Торговые пассажи, теория и практика строительства
осуществлялась в лавках торговых рядов и являлась привилегией местных
купцов и жителей слобод, а все приезжие иноземные и иногородние русские
купцы имели право вести в городе только оптовую торговлю и только на
территории специально отведенных для них торговых дворов. Такой порядок
торговли сложился еще в XVI веке и был закреплен соборным уложением царя
Алексея Михайловича в 1649 году. Жесткое разграничение городской торговли
на розничную и оптовую сказалось на особенностях организации торга.
Распад феодальной системы и дальнейшее развитие общественного
разделения труда обусловили в XVII веке значительный рост населения русских
городов и, следовательно, более интенсивное по сравнению с предыдущим
периодом развитие внутренней торговли. Происходит децентрализации торговли,
появляются торговые места в других частях городов, в ряде случаев
складывается несколько торговых зон. Параллельно формируются и
самостоятельные оптовой торговли – комплексы товарных складов
(«магазейнов»), расположенных обычно вблизи транспортных путей.
Все это требует появления новых архитектурных и планировочных решений.
Во второй половине XVIII – начале XIX века происходит грандиозная по своим
масштабам градостроительная деятельность, направленная на переустройство
старых и создание новых русских городов. Анализ регулярных планов городов
этого периода показывает, что применялись различные схемы планировок
торговой части. В одних городах торг проектируется в зоне административно-
общественного центра, в других он составляет самостоятельный планировочный
узел. При застройке могли использоваться здания различного типа. Можно
выделить три основных типа торговых зданий (схема 1) по их функциональному
назначению:
— здания для розничной торговли. Сюда относятся обывательские дома
с лавками и торговые ряды;
— здания для розничной и оптовой торговли. К этому типу принадлежат
торговые ряды и торговые дворы, а также склады с многочастной внутренней
планировкой;
— здания для оптовой торговли. К ним, помимо торговых дворов, в
основном относятся склады с различной внутренней планировкой (многочастной
и зальной).
Наряду с широко распространенными торговыми рядами появляется новый
специфический тип торговых зданий – пассажи, где торговые ряды образовывали
внутреннею крытую галерею с верхним светом. Причем зачастую в Европе с
наружной стороны пассажи обстраивали открытой галереей торговых рядов.
В Европе первые пассажи появились в Париже: галереи де Бос (1788),
пассажи Фейдо (1791) и Каир (1799). Но особенное распространение в Европе
рассматриваемый тип зданий получил в 20-30-е годы XIX века, когда пассажи
были построены в городах Франции, Англии, Бельгии, Германии, Италии. В
отличие от европейских, русские пассажи впервые появились не в городах и
были вызваны не условиями городской жизни, а на ведущих ярмарках страны, в
зоне наибольшего сосредоточения торговли, где ограничений в размерах
торговых зданий не имелось, так как они размещались на больших открытых
площадках, а требовалась необходимая защита от непогоды.
Впервые пассаж был применен на Коренной ярмарке под Курском (рис. 1),
у монастыря Коренная пустынь, второй по значению ярмарки России после
Макарьевской. Проект был выполнен Дж. Кваренги в 1783 году, а строительство
было закончено в 1812 году. Пассаж сохранял торговое значение до 1878 года,
до перевода ярмарки в Курск. В основе планировки пассажа лежала структура
традиционного гостиного двора – замкнутого прямоугольника, в котором три
стороны составляли пассажные линии, а четвертая, выходившая на главную
торговую площадь, представляла двухэтажные торговые ряды с открытыми
галереями и зданием биржи посередине. Интерес представляет архитектурное
построение самого пассажа. Вдоль центральной линии, имеющей одинаковые
размеры по ширине и высоте (около 6,5 м), группировались два ряда небольших
ячеек-лавок размером 3х6 метров. При этом во внешнее и внутреннее
пространство ярмарки пассажи были обращены глухими фасадами и лишь в
последствии к внешней стороне были пристроены ряды лавок. Освещение
торговой линии, как и самих лавок, осуществлялось окнами, располагавшимися
в боковых стенах повышенной центральной части. На Коренной ярмарке Кваренги
впервые предпринял попытку ограниченного включения пассажа в архитектурно-
планировочное построение гостиного двора, отведя ему дополнительную роль в
общей композиции и не нарушая традиционных функциональных основ ярмарочной
торговли.
Еще более грандиозный проект гостиного двора-пассажа был создан Дж.
Кваренги для знаменитой Макарьевской ярмарки в 1799 году (рис. 2).
Пассажная линия протянулась вдоль главного корпуса более чем на 850 метров.
