рефераты бесплатно

МЕНЮ


Кризис банковской системы России 1998 года, его причины и последствия

|Мосбизнесбанк |0,8 |0,4 |

|Промышленно – строительный |0,8 |0,4 |

|банк ( Санкт – Петербург ) | | |

|ОНЭКСИМбанк |0,7 |0,4 |

|Внешторгбанк |0,7 |0,4 |

|Всего по данным банкам |162,5 |84,5 |

|Прочие |29,9 |15,5 |

|Всего вкладов населения |192,4 |100,0 |

*В сумму вкладов включены рублевые и валютные депозиты остатки на

счетах банковских карт.

Источник : расчеты на основе данных ЦБР и материалов журнала

«Профиль».

Ситуация осложнилась отсутствием разработанной и готовой к применению

схемы страхования депозитов. После того как все ведущие банки стали

вводить ограничения на выплату средств вкладчиков , изъятие депозитов

приняло массовый характер. Меры, использовавшиеся банками для ограничения

давления со стороны вкладчиков включали: установление лимитов на

ежедневную выдачу средств с валютных, а затем и рублевых счетов;

предложение получать деньги с валютных депозитных и карточных счетов в

рублях, зачастую но курсу ниже рыночного; организацию предварительной

записи на получение валютных и рублевых средств.

Характерно, что неожиданностью для многих вкладчиков стало быстрое

ухудшение ситуации в СБС-Агро, который рассматривался и рекламировался как

ведущий правительственный" банк. Большинство вкладчиков были уверены, что в

случае затруднений государство покажет ему финансовую поддержку. Однако все

заявления правительства и ЦБР о гарантиях вкладов носили достаточно общий

характер. Ослабить напряжение, вызванное "бегством" вкладчиков, был призван

перевод вкладов в Сбербанк по фиксированному курсу. Подобная схема уже была

опробована ЦБР годом ранее при финансовом оздоровлении Тверьуниверсалбанка.

По данным ЦБР, объем рублевых депозитов населения сократился за август

на 6,5 млрд. руб. (4%), валютных - на 0,9 млрд. долл. (18.%). Результаты

"бегства" вкладчиков могли оказаться более серьезными, имей они свободный

доступ к изъятию своих средств. Несмотря на то что 2/3 вкладов в Сбербанке

обладало ограниченной ликвидностью, вкладчики вывели из Сбербанка (с учетом

валютных вкладов) 9,4 млрд. руб. в августе и 7,7 млрд. руб. в сентябре. К

концу месяца "бегство" вкладчиков из Сбербанка удалось приостановить

посредством повышения депозитных ставок до 40-45% (по рублевым депозитам).

ЦБР запретил шести коммерческим банкам, испытывавшим наибольшие

трудности ( СБС-Агро, Инкомбанк, Менатеп, Мост-банк, Промстройбанк

России и Мосбизнесбанк ), проводить любые операции по вкладам и потребовал

заключения соглашения со Сбербанком, пытаясь таким образом защитить

интересы вкладчиков. Перевод вклада в Сбербанк осуществлялся при

добровольном согласии вкладчика на следующих условиях: могла переводиться

лишь основная сумма вклада по состоянию на 1 августа; валютный вклад

конвертировался в рубли по курсу на 1 сентября (9,33 руб./долл.). ЦБР

следил, чтобы банки не переводили в Сбербанк средства со счетов своих

сотрудников. Для исполнения обязательств но переведенным вкладам Сбербанку

передавались часть Фонда обязательных резервов и векселя банков, под

которые Сбербанк мог получать кредиты ЦБР.

Перевод вкладов означал потерю значительной части сбережений для

определенной группы населения. Суммарные потери складывались из убытков

вследствие обесценения реальной стоимости вкладов, убытков при конвертации

валютных вкладов (как во время перевода, так и при снятии вклада в рублях

по более низкому курсу), потери процентов по переводимым вкладам, которые

Сбербанк не выплачивал в соответствии с условиями перевода. Убытки

вкладчиков достигали 50% от валютной стоимости вкладов.

По данным аналитиков компании "МФК-Ренессанс", под действие моратория

попадали иностранные долги российских банков на сумму примерно 4 млрд.

