рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банковский контроль в дополнительном офисе №5265 банка Сибирсое ОВК

Основной объект контроля – механизмы принятия решений в банке и

соответствие тактики развития коммерческой деятельности банка целям,

определенными его участниками и закрепленными в документах.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

СВК представляет руководству банка заключение о реалистичности достижения

банком поставленных целей, а также предложения об организационных решениях

, которые необходимо предпринять для их достижения. При рассмотрении

программы развития банка СВК оценивает соблюдение оптимальных значений

рисков и учета пруденциальных норм с точки зрения их реального выполнения.

Одновременно контролируется включение в управление банком процедуры

оптимизации принимаемых рисков:

на каждом уровне принятия решений должны бать установлены качественные и

количественные ограничения рисков4

каждое подразделение должно иметь четко установленные ограничения

полномочий и ответственности, а в тех случаях, когда функции пересекаются,

или в случае проведения сделок, несущих высокий риск, необходимо иметь

механизм принятия коллегиальных решений;

должен быть порядок пересмотра внутрибанковских ограничений на объем,

состав и условия совершаемых отдельными подразделениями сделок и

перераспределения рисков;

банк должен иметь план оперативных действий, в случае если негативное

влияние рисов наступило одновременно, в связи с чем банк испытывает дефицит

свободных средств.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

СВК на основе регулярных комплексных и тематических обследований

подразделений банка контролирует соблюдение принятых на предварительном

этапе правил оптимизации рисков. При этом постоянно отслеживаются:

значения рисков, оперативность и достоверность информирования руководства

банка о текущем состоянии показателей риска по банку и в разрезе

подразделений с позиций их соответствия пруденциальным нормам;

своевременность выполнения подразделениями и работниками банка принятых от

имени банка обязательств, соответствие практики проведения сделок нормам

законодательства и деловым обычаям;

недопущение убытков и снижения объема собственного капитала банка;

качество принимаемых банком залогов;

соблюдение принципа коллегиальности принятия решений, в случаях когда такой

подход принят в банке или установлен Банком России;

наличие у банка возможностей оперативно привлекать ресурсы ил доразмещать

средства в случае непредвиденных изменений емкости ил доходности

используемых сегментов финансовых рынков;

соблюдение юридической правомерности и экономической целесообразности

совершаемых сделок;

соответствие данных синтетического и аналитического учета

СВК совместно со службой безопасности проводит тематические проверки в

случаях, когда совершаемые подразделением или работником операции

незапланированно изменяются с точки зрения объемов или состава применяемых

инструментов.

Банк России рекомендует наделить СВК следующими правами и обязанностями:

согласование условий конкретной сделки банка в случае, если объем

возможных убытков от ее проведения превышает 3% капитала банка;

приостановление проведения подразделением или работником сделок в случае

нарушения им установленных значений рисков до принятия решения компетентным

органом управления банка.

ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ

СВК организует изучение рисков, анализирует практику управления ими, имея в

виду внесение руководству банка предложений о совершенствовании методики

оценки и порядка контроля за рисками, а также предотвращение нарушений

установленного порядка контроля.

3-й уровень

Риски, предопределяемые внешними по отношению к банку макроэкономическими и

нормативно-правовыми условиями деятельности:

не отвечающие интересам банка текущая емкость и доходность финансовых

рынков, на которых банк проводит операции;

негативные общие и структурные тенденции экономического развития;

неблагоприятные изменения государственной экономической политики;

неблагоприятные изменения нормативно – правовых условий банковской

деятельности.

Объект контроля – аналитическая работа с точки зрения учета в управлении

банком влияния экономических и нормативно-правовых условий его работы на

эффективность выбранных направлений текущего и перспективного развития

банка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

СВК контролирует полноту, состав и своевременность обновления исходных баз

данных, на основе которых аналитические и функциональные подразделения

банка оценивают и прогнозируют перспективу.

Контролирует наличие порядка оперативного и систематического информирования

руководства банка:

о выводах и предложениях аналитических служб о текущей ситуации;

о прогнозах развития ситуации на соответствующем сегменте рынка;

об изменениях в экономике в целом, в нормативно-правовом обеспечении

банковской деятельности.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

СВК периодически проверяет исполнение задач анализа и прогнозирования

ответственными работниками и подразделениями банка и своевременное

доведение выводов и предложений аналитического характера до руководства

банка. Отслеживает наличие в функциональных подразделениях системы контроля

качества и стоимости предлагаемых банком продуктов, сравнение их с

услугами других банков. Оценивает своевременность реагирования

функциональными подразделениями на действия конкурентов, а также на

изменения хозяйственной конъюнктуры в нефинансовом секторе.

ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ

СВК сравнивает выводы и рекомендации аналитических служб и реальное

развитие ситуации, вносит соответствующие предложения руководству банка.

Актуальность проблемы внутреннего контроля всегда признавалась

банковским сообществом. Практика повседневной работы, направленной на

минимизацию своих рисков, привела российские банки к осознанию

необходимости создания в той или иной форме систем внутреннего контроля.

Законодательно закреплен контроль со стороны владельцев через общее

собрание, совет и ревизионную комиссию банка. Исполнительное руководство

(правление) обязано постоянно вести оперативный контроль за всей

деятельностью банка. Есть главный бухгалтер и подчиненные ему сотрудники.

Каждое структурное подразделение банка в соответствии с законом и

нормативными актами обязано осуществлять внутренний контроль за

совершаемыми операциями. Такой контроль и его процедуры предусмотрены

должностными инструкциями ответственных исполнителей, руководителей

подразделений. Выдачу кредитов заемщикам контролирует кредитный комитет.

Существуют, как правило, служба безопасности и различные аналитические

подразделения. Существуют внутренний и внешний аудит.

Этой сложной совокупности контрольных органов не хватает только одного -

качества контроля. А низкое качество контроля в свою очередь обусловлено

низким качеством управления деятельностью банков.

Необходимым предварительным условием качественного внутреннего

контроля можно полагать хорошую регламентацию операций, проводимых в банке,

когда контролирующие точно знают из документов, как именно обязаны (или

могут) действовать проверяемые. Другим условием можно считать то, что

служба внутреннего контроля в банке должна создаваться в интересах

эффективного им управления. Можно также принять за аксиому положение о том,

что все основные (общесистемные) решения относительно системы контроля

должны быть тщательно проработаны с самою начала. Исходя из этих условий

можно предложить следующие основные принципы создания качественной системы

внутрибанковского контроля:

Принцип целевой ориентации — направления деятельности системы внутреннего

контроля и решаемые ею задачи должны быть ориентированы прежде всего на

достижение утвержденных целей деятельности банка, отраженных в его планах

(программах) в виде конкретных работ.

Принцип первого руководителя — классический принцип построения систем

управления, предусматривающий, что система внутреннего контроля создается и

функционирует под руководством председателя правления (иной вариант —

председателя совета) банка.

Принцип целостности и полноты системы — система должна быть единой,

состоящей из упорядочен ной совокупности элементов, объединенных

логическими связями и действующих согласованно для решения поставленных

перед нею задач, а ее действие должно распространяться на все виды

деятельности и операции банка.

Принцип документарной основы контроля — контролю подвергаются деятельность

банка, указания и решения его руководителей, закрепленные в принятых формах

документов.

Принцип регламентации – функционирование системы должно четко и однозначно

определяться документами единого комплекса организационно-управленческой

документации банка. Все документы, регламентирующие работу системы

внутреннего контроля, должны строиться вокруг основного документа, имеющего

статус стандарта банка.

Принцип адаптации — система должна быть гибкой и оперативно настраиваться

на использование новых инструментов контроля и/или решение новых задач.

Принцип специализации — система внутреннею контроля не должна разрушать

сложившуюся организационную структуру банка, а выполнять свои функции путем

«вживания» в нее; не должна подменять собой другие системы или службы и

дублировать их работу, а также вмешиваться в оперативную деятельность

подразделений и служб банка.

Принцип обеспечения качества решений — вся информация, поступающая

руководителям банка, должна обладать качеством и достоверностью,

необходимыми для принятия на ее основе оптимальных решений. Внутри системы

контроля должны быть предусмотрены процедуры контроля качества работы самой

этой системы.

Принцип содержательного характера контроля — контролироваться должно прежде

всего соответствие характера исполнения документа (решения, указания) ею

экономической сущности.

Принцип оперативности — концентрируя и уплотняя информацию с использованием

всех доступных методов ее комплексною анализа, система должна обеспечивать

обработку и представление информации руководителям банка в реальном

масштабе времени, т.е. в сроки, позволяющие им своевременно принимать

необходимые решения, а ответственным исполнителям — успевать принимать к

исполнению эти решения.

