Центральный банк и его функции
По сравнению с январем-августом 2001 г. значительно возросли физические
объемы вывоза на внешние рынки нефти, нефтепродуктов, природного газа,
никеля, черных металлов, лесоматериалов, автомобилей.
В январе-августе 2002 г. по сравнению с январем-августом 2001 г. рост
импорта обеспечивался преимущественно увеличением физических объемов
большинства ввозимых из-за рубежа товаров. Прирост импорта был связан в
первую очередь с увеличением закупок машин и оборудования, а также
продовольственных и непродовольственных потребительских товаров.
Экспорт в страны дальнего зарубежья в январе-августе 2002 г.
относительно января-августа 2001 г. сократился на 3,2% - до 56,8 млрд.
долларов. Экспорт в страны СНГ увеличился на 0,3% - до 9,9 млрд. долл., его
доля в общем экспорте в январе-августе 2002 г. составила 14,9% (в январе-
августе 2001 г. - 14,4%). Импорт из стран дальнего зарубежья возрос на
19,5% - до 29,9 млрд. долл., импорт из стран СНГ сократился на 13,6% - до
7,8 млрд. долларов. Доля импорта из стран дальнего зарубежья возросла до
79,4% по сравнению с 73,6% в январе-августе 2001 г., что свидетельствует о
продолжающемся процессе переориентации импортеров на закупки товаров в
странах дальнего зарубежья.
Инфляция
По данным Госкомстата России, в сентябре 2002 г. потребительские цены
увеличились на 0,4%. По итогам девяти месяцев текущего года инфляция на
потребительском рынке составила 10,3% против 13,9% за аналогичный период
2001 года. За скользящий 12-месячный период в сентябре 2002 г. инфляция
снизилась до 14,9% (в августе значение этого показателя составило 15,1%).
Таким образом, с сентября текущего года инфляция за скользящий 12-месячный
период вернулась к характерной для первой половины 2002 г. траектории
помесячного снижения. Для выхода на годовой ориентир инфляции (14%)
необходимо в оставшиеся три месяца текущего года добиться снижения
скользящей 12-месячной инфляции на 0,9 процентного пункта, что
соответствует среднемесячному приросту цен в IV квартале 2002 г. в пределах
1,1%. (В IV квартале 2001 г. среднемесячная инфляция составила 1,3%.)
Общий прирост цен на все товары без учета плодоовощной продукции
(базовая инфляция) в сентябре составил 0,7% против 0,5% в августе текущего
года. Более значительное увеличение базовой инфляции в сентябре по
сравнению с августом носит сезонный характер. В сентябре, как правило,
происходит удорожание товаров осенне-зимнего ассортимента. По итогам девяти
месяцев базовая инфляция составила 6,1% против 10,9% за соответствующий
период прошлого года.
Динамика цен на продовольственные товары в целом в сентябре определялась
продолжающимся сезонным удешевлением плодоовощной продукции. В сентябре
2002 г. цены на плодоовощную продукцию снизились на 9,9%.
Динамика цен на продовольственные товары складывалась в значительной
степени под воздействием невысоких темпов роста цен производителей в
пищевой промышленности и снижением цен реализации сельскохозяйственной
продукции.
В сентябре прирост цен на непродовольственные товары составил 0,9%, что
на 0,2 процентного пункта выше значения аналогичного показателя в августе.
Это превышение было обусловлено сезонным ускорением темпов роста цен на
обувь (1,4% против 0,8% в августе), а также одежду и белье (1,2% против
0,8%). За девять месяцев текущего года прирост цен на непродовольственные
товары составил 8,2% против 9,1% год назад.
Динамика цен на рынке автомобильного бензина в августе и сентябре 2002
г. была стабильной. В сентябре этот вид моторного топлива подорожал на
0,2%, в августе - на 0,1%. За девять месяцев текущего года цены на бензин
возросли на 19,6%. По другим группам непродовольственных товаров прирост
цен за январь-сентябрь был менее значительным.
В сентябре текущего года рост цен и тарифов на платные услуги населению
ускорился по сравнению с предыдущим месяцем . Цены и тарифы на платные
услуги населению выросли в сентябре на 2,8% против 2,5% в августе 2002
года. За три квартала оказываемые населению услуги подорожали на 29% (год
назад аналогичный показатель составил 30,6%).
Особенность ценовой ситуации в сфере платных услуг в сентябре 2002 г.
состояла в том, что в силу действия сезонных факторов сравнительно более
высокими темпами дорожали виды услуг, ценообразование на которые
приближается к рыночным стандартам.
