рефераты бесплатно

МЕНЮ


Антимонопольная политика

должен представить в секретариат Сената и в административный аппарат

Палаты представителей письменный отчет о своих действиях в отношении

предполагаемого слияния, поглощения или приобретения компаний. Отчет

Президента должен содержать подробное изложение итогов расследования, о

котором говорится в ч. А ст. 5201 Закона 1988 г. В США контроль

соблюдения положений антитрестовского законодательства осуществляют

Федеральная торговая комиссия США и Департамент антитрестовского

законодательства Министерства юстиции США.

Федеральная торговая комиссия США.

Состоит из пяти человек, назначаемых Президентом США и утверждаемых

Сенатом. Срок действия полномочий членов Комиссии — семь лет.

Председатель Комиссии назначается из числа членов Комиссии Президентом

США. В составе Комиссии выделяются три подразделения, специализирующиеся

на общих вопросах конкуренции, экономических проблемах конкуренции,

проблемах зашиты прав потребителей, руководимых дирекцией. За исполнение

антитрестовского законодательства непосредственно отвечают два

подразделения (конкуренции и экономических проблем). Федеральной торговой

комиссии подчинены 10 региональных подразделений.

Как регулирующий орган Федеральная торговая комиссия выступает

одновременно и в качестве стороны в процессе, и в качестве

государственного органа. Как сторона в процессе Комиссия ведет

расследование и по результатам расследования фактов недобросовестной

конкуренции обращается в судебные органы с иском о защите публичных

интересов. Как государственный орган Комиссия выступает в случае

возбуждения ею административной процедуры против лиц и организаций, чье

поведение рассматривается как нарушение конкуренции. Издание Комиссией

приказа о прекращении или воздержании от нарушения является завершением

административной процедуры рассмотрения нарушения конкуренции.

Федеральная комиссия вправе обращаться в суды гражданской юрисдикции с

ходатайством о вынесении решения в форме запрета, если лицо, против

которого было принято решение административным судом, не исполняет его

решение. Сторона, против которой вынесено судебное решение, может

обращаться с апелляцией в федеральный суд второй инстанции.

Департамент антитрестовского законодательства Министерства юстиции

США

Департамент возглавляется помощником Генерального прокурора США,

назначаемым Президентом США с одобрения Сената. Пять заместителей

помощника прокурора ведают вопросами исполнения решений по слияниям

компаний на рынке, по уголовным и гражданским делам, апелляциям,

вопросами международного сотрудничества, экономического анализа.

Пятнадцать отделов и семь региональных подразделений Департамента

антитрестовского законодательства проводят расследования слияний

компаний, участвуют в гражданских процессах, осуществляют контроль за

исполнением антитрестовского законодательства американскими компаниями,

осуществляющими деятельность за рубежом. По результатам расследований,

проводимых Департаментом антитрестовского законодательства, сторона,

обвиняемая в нарушении, соглашается устранить нарушение. Данное

соглашение должно получить подтверждение в решении суда, вынесенного в

защиту публичного интереса. Уголовное расследование проводится в случаях

такого «неразумного ограничения торговли», как, например, фиксирование

цен, установление спекулятивных цен на торгах, раздел территории и пр.

Департамент, как и Министерство юстиции США в целом, выполняет функции,

аналогичные российской прокуратуре.

Глава 2. Особенности развития антимонопольного законодательства и

поддержки конкуренции в России.

В социалистических странах борьбы с монополиями не было как

таковой. Наоборот, государственное планирование прямо предусматривало

создание крупных предприятий, Это считалось наиболее рациональным

способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за

счет эффекта масштаба.

В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских

предприятий: ѕ всех занятых работали на предприятиях с числом работников

более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей

промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не

нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию. Например, в

отраслях российской промышленности уровни концентрации к середине 90-х

годов составляли: полиграфическая промышленность - 94%, черная

металлургия – 83%, машиностроение и металлообработка – 845, т.е. в

машиностроении заводы являлись абсолютными монополистами.

