рефераты бесплатно

МЕНЮ


Антимонопольная политика

частных фирм, направленные на соблюдение законов и имеют определенное

значение, частные фирмы довольно редко возбуждают крупные дела, требующие

больших расходов. Это обусловлено тем, что именно суды, в конечном счете,

решают, какие практические действия являются нарушениями и в каких

случаях предпринимательское поведение расценивать как ослабляющее

конкуренцию. Суды в разные годы придерживались различных мнений о том,

какое поведение считать нормой.

Являются ли антитрестовские законы действенными? Это вопрос можно

разобрать, если выяснить, как антитрестовские законы применялись по

отношению к:

. существующим рыночным структурам;

. слияниям;

. фиксации цен.

Применение антитрестовских законов к существующим рыночным

структурам было мягким. Фирма будет преследоваться по закону в судебном

порядке, если она обладает более чем 60% соответствующего рынка и имеются

факты, свидетельствующие о том, что фирма прибегла к злонамеренному

поведению, чтобы достичь или поддержать свое рыночное господство.

Наиболее знаменательною «победой» над существующей рыночной

структурой было внесудебное соглашение 1982 г. между правительством и АТТ

(телефонная корпорация). АТТ было предъявлено обвинение в нарушении

закона Шермана путем совершения ряда антиконкурентных акций, направленных

на сохранение монополии на телефонную связь внутри страны. Одним из

пунктов соглашения было решение об отделении от АТТ двадцати двух

региональных компаний.

Отношение к слияниям меняется в зависимости от типа слияний.

Правительство обычно применяет антитрестовские меры по поводу

горизонтальных слияний, т.е. слияний двух конкурентов. Таких, например,

как Форд и Крайслер – на одном и том же рынке, если их совокупная

рыночная доля превысит 15%.

Вертикальные слияния возникают когда сливаются фирмы,

специализирующихся на разных стадиях одного и того же процесса.

Государством не допускаются случаи, когда фирма обладает более 10%

соответствующего рынка.

После 70-х годов многие наблюдатели стали утверждать, что политика

по отношению к слияниям стала слишком жесткой. В частности, многие

вертикальные слияния (между покупателями и продавцами, например, между

производителями стали и производителями автомобилей) и конгломераты

(образуемые путем слияния не конкурирующих между собой фирм и не

выступающих друг для друга в качестве покупателя или продавца, например,

производителями стали и пекарни) были запрещены, хотя маловероятно, что

они могли ущемить конкуренцию.

Подвергались нападкам и многие горизонтальные слияния (между

конкурирующими фирмами), в которые вовлекались мелкие фирмы, действующие

на слабоконцентрированных рынках. В новых положениях указывается, что

государство, за редким исключением, не будет препятствовать вертикальным

слияниям или образованию конгломератов.

Горизонтальные слияния на слабоконцентрированных рынках тоже

объявлены законными. Выступать против горизонтальных слияний в средне и

высококонцентрированных отраслях следовало только в том случае, если бы

они приводили к существенному росту уровня концентрации.

Результатом таких действий стала заметная волна слияний производств

в США.

К фиксации цен относятся строго. Начиная с 1940 г. суды дали ясно

понять, что соглашения между конкурентами об установлении и поддержании

фиксированных цен рассматривается как нарушение закона. Но соглашения о

поддержании фиксированных цен совершаются с регулярностью, несмотря на

активные меры по соблюдению этого закона и жесткие наказания. Например, в

США пекарни, а также производители бумаги и картона часто признавались

виновными в сговоре с целью поддержания фиксированных цен и ограничении

выпуска. В последние годы несколько фирм были признаны виновными в

искусственном завышении цен при заключении контрактов на асфальтирование

дорог и скоростных автотрасс.

Антитрестовские законы не могут непосредственно препятствовать

тайному сговору в отраслях с высоким уровнем концентрации. В этом

проявляется слабость антитрестовских законов с экономической точки

зрения. Но, чтобы добиться приговора, правительству достаточно лишь

показать, что тайный сговор с целью установления цен или раздела продаж

имеет место. Решительность правительства в судебном преследовании фактов

фиксации цен понятна, так как фиксация цен окружена большой секретностью

и появилась тенденция к замене официальных соглашений об установлении цен

практикой лидерства.

