Банковское дело
Банковское дело
Банковское дело
Банковская система РФ.
Это структурная организация банков, их правовые и эк-ие принципы создания
и функционирования. Функционирует в соответствии с действующим
законодательством: 1. Конституция РФ (статус ЦБ). 2.ФЗ «О ЦБ» (банки
России) от 26.06.02г. 3. ФЗ»О банке и банковском деле (вст.в силу в
1996г.). 4.ФЗ»О банкротстве, несостоятельности кредит-ых учр-ий»(1998г.). и
т.д. инструктивные письма ЦБ.
Б.с.РФ по своей организационной структуре соответствует р/эк-ке,
включает 2 уровня: 1 – ЦБ. 2 – это банки и небанковские финансово-кредитные
институты (ипотечные, сбербанки, пенсионные фонды и страховые компании).
2.
Банк - коммерческое учреждение, которому в соответствии с законом о
банковской деятельности и на основании лицензии, выданной Центральным
Банком, разрешено осуществлять банковские операции. Это организация,
созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени
на условиях возвратности, срочности, платности, а также для открытия и
ведения банковских счетов.
Банк можно определить как предприятие или денежно-кредитный институт,
осуществляющий регулирование платёжного оборота в наличной и безналичной
формах. Любой банк - элемент банковской системы.
Банковская система Российской Федерации состоит из:
* Центрального Банка России (ЦБР),
* Банка внешней торговли,
* Сбербанка,
* Коммерческих банков.
Классификация банков:
1. По функциональному принципу: эмиссионные и коммерческие .
2. По характеру операций: универсальные и специализированные
3. По типу собственности: государственные, акционерные, кооперативные,
частные и смешанные
4. По сфере обслуживания: местные (региональные), межрегиональные,
национальные, международные
5. По масштабам деятельности: консорциумы, крупные, средние и малые
банки.
6. По числу филиалов: бесфилиальные и многофилиальные.
Функции универсального коммерческого банка:
1. Кредитная.
2. Функция инвестиционного планирования.
3. Функция платежей и расчетов.
4. Сберегательная функция.
5. Трастовая функция.
6. Брокерская.
7. Управление потоками наличности.
8. Функция банковского инвестора (выпуск и размещение ц.б. клиента).
9. Функция страхования.
Банки - основная составная часть кредитно-финансовой системы страны. Они
создают, аккумулируют и предоставляют денежные средства.
Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системы страны.
Они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и
стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать
своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости,
стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе.
Центральный банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае
он консультирует правительство в таких областях, как управление
национальным долгом, валютная и денежно-кредитная политика. Кроме того, он
является представителем правительства в финансовых операциях последнего.
Коммерческие банки образуют костяк кредитной системы страны.
Главное их предназначение - привлекать сбережения и распределять их между
заемщиками. Для корпораций и потребителей банки являются основным
источником кредитов.
Роли банка в экономике:
• Роль посредника - трансформация сбережений преимущественно частных лиц
в кредиты, займы производству и всему народному хозяйству.
• Роль в осуществлении платежей.
• Роль гаранта.
• Роль организации, предоставляющей агентские услуги (выпуск и погашение
ценных бумаг клиента).
• Политическая роль (банк - проводник политики государства).
2.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ
В банковской системе России ЦБ РФ ( ЦБР ) определён как главный банк страны
и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной
собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности
каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы
страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с
общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной
денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую
очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях
административные.
Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России),
его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией
Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными
законами.
Организационная структура Банка России
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной
структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные
учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые
учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и
организации, в том числе подразделения безопасности и Российское
объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка .
Органы управления Банком России
Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный
орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и
осуществляющий руководство и управление Банком России.
Совет директоров выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает
выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной
политики;
2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной
Думе;
3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год,
а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
Понятие "банка банков" означает, что все кассовые резервы концентр-ся в
ЦБ и их поступление в хоз-ный оборот происходит посредством пополнения
кассы коммерч. банков ч/з учреждения ЦБ. Все банки осущ-ют безнал. расчеты
ч/з посредство ЦБ, а в случае необх-ти — получают кредиты ЦБ. В итоге и
наличный, и безнал. обороты ден. ср-тв концентр-ся в ЦБ и его учреждениях.
Осн.цели ЦБ РФ:
1.Защита и обеспечение устойчивости нац.валюты;
2.Развитие и укрепление банк.системы;
3.Обеспечение эффект. и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Функции ЦБ РФ:
1.Проведение единой гос. и кредит. политики;
2.Монопольно осущ-ет эмиссию нал.денег;
3.Явл-ся кредитором последней инстанции, или Банком банков;
4.Устанавливает правила проведения расчетов, банк.операций, ведения
бухг.учета в банках;
5.Регистрирует эмиссию цен.бумаг кредит-мых организаций;
6.Осущ-ет надзор за деят-тью банк. системы, выдает и отзывает лицензии на
осущ-ние банк.деят-ти;
7.Осущ-ет вал.регулирование и вал.контроль и др.