Среди услуг, тарифы на которые регулируются в административном порядке,
за три квартала в наибольшей степени подорожали жилищно-коммунальные услуги
– на 40,2% (год назад - на 46,8%). Услуги связи стали дороже за этот период
на 29%, а пассажирского транспорта - на 17,4% (за январь-сентябрь 2001 г. -
20,3 и 23,1% соответственно).
В августе 2002 г. индекс цен производителей промышленной продукции
(ИЦПП) составил 101,7%, что на 0,9 процентного пункта меньше аналогичного
показателя в июле. Всего за восемь месяцев текущего года цены в
промышленности выросли на 12,4% (против 9,8% в январе-августе 2001 г.).
Ценовая ситуация в промышленности в августе определялась в основном
двумя разнонаправленными факторами. Действие первого было связано с ростом
цен в электроэнергетике, продукция которой подорожала в августе на 4%
против 0,5% в июне и 0,2% в июле. Второй фактор – замедление темпов роста
цен в топливной промышленности со 110,2% в июле до 103,2% в августе,
связанное с резким уменьшением темпов прироста стоимости продукции
нефтедобывающей отрасли (с 14,6% в июле до 4,4% в августе) и снижением цен
в нефтепереработке (на 0,1%).
Сохранилась тенденция к замедленному росту цен производителей в легкой
и пищевой промышленности, обеспечивающих товарное покрытие покупательского
спроса. За январь – август стоимость продукции в этих отраслях подорожала
на 2,5 и 2,7% соответственно.
Инвестиции
В августе текущего года продолжился рост инвестиций в основной капитал.
Однако сложное финансовое положение предприятий и организаций в текущем
году не позволяло им значительно увеличивать средства для вложения в
основной капитал. В результате в январе-августе 2002 г. по сравнению с
январем-августом предыдущего года существенно замедлились темпы роста
инвестиций в основной капитал и проявилась тенденция к уменьшению
номинальных объемов финансовых вложений.
Наиболее значительные объемы инвестиций в основной капитал направлялись
на развитие топливной промышленности, транспорта и жилищно-коммунального
хозяйства. Доля других отраслей экономики была невелика – от 0,1 до 4,0%
В текущем году видовая структура вложений в основной капитал не
претерпела значительных изменений и отличалась достаточно прогрессивными
пропорциями с относительно большой долей вложений в активную часть основных
фондов
По данным за первое полугодие 2002 г., доля вложений в активную часть
основных фондов возросла на 1,4 процентного пункта и составила 37,1% общего
объема инвестиций в основной капитал. Наибольшую долю в видовой структуре
инвестиций в основной капитал по-прежнему составляли инвестиции в здания
(кроме жилых) и сооружения – 43,6% (уменьшение на 1,3 процентного пункта по
сравнению с первым полугодием 2001 г.). На долю инвестиций, направленных на
строительство жилья, приходилось 11,8% (в первом полугодии 2001 г. – 9,4%).
Как и в предыдущие годы, собственные средства предприятий оставались в
текущем году одним из важнейших источников финансирования инвестиций. В
структуре финансирования инвестиций в основной капитал в первом полугодии
2002 г. по сравнению с первом полугодием 2001 г. их доля увеличилась на 2,3
процентного пункта и составила 51,6%. Возросла доля кредитов банков в
финансировании инвестиций – до 4,3% против 3,3% в соответствующий период
предыдущего года. Доля бюджетного финансирования инвестиционной
деятельности предприятий составила 18,9%, сократившись по сравнению с
первым полугодием 2001 г. на 0,3 процентного пункта. В составе бюджетных
средств основная часть по-прежнему приходилась на бюджеты субъектов
Федерации. Сократилась доля средств внебюджетных фондов (с 4,6% в первом
полугодии 2001 г. до 2,8% в январе-июне 2002 года).
Как и в предыдущие годы, собственные средства предприятий оставались в
текущем году одним из важнейших источников финансирования инвестиций. В
структуре финансирования инвестиций в основной капитал в первом полугодии
2002 г. по сравнению с первом полугодием 2001 г. их доля увеличилась на 2,3
процентного пункта и составила 51,6%. Возросла доля кредитов банков в
финансировании инвестиций. Доля бюджетного финансирования инвестиционной
деятельности предприятий составила 18,9%. В составе бюджетных средств
основная часть по-прежнему приходилась на бюджеты субъектов Федерации.
Сократилась доля средств внебюджетных фондов (с 4,6% в первом полугодии
2001 г. до 2,8% в январе-июне 2002 года).
Объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор
российской экономики в первом полугодии 2002 г., возрос по сравнению с
таким же периодом предыдущего года на 25,2% и составил 8,37 млрд. долл. США
(в первом полугодии 2001 г. – 6,68 млрд. долл.).
Однако, как и в предыдущие годы, в общем объеме иностранных инвестиций
основная часть (более 75%) приходилась не на прямые и портфельные
инвестиции, а на различного рода кредиты, учитываемые по статье "прочие
инвестиции"
Негативной характеристикой развития инвестиционного процесса является
значительное сокращение в текущем году поступлений от прямых инвесторов.
Как и ранее, иностранные вложения от прямых инвесторов направлялись в
основном в торговлю и общественное питание, нефтедобывающую, пищевую
промышленность, машиностроение и металлообработку.
По состоянию на 1 июля 2002 г. объем накопленных иностранных инвестиций
в российской экономике достиг 38,2 млрд. долл. США, увеличившись на 4,4
млрд. долл. по сравнению с их объемом на 1 июля 2001 года.
В январе-августе 2002 г. по сравнению с январем-августом 2001 года
реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 7,7%, реальные
денежные доходы – на 8,4%. С исключением влияния сезонного и случайного
факторов реальные денежные доходы населения в августе превысили уровень
предыдущего месяца на 1%, что несколько выше среднемесячных темпов их роста
за период с начала года.
Номинальная начисленная заработная плата в августе составила 4643 руб.,
увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем текущего года на 1%. Впервые
за последние четыре месяца наблюдалось сокращение задолженности по
зарплате. По состоянию на 1 сентября 2002 г. суммарная задолженность по
зарплате уменьшилась по сравнению с предыдущим месяцем снизилась на 5,3%, а
по сравнению с началом года - возросла на 13,5%.
Доля потребительских расходов населения в структуре использования
доходов в 2002 г. остается значительной, хотя она несколько меньше, чем в
предыдущем году. За восемь месяцев текущего года доля расходов населения на
покупку товаров и оплату услуг составила 78,2%. В структуре потребления
населения в январе-августе 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001
г. увеличилась доля расходов на оплату услуг, что связано с ускоренным
ростом цен на отдельные виды платных услуг
Несмотря на устойчивый рост реальных доходов, расходы населения на
организованные сбережения остаются небольшими. Это в определенной степени
связано со снижением годовых процентных ставок по основным видам вкладов
физических лиц в Сбербанке России, на который приходится значительная доля
вкладов физических лиц. Снижение ставок по депозитам обусловлено в основном
замедлением темпов роста потребительских цен.
Финансовые рынки
Курс доллара США к рублю в течение большей части 2002 г. продолжал
расти. Официальный курс доллара США к рублю на конец августа 2002 г. на
4,7% превысил аналогичный показатель на конец декабря 2001 года. Доходность
ГКО-ОФЗ была неустойчивой с тенденцией к снижению, что было обусловлено
высоким спросом на государственные ценные бумаги, сохраняющимся в течение
года. За январь-август доходность рыночного портфеля ГКО-ОФЗ сократилась на
0,7 процентного пункта.
В сентябре на основных сегментах финансового рынка наблюдалось
восстановление оборотов после летнего снижения активности операторов рынка.
На рынке государственных ценных бумаг в сентябре преобладала тенденция к
повышению доходности.
На рынке корпоративных ценных бумаг в сентябре преобладала
горизонтальная динамика котировок. По итогам месяца индекс РТС увеличился
на 1 пункт, индекс ММВБ снизился на 2 пункта. Активность операторов рынка
корпоративных ценных бумаг существенно возросла. Среднедневной объем торгов
корпоративными ценными бумагами в РТС в сентябре увеличился на 15%, на ММВБ
– на 34%.
Уровень банковской ликвидности в сентябре практически не изменился. В
течение месяца остатки на корреспондентских счетах коммерческих банков в
Банке России составляли от 67 до 107 млрд. руб., среднедневной уровень
остатков составлял 78,4 млрд. руб. против 79,8 млрд. руб. в августе.
Средневзвешенная ставка по однодневным МБК по выборке МИАКР в сентябре
возросла до 6,1% (против 4,9% в августе).
.
Заключение
Прежде всего, хочется отметить, что для положительного развития любой
системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые
для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка –
обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все
меры для формирования комплексной правовой основы функционирования
финансовых учреждений. ЦБР обязан выступать как инициатор законотворческого
процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку
предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные
учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям
государства, развития финансово-кредитной системы России.