Но необходимо отметить, что существуют ограничения из

антитрестовского законодательства. В отраслях, являющихся естественными

монополиями, в которых издержки падают с ростом объема выпуска,

конкуренция не способствует росту эффективности. Такие отрасли, как

правило, либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной

собственности. Государственные структуры, а не рыночные силы,

устанавливают здесь цены. В других отраслях требование неукоснительного

соблюдения антитрестовских законов способно повысить их эффективность

посредством их усиления и защиты конкуренции.

Важнейшие примеры естественных монополий включают обеспечение

водой, газом и электроэнергией, а также местную телефонную связь и

канализацию. Эти производства выделяют в отдельную группу в силу

значимости фактора экономики от масштаба при распределении услуг.

Обеспечением работы естественных монополий иногда в США занимается

само государство, а не регулируемые частные фирмы. Так, сегодня работу

водопровода и канализации обычно обеспечивают местные органы власти

(муниципалитеты). В США на государственные агентства и некоммерческие

кооперативы приходится около 20% объема продаж электроэнергии и чуть

меньшая доля услуг местной телефонной станции.

Осуществляет ли государство регулирующие функции или действует в

качестве производителя – оно должно определить цены на услуги,

предоставляемые естественными монополиями. В связи с этим ставится задача

по установлению экономически эффективных цен:

. цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам;

. прибыли не должны превышать норму;

. производство должно быть эффективным.

При установлении цен на основе предельных издержек, государство

гарантирует, что ценность дополнительно производимой продукции для

потребителей равна издержкам ее производства. По вопросу прибыли – для

того, чтобы предприятие коммунального обслуживания могло выжить, прибыли

должны обеспечивать, по меньшей мере, нормальный доход на капитал. А если

цены всегда только возмещают издержки, так что отрасль коммунального

обслуживания всегда получает норму прибыли – то у нее нет стимула для

минимизации издержек. В этих условиях ожидаемые издержки, а,

следовательно, и цены были бы более высокими, чем необходимо. Бремя таких

издержек целиком и полностью несут постоянные потребители коммунальных

услуг. Поэтому особенно важно, чтобы работники регулирующих агентств

проявляли активный интерес к эффективности работы регулируемых или

находящихся в государственной собственности фирм.

Экономисты считают, что нежелательно предоставлять естественные

монополии самим себе, поскольку слишком малый выпуск будет результатом

монопольно высоких цен. В то же время нереалистично ожидать, что

естественные монополии станут производить при ценах, установленных на

уровне предельных затрат, из-за возникающих убытков.

В одних странах естественные монополии остаются частными

компаниями, но регулируются специальными органами, как, например в США. В

других они управляются непосредственно государством или, как, например,

во Франции получают относительно самостоятельный статус в рамках

общественного сектора экономики. Регулирующий орган может в качестве

компромиссного решения при установлении цены ориентироваться на равенство

спроса и средних затрат, т. е. установить цену, при которой экономическая

прибыль монополиста будет нулевой. Другим решением проблемы естественной

монополии является принятие государством (или муниципалитетом) на себя

обязанность предоставлять соответствующий вид услуг. В этом случае

государственная (муниципальная) компания может получать субсидии из

государственного (местного) бюджета.

Однако нужно помнить, что само субсидирование является источником

неэффективности.

Таким образом, антитрестовская политика и экономическое

регулирование деятельности естественных монополий представляет собой

ответные меры на проблему монопольной власти. Эта политика не является

совершенной. Дебаты по поводу антитрестовской политики всегда привлекают

тех, кто выступает за уничтожение правил регулирования (вне зависимости

от того, каковы они в настоящий момент), чтобы создать барьер

использованию монопольной власти, а также тех, кто полагает, что

существующие правила препятствуют эффективной работе предприятий.

