рефераты бесплатно

МЕНЮ


Кризис банковской системы России 1998 года, его причины и последствия

частности, в тех случаях, когда финансово устойчивые банки открывают

филиалы на материально-технической базе филиалов проблемных кредитных

организаций, Банк России обеспечивает рассмотрение соответствующих

документов и принятие по ним решения в оптимальные сроки. При этом Банк

России осуществляет контроль за выполнением кредитными организациями

требований законодательства, в частности, за соблюдением ими правил

перемены лиц в обязательствах.

Важными направлениями реструктуризации банковской системы в 1998 году

были отзыв лицензий на осуществление банковских операций у кредитных

организаций, не исполняющих требования федерального законодательства и

нормативных актов Банка России, неспособных удовлетворять требования

кредиторов и вкладчиков, а также ускорение ликвидационных процедур в

кредитных организациях с отозванной лицензией с целью максимального

удовлетворения требований кредиторов и вкладчиков.

В 1998 году Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских

операций у 229 кредитных организаций, в том числе у 5 кредитных организаций

лицензия на осуществление банковских операций была отозвана в связи с

решением учредителей банков об их ликвидации. Наибольшее количество

лицензий было отозвано у кредитных организаций, зарегистрированных в городе

Москве (45), Республике Дагестан (11), Краснодарском крае (11), Республике

Саха (Якутия) (11).

Рассмотрение материалов об отзыве у кредитных организаций лицензий в

ряде случаев приостанавливалось, поскольку кредитными организациями

принимались меры по финансовому оздоровлению. Всего в 1998 году было

приостановлено производство по 25 таким кредитным организациям. По 12

кредитным организациям рассмотрение вопроса было прекращено в связи с

осуществлением ими мероприятий по финансовому оздоровлению.

В 1999 году (по состоянию на 9 апреля 1999 года) Банк России отозвал

лицензии на осуществление банковских операций у 47 кредитных организаций, в

том числе у 1 кредитной организации лицензия на осуществление банковских

операций была аннулирована в связи с решением учредителей (участников)

банка о его ликвидации.

Учитывая, что по состоянию на 1 марта 1999 года 146 кредитных

организаций из числа действующих имеют признаки несостоятельности, работа

по отзыву лицензий у таких кредитных организаций в ближайшее время будет

занимать значительное место в деятельности Банка России по реструктуризации

банковской системы.

Одним из важнейших условий обеспечения защиты прав и законных

интересов кредиторов и вкладчиков Банк России считает ускорение начала

ликвидационных процедур в кредитных организациях, у которых отозваны

лицензии, сокращение сроков их проведения. В этих целях в 1998 году

учреждения Банка России осуществляли контроль за ликвидацией кредитных

организаций, согласовывали назначение ликвидационных комиссий, утверждали

промежуточные и окончательные ликвидационные балансы.

Ликвидация кредитных организаций имеет ряд особенностей, которые до

настоящего времени не учитывались законодательством о ликвидации

юридических лиц. Принятый недавно Федеральный закон “О несостоятельности

(банкротстве) кредитных организаций” впервые устанавливает особые нормы,

регулирующие процедуру несостоятельности (банкротства) кредитных

организаций.

Кроме того, Банком России подготовлен ряд нормативных актов,

позволяющих более эффективно осуществлять контроль за ходом ликвидационных

процедур, а также анализировать проблемы, возникающие в ходе ликвидации

кредитных организаций.

Одной из нерешенных проблем в этой области является завершение

ликвидации 144 кредитных организаций, решения о ликвидации которых приняты,

но соответствующие процедуры не проводятся в связи с отсутствием средств на

их осуществление.

В целях предоставления кредитным организациям возможности восстановить

размер своего капитала Банк России принял решение об отмене запрета на

оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций иностранной

валютой.

