рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банковский контроль в дополнительном офисе №5265 банка Сибирсое ОВК

пункте:

• через расчетную систему Банка России;

• через корреспондентские счета в других кредитных организациях.

Если банк отнесен к группе банков, находящихся в критическом

финансовом положении, то ему запрещается покупать и продавать иностранные

валюты (как в наличной, так и безналичной формах). Однако надзорный орган

может не применять данную меру воздействия к банку, выполняющему

мероприятия по собственному оздоровлению или реорганизации (если

соответствующий план признан реальным и выполняется в предусмотренные

сроки).

Аналогичная мера воздействия должна быть применена к банку,

отнесенному к группе банков, испытывающих серьезные финансовые трудности, в

случае если:

• банк не выполнил в установленный срок предъявленного ему требования

разработать план оздоровления или реорганизации;

• представленный план оздоровления был признан нереальным или

реорганизация была признана нецелесообразной;

• признанный реальным план оздоровления или план реорганизации не

выполняется в предусмотренные сроки по состоянию на 2 последние отчетные

даты.

Запрет на открытие филиалов применяется в случае опасного нарастания

проблем банка, неудовлетворительного финансового положения в целях

ограничения рисков кредиторов и клиентов, оформляется предписанием и может

быть введен вновь, если по истечении срока действия предписания

соответствующие проблемы банка не ликвидированы.

В случаях систематического (более 3-х раз за последние 12 месяцев)

невыполнения банком в срок требований об устранении нарушений, приведших к

ухудшению его финансового положения и создавших реальную угрозу интересам

кредиторов (вкладчиков), выявления серьезных нарушений в организации учета

в банке, несоблюдения им законов при выполнении банковских операций,

включая операции на рынке ценных бумаг, надзорный орган может потребовать

заменить руководителя исполнительного органа банка. Данное требование может

быть выдвинуто, если:

• на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера

банка (филиала) назначены лица, предварительно не согласованные с Банком

России;

• в течение последних 12 месяцев были повторно нарушены требования

законов и нормативных актов Банка России к участникам банка при

формировании его уставного капитала.

Требование о замене руководителей банка оформляется в виде

предписания.

Штрафы и иные меры воздействия применяются к банкам также в случаях,

если:

• нарушены сроки представления отчетности, ее опубликования в открытой

печати, а также сроки представления аудиторских заключений, копий издания,

в которых опубликован годовой отчет;

• отчетность представлена и/или опубликована в объеме и/или в формах, не

соответствующих требованиям Банка России;

• установлены факты недостоверности отчетных данных.

В случае выявления недостоверности отчетных данных, означающей попытку

скрыть реальное финансовое положение банка, причем это положение таково,

что создает угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), надзорный орган

незамедлительно применяет наиболее сильные меры воздействия, включая

подготовку ходатайства об отзыве у банка лицензии.

Перечень вопросов, подлежащих первоочередной проверке при проведении

проверок достоверности отчетности кредитных организаций.

1. Достоверность качества кредитного портфеля. Необходимо дать оценку

реальности определения кредитных рисков как в момент возникновения

кредитной и приравненной к ней задолженности, так и в последующем в

процессе ее реклассификации, а также полноты сформированного резерва на

возможные потери по ссудам.

2. Правильность расчета выполнения экономических нормативов и

расшифровок отдельных балансовых счетов для проведения расчета, в том числе

в части полноты отражения в расшифровках достоверных данных по всем

филиалам банка.

3. Правильность отражения полученных банком доходов и произведенных

расходов. Операции должны отражаться в строгом соответствии с Правилами

ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Согласно указанным

Правилам доходы и расходы учитываются по кассовому методу, т. е. в момент

их осуществления.

Не допускается формирование доходов за счет взимания процентов авансом при

выдаче кредитов, за счет предоставления новых кредитов с направлением

кредита на уплату процентов, в том числе просроченных, за ранее выданные

кредиты.

1.2.Внутренний контроль в коммерческих банках

Внутренний контроль – это процесс, осуществляемый старшими

должностными лицами и сотрудниками всех уровней за финансово-хозяйственной

деятельностью своего банка [17, стр.119] Это не просто процедура или

политика, которая выполняется в определенный момент, а процесс, постоянно

осуществляемый на всех уровнях банка.

Система внутреннего контроля выполняет защитную функцию банка по

минимизации внешних и внутренних рисков и призвана обеспечить такой порядок

проведения банковских операций и сделок, который способствует достижению

поставленных ориентиров и целей при соблюдении требований законодательства,

нормативных актов Банка России, а также внутренних процедур, стандартов и

правил, установленных в банке. Под внешними и внутренними рисками

понимаются риски, вызываемые последствиями неправомерных или некомпетентных

решений отдельных работников, риски ликвидности и снижения капитала, а

также риски, предопределяемые внешними по отношению к банку

макроэкономическими и нормативно-правовыми условиями деятельности.