Проблемы, связанные с властью монополий (как естественных, так и не

являющихся таковыми) – трудны для изучения, но и намного сложнее в

реальном мире, где много неопределенности, а цели являются политически

заданными.

Резюме.

. Антимонопольное законодательство развитых стран мира неразрывно

связано с деятельностью большого бизнеса. Сердцевиной антитрестовской

политики является система законов, ограничивающих действия компаний,

ведущие к снижению конкуренции и установлению монополии.

. Социальные издержки, обусловленные существованием монополий, возникают

вследствие ограничения выпуска монополистом. Величина этих социальных

потерь измеряется как сумма разностей между ценностью, которые

потребители устанавливают для каждой единицы продукции, которые

необходимо произвести, и предельным издержкам ее производства.

. В естественных монополиях издержки падают с ростом объема выпуска, а

конкуренция не приносит должного эффекта. Отрасли, являющиеся

естественными монополиями необходимо регулировать соответствующими

государственными структурами, которые и должны устанавливать здесь

цены.

. Оценки издержек общества, связанных с монопольным ограничением

выпуска, незначительно по величине: как правило, они составляют менее

1% совокупного выпуска в экономике. Столь низкая оценка издержек

общества может отражать, во-первых, положительное воздействие

антитрестовской политики и регулирования и, во-вторых, игнорирование

того факта, что монополия может приводить к чрезмерно высоким

издержкам производства, порождать недопустимую политическую власть и

несправедливое распределение дохода

. Поскольку ограничение выпуска соответствует интересам существующих в

отрасли компаний, то законы, направленные против поддержания

фиксированных цен и слияний в целях создания монополий, способствуют

ослаблению монопольной власти.

1.3. Конкуренция и ее виды

А. Несовершенная конкуренция

При данном уровне развития технологии, в условиях несовершенной

конкуренции цены выше, а объемы выпуска ниже, чем на совершенно

конкурентных рынках. Однако, кроме пороков, есть и достоинства- большие

фирмы реализуют экономии крупномасштабного производства и проводят

большую часть инноваций, что способствует долговременному экономическому

росту.

Рынок совершенной конкуренции состоит из фирм, слишком мелких, чтобы

влиять на рыночную цену. Это означает, что конкурентная фирма, независимо

от количества произведенных ею продуктов, может продать весь свой выпуск

только по текущей рыночной цене. Таким образом, фирма на совершенно

конкурентном рынке не имеет стимулов «сбивать цену». Кроме того, она не

поднимет свою цену выше рыночной — ибо в этом случае фирма не сможет ничего

продать- покупатели просто «перейдут» к конкурентам.

При таком более чем строгом определении, немногие рынки можно назвать

совершенно конкурентными. Представьте себе огромный список товаров и услуг:

самолеты, алюминий, автомобили, электрические батареи, сухие завтраки,

жевательная резинка, сигареты, электроэнергия, холодильники, пшеница.

Многие ли из них продаются на совершенно конкурентных рынках? По крайней

мере, самолеты, алюминий или автомобили- точно нет. До Второй мировой войны

в США существовала лишь одна алюминиевая компания — «Алкоа». Даже сегодня

четыре крупнейших фирмы производят три четверти всего выпуска алюминия в

США. На рынке самолетов доминируют лишь две фирмы — «Боинг» и

«3up6ac»(Airbus). В автомобильной отрасли пять крупнейших производителей

(среди них — «Тойота» и «Хонда») обеспечивают на 80 процентов рынок

легковых автомашин и легких грузовиков в Соединенных Штатах.

Что можно сказать о таких продуктах, как электрические батареи,

сухие завтраки, жевательная резинка. сигареты и холодильники? Рынки этих

продуктов порою даже в большей степени подвержены контролю со стороны

небольшого числа крупных компаний. Не удовлетворяет определению

совершенной конкуренции и рынок электроэнергии. В большинстве городов

существует лишь одна компания, которая производит и продает

электроэнергию. Мало кто может позволить себе обзавестись собственным

генератором или ветряной электростанцией!