Актуальным остается вопрос о расчетах по форвардным контрактам между

российскими банками. Банк России считает нецелесообразными предложения по

административному решению этой проблемы. Выход в каждом конкретном случае

должен быть результатом переговоров между кредитором и должником, и

применять ко всем банкам одинаковый подход было бы неправильным. Вместе с

тем неурегулированность проблемы с форвардами замедляет процесс

восстановления взаимного доверия банков и активизации их работы, в том

числе на рынке межбанковских кредитов. Банк России считает, что Ассоциация

российских банков могла бы сыграть весьма значительную роль в

урегулировании этих вопросов.

Создание институциональных структур, обеспечивающих реструктуризацию

банковской системы

Важной составной частью программы реструктуризации банковской системы

явилось создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций

(АРКО), зарегистрированное в январе текущего года.

В марте текущего года Советом директоров Агентства по реструктуризации

кредитных организаций были приняты программа деятельности Агентства,

получившая предварительное одобрение миссии МВФ и МБРР, план первоочередных

мероприятий Агентства, решен ряд организационных вопросов.

Кроме того, были приняты за основу критерии отбора кредитных

организаций для проведения реструктуризации, предусматривающие, в

частности, приоритет восстановления региональных расчетов по платежам в

бюджеты всех уровней, и определены пять регионов Российской Федерации,

банковская система которых будет реструктурирована в первую очередь.

Агентство провело переговоры с представителями МВФ и МБРР о

технической помощи по реструктуризации кредитных организаций.

Предварительно согласованы условия финансирования, предусматривающие как

переориентацию имеющихся кредитных линий, так и предоставление грантового

(безвозмездного) финансирования, что не увеличит суммарных обязательств

Российской Федерации по внешним долгам.

Агентство также проводит переговоры с инвесторами (в основном

иностранными) об их участии в реструктуризации кредитных организаций, в том

числе за счет средств, полученных в результате реструктуризации

государственных ценных бумаг.

В то же время нельзя не заметить, что отсутствие полноценного

финансирования процедур реструктуризации не может не тормозить реализацию

планов, намеченных в этом направлении, и это, по нашему мнению, является

достаточно серьезной проблемой.

В настоящее время уже очевидно, что бюджет не сможет оказать

существенной поддержки и в достаточном объеме компенсировать потери банков.

Объем средств федерального бюджета, выделенных на нужды реструктуризации

банковской системы, в этом году определен вложениями в капитал АРКО (10

млрд. рублей) и Российского банка развития (до 3 млрд. рублей). Возможности

Банка России оказывать кредитную поддержку ограничены тем, что мы не можем

наложить инфляционный налог на все хозяйство страны и все население с целью

спасения банков.

По моему мнению, реальные источники рекапитализации банковской системы

лежат, прежде всего, в активизации ее работы с учредителями, акционерами,

кредиторами, органами местной власти.

По инициативе Банка России в целях содействия проведению

реструктуризации банковской системы создан Межведомственный координационный

комитет содействия развитию банковского дела в России (МКК).

Межведомственный координационный комитет будет обеспечивать согласованные

действия органов государственной власти по реформированию законодательства,

бухгалтерского учета и отчетности, платежной системы, банковских

технологий. МКК установил партнерские отношения с международными

финансовыми организациями в целях ускорения решения поставленных задач.

3.1. Год спустя после кризиса.