долл. без учета обязательств по срочным сделкам. Объем задолженности по

синдицированным кредитам составлял 1 млрд. долларов. Иностранцы требовали

проведения выплат, мотивируя это незаконностью заявления правительства и

ЦБР от 17 августа. Мораторий на выплаты капитального характера подорвал

доверие западных кредиторов к тем банкам, которые оставались

платежеспособными и могли выполнять свои обязательства. Причем речь шла не

столько об отказе российских банков погашать в срок иностранную

задолженность (те, кто реально хотел расплатиться, делал это с помощью

несложных обходных схем ) сколько о нежелании нерезидентов выдавать новые

кредиты.

Основной вопрос в отношениях российских банков с иностранными

инвесторами касался выплат по срочным валютным контрактам. Его решение

зависело от политики правительства, возможностей самих банков и позиции

нерезидентов. По данным Гильдии профессиональных дилеров, объем открытых

позиций с датой валютирования с 17.08.98 по 15.01.99 составлял: клиринговых

банков на банки-нерезиденты - 6-8 млрд. долл.; клиринговых банков на

российские банки с преимущественным участием иностранного капитала - 3-4

млрд. долл. (ср. курс ==6,4-6,5 руб./долл.); российских банков с

иностранным капиталом на банки-нерезиденты - 3-4 млрд. долл. (ср. курс =

6,6-6,8 руб./долл.) Начиная с 17.08.1998 г. на ММВБ были прекращены все

расчеты по фьючерсным сделкам. Объем невыплаченных фьючерсных контрактов

оценивался в 1 млрд. долл., из которых на долю нерезидентов приходилось

около 1/3. Биржевой совет ММВБ принял решение закрыть все имеющиеся

фьючерсные позиции по курсу доллара на 14 августа 1998 г. До середины

октября российские банки должны были выплатить нерезидентам по форвардным

контрактам порядка 4 млрд. долл. При этом лишь небольшое число нерезидентов

было согласно на курс, который был бы близок к верхней границе старого

валютного "коридора" (7,1-7,4 руб./долл.). Большинство же требовало

исполнения условий договоров и расчетов по текущему курсу ММВБ.

В результате массированной игры на повышение в середине сентября всего

за четыре дня официальный курс рубля вырос с 20,8 до 8,7 руб./долл., а

затем вновь за четыре дня упал до 16,4 руб./долл. Это позволило некоторым

банкам не только рассчитаться по сентябрьским форвардам, но и заработать

прибыль на валютных спекуляциях. Однако большая часть контрактов осталась

неоплаченной, и такие крупные операторы срочного рынка, как ОНЭКСИМбанк,

Инкомбанк, СБС-Агро, отказались выполнять свои обязательства, что послужило

поводом для ареста зарубежными банками части их валютных корсчетов.

От "замораживания" ГКО наиболее сильно пострадали Сбербанк, у которого

на момент дефолта в государственные ценные бумаги было вложено порядка Уз

активов на сумму 83 млрд. руб. (по номиналу), и банки с долей активов,

вложенных в ГКО, превышавшей 20%. Согласно данным ЦБР, всего таких банков

было 170, из них 40 региональных. Примечательно, что из крупных банков в

данный список попали многие кредитные организации с преимущественным

участием иностранного капитала. Суммарные вложения негосударственных банков

в "замороженные" ГКО оценивались в 40 млрд. руб., или 1/4 их совокупного

капитала на начало августа.

По сравнению с ведущими банковскими институтами большинство

региональных, мелких и средних банков перенесли объявление дефолта по

внутреннему государственному долгу и последовавшую девальвацию рубля

сравнительно безболезненно. Их вложения в ГКО были невелики, а ограниченный

доступ к проведению валютных операций обусловил отсутствие проблем с

дисбалансом между валютными активами и обязательствами.

Поведение проблемных банков во время паники второй половины августа

характеризовалось сходными чертами. К началу сентября 2/3 крупнейших банков

имели серьезные затруднения. Основные направления деятельности недавних

лидеров банковского сообщества сводились к следующему.