Правовое поле службы внутреннего контроля определяется положением

Банка России «Об организации внутреннего контроля в банках» от 28 августа

1997 года №509. Непосредственные действия, направленные на минимизацию

рисков банка, определяются рядом инструктивных актов, таких например, как

Указание Банка России от 7 июля 1999 года №603-У «О порядке осуществления

внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках в

кредитных организациях», правило (стандарты) аудиторской деятельности

«Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в

ходе аудита» (одобренное комиссией по аудиторской деятельности при

Президенте Российской Федерации от 25.12.1996 года, Протоколом №6), и рядом

других актов.

В организационную основу системы внутреннего контроля заложены

принципы, обеспечивающие непрерывное действие контрольных механизмов и

функций на всех направлениях банковской деятельности и уровнях принятия

решений. К ним, в частности, относятся: (приложение 8)

. принцип разделения обязанностей,

. принцип непрерывности,

. принцип предметности и конкретности,

. принцип объективности,

. принцип всеохватности и многоплановости,

. принцип информационной достаточности для принятия решения и

ограничения доступа к информации, не относящейся к проведению

конкретной операции и/или превышающей лимит функциональной

необходимости в рамках должностных обязанностей,

. принцип использования различных видов контроля в зависимости от

функциональной принадлежности объектов контроля, текущей необходимости

и комплексности поставленных задач.

В рамках реализации указанных принципов основные усилия службы

внутреннего контроля (исходя из общей ситуации и в перспективе создания

высокотехнологичного банка) направлены на следующие основные аспекты

деятельности банка:

1. Контроль создания единого технологического уклада (правил и процедур)

проведения всевозможных операций и услуг.

2. Контроль соответствия технологического уклада, формализованного в виде

положений, приказов, инструкций, методик, процедур и реальной практики

банка.

3. Контроль за адекватным учетом в рамках единого технологического

уклада, а также созданием и эффективным функционированием в рамках

единого технологического уклада механизмов последующего контроля

операций банка.

4. Соответствие внутренних положений, приказов, инструкций, методик,

процедур внешнему Законодательству.

Тогда, можно говорить, что основной задачей службы внутреннего

контроля для реализации указанных принципов, а также выполнения защитной

функции банка является контроль за построением единого технологического

уклада по всем направлениям деятельности банка в условиях постоянно

изменяющейся внешней среды. Основным объектом контроля в рамках указанной

цели является система единого технологического уклада, введенного в деловой

оборот банка на всех уровнях его деятельности.

Для построения единого технологического уклада данная задача

разбивается на ряд подзадач:

1. Выработка, совместно с другими подразделениями банка, унифицированных

и стандартизированных правил и алгоритмов создания (формализации)

внутренних положений, приказов, инструкций, методик, процедур, а также

их внедрения применения, изменения (коррекции) и отмены.

2. Последующий контроль за унификацией и стандартизацией внутренних

нормативных и методических актов.

3. Контроль за адаптивностью внутренних нормативных актов в условиях

постоянно быстроменяющейся внешней среды.

4. Контроль за всеохватывающей эффективной формализацией процессов всей

деятельности банка.

5. Контроль за непрерывностью технологических цепочек по всем процессам

деятельности банка.

Говоря о внутреннем контроле, мы должны четко представлять себе виды и

методы контроля. Под контролем мы понимаем собственно два вида контроля:

административный и финансовый контроль. Административный контроль состоит в

проверке соответствия проводимых операций полномочиям должностных лиц,

определенным нормативными актами банка и процедурами принятия и реализации

решений по проведению операций и сделок. Финансовый контроль заключается в

проверке соответствия проводимых операций и сделок политике банка,

изложенной в нормативных актах, применительно к разным видам банковских

продуктов и услуг и их адекватного отражения в учете и отчетности. Важно,

что путем использования административного и финансового контроля

определяется эффективность действующей в банке системы управления рисками и

предпринимаемых на всех направлениях и уровнях деятельности банка мер по

идентификации и минимизации рисков.

Как административный, так и финансовый контроль в банке осуществляется

в предварительном, текущем и последующем порядке (Приложение 1).

Система внутреннего контроля в банке должна быть организована по

принципу всеохватности и многоплановости. Это означает, что контрольные

функции закладываются по вертикали и по горизонтали, образуя тем самым

сплошную сеть пересекающихся контрольных функций. Горизонтальную образующую

представляют инструкции, тарифы, технические порядки и операционные

процедуры, определяющие технологическую последовательность проведения

банковских операций и сделок, лимиты установленных нормативных показателей,

зоны ответственности и контрольные операции по минимизации операционных

рисков. Вертикальную составляющую образуют индивидуальные должностные

инструкции работников банка, положения о подразделениях, приказы и

распоряжения руководства банка, решения коллегиальных органов банка.