Приложение 8

|Принципы внешнего банковского контроля: |Принципы внутреннего контроля: |

|1.Универсальность и обязательность. Под |принцип разделения |

|надзор должны попадать все без исключения |обязанностей, |

|кредитные организации, работающие на | |

|территории страны, причем согласие на | |

|контроль и выполнение требований | |

|контрольных органов должно быть | |

|обязательным условием не только получения | |

|банковской лицензии, но и последующего | |

|выполнения банковских операций. | |

|2. Законодательное закрепление за |принцип непрерывности, |

|Центральным Банком контрольных функций с | |

|предоставлением ему права издавать | |

|соответствующие нормативные акты, | |

|обязательные для всех банков (кредитных | |

|организаций). | |

|3. Единство требований контрольных органов.|принцип предметности и |

|Ко всем кредитным организациям, выполняющим|конкретности, |

|одинаковые виды деятельности (операции), | |

|должны предъявляться одинаковые | |

|требования. Там же, где требования могут | |

|и/или должны быть дифференцированными, | |

|должны использоваться ясные и стабильные | |

|правила дифференциации. Закон разрешает | |

|Банку России дифференцировать, например, | |

|экономические нормативы деятельности | |

|банков, однако он не пользуется этим | |

|правом. | |

|4. Обязательность исполнения законных |принцип объективности, |

|требований органов контроля. | |

|5. Единство количественного и качественного|принцип всеохватности и |

|контроля. Необходимо отслеживать не только |многоплановости, |

|формальное соблюдение кредитными | |

|организациями тех или иных правил, | |

|нормативов, требований, указаний, но и | |

|качественных (экономических и финансовых) | |

|характеристик их развития, что требует | |

|хорошего мониторинга и не менее | |

|качественной индивидуальной аналитической | |

|работы. | |

|6. Сочетание превентивного (упреждающего) и|принцип информационной |

|последующего контроля. Превентивный |достаточности для принятия |

|контроль следует понимать и как |решения и ограничения доступа к|

|предварительный (еще на стадии создания |информации, не относящейся к |

|банка), и как профилактический, |проведению конкретной операции |

|предупреждающий появление и накопление в |и/или превышающей лимит |

|деятельности функционирующих банков |функциональной необходимости в |

|негативных явлений и тенденций. Если надзор|рамках должностных |

|выявляет важные проблемы на ранней стадии |обязанностей, |

|их развития, когда «ничего еще не | |

|произошло», то основанием для применения к | |

|соответствующему банку регулирующих мер | |

|воздействия следует признать саму | |

|рискованную деятельность, а не только | |

|фактически состоявшееся нарушение тех | |

|формальных соотношений структуры баланса, | |

|которые в конечном итоге и отражены в | |

|обязательных нормативах банковской | |

|деятельности. К этому должны быть готовы, в| |

|том числе психологически, работники как | |

|надзорных органов, так и банков. | |

|7. Сочетание дистанционного |7. принцип использования |

|(документарного) и «контактного» (проверки |различных видов контроля в |

|на местах) способов контроля. Контроль |зависимости от функциональной |

|только в форме документарных проверок |принадлежности объектов |

|(дистанционного анализа документов) |контроля, текущей необходимости|

|совершенно себя не оправдывает. |и комплексности поставленных |

| |задач. |

|8. Профессионализм контроля. Чтобы | |

|эффективно вести надзор, нужно четко | |

|понимать характер бизнеса банков (в целом | |

|лучше, чем работники проверяемых банков), | |

|свободно ориентироваться в его тенденциях и| |

|на этой основе анализировать проводимые | |

|банком операции. | |

|9. Адекватность контроля. Небольшие банки с| |

|малым количеством операций объективно | |

|требуют только технологического надзора, | |

|тогда как крупные и средние нуждаются в | |

|углубленном анализе. | |

|10. Конструктивный характер контроля. | |

|Главная задача надзорных органов — помогать| |

|поддерживать работоспособность банка, как | |

|можно раньше выявлять причины возможных | |

|трудностей и своевременно содействовать их | |

|преодолению. Центральный банк не должен | |

|выступать в роли надзирателя. | |

|11. Консолидированный характер контроля. | |

|Контроль за банком должен вестись на основе| |

|учета операций всех его подразделений | |

|(филиалов, отделении), а также дочерних и | |

|зависимых организаций. | |

|12. Сочетание государственного, | |

|независимого аудиторского (внешнего), | |

|общественного (со стороны общественных | |

|объединений самих банков) и внутреннего | |

|контроля. | |

|13. Достоверность данных и полная | |

|ответственность за их качество и | |

|конфиденциальность. | |

|14. Открытость для широкой общественности. | |

-----------------------

Б А Н К

Служба

Внутреннего

Контроля

Подразделение

Внутреннего

контроля

Подразделение

Управления

рисками

Подразделение

Внутреннего

аудита

Аналитические

и контролирующие подразделения

Прочие подразделения

Прочие подразделения

Прочие

контрольные

подразделения

БАНК

Служба

Внутреннего

контроля

Другие

подразделения

банка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.