Характерными для ЦБ являются следующие функции:
1. эмиссия и контроль денежного обращения;
2.расчетный и резервный центр банков;
3.управление гос. долгом и исполнение гос. бюджета;
4.выполнение роли "кредитора последней инстанции";
5.установление эк-ки обоснованных лимитов и нормативов деят-ти банков, в
т.ч. ставки ЦБ по кредитам;
6.определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики;
7.проведение научных исследований;
8.определение правовых основ и принципов функц-ния кредитно-фин.
институтов, рынков кратко- и долгосрочных операций, а также видов платежных
документов;
9.формирование эфф-ого механизма денежно-кред. регулирования экономики;
В соотв-вии с вышеуказанными функциями строятся и активно-пассивные
операции ЦБ. Важнейшим ист-ком его ресурсов (пассивные операции) явл-ся:
1.эмиссия ден. знаков, составляющая одну из осн. статей пассива его
баланса;
2.остатки ср-тв на резервных корреспонд-ких счетах банков, счетах правит-
ных структур и орг-ций;
3.капитал и резервы банка.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка
России являются:
1.процентные ставки по операциям Банка России;
2.нормативы обязат-х резервов коммерч. банков (до 18% по рублевым счетам
и 2,5% по валютным);
3.операции на открытом рынке;
4.рефинансирование банков;
5.валютное регулирование;
6.установление ориентиров роста денежной массы;
7.прямые количественные ограничения деят-ти коммерч. банков.
3.Понятие коммерческого банка.
КБ – это уникальное финансово-эк-ое предприним-ое образование с т.зрения
«добывания» денег (получения прибыли).
КЛБ выступают основные звеном б/системы. Независимо от формы собств-ти КБ
являются самостоятельными субъектами рынка. Их отношения с клиентами носят
коммер-ий характер. КБ-ки не имеют вышестоящих органов, кроме
сберегательного и др. гос-ых банков. Вопросы их деят-ти решаются общим
собранием акционеров (пайщиков) и их исполнит-ми органами. Контроль и
надзор за деят-тью КБ-ов осущ-ет ЦБ РФ и его учреждения. УБ действует на
основании Устава, принимаемого его участниками-учредителями.
В соответствии с действ-щим закон-ом (Гр.код.РФ ч.1) КБ-ки могут иметь
различную организац.-правовую форму. КБ-ки различаются:
по принадлежности Уставн.капитала и способу его формирования: в форме
акц.общ-в и товариществ, кооп-ые КБ-ки, в форме акц.общ-в с участием
иностр.капитала, гос-ые КБ-ки (сберегательный банк), иностранные банки.
по видам совершаемых операций: универ-ые, специализ-ые (ипотечный).
по территории деятельности: республиканские, региональные.
Принципы деятельности и функции коммерческих банков.
Принципы:
Первым и основополагающим пр-ом деят-ти КБ явл. Работа в пределах реально
имеющихся ресурсов.
Полная эк/самостоятельность, подразумевающая эк/ответственность банка за
результаты деят-ти. Эк/сомост-ть предполагает свободу распоряжения
собственными средствами и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов
и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.
Эк/ответственность банка распространяется на весь капитал банка.
Взаимоотношения КБ-ка с клиентами строятся как обычные рыночные отношения,
т.е. устанавливая фин/отношения с клиентами банк исходит из критериев
прибыльности, риска и ликвидности.
Регулирование деятельности КБ в рын/условиях осущ-ся только косвенными
эк/методами (регулирование ставки рефинансирования и т.д.).
Функции банков:
Посредничество в кредите, которое банки осущ-ют рутем перераспределения
ден.ср-в временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов
предприятий и ден.доходов физ.лиц. Особенность этой функции состоит в том,
что гл.критерием перераспр-я ресурсов выступает прибыльность их
использования заемщика. Значение этой функции состоит в том, что банки
своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в
эк/системе.
Стимулирование накоплений в хоз-ве. Выступая на фин.рынке со спросом и
предложением на кредитные ресурсы КБ-ки не только максимально мобилизуют
имеющиеся сбережения, но и формируют достаточно эффективные стимулы
накоплению ср-в на основе ограничения текущего потребления. Задача банков
создать такие формы привлечения ср-в, которые реально заинтересуют клиента
в накоплении ресурсов.
Посредничество в платежах между эк-ми субъектами. Особенно важна
ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений
клиентов по совершению платежей. Одним из элементов этой функции выступают
посреднич.операции при купле-продажи цен.бумаг за счет и по поручению
клиента на основе договора комиссии или поручения.
5.Организационное устройство коммерческого банка.
Структура и органы управления банка
Наиболее распространенной является традиционная (функциональная)
организационная структура банка:
1. Центральные отделы при дирекции и ей подчиненные
• юридический отдел
• секретариат
• отдел кадров
• организационный отдел
• отдел внутреннего контроля
2. Вспомогательные (хозяйственно - управленческие) отделы
• Бухгалтерия
• вычислительный центр
• Узел связи и т.д.
