась дезинтеграция

экономики, ее распад на автономно функционирующие сферы: спекулятивно-

финансовую и производственную.

В 1992 г. денежная эмиссия выросла в 17 раз, в то время как средства

на счетах предприятий, граждан и местных бюджетов - в 13 раз, чистая

прибыль в промышленности - в 11 раз, а чистая прибыль в финансово-кредитном

секторе - в 34 раза.

Объявление в середине 1992 г. главной целью денежно-кредитной политики

подавление инфляции хоть и выглядело как кардинальный сдвиг к жесткой

денежной политике, но не изменило ее суть. Само подавление инфляции

пытались осуществить исключительно путем сжатия денежной массы,

рассматривая экономику страны в соответствии с концепцией "черного ящика".

Хотя было доказано, что ведущим фактором быстрого роста цен была инфляция

издержек, денежные власти пытались бороться с инфляцией издержек

сокращением денежного предложения и отказываясь от регулирования цен.

Закономерным результатом этой явно неадекватной политики стало не столько

снижение инфляции, сколько сжатие производства и сокращение реальных

доходов населения.

В экономике усиливались дезинтеграционные процессы. Вследствие

гиперинфляции и перетока капитала в спекулятивную сферу возник дефицит

собственных финансовых ресурсов предприятий. Параллельно сжатию

производственной сферы начал бурно развиваться финансовый рынок. Оборот по

продажам на биржевом фондовом рынке в 1993 г. достиг 2,05 трлн. руб., из

них 1,45 трлн. руб. составляли денежные ресурсы. В августе 1994 г. впервые

за все время существования ММВБ объем продаж долларов превысил экспортные

поступления за месяц. В 1993 г. Минфин совместно с Центральным банком

России приступил к выпуску ГКО (в 1993 г. эмиссия составила 240 млрд. руб.,

а к концу 1994 г. достигла 20,5 трлн. руб.). Доходность операций на

финансовом рынке была огромной (таблица 1), практически уникальной по

мировым меркам, в то время как рентабельность выпуска продукции в

производственной сфере быстро снижалась.

Таблица 1 - Динамика процентных ставок финансовых инструментов денежного

рынка в 1994 году.

|США |5,17 |5,07 |

|Германия |3,46 |3,20 |

|Франция |3,75 |3,33 |

|Великобритания |5,49 |6,60 |

|Россия? |82,9 |13,2 |

. В долларовом выражении.

Параллельно ЦБ задействовал дополнительные механизмы поддержания

высокой доходности в спекулятивном секторе, предоставляя услуги по открытию

депозитов коммерческим банкам. Одновременно он выступал и главным

покупателем ГКО (как самостоятельно, так и через Сбербанк и другие

аффилированные с ним коммерческие банки), поддерживая их сверхдоходность и

ликвидность. Главным же источником обслуживания дефицита бюджета стала

кредитная эмиссия ЦБ.

Борьба с инфляцией велась путем связывания горячих денег в

спекулятивных операциях со сверхвысокой доходностью за счет государства,

невзирая на пагубные последствия для производственной сферы и инвестиций.

Политика смягчения последствий бюджетного кризиса путем эмиссии ГКО и

наращивания госдолга привела к обратным результатам: еще большему вымыванию

денег из производственной сферы, дальнейшему углублению кризиса неплатежей

и снижению налоговых поступлений.

В конечном счете эта политика, связав горячие деньги в пирамиде ГКО,

привела все же к ощутимому снижению инфляции, которое было достигнуто с

истощением перетока денег из производственной сферы в спекулятивную.

Однако состояние равновесия, достигнутое связыванием избыточной

денежной массы в пирамиде ГКО, не могло быть устойчивым в силу:

во-первых, быстрого истощения производственной сферы вследствие

интенсивного оттока капитала и, как следствие, сжатия доходной базы

федеральной бюджетной системы, служащей обеспечением пирамиды ГКО;

во-вторых, растущей доли спекулятивного иностранного капитала в поддержании

пирамиды ГКО.

Действия Центробанка по повышению ставки рефинансирования и,

соответственно, доходности ГКО показали, что поддержание этого равновесия

возможно только на уровне доходов, недоступном для производственных

инвестиций.

К концу 1997 г. возможности для поддержания рынка ГКО-ОФЗ за счет

средств резидентов оказались практически исчерпаны и рынок был открыт для

иностранного капитала. К середине 1998 года на руках у нерезидентов

оказалось около 30% всех размещенных государственных ценных бумаг. К этому

моменту Банк России был уже неспособен удерживать курс рубля в искусственно

заниженном валютном коридоре, доходы федерального бюджета стремительно

падали, а обязательства по обслуживанию долгов, напротив, росли.

Предпринимаемые Правительством шаги только усугубляли ситуацию.

Решение бюджетных проблем достигалось за счет наращивания государственного

долга и расходования золотовалютных резервов страны. Вместе с тем высокие

процентные ставки на финансовом рынке свидетельствовали о серьезных

проблемах в бюджетной сфере и потенциальной неустойчивости валютного курса,

связанной в том числе с резким ухудшением состояния платежного баланса

страны. Такая политика не могла продолжаться бесконечно.

С середины августа 1998 года кризис перешел в явную форму и охватил

все стороны экономической жизни России: Правительство Российской Федерации

оказалось не в состоянии обслуживать государственный долг и выполнять свои

текущие обязательства, произошла практически полная остановка финансовых

рынков, золотовалютные резервы страны оказались на низком уровне, в

банковском секторе возник системный кризис.

17 августа 1998 года финансовая система страны рухнула под тяжестью

собственных долгов, похоронив под своими обломками те немногие

положительные результаты, которых удалось достичь в предшествующие годы –

низкие темпы инфляции, твердый курс рубля, современные финансовые институты

и зарождающееся доверие к ним.

Последовавшая девальвация рубля определила новое состояние экономики,

которое характеризовалось, в первую очередь, скачком инфляции, потерей

доверия населения к финансовой системе и банкам, ограничением возможностей

рыночного финансирования экономики.

Однако сжатие фондового рынка в результате кризиса в августе 1998 г.

оказало благоприятное действие на расчеты в реальном секторе, на динамику

ставки процента.

Спрос на рынке заимствований до августовского кризиса 1998 г.

создавало в основном правительство. Именно спрос правительства на займы

генерировал высокую доходность облигаций, следовательно — высокий уровень

процента в экономике в целом. Резкое сокращение заимствований правительства

на фондовом рынке привело к снижению процента, сжатию фондового рынка,

высвобождению денежной массы из обслуживания этого рынка, высвобождению

кредитных ресурсов. Хотя кризис 1998 г. и шоковый скачок цен привели к

обесценению банковских капиталов и в целом рублевых ресурсов банков,

депозитов фирм и населения, однако ресурсы, которые могли бы потенциально

использоваться для кредитования реального сектора, все же, по-видимому,

возросли — в силу высвобождения кредитных ресурсов из обслуживания

спекулятивных рынков и импортных операций. Реальная денежная масса в

результате скачка цен также сократилась, однако в силу сжатия фондового

рынка масса денег, способная обслуживать реальный сектор, по-видимому,

увеличилась. Это привело к тому, что расчеты в реальном секторе стали в

большей мере обслуживаться деньгами, и в меньшей мере — денежными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.