1. Попытки восстановления ликвидности. Коммерческие банки рассчитывали

прежде всего на ЦБР как на кредитора последней инстанции. Определенную

поддержку могли оказать и местные администрации, обладающие источниками

средств в виде денежных потоков местных бюджетов. Периодически банки были

вынуждены реализовывать свои валютные запасы для исполнения обязательств.

2. Борьба с "бегством" вкладчиков. Банки стали предлагать различные

схемы переоформления вкладов в долгосрочные обязательства. Большинство

организаций, консультировавших вкладчиков, советовали подавать на банки в

суд и требовать безакцептного списания средств с их корсчета. Но банки

всячески препятствовали оформлению исковых заявлений, нарушая при этом

действующее законодательство.

3. Выделение жизнеспособной части банка, перевод клиентов, собственных

средств и части менеджмента в дочерние банки. Высший менеджмент проблемных

банков сохранял свои полномочия и возможности по использованию

корреспондентских счетов в ЦБР. Значительная часть средств была

переведена за границу. Подобные сделки обычно оформлялись в виде продажи

активов для проведения расчетов с клиентами-нерезидентами.

4. Решение проблемы иностранной задолженности. От того, насколько

успешно банк погашал свои долги перед нерезидентами, зависели перспективы

дальнейших отношений банка, его менеджеров и дочерних структур с

иностранными кредиторами. Переговоры с иностранцами проводились на

индивидуальной основе. Западные банки стремились возврат долгов, грозя

арестом валютных корсчетов и заграничного имущества российских банков.

Крупные банки начали переговоры о реструктуризации своей внешней

задолженности.

Иностранные обязательства отдельных банков

(по состоянию ни 1.10.1998 г., млн. долл.)

Таблица 3

|Банк |Объем |Синдицирова|Выпущенные |Форвардные |

| |краткосрочн|нные |еврооблигаци|контракты |

| |ой |кредиты |и | |

| |задолженнос| | | |

| |ти | | | |

|Сбербанк |100 |225* |- |325 |

|Внешторгбанк |356 |120 |- |608 |

|СБС – Агро |631 |113** |- |84 |

|Менатеп |515 |80** |- |100 |

|ОНЭКСИМбанк |353 |70** |300 |1900 |

|МФК |97 |- |- |51 |

|Инкомбанк |274 |140** |- |1884 |

|Альфа – банк |214 |77** |175 |- |

|Мост – банк |129 |- |200 |- |

|“Российский |118 |229** |- |70 |

|кредит” | | | | |

|НРБ |208 |42 |- |268 |

|Банк Москвы |15 |20 |- |- |

|Автобанк |108 |47 |- |380 |

|“Возрождение” |51 |- |- |- |

|Итого : |3169 |1163 |675 |5670 |

* Выплачены.

** Просроченные в процессе реструктуризации.

Источник: The Russian Banking Sector : Life after death, Troika

Dialog, January 1999.

Девальвация рубля во второй половине августа - сентябре привела к

росту просроченной задолженности по предоставленным валютным кредитам. На

1.10-1998 г. официальные оценки объема "плохих" кредитов достигли 25% от

суммарного банковского кредитного портфеля. Негативное влияние кризиса на

состояние реального сектора проявилось, скорее, не в сокращении получаемых

кредитов (хотя в реальном выражении объем кредитов, предоставленных банками

хозяйству и населению, сократился за III квартал на 16%), а в задержке

платежей и "замораживании" средств предприятий в ряде крупных банков.

Естественной реакцией их клиентов стал поиск других, более надежных

кредитных организаций.

3. Первые результаты системного кризиса.

К началу октября ЦБР оценивал суммарные балансовые убытки банковской

системы в 200 млрд. руб. , что на 40% превышало совокупный банковский

капитал. Убытки по внебалансовым обязательствам, включающим форвардные

контракты и залоговые платежи приближались к 90 млрд. руб. Если на

1.08.1998 г., по данным официальной статистики, к финансово стабильным

относилось порядка 1000 кредитных организаций с общей долей активов около

90%, то уже к 1.10.1998 г. примерно на 900 банков, находящихся в

сравнительно устойчивом финансовом положении, приходилось не более 50%

активов всей банковской системы (включая 23% Сбербанка). Величина

отрицательного капитала банковской системы на 1.10.1998г. оценивалась в 24-

26 млрд. руб., при этом более 60% суммарного отрицательного капитала

приходилось на семь крупных банков. Девальвация рубля привела к формальному

увеличению веса валютной части баланса в банковских активах. В то же время

падение курса рубля могло вызвать убытки в размере 270-280 млрд. руб.