В течение 1999 г. выявилось определенное противоречие между

необходимостью восстановления капитала, связанного с увеличением объема

«работающих» активов ( кредиты, вложения в ценные бумаги) и требованиями к

повышению надежности банков и снижению рисков, что должно вести к

увеличению объема ликвидных, но одновременно неработающих или низкодоходных

активов. В результате 1999 г. произошли существенные изменения в структуре

совокупных банковских активов. Доля ликвидных активов (касса, средства на

корреспондентском счете в ЦБ РФ и средства на корреспондентских счетах у

нерезидентов) возросла с 10% на начало 1999 г. до 13,7% декабрю 1999 г.,

тогда как доля "работающих" активов снизилась декабрю 1999 г. до 60% по

сравнению с 68-70% в докризисный период. Скорее всего, банки не стремятся

повышать свою доходность и предпочитали минимизировать риски, хотя рост

ликвидных активов мог быть связан и с образованием "денежного навеса". Из-

за неуверенности в устойчивости рубля и значительной непогашенной

задолженности перед нерезидентами банковская система наращивала валютную

ликвидность. К декабрю 1999 г. величина остатков на счетах в банках-

нерезидентах достигла 4,6 млрд. долл. сравнению с 2 млрд. долл. на начало

года. За этот период 30 крупнейших банков сократили объем задолженности

перед нерезидентами с 3,3 млрд. до 2,1 млрд. долл., а величина остатков на

счетах в банкам нерезидентах почти вдвое превысила чистую задолженность

перенерезидентами по межбанковским кредитам. Международная инвестиционная

позиция банковской системы за три квартала 1999 г. возросла с -0,17 млрд.

до 4,1 млрд. долл.

Повышение ликвидности явилось естественной реакцией банков на кризис

платежеспособности и высокие системные риски кредитования экономики. В то

же время в среднесрочном плане была заложена ориентация банков на

повышение ликвидности (особенно валютной, которая может рассматриваться

как мягкая форма оттока капитала) , что вступает в противоречие с

потребностями восстановления капитала: чем выше ликвидность активов, тем

меньше их доходность. В результате обесценения государственных облигаций и

переоценки валютных активов банковская система внешне стала более активным

кредитором реального сектора. Объем кредитов экономике возрос 9,4% ВВП в

начале 1998 г. до 11% ВВП к началу 1999 г. и стабилизировался на этом

уровне[1]. Однако доля кредитов экономике в структуре банковских активов в

течение 1999 г. снизилась с 37,5 до 33,3%. Наращивая валютную ликвидность,

банки сократили валютные кредиты экономике, что было вызвано как снижением

объемов импорта (импортеры предъявляли значительный спрос на кредиты), так

и высокими рисками кредитования и повышенным уровнем просроченной

задолженности по валютным кредитам предприятиям. Хотя банковский кризис

1998 г. можно рассматривать в основном как кризис пассивов, в определенной

мере его породили и "плохие" долги предприятий, которые обусловили низкую

ликвидность валютных активов банков. Переориентация банков с кредитования

государства на кредитование реального сектора выразилась в устойчивом

росте объема рублевых кредитов экономике - в течение 1999 г. он возрос

почти на 30% в реальном выражении. Доля рублевых кредитов в общем объеме

выданных банками кредитов к концу года превысила 50% (на начало года -

около 30%). При этом качество кредитного портфеля, оцениваемое долей

просроченной задолженности в общем объеме выданных кредитов, заметно

повысилось, хотя и осталось ниже докризисного уровня (около 8% по

сравнению с 5-5,5%). Учитывая, что доля просроченных кредитов, выданных в

иностранной валюте, почти не уменьшилась в 1999 году , а сроки кредитования

в валюте заметно удлинились, можно предположить, что существенная часть

валютных кредитов, являющихся по сути безнадежными, не отражалась банками

как просроченные, а пролонгировалась в надежде на улучшение ситуации в

будущем.

Доля межбанковских кредитов не превышала 3% суммы чистых активов

банковской системы, вложения в государственные ценные бумаги сократились с

19 до 14%, вложения в иные ценные бумаги в течение прошлого года

оставались на уровне 7-7,5% чистых активов.

Основным источником привлеченных средств для российских банков вновь

стали, как и в 1992-1993 гг., текущие счета и срочные депозиты

предприятий. Это неудивительно, поскольку в целом денежные активы

реального сектора экономики увеличились до 3% ВВП к концу 1999 г. по

сравнению с 1,5% на начало 1998 г., а доля депозитов предприятий в

пассивах банковской системы поднялась до 30% (20% в июле-августе 1998 г.).

Снижение уровня реальных доходов населения в 1998-1999 гг. почти на

30% и кризис доверия к коммерческим банкам резко сузили возможности

наращивания банковских пассивов путем привлечения средств населения.