Из всего списка только лишь рынок пшеницы удовлетворяет нашему

строгому определению совершенной конкуренции. Все другие товары, от авто

до сигарет, не проходят «теста на конкурентность» по простой причине:

некоторые из фирм в соответствующих отраслях могут влиять на цену,

изменяя количество своих продаж. Иными словами, эти фирмы обладают в

определенной степени контролем над ценой выпускаемых продуктов.

Определение несовершенной конкуренции

Если фирма способна существенно влиять на рыночную цену своего

выпуска, такая фирма классифицируется как «субъект несовершенной

конкуренции».

В отрасли преобладает несовершенная конкуренция, если отдельные

производители обладают возможностью контроля над ценой своего выпуска.

Несовершенная конкуренция отлична от ситуации абсолютного контроля

одной фирмы над ценой своего продукта. При несовершенной конкуренции фирма

может манипулировать ценой лишь в определенных пределах. Рассмотрим,

например, рынок прохладительных напитков, основная доля которого

принадлежит компаниям «Кока-Кола» и «Пепси», а значит, на нем превалирует

несовершенная конкуренция. Если текущая цена банки лимонада составляет 75

центов, «Пепси» может установить цену на уровне 70 или 80 центов, оставаясь

при этом жизнеспособной фирмой. Но она вряд ли назначит цену 40 долл. или

10 центов за банку, потому что при любой из этих цен ей придется покинуть

отрасль. Субъект несовершенной конкуренции имеет определенную (лишь

ограниченную) степень самостоятельности в своих ценовых решениях.

Кроме того, степень свободы в назначении цены неодинакова в

различных отраслях. В некоторых отраслях с несовершенной конкуренцией

проявления монопольной власти незначительны. Например, в розничной

торговле компьютерами небольшое, порядка нескольких процентов, различие в

ценах обычно оказывает значительное влияние на объем продаж фирмы. С

другой стороны, в явно монополистической электроэнергетике изменение цены

электроэнергии на 10 и более процентов весьма слабо повлияет на объем

продаж в коротком периоде.

Отметим, что существование несовершенной конкуренции не уничтожает

интенсивного соперничества на рынке. Субъекты несовершенной конкуренции

часто решительно борются за увеличение своей доли рынка. Опять-таки,

интенсивное соперничество такого рода следует отличать от совершенной

конкуренции. Борьба принимает множество различных форм, от рекламы как

попытки сдвинуть кривую спроса, до улучшения качества продуктов. В

определении совершенной конкуренции ничего не говорится о соперничестве,

просто утверждается, что каждая фирма в отрасли может продать свой выпуск

по преобладающей на рынке цене.

Виды субъектов несовершенной конкуренции

Современная индустриальная экономика, такая как в Соединенных Штатах,

подобна зоопарку, наполненному многообразными видами «зверей» несовершенной

конкуренции. Конкуренция в динамичной отрасли по производству персональных

компьютеров, обусловленная быстрыми сменами технологий, отлична от

конкуренции в какой-либо менее своеобразной отрасли. Тем не менее, можно

гораздо лучше изучить ту или иную отрасль, если уделить особое внимание

анализу ее рыночной структуры, в частности, количества и величины

производителей (продавцов), доли рынка, находящейся под контролем

крупнейших из них. Экономисты подразделяют рынки несовершенной конкуренции

на три различных вида рыночных структур.

Монополия

Какой степени несовершенства может достигнуть конкуренция? Самым

крайним случаем является монополия: один продавец полностью контролирует

отрасль. Собственно, он и является единственным производителем в данной

отрасли, кроме того, не существует отрасли, производящей близкие товары-

заместители.

Чистые монополии в настоящее время редко встречаются. В самом деле,

они обычно могут существовать

лишь при том или ином покровительстве государства Например, если

фармацевтическая компания изобретет новое лекарство, она получит патент,

дающий е; исключительное право продажи этого препарата в течение нескольких

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.