Так же напрашивается вывод о необходимости наладить постоянный
мониторинг и глубокий анализ функционирования финансовой системы
государства; обеспечить соответствие принимаемых решений потребностям
государства, исключить возможность влияния на готовящиеся к принятию
решения заинтересованных лишь в собственной выгоде лиц и группировок (здесь
хочется отметить положительное значение происходящих сейчас изменений в
стиле и методах высшего руководства государства).
Огромное значение имеет привлечение к разработке управленческих
решений в указанной сфере представителей отечественной науки, нельзя слепо
соглашаться на предлагаемые международными финансово-кредитными
организациями рецепты выхода из кризисного состояния.
Так же необходимо поддерживать конкуренцию в банковской сфере. Здесь
следует отметить, как положительное явление, вступление в силу с 1 января
2000 г. «Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг», принятый в
июне 1999 г. Закон сводит отдельные положения, существовавшие до этого в
других нормативных актах, в стройную систему и содержит новые правовые
нормы, что, несомненно, является шагом вперёд в защите конкуренции.
Защите конкуренции будет способствовать и перевод бюджетных счетов на
обслуживание в систему казначейства. В настоящее время у некоторых
комбанков их объём достигает 80-90% от привлечённых средств юридических
лиц.[27] Перевод бюджетных счетов на казначейскую систему не только лишит
отдельные банки конкурентного преимущества, но и выведет счета бюджета из
зоны коммерческого риска.
Так же важным является повышение надёжности отдельных финансово-
кредитных организаций и всего рынка в целом. В этих целях необходима
система страхования инвестиций и банковских вкладов, т.к. без подобной
системы довольно проблематично организовать систему долгосрочного
кредитования производства в стране, вовлечение частных сбережений в
экономику. Здесь же необходимо отметить необходимость дальнейшего
совершенствования современной системы ликвидации банков с минимальными
потерями для клиентов.
Немаловажным является вопрос о сохранности (неприкосновенности)
частной собственности как объекта залога. Сюда же вплотную подходит вопрос
о введении в оборот земли как объекта купли-продажи, без которого
практически невозможно получить кредит для развития сельхозпредприятий.
Необходимо так же строго контролировать целевое использование средств
бюджета, обеспечить ускорение денежного оборота и расширить рынок
банковских услуг. В этой связи интересна новация Гута Банка, предлагающего
систему интернет-брокерского обслуживания в реальном времени. Система
«Remote trader» относится к системам класса «Internet broker». Она
ориентирована на профессиональных участников рынка ценных бумаг и
физических лиц. «Remote trader» позволяет клиентам обмениваться
зашифрованными протоколированными сообщениями с банком, запрашивать и
получать котировки по любым финансовым инструментам, обращаться на ММВБ и
МФБ, и направлять заявки на покупку и продажу ценных бумаг в режиме
реального времени по Интернет.[28]
Для реализации грамотной валютной политики, нацеленной на развитие
рыночных экономических отношений и интеграцию в мировое экономическое
сообщество, нужна жесткая борьба с российским криминальным капиталом в
стране и за рубежом. С одной стороны, валютная политика должна быть
либерализована, а с другой – резко ужесточена по отношению к объему и
движению криминального капитала.[29]
Список используемой литературы
1) Фед. Закон о банке РФ
2) Фед. Закон от 2.12.90. «О Центральном Банке РФ» (с изменениями и
дополненияим от 27.12.95)
3) Фед. Закон от 3.02.96. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР
«О банках и банковской деятельности»
4) .Азрилиян А.Н., «Большой экономический словарь», М. Фонд «Правовая
культура», 1994 г.
5) Жуков Е.Ф., «Общая теория денег и кредита», М., «Банки и биржа», 1995 г.
6) Красавина Л.Н., «денежное обращение и кредит при капитализме», М
«Финансы и статистика», 89г.
7) Поляков В.П., Московина Л.А., «Основы денежного обращения и кредита», М,
«ИНФРА – М», 96 г.
8) Федоров Б.Г., «Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в
развитых капиталистических государствах», «Деньги и кредит», 1990 г., №4
9) «Банковское дело», №№ 6,11,12 – 1999г., №№ 2,3, - 2000 г.
10) webmaster@www.cbr.ru
-----------------------
[1] БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 38.
[2] Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и
кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного
механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и др.
кредитно-расчётных центров. БЭС, А.Н.Азрилиян, М.1994г., стр. 39.
[3] Переводной вексель (тратта) – содержит приказ кредитора-векселедателя
(трассанта) заёмщику (трассату) об уплате в срок указанной суммы денег
третьему лиуц (ремитенту) или предъявителю, если вексель не именной, а
предъявительский. «Денежное обращение и кредит при капитализме»,
Л.Н.Красавина, М. «Финансы и статистика», 1989 г., стр. 117.
