рефераты бесплатно

МЕНЮ


Роль Центрального банка и его территориальных управлений в развитии кредитной системы

России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в

статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации

(Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные

права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических

лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными

законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не

обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в

законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов,

обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законом, а также

нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти,

касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за

заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное

имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк

России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по

владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая

золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в

соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом

«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и

обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не

допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая

независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои

расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в

судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных

государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и

Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя

такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а

кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за

исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают

на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе

Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность

и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению

Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России

(по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом

Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной

Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а

также рассматривает основные направления единой государственной денежно-

кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения.

На основании предложения Национального банковского совета Банка России

Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой

Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его

структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума

проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его

представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о

деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных

направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Организационно-правовая форма Банка России

Общим признаком, характеризующим правовое положение Банка России,

независимо от того, в каком качестве он выступает, осуществляя возложенные

на него функции, является предоставленный ему Федеральным законом

Российской Федерации от 10.07.2002 года №86-ФЗ «О Ценральном банке

Российской Федерации (Банке России)». Однако ни данный Закон, определяющий

что Банк России является юридическим лицом (статья 2), ни другие принятые

после него федеральные законы не устанавливают для него организационно-

правовой формы юридического лица.

По разным мнениям, нашедшим отражение в юридической литературе, по

своей организационно-правовой форме он представляет собой:

- унитарное предприятие;

- государственное учреждение;

- государственную корпорацию.

- унитарное предприятие

Существование данной точки зрения обусловлено некоторыми историческими

предпосылками. Так, действовавшие до 1995 года Закон РСФСР от 02.12.1990

года № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и Устав Банка

России, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от

24.07.1991 года закрепляли за Банком России имущество на праве

хозяйственного ведения. В результате были созданы фактические и

юридические предпосылки для выводов о коммерческом статусе Банка. Такие

выводы получили подтверждение после принятия Федерального закона от

30.11.1994 года №52-ФЗ «О введение в действие части первой Гражданского

кодекса РФ». В части 6 статьи 6 указанного закона устанавливалось, что к

созданным до дня официального опубликования части первой ГК РФ

государственным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного

ведения, применяются нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на

праве хозяйственного ведения и являющихся коммерческими организациями.

Устав Банка России также предоставлял ему практически неограниченные

полномочия по распоряжению закрепленным за ним имуществом. После принятия

Конституции РФ Закон «О Центральном банке (Банке России)» вступил в

противоречие с конституционными положениями. Конституция закрепила за

Банком статус особого властного органа, который в силу этого не может

являться коммерческой организацией. Попутно изменились критерии оценки его

деятельности.

Из Конституции России 1993 года следует, что показателем работы Банка

России является вовсе не прибыль, а устойчивость и защищенность денежной

единицы России – рубля (Устав Банка закреплял прибыль как показатель

финансовых результатов деятельности Банка). Эти и другие обстоятельства

способствовали тому, чтобы в апреле 1995 года Закон РСФСР от 02.12.1990

года №394-1 «О Центральном Банке РСФСР (Банке России)» был изложен в новой

редакции, закрепившей некоммерческий статус Банка России, а Устав Банка

России был признан утратившим силу. Согласно статье 3 названного закона

«получение прибыли не является целью деятельности Банка России». Более

того, в отличие от ранее действовавшего законодательства, Федеральным

законом Российской Федерации от 10.07.2002 года №86-ФЗ «О Ценральном банке

Российской Федерации (Банке России)» Банку России предоставлено право

осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению переданной

ему федеральной собственностью только в соответствии с целями и в порядке,

установленном Законом.

Поэтому выводы некоторых юристов о коммерческом статусе Банка России

носят предположительный характер. Реализация такого предположения на

практике, при сохранении за Банком статуса государственного органа, не

представляется возможным, поскольку, властные полномочия Банка России по

регулированию денежно-кредитной системы и осуществление им непосредственно

банковской деятельности на коммерческой основе не совместимо.

Признанию Банка России унитарным предприятием препятствует еще и то,

что у него отсутствует Устав как таковой (вряд ли можно считать, что

Уставом для Банка является Федеральный Закон «О Центральном Банке РФ (Банке

России)». Кроме того, странно было бы допустить, что осуществление

публично-правовых и властных функций государство доверило коммерческой

организации.

- государственное учреждение

Банк России, как утверждают некоторые авторы, является государственным

учреждением, поскольку властные управленческие полномочия присущи только

государственным органам, которые в настоящее время являются

государственными учреждениями.

Это так, но наличие управленческих функций не является критерием для

определения организационно-правовой формы юридического лица. Одним из

основополагающим признаков учреждения является его обязательное

финансирование собственником (пункт 2 статьи 48 ГК РФ).