В этом проекте Кваренги объединил приемы построения пассажа и торговых
рядов, чем заложил принцип объединения пассажа с другими типами и
элементами торговых зданий. Если в пассажах на Коренной ярмарке каменные
фасады представляли глухие плоскости, то здесь пассаж был заключен со всех
сторон рядами торговых лавок с открытыми галереями. Также был разработан
прием более гибкого использования торгового пространства между пассажем и
галереей: архитектор не делил большие изолированные лавки каменными
стенами, а сохранил лишь основные внутренние опоры, что позволяло бы купцам
иметь лавки различной площади, в зависимости от характера и количества
товара. Важной особенностью проекта было наличие трех торговых этажей, что
безусловно отражало значение здания, как главного архитектурного акцента в
панораме низкого волжского левобережья и Макарьевского монастыря. Однако, в
связи с изменением источника финансирования, проекту не дано было
осуществиться. Проект же 1804 года вобрал в себя многое от своего
несостоявшегося предшественника. Главное место в новом плане Макарьевской
ярмарки также отводилось пассажу длинной 125 метров. Здесь уже были
предусмотрены не только торговые, но и складские, жилые и конторские
помещения.
Группа пассажей на Коренной и Макарьевской ярмарках показывает
развитие нового типа здания по пути усложнения его пространственного
построения за счет объединения с торговыми рядами. Русские пассажи не имели
прямых аналогов с европейскими постройками: пассажи того времени в Париже
были деревянными и представляли собой узкие крытые галереи.
В первой трети XIX века пассажи становятся очень популярными в Европе.
Новинки моды нашли свое отражение в России в виде двух галерей в Москве и в
Петербурге. Если в пассажах XVIII - начала XIX века доминировала торговая
утилитарная функция и это отражало ярмарочный характер торговли, которая
продолжалась 1-2 месяца, а в остальное время пассажи пустовали, то в
городской среде важной чертой стало их объединение с различными
общественными залами, кафе. Пассажи стали служить не только местом
торговли, но и местом развлечений. Так стал формироваться принцип
многофункциональности пассажей. К тому же появившееся в Париже торговые
линии пассажей Панорамы (1824) и Жофрей и Вердо (1835), общая протяженность
которых достигла 400 метров, дали новый пример организации не только
внутриквартального пространства, но и объединения нескольких кварталов
единой торговой галереей. Данные пассажи проходили через три квартала и
даже пересекали широкий бульвар Монмартра, но это не являлось препятствием
для их функционирования. Эти примеры сыграли роль образцов и предопределили
появление новый русских пассажей.
Первым столичным торговым зданием возведенным по типу пассажа была
Галицынская галерея по проекту архитектора М.Д. Быковкого в 1842 году. Она
заняла место переулка, продолжавшего улицу Софийку и имела одну торговую
линию и трехчастное построение: два объема, выходившие на улицу были
трехэтажными, а основной пассаж – двухэтажным. Протяженное (75 метров)
пространство пассажа служило не только местом торговли, но и для общения,
встреч, гуляний. В 1848 году в Петербурге также появляется пассаж,
возведенный графом Я.Э. Стенбок-Фермором между Невским проспектом и
Михаловской площадью, напротив Гостиного двора. Для этого он купил два
смежных участка, где собирался построить крытую проходную галерею наподобие
Лондонских и Парижских пассажей. В новом пассаже длинной около 180 метров
предполагалось разместить зимний сад и театральный зал, на первом этаже и в
подвале должны были быть магазины, на втором этаже – служебные помещения, а
на третьем – квартиры. В 1846 году проект был утвержден с некоторыми
изменениями: были отменены зимний сад и подвальное расположение магазинов,
а театральный зал был заменен на концертный. Петербургский пассаж
показывает пример наиболее сложного для своего времени как по
пространственному, прежде всего по высотному построению, так и в
функциональном отношении торгового здания.
Таким образом, в период классицизма наряду со строительством
традиционных торговых рядов начали возводиться специфические торговые
сооружения – пассажи. В это же время выявилась и тенденция их развития,
выраженная в двух направлениях: усложнения внутренней планировочной
структуры, при этом особое внимание уделялось архитектурному оформлению
интерьеров самих пассажей, и объединения торговых линий с помещениями
культурно-развлекательного, административного и жилого назначения, что
существенно повысило их общественную значимость в структуре города. Пассажи
конца XVIII – средины XIX века – важный этап в становлении и развитии этого
типа зданий, предшествующий их широкому строительству в капиталистический
период.
Новый период в концепции развития пассажей пришел вместе с
промышленной революцией, принесшей в строительство железо и стекло.
Новаторски мыслившие архитекторы начали приспосабливать конструкции из
стекла для создания больших, хорошо освещенных и в то же время вполне
экономичных интерьеров. В 1828 году Уорен и Баклин спроектировали «Аркады»,
трехэтажные торговые галереи в городе Провиденсе, штат Род-Айленд. По мере
того как в середине XIX века стеклянные пространства увеличивались в
размерах, архитекторы все чаще обстраивали их обычными зданиями.