[4] Казна – совокупность финансовых ресурсов государства. БЭС,
А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.
[5] Казначейство – министерство финансов или спец. государственный
финансовый орган, в функции которого входят составление проекта гос.
Бюджета и его исполнение, управление гос. долгом, а также эмиссия гос.
ценных бумаг. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.
[6] Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной
системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления
денежного обращения. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 103.
[7] Золотомонетная система – система денежного обращения со свободным
обменом банкнот на золото. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 148.
[8] Эмиссионное право – 1) в широком смысле совокупность правовых норм,
определяющих порядок эмиссии денег; 2) в узком смысле – предельный размер
выпуска в обращение денежных знаков, установленный на определённый период.
БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 479.
[9] Банк банков – центральный банк. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 37.
[10] Золотой запас – централизованный резервный запас золота (в слитках и
монетах), находящийся в распоряжении центрального эмиссионного банка, либо
финансовых органов государства, или международных валютно-кредитных
организаций. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 148.
[11] Деноминация – укрупнение денежной единицы страны (без её
переименования) в целях упорядочения денежного обращения и придания большей
полноценности национальной валюте. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 105.
[12] Банковский кредит – основная форма кредита, при которой денежные
средства во временное пользование предоставляются банками. БЭС,
А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 40.
[13] Кредитный план банка – документ, определяющий размеры, целевое
направление перераспределяемых на началах возвратности денежных ресурсов, а
также источники средств для кредитования исходя из требований закона
планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. БЭС,
А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 207.
[14] Кредитная система – совокупность кредитных отношений и институтов,
организующих эти отношения. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 206.
[15] Акцепт банковский – 1) согласие банка на оплату платёжных документов,
форма гарантии их оплаты; оформляется в виде соответствующей надписи-
акцептанта; 2) векселя, гарантированные (акцептованные) банком или траст-
компанией со сроком оплаты от одного до шести месяцев. Используется для
предоставления капитала производителям и экспортёрам для обеспечения работы
в период между изготовлением (либо экспортом) и поступлением платежей от
покупателей. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 16.
[16] Денежное обращение - движение денег в наличной и безналичной формах,
обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчёты в
хозяйстве. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 104.
[17] Инкассация наличных денег и ценностей – сбор в кассах предприятий,
организаций и учреждений наличных денег и ценностей и доставка их в кассы
банка или в сберкассы, предприятия связи и др. организации. БЭС,
А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 161.
[18] Сберегательная касса – форма финансовых учреждений, принятая во многих
странах мира. Например, принятый во Франции в 1983 году закон определяет
С.к. как «кредитное учреждение, не имеющее цели получения прибылей». С.к.
ведут счета по сберегательным книжкам, могут выдавать займы частным лицам,
выдавать чековые книжки и т.д. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 356.
[19] Казначейство – министерство финансов или специальный государственный
финансовый орган, в функции которого входят составление проекта гос.
бюджета и его исполнение, управление гос. долгом, а также эмиссия гос.
ценных бумаг. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 168.
[20] Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. (О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)( (с изменениями и дополнениями от 27 декабря
1995г.)
Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. (О внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР (О банках и банковской деятельности в РСФСР( (изложен в новой
редакции) и д.р.
[21] Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области
денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического
роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание
платёжного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства
государства в процесс воспроизводства. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр.
103.
[22] Норматив – экономический, технический и т.д. показатель норм, в
соответствии с которым производится какая-либо работа, выполняется какая-
либо программа. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 254.
[23] Резервы финансовые – денежные средства, находящиеся в распоряжении
предприятий, объединений и фирм для осуществления возникающих
дополнительных затрат, устранения временных финансовых затруднений и
обеспечения нормальных условий деятельности. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г.,
стр. 341.
[24] См. статью 75 закона о банке Российской Федерации.
[25] Баланс платёжный – соотношение денежных платежей, поступающих в страну
из-за границы и всех её платежей за границу в течении определённого периода
времени. БЭС, А.Н.Азрилиян, М. 1994 г., стр. 34.
[26] Верно на 25 октября 2002 года
[27] «Банковское дело», 2’2000,В.В.Попков, «К вопросу о конкуренции в
банковской сфере», стр.17.
[28] «Банковское дело», 2’2000, Гута Банк уверенно смотрит в будущее,
А.Г.Сарибеков, стр. 31.
[29] «Банковское дело», 6’99, Государственное регулирование банковского
сектора-уроки кризиса, Г.А.Тосуян, стр.4.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|