Частные депозиты населения в рублях возросли за год на 10%, но практически

исключительно благодаря вложениям в Сбербанке, который увеличил рублевые

депозиты населения на 25% по сравнению с серединой 1998 г. Валютные же

вклады населения не превышали 50% докризисного уровня. Можно полагать, что

процесс возрождения доверия населения к банковской системе и восстановления

организованных сбережений до докризисного уровня потребует как минимум 3-4

года.

В результате кризиса доверия зарубежных инвесторов к российскому рынку

государственного долга и российским банкам объемы привлеченных средств

нерезидентов сократился за 1999 г. - на 1/3 в валютном эквиваленте. Старые

кредиты погашались, новые, если и предоставлялись, то на короткие срок и в

меньших масштабах.

3.2. Качество капитала российских банков.

Оценка структуры совокупного капитала действующих кредитных

организаций показывает, что до кризиса базовый капитал превышал половину

совокупного капитала банковской системы (см. рис.). За период с августа по

октябрь 1998 г. базовый капитал сократился более чем на 40%. В конце 1998

г. его значение вернулось к уровню на начало года, однако убытки, не

показанные ранее и отраженные в I квартале 1999 г., привели к сокращению

базового капитала на 1/3 по сравнению с началом 1999 г. Лишь крупные

вливания в уставный фонд Внешторгбанка и прибыльная работа во II квартале

1999 г. позволили банковской системе восстановить 50-процентный уровень

базового капитала в общем капитале банковской системы, а к концу года

повысить его до 60%.

Структура капитала действующих кредитных организаций

Рис. 3.

[pic]

К концу I квартала 1999 г. вследствие увеличения убытков банковской

системы совокупные фонды составляли лишь 75% уровня возможных потерь.

Однако во II квартале наметилась тенденция к росту их соотношения в

основном за счет сокращения накопленных убытков, в результате чего во

втором полугодии 1999 г. величина фондов вновь превысила объемы потерь.

Однако не все фонды банков предназначены и могут быть использованы для

компенсации потерь. В частности, на начало 1998 г. совокупная величина

резервных фондов, прямое назначение которых - компенсировать потери,

составляла лишь 17% всех фондов, в то время как фонды экономического

стимулирования и производственного и социального развития - около 70%. С

середины 1999 г. доля резервных фондов в общем объеме банковских фондов

устойчиво находилась на уровне 15%.

Защищенность средств клиентов характеризуется отношением собственных

средств банков к привлеченным (см. рис.4). Этот показатель до кризиса был

достаточно высоким - на начало 1998 г. он равнялся 22,7%. В странах

Восточной Европы (Польше, Венгрии, Чехии) значение данного коэффициента

колеблется в пределах 15-20% (в развитых странах оно еще ниже). Однако в

ходе кризиса величина этого показателя снизилась почти вдвое (до 11,9%) и

немного возросла к концу 1999 г. - до 13%.

Собственные средства банков и их отношение к привлеченным средствам..

Рис. 4.

[pic]

Кризис ослабил интерес банков к приобретению недвижимости. В

результате этого, а также увеличения объемов уставного капитала

коэффициент иммобилизации капитала (отношение величины уставного капитала к

имуществу банков) возрос к концу 1999 г. до 1,9 против 1,07 на начало

августа 1998 г. Вот почему можно высказать определенные сомнения в

правильности решения Банка России, позволившего собственникам банков

осуществлять взносы в их уставные фонды путем передачи зданий. Очевидно,

такое решение способствует улучшению количественных показателей

капитализации банков, но ведет к ухудшению качества капитала.

В 1999 г. произошло заметное увеличение уставного капитала российских

банков: за 11 месяцев он возрос более чем на 40 млрд. руб. (около 0,9%

ВВП), при этом 10 млрд. руб. внесло государство. Если исключить крупные

разовые операции, темп прироста уставного капитала составляет 0,1-0,15% ВВП

в квартал, что соответствует темпу прироста уставного капитала

непосредственно перед кризисом.

Перспективы получения прибыли банками выглядели в 1999 году достаточно

оптимистичными. По итогам трех кварталов 1999г., чистые убытки всей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.