рефераты бесплатно

МЕНЮ


Центральный банк и его функции

В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов

через Госбанк[15].

В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка

краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.

В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий

на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного

банковского кредита. Наделение предприятий собственными оборотными

средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования.

Краткосрочный кредит госпредприятиям стал предоставляться только на

потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием

сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива,

производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением

вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых изделий

и товаров, а также на другие временные нужды, связанные с процессом

производства и обращения товаров.

В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и

банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и

Цекомбанком).

В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно

утратила коммерческий характер и сформировались основные функции Госбанка

советского типа - плановое кредитование хозяйства, организация денежного

обращения[16] и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и

осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура

кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к

внедрению новых форм планового кредитования хозяйства, банковских расчетов,

к методам контроля над расходованием средств на выплату заработной платы

(80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам

золота и иностранной валюты и изъятием советской валюты из оборота

иностранных бирж была организована котировальная комиссия для установления

курсов иностранных валют.

В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов,

улучшению учета, совершенствованию организации документооборота и усилению

внутри банковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса

Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало

баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к

децентрализованной квитовке меж филиальных оборотов при сохранении общего

контроля в центре.

В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег[17].

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Госбанк для

покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в

результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью

нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа

ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег

старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в

сберегательных кассах[18] и проведена конверсия всех выпущенных

государственных займов (кроме займа 1947 г.). В марте 1950 г. было

установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота.

В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка.

В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку

была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных

банков. C 1960г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных

вложений.

В мае 1961 г. была проведена деноминация и девальвация рубля. Новые

денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно

золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412

г чистого золота.

В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в

ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные

кассы.

В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности

Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с

планированием и регулированием денежного обращения, финансированием

капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами

кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных

ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.

В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате

которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк

СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции

главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного

плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в

соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным

центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном

хозяйстве.

С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный

расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить

до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных

средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по

банковским операциям.

В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР.

13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка

СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк

РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о

Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России

являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному

Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации

денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической

деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных

банков.

В декабре 1990 г. были приняты Законы “О Государственном банке СССР” и

“О банках и банковской деятельности”. В соответствии с ними Госбанк СССР

вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка

национальными банками должен был создать единую систему центральных банков,

основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции

резервной системы.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка

России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

Период с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния

Российского государственного банка и Госбанка СССР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых

Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный

банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного

денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него

были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля.

ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное

хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные

ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его

активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы

Центральному банку РСФСР (Банку России).

Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на

основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть

коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система

счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и

началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу

иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и

публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций

кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному

Казначейству[19].

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст .75)

и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст.

22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной

власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов

местного самоуправления.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы

Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а

также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве

агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных

ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в его функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для

финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять

целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

Организационная структура Банка России

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной

структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные

учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые

учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и

организации, в том числе подразделения безопасности и Российское

объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Уставный капитал и имущество ЦБ нашего государства являются федеральной

собственностью. Банк России использует их на правах владения, пользования

и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных

доходов, т.е. не финансируется. Банку России даны определенные льготы: он

не регистрируется в налоговых органах (следовательно, не платит налогов),

хотя и является юридическим лицом. Однако, на деятельность ЦБ наложен и ряд

ограничений (например, ЦБ РФ не может участвовать в капиталах российских

кредитных организаций; участие в капиталах международных организаций также

ограничено).

Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по

обязательствам Банка России, а Банк России ( по обязательствам

государства.

Как установлено ст.2 Федерального закона "О банках и банковской

деятельности", правовое регулирование банковской деятельности

осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "О

Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и

банковской деятельности", другими федеральными законами и нормативными

актами Банка России.

Конституцией Российской Федерации зафиксирован принцип независимости

Банка России (п.2. ст.75). Кроме того, Конституция Российской Федерации (п.

"ж" ст.71) относит финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежную

эмиссию к сфере исключительной компетенции Российской Федерации.

Соответственно, по вопросам банковской деятельности не могут приниматься

нормативные правовые акты субъектовРФ. Согласно Конституции Российской

Федерации исключительной денежной единицей Российской Федерации является

рубль. При этом денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ.

Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается (п.1

ст.75).

Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его

компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для

федеральных органов государственной власти, органов государственной власти

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех

юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным

законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает

за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах,

необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от

прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.

Порядок образования и использования резервов и фондов определяется

Советом директоров.

Таким образом, ЦБ РФ, как и большинство центральных банков ведущих

капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован,

его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу[20]. Он

регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты

Органы управления Банком России

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный

орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и

осуществляющий руководство и управление Банком России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета

директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке

России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной

Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России

представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до

истечения полномочий Председателя Банка России. Если кандидатура,

предложенная на должность Председателя Банка отклонена, Президент

Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна

кандидатура не может вноситься более двух раз. Одно и то же лицо не может

занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года

Государственной Думой по представлению Председателя Банка России,

согласованному с Президентом Российской Федерации.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа

присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек и

обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его

замещающего. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и

обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной

денежно-кредитной политики;[21]

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его

Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на

очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) принимает решения:

V о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

V об установлении обязательных нормативов[22] для кредитных организаций;

V о величине резервных требований;

V об изменении процентных ставок Банка России;

V об определении лимитов операций на открытом рынке;

V об участии в международных организациях;

V об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность

Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

V о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка

России, его учреждений, организаций и служащих;

V о применении прямых количественных ограничений;

V о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме

выпуска наличных денег;

V о порядке формирования резервов[23] кредитными организациями;

6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;

7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую

систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

Цели и задачи ЦБ РФ

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе и

призваны регулировать кредит и денежное обращение, обеспечивать

устойчивость национальной денежной единицы и её курса, стимулировать рост

национальной экономики.

Одной из важнейших задач центрального банка является укрепление

денежного обращения в стране. Проводимые меры направлены на:

V поддержание покупательной способности денег внутри страны;

V поддержание стабильного соотношения между национальной валютой и твердыми

иностранными валютами;

V сохранение долгосрочного равновесия платежного баланса

Следующей задачей центрального банка является предотвращение финансовых

спадов. Для этой цели центральный банк использует кредитные ресурсы,

направляя их в приоритетные отрасли и на цели увеличения производства.

Еще одна задача центрального банка - управлять государственным

долгом, т.е. изменять ту его часть, которая представлена прямыми и

гарантированными облигациями. Прямые облигации - это облигации, выпущенные

самим правительством, а гарантированные - это облигации, выпущенные под

правительственную гарантию государственными корпорациями.

Центральный банк определяет условия выпуска ценных бумаг и место их

размещения. Операции с государственными ценными бумагами позволяют:

обеспечить рыночное финансирование бюджетного дефицита; способствовать

проведению более эффективной денежной политики и обеспечить фундамент, на

котором будут развиваться все прочие элементы рынка капитала.

Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание

стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредитов.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными

организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России,

в частности установленных ими обязательных нормативов. Банк России

устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения

банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и

представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем,

установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у

кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать

разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную

статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.