«Гигантские заводы-монополисты в России всегда были равнодушны к

техническому прогрессу. Именно сверхмонополизированная структура

российской экономики сделала ее неэффективной и превратилась в главный

барьер на пути рыночных преобразований»*.

Сегодня в России создано свое антимонопольное законодательство.

Однако реализовать его на практике чрезвычайно трудно, поскольку речь

приходится вести не о защите конкуренции, а о ее воссоздании. Тем не

менее, государство не только старается создать условия для развития

различных структур производства, но и поддерживает конкуренцию,

эффективно применяя антимонопольное законодательство.

Изменение экономической системы в России, формирование рынка и

рыночных отношений выявили настоятельную потребность в законодательстве,

обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных

условий для развития конкурентной среды.

Такое законодательство начало создаваться с принятием в 1991 г.

Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на

товарных рынках». Этот Закон много раз подвергался изменениям, что

отражало изменения рыночной среды. Наиболее существенные изменения были

внесены в 1995 г. В этом же году были приняты законы «О естественных

монополиях» и «О рекламе». Наконец, в 1999 г. принят Закон «О защите

конкуренции на рынке финансовых услуг». Все эти законы взаимосвязаны по

сфере регулируемых отношений. Они приводятся в исполнение, как правило,

одними и теми же государственными органами — федеральным органом

исполнительной власти, Министерством Российской Федерации по

антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его

территориальными органами. Многие понятия, используемые в Законе «О

конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных

рынках» как законе основополагающем, применяются и в иных законах, так

или иначе регулирующих конкурентные отношения. Все законы имеют общую

цель — регулирование государством поведения на рынке его участников,

обеспечение конкурентной политики и контроля соблюдения законодательства,

осуществление контроля концентрации капитала. Совокупность упомянутых

законов и развивающих их правовых нормативных актов разного уровня обычно

именуют законодательством о конкуренции или конкурентным

законодательством Во всех странах с рыночной экономикой существуют не

только законодательство о конкуренции, но и системы органов государства,

задачами которых являются отслеживание и пресечение монополистической

деятельности, зашита конкуренции, применение мер принуждения и

ответственности за антиконкурентное поведение, сформировалось также и

самостоятельное антимонопольное или конкурентное право.

2.1. Роль государства в регулировании рыночной экономики.

Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-

технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной

роли государства. За государством всегда сохраняются классические

функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства,

стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы

существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции,

масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не

только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой

против монополизации рынка.

Определяя направления государственного регулирования, мы должны

отдавать себе отчет в том, что речь идет об экономике, находящейся в

переходном состоянии, оказавшейся в затяжном кризисе, во многом носящей

неклассический, нетрадиционный характер. Он связан с разрывом глубинных

воспроизводственных связей в экономике, с перерастанием спада

производства в разрушение экономических структур.

Центральный вопрос государственного регулирования – проблема

разработки стратегии социально-экономических преобразований в стране с

четким определением конечных целей, приоритетов, этапов.

Реализация экономических реформ потребовала создания нового

адекватного законодательства. Важнейшим комплексом законов, призванных

обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие

рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на

конкуренцию на рынках Российской Федерации, призванные обеспечивать

предупреждение и пресечение монополистической деятельности и

недобросовестной конкуренции.

Несмотря на относительно небольшой срок существования российского

конкурентного законодательства, в истории его создания можно выделить

несколько этапов.

1. Начальным этапом считается принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О

конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных

рынках». Закон о конкуренции определил основные положения государственной

конкурентной, в том числе антимонопольной, политики, направленной на

предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами

доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы

недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической

концентрации производства и сбыта.

2. Второй этап — формирование конституционных основ конкурентного

законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая

всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство

экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и

финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической

деятельности (п. 1 ст. 8).

3. Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в

ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса

Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает

использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также

злоупотребление доминирующим положением на рынке. Такое установление

пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением ч. 3 ст.

17 Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и

свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других

лиц.

4. Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно

считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.

А. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов,

занимающих доминирующее положение на рынке.

Б. Правовое оформление политики демонополизации.

В. Создание специального законодательства, развивающего правила

добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам

хозяйственного оборота.

5. Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли,

либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали

обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях

конкуренции с импортерами.

6. Шестой этап — формирование законодательства о защите конкуренции

на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя

было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной

сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с

пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.

Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации,

регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение

монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует

констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном

завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране

складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное

законодательство.

Об остроте проблемы свидетельствует практика антимонопольных

законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в

Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных

рынках» устанавливает перечень жестких запретов на действия

государственных и местных органов управления, направленных на ограничение

конкуренции дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной Политики)

России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм

антимонопольного законодательства.

Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать

акты и совершать действия, направленные на:

. введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также

установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;

. установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из

одного региона в другой;

. выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении

договоров с определенным кругом покупателей;

предоставлять отдельным хозяйственным субъектам необоснованных

льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим

предприятиям, действующих на данном рынке.

Анализ деятельности антимонопольных органов России показывает, что

только за 1996 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по

нарушению антимонопольного законодательства.

В течении последних лет сохраняется тенденция увеличения как

количества, так и удельного веса дел по фактам нарушения Закона о

конкуренции, что свидетельствует о серьезности проблем, возникающих в

процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности,

особенно на региональном и местном уровнях.

Практика показывает, что в различных субъектах Российской

Федерации имеют место несколько видов нарушений антимонопольного

законодательства. Так, «основным видом нарушений Закона о конкуренции

является необоснованное препятствие осуществлению деятельности

хозяйственных субъектов со стороны органов исполнительной власти – около

1/3 от общего количества рассмотренных по данной статье дел».*

Во многих регионах Российской Федерации сохраняется практика

необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем

усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня

видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Также значимой группой нарушений Закона о конкуренции является

необоснованное предоставление льгот отдельным хозяйственным субъектам.

Например, признано противоречащим антимонопольному законодательству и

отменено решение МПС России, которое обязывало собственников грузовых

вагонов, не относящихся к парку МПС России приобретать новые узлы для

ремонта вагонов за счет собственных средств, в то время, как действующие

инструкции предполагают единые правила проведения планового ремонта

подвижного состава для всех организаций, независимо от подведомственности

и форм собственности. Тем самым создавались особые условия для

предприятий, располагавших собственным вагонным парком и не входящих в

МПС России.

В Томске оживленно ведется дискуссия о демонополизации жилищно-

коммунальной области. Так, в газете «Красное знамя» от 11 апреля 2002

года опубликована статья «Монополисты живут за счет населения». В статье

подчеркивается важность предоставления равных условий для предприятий,

занимающихся коммунальным хозяйством, а также обращалось внимание

читателей на то, что государство должно решительно действовать против

монополистов, решающих свои проблемы за счет населения, компенсируя

потери на сетях ростом тарифов.

Антимонопольные органы работают по контролю за реализацией

федерального закона «О государственном регулировании производства и

оборота этилового спирта и алкогольной продукции». При этом выявлены

многочисленные нарушения не только производителей, незаконно сбывающих

фальсифицированные вино-водочные изделия, но и организаций исполнительной

власти субъектов Российской Федерации (в виде установления дополнительных

сборов на продажу ликеро-водочных изделий).

Характерным примером нарушения антимонопольного законодательства

являются указания органов исполнительной власти о приоритетном заключении

договоров по поставке товаров и оказании услуг.

Так, в большинстве сельскохозяйственных регионов периодически

принимаются решения, запрещающие производить отгрузку зерна иным

потребителям до окончания поставок в региональные фонды. Эти акты не

только ограничивают установленную законодательством свободу действий

хозяйственных субъектов на рынке сельскохозяйственной продукции, но и

обуславливают нанесение прямого экономического ущерба в связи с не

использованием ранее заключенных договоров.

2.2. Система антимонопольных органов и порядок их формирования.

В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную

политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.