Согласно статье 2 Закона о Центральном банке собственником имущества

Банка является Российская Федерация. Однако собственник не финансирует

Банк России, который не является бюджетной организацией и осуществляет свои

расходы за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2 Закона). Но

осуществление Банком России своих расходов за счет собственных средств

вовсе не противоречит ст.ст.50 и 120 ГК РФ, так как согласно ст.298 ГК РФ:

«если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено

право осуществлять приносящую доходы деятельность, то расходы, полученные

от такой деятельности, и приобретенное за счет таких доходов имущество

поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на

отдельном балансе». Поэтому осуществление Банком России расходов за счет

собственных средств не опровергает, а, наоборот, подтверждает, что из ныне

существующих организационно-правовых форм ему, как и другим государственным

органам, более всего соответствует государственное учреждение».

Учреждение согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ отвечает по своим

обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при

их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную

ответственность по долгам учреждения. Однако государство не отвечает по

долгам Центрального банка, а Банк не отвечает по обязательствам

государства, если иное не установлено федеральным законом (часть 5 статьи 2

Закона).

- государственная корпорация

В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 12.01.1996 года №7-

ФЗ «О некоммерческих организациях» в литературе высказано мнение об

отнесении Банка России к государственным корпорациям. Ряд положений Закона

о Центральном банке корреспондирует нормам Закона «О некоммерческих

организациях». Так, Банк России учрежден Российской Федерацией на основе

имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России),

Банк России создан на основе Закона о Центральном банке, Банк не имеет

членства, Банк в настоящее время не имеет уставных документов, - все это

соответствует требованиям статьи 7.1 Закона «О некоммерческих

организациях».

Веским доводов против представленной точки зрения является то, что

Центральный банк не является собственником, закрепленного за ним имущества,

которое в соответствии со статьей 2 Закона о Центральном банке является

собственностью Российской Федерации.

Макарова Я.М. предлагает свое определение организационно-правовой формы

Банка: «Банк России – государственная корпорация с особым конституционно-

правовым статусом, учрежденная Российской Федерацией для осуществления

защиты и обеспечения устойчивости рубля, наделенная исключительным правом

эмиссии на территории Российской Федерации и осуществляющая свои функции

независимо от органов государственной власти. Имущество, переданное Банку

России, является его собственностью». Как видно, данное определение

устраняет высказанное выше замечание относительно невозможности признания

за Центральным банком статуса государственной корпорации.

Подводя итог необходимо отметить следующее. Принципиальным выводом

является тот, что, Банк России, будучи наделенным властными полномочиями в

сфере правления банковской системой не может являться коммерческой

организацией, то есть организацией основной целью деятельности которой, в

соответствии со статьей 50 ГК РФ, является извлечение прибыли.

В соответствии с действующим в настоящее время законодательством за

Центральным Банком не может быть однозначно (без оговорок) признана никакая

из вышерассмотренных организационно-правовых форм. Но ближе всех Банк

России, именно в силу закрепленных за ним имущественных прав, подпадает под

определение государственного учреждения.

Определение же Центрального банка в качестве государственной корпорации

потребует внесения соответствующих изменений в Закон о Центральном банке.

§ 3. Основные направления и формы регулирования кредитной системы

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из

важнейших элементов развития и формирования кредитной системы.

Основными направлениями государственного регулирования являются:

- политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых

институтов, особенно банков;

- налоговая политика правительства в смешанных

(полугосударственных) или государственных кредитных институтах;

- законодательные мероприятия исполнительной и законодательной

власти, регулирующие деятельность различных институтов

кредитной системы.

Основным проводником государственной политики по регулированию

кредитной системы является Центральный банк.

В промышленно развитых странах политика центрального банка

распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и

осуществляется в следующих формах:

- учетная политика;

- регулирование нормы обязательных резервов;

- операции на открытом рынке;

- прямое воздействие на кредит.

Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете

коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою

очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний.

Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и

устанавливает так называемую учетную ставку. В России эта процентная ставка

называется ставкой рефинансирования коммерческих банков.

Как правило, учетная политика центрального банка направлена на

лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для

каждого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем

выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным

регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в

основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не

менее они ориентируются на учетную ставку центрального банка - так

называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой

стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями,

развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в

экономике.

Следующей формой регулирования центрального банка является определение

нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы

регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить

часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке.

Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от

конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной

экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению

кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и

колеблются в пределах от 5 до 20.

Политика регулирования нормы резервов распространяется главным образом

на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-

финансовые институты), которые определяют процентные ставки по кредитам.

Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике

следуют за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк

воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на

доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы

являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их

купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные

облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и

других кредитно-финансовых институтов и таким образом способствует

повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Кредитные институты

согласно законодательству обязаны покупать определенную часть

государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и

государственный долг.

Формой регулирования является также прямое воздействие центрального

банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в

форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев

центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование

банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако

методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и

сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые

институты.

§4. Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией

Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской

Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.

Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.