Контроль за осуществлением надзорных функций подразделений (по горизонтали

и вертикали) является функцией службы внутреннего контроля, которая

реализуется путем регулярных проверок, анализа, проведения специальных

контрольных мероприятий.

Таким образом, становится понятно, что служба внутреннего контроля

может осуществлять мероприятия только в предварительном и последующем

порядке. В порядке текущего контроля служба внутреннего контроля проверяет

непосредственно наличие механизма контроля, а также правильность и

эффективность его функционирования.

Итак, мы определили цели и функции службы внутреннего контроля, а

также методы и виды возможного контроля в соответствии с положением Банка

России №509.

Естественно возникает вопрос: в чем функциональная разница между

службой внутреннего контроля и, скажем, подразделениями, занимающимися

внутренним аудитом? Ведь функционально такие подразделения также

осуществляют внутренний контроль за деятельностью банка.

Для этого необходимо четко различать понятия «система внутреннего

контроля» и «служба внутреннего контроля (СВК) ». Первая охватывает все

виды операций и все иерархические ступени работы банка, а вторая

контролирует работу первой.

Рассматривая банк как некое производство (в которое также входят

подразделения выполняющие контрольные функции – это их производство), можно

говорить, что внутренний аудит – это подразделение, выполняющее

производственные функции. В то же время, служба внутреннего контроля

выполняет как производственные, так и организационные функции (организуя и

создавая контрольные механизмы для деятельности банка). Именно такое

понимание осуществления контроля в банке предполагает создания в его

структуре специализированного центра, который занимается организацией и

созданием контрольных механизмов по всему спектру банковской деятельности

(служба внутреннего контроля).

Структурная организация службы внутреннего контроля может

осуществляться двумя способами.

В первом случае служба внутреннего контроля может включать в свой

состав подразделение внутреннего контроля, внутренний аудит, подразделение,

занимающееся управлением рисками, а также ряд других аналитических и

контролирующих подразделений банка. Фактически речь идет о

многофункциональном департаменте, который должен охватывать различные

аспекты деятельности банка.(схема 1)

Схема 1

Организация службы внутреннего контроля

Во втором случае, служба внутреннего контроля может быть создана как

отдельное структурное подразделение банка, осуществляющее взаимодействие с

другими контролирующими подразделениями. При таком варианте служба

внутреннего контроля должна быть наделена соответствующими полномочиями и

правами (схема 2).

Схема 2

Организация службы внутреннего контроля

Выбор структурной организации в первую очередь зависит от особенностей

банка, наличия в нем соответствующих ресурсов, сложившейся практики его

деятельности. Однако, в обоих случаях цели функции и методы работы службы

внутреннего контроля будут идентичными и не будут нарушать технологического

уклада банка по различным аспектам его деятельности.

Права службы внутреннего контроля. СВК и ее сотрудники вправе:

. получать от руководителей и/или сотрудников проверяемого подразделения

любые необходимые для проверки документы, снимать с них копии;

. определять, соответствуют ли действия и операции, осуществляемые

сотрудниками банка, требованиям законодательства и нормативных актов

Банка России, а также нормам внутренних документов банка, в которых

определены его политика, процедуры принятия и реализации решений,

организации учета и отчетности;

. привлекать при необходимости сотрудников иных подразделений банка к ре-

решению задач внутреннего контроля.

Работники всех подразделений банка должны оказывать сотрудникам СВК

содействие в осуществлении ими своих функций. Порядок взаимодействия

сотрудников банка с СВК устанавливается в Положении о СВК.

Обязанности службы внутреннего контроля. СВК и ее сотрудники обязаны:

. вести путем регулярных проверок постоянный контроль за деятельностью

подразделений банка и отдельных сотрудников на предмет соответствия их

действий требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов,

внутренних документов банка, должностным инструкциям;

. обеспечивать постоянный контроль за соблюдением сотрудниками банка

установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений;

. разрабатывать рекомендации и указания об устранении выявленных

нарушений, контролировать их исполнение;

. обеспечивать полное документирование каждого факта проверки и

оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы,

изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения,

рекомендации по их устранению, а также о применении мер

дисциплинарного и иного воздействия к нарушителям;

. обеспечивать сохранность и возвращать полученные от подразделений

документы;

. представлять заключения по итогам проверок руководству банка и

подразделений банка для принятия мер к устранению нарушений, а также

для анализа деятельности конкретных сотрудников банка;

. своевременно информировать руководство банка:

. обо всех вновь выявленных рисках;

. обо всех случаях нарушений сотрудниками законодательства, нормативных

актов, внутренних распоряжений;

. обо всех нарушениях установленных процедур, связанных с

функционированием системы внутреннего контроля;

. о мерах, принятых руководителями проверенных подразделений к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.