За сентябрь-октябрь иностранные пассивы российских банков,

рассчитанные по методологии МВФ, сократились на 2,7 млрд. долл. (на 20%),

что свидетельствовало о продолжении погашения внешней задолженности

российскими банками в период действия моратория. Падение рубля, неплатежи и

усиление контроля за банковской отчетностью делали весьма вероятным

повышение доли проблемных кредитов до 50%. Ожидалось, что наибольшая доля

невозвращенных кредитов может прийтись на государственный сектор,

импортеров и те компании, которые с помощью валютных кредитов осуществляли

деятельность преимущественно на внутреннем рынке. Проблемы ликвидности в

меньшей степени затронули дочерние банки крупных российских компаний-

экспортеров. Некоторые из них смогли в последние месяцы 1998 г. увеличить

свой уставный капитал за счет богатых акционеров. Кардинально изменившиеся

условия финансовой деятельности способствовали активизации процесса

преобразования российской банковской системы, который продлится по крайней

мере до стабилизации ситуации на рынках и отсеивания основной части банков-

банкротов. В этой связи немаловажное значение будут иметь результаты

детального обследования 18 банков, начатого со второй половины ноября

Всемирным банком в рамках Проекта развития финансовых учреждений (

Financial Institutions Development Project ) с привлечением международных

аудиторских компаний. Обследование происходит в соответствии с

международными стандартами бухгалтерского учета. Основные вопросы, решаемые

в рамках проверки, касаются оценки качества банковских активов, включая

определение достаточности размера резервов на покрытие возможных потерь по

ссудам, оценку стоимости ценных бумаг, находящихся в собственности банков,

а также последствий заключенных форвардных контрактов. По оценкам экспертов

Всемирного банка, большинство обследуемых банков испытывают серьезные

проблемы с поддержанием ликвидности и фактически несостоятельны. Результаты

проверки планируется использовать при подготовке планов финансового

оздоровления банков и выборе дальнейшей стратегии реструктуризации

банковской системы.

4. Потери банковской системы.

В результате финансового кризиса банковская система понесла

значительные потери. Так, по активной части потери вследствие решений

правительства от 17 августа составили:

110-120 млрд. руб. вложений в ГКО/ОФЗ, которые оказались замороженными

на неопределенный срок, т.е. фактически 17% чистых активов банков из

ликвидных мгновенно превратились в просроченную задолженность. (Сбербанк на

17 августа имел пакет рублевых гособлигаций в объеме 78-85 млрд. руб.,

остальные коммерческие банки - 33-34.5 млрд. руб.);

6.2-6.3 млрд. руб. вложений в муниципальные бумаги, которые также

можно квалифицировать как неликвидные активы, поскольку после 17 августа

обязательства по своим облигациям смогли выполнять немногие местные органы

власти;

23.2 млрд. руб. - прирост просроченной задолженности за август-

сентябрь 1998г. по предоставленным кредитам (предприятиям, банкам и местным

органам власти).

Кроме того, уровень достаточности капитала (рассчитываемый как

отношение капитала к чистым активам) банковской системы сократился с почти

20%(на 1 августа 1998 г.) до 10%(на 1 ноября 1998 г.).

Изъятие средств из банковской системы (или уменьшение пассивной части

банковских балансов) в кризисный период составило:

5 млрд. руб. - уменьшение (за август) рублевых средств юридических

лиц;

7.8 млрд. руб. (1.3 млрд. долл.) - уменьшение (за август) валютных

средств юридических лиц;

17.5 млрд. руб. - сокращение за период кризиса (с июня по декабрь)

рублевых депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1.1 млрд.

руб., в остальных коммерческих банках - 16.4 млрд. руб.);

23.4 млрд. руб. (3 млрд. долл.)- сокращение с июня по декабрь валютных

депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1 млрд. долл., в

остальных коммерческих банках - 2 млрд. долл.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.