3. Коммерческие отделы
• Кредитный отдел
• Отдел расчетов и депозитов
• Отдел ценных бумаг и хранения ценностей
• Валютный отдел.
Организационная структура определяется видом банка, величиной,
ассортиментом услуг.
Помимо традиционной существуют варианты маркетинг-ориентированной
банковской организации:
• Организация по группам услуг
• Организация по группам клиентов
• Матричная организация
• Дивизиональная организация
Субъекты управления коммерческим банком.
В банках стран с рыночной экономикой принята трехступенчатая
классификация субъектов управления в зависимости от объема их
распределительных полномочий:
- высшее руководство - совет, Правление, президиум, Председатель
правления, дирекция;
- среднее руководство - руководители отделов;
- низшее (низовое) руководство - руководители групп.
Основным органом высшего руководства коммерческого банка является
собрание акционеров (пайщиков) банка, его функции: -принятие решений об
основании банка, утверждение актов , документов деловой политики банка,
устава банка, рассмотрение отчета о работе банка, результата деятельности и
принятие решения об использовании полученной прибыли или покрытии убытков.
Высший орган управления коммерческого банка реализует свои функции и
задачи непосредственно через исполнительные и контрольные органы, которые
целиком подчинены ему. Итак, собранию акционеров (пайщиков) подчиняются:
** председатель правления банка, его функции: представляет банк;
исполняет решения высшего органа управления, вносит предложения по
совершенствованию деятельности КБ, организует и руководит трудовым
коллективом КБ, отвечает за законность работы банка перед органом
управления банка.
** контрольный орган банка, его функции: контролирует деятельность КБ
через исполнительные органы, управляющего банком, кредитные и др. отделы,
представляет самостоятельный отчет, представляет свои предложения по
совершенствованию работы банка.
** исполнительный орган банка, его главной функцией является реализация
всех решений органов управления в текущей деятельности банка.
При этом основные вопросы деятельности банка решает Совет банка
(директоров), который является представительным органом владельцев банка,
его акционеров и должен представлять их интересы, Совет банка формирует
высшие органы управления коммерческого банка, выбирает председателя
правления.
При Совете создаются несколько комитетов или комиссий:
1. Административный комитет, занимающийся текущими вопросами.
2. Комитет по доверительной деятельности, занимающийся инвестированием
средств.
3. Ревизионный, занимающийся проверкой финансового состояния отделов
банка.
6. Банковские ресурсы, их планирование и регулирование.
В пассиве банк./баланса отраж-ся все источники формирования б/ресурсов,
которые аккумулируются банком для эффек-го использования в процессе выдачи
ссуд, инвестирования в цен.бумаги и т.д. Пассивы банка можно разделить на
две большие группы: 1-Собственный капитал банка и приравненные к нему
статьи. 2-Привлеченные ср-ва депозитные и недепозитные.
Собств.капитал важная и неотьемлемая часть фин/ресурсов любого эк-го
субъекта. Формирование капитала представляет собой обяз-ый этап
предшествующий началу деят-ти юр.лица. Специфика формирования величины
соб.капитала банка существенно отличается от механизма формирования
капитала в др.сферах предприн-ой деят-ти. Так за счет соб.капитала и
резервов банки покрывают менее 10% общей потребности в средствах. Тогда как
у нефинансовых корпораций это соотношение сост-ет не менее 60-70%. Подобная
специфика связана с рядом обстоятельств: 1.Банки в силу своей посреднич-ой
роли на фин/рынках привлекают крупн.суммы чужого денежного капитала в виде
депозитов (вкладов) от юр.и физ.лиц. При этом они обеспечивают эффективное
управление и сохранность этих ср-в, предоставляют вкладчикам
специализированные услуги и возможность получения дохода на влож.капитал.
2.Система гос-го страх-ия депозитов существенно снизила опасность массового
изъятия вкладов и позволило банкам сократить долю соб.ср-в, необходимую для
обеспечения ликвидности. 3.Банковские активы, представленные разными видами
денежных требований и обязательств как правило более ликвидны и быстро
реализуемы на рынке чем активы нефинанс.компаний, замороженные в
материальныхобъектах (здания, оборудов-я и т.д.). Это обеспечивает банкам
возможность более быстрой мобилизации денэрес-ов и соот-но снижает их
потреб-ть в собст.капитале.
Функции собственного капитала.
Источник финюрес-ов для банка, необходим на начальныхэтапах, когда осущ-ся
ряд первоочередных расх-ов без которых банк не может начать деят-ть
(приобретение(аренда)земельн.уч-ка,здания,оборуд-е,помещений,выплата
з/пл.персоналу и т.д.). Не менее важна роль С.К. как источника финансир-я
расходов банка на последн.этапах развития банк-ой деят-ти, за счет
отчислений от С.К. созд-ся различные резервы.
Защитно-гарантийная, т.е. С.К. играет роль своеобразной «подушки»,
амортизатора, который позволяет банку продолжать операции в случае
возникновения крупн.непредв-ых потерь или экстраординарных расх-ов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|