Развитие транспорта способствовало интеграции культур, Европа заново
открывает для себя восток, что не могло не сказаться и в архитектуре. Идея
восточного базара, фактически прародительница современного пассажа,
подталкивает архитекторов к идеи крытых торговых улиц. Так в 1867 году Д.
Менчони создает галереи Виктора Эммануила в Милане (рис. 3), которые
сочетают в себе и идею восточного крытого базара, и образ зданий всемирных
выставок. Сооружение пассажей и променадов в торговых центрах достигло
наивысшей точки в здании ГУМа, архитектор А.Н. Померанцев, в Москве в 1889-
1893 годах.
Функциональные и пространственные характеристики внутренней среды
Функциональная организация пассажей достаточно подробно изучена в
современной типологии, ее проблемам посвящено значительное количество
работ. В большинстве из них подчеркивается, что важнейшим функциональным и
композиционным элементом построения внутренней среды является общественное
пространство. По степени связи с внешней средой оно интерпретируется как
замкнутое или открытое, по форме — протяженное. Общественное пространство
позволяет в той или иной мере создать специфическую эмоциональную среду,
способствующую интенсификации общественно-торговой деятельности,
возникновению контактов посетителей, обеспечению условий для отдыха и
развлечений.
Приводится, например, следующие функции общественного пространства в
построении целостного интерьера: объединение помещений, выделение зон,
ориентация посетителей, обеспечения резерва развития. Один из вариантов
общественного пространства — пассаж.
В ряде работ исследователи, отмечая идентичность характера основных
процессов, протекающих в различных предприятиях пассажей, объединяют их в
автономные системы — функциональные зоны. Так торгово-промышленная зона
предназначена для обслуживания посетителей, организации досуга, информации
и развлечений; хозяйственная — для производственных и вспомогательных
процессов, связанных с торговлей и обслуживанием; транспортная — для
доставки и разгрузки товаров, а так же подъезда посетителей. Причем
зачастую подземные помещения используются под вспомогательные и
транспортные функции, а надземные под обслуживающие, развлекательные и
деловые, хотя такое деление отнюдь не обязательно, и современные проекты
подтверждают это (торгово-развлекательный центр на Манежной площади).
В процессе развития моделей пассажей происходит постепенная
дифференциация функциональных зон по уровням, что способствует превращению
вертикальных коммуникаций в важнейший элемент взаимосвязи между зонами .
Однако, на современном этапе проектирования пассажей принцип
функционального зонирования существенно изменяется, приобретая
«пространственный» характер. Крупные структурные композиции часто включают
в себя целые фрагменты городской среды, превращая их в один или несколько
своих уровней. Благодаря совершенствованию технологий стало возможной
организация на одном уровне и даже в одном и том же пространстве процессов,
протекающих в различных функциональных зонах. Повышается интенсивность
использования территории пассажей и прилегающих комплексов, увеличивается
число предприятий, совершенствуется предметно-пространственная среда,
развиваются формы попутного обслуживания и т.д. При этом наряду с ростом
значимости коммуникационных систем непрерывно продолжается процесс
сокращения вспомогательных и обслуживающих помещений.
Отмечается, в частности, что с укрупнением предприятий торговли,
входящих в состав пассажей, наметилась тенденция к изменению пропорций
между торговыми площадями и складскими помещениями в направлении увеличения
первых и сокращения вторых (более подробно этот вопрос рассмотрен в главе
по технико-экономическому обоснованию), что позволит значительно увеличить
пропускную способность объектов. Необходимым условием перспективного
планирования становится обеспечения возможности вариантности торговых
площадей самого пассажа и увеличения торговых залов, примыкающих
комплексов, без значительной реконструкции.
Необходимо отметить ряд аспектов, связанных с принципом гибкого
планирования, цель которого универсальное использование помещений пассажей
(табл. 1).
Во-первых, изменение в технологии. Совершенствование технологического
процесса, позволяющего использовать механизацию и повысить уровень комфорта
обслуживания, требует новой функциональной организации сооружений, рабочих
площадей и других помещений (табл. 2). Исходя из этого, многие объекты
пассажа целесообразно проектировать на основе универсальной конструктивной
системы с укрепленной сеткой опор с целью создания пространств, меняющих во
времени свои функции и параметры. Свободную планировку при укрупненной
сетке колон широко применяют в отечественной практике строительства. Для
расчленения внутренних пространств используют стационарные и раздвижные
перегородки, ширмы-экраны, мебель и торговое оборудование.
Совершенствование конструктивной системы может идти по нескольким
направлениям: введение укрупненной сетки колонн с равными габаритами (до
12х12 м); устройство трансформирующейся сетки колонн (сдвижка рядов колонн
между собой); устройство конструкций, позволяющих устраивать различные по
размерам участки перекрытий и отступы от наружного ограждения от линии
колонн общественных пространств и коммуникационных узлов (ферм, стержневых
систем, оболочек), внедрение более эффективных материалов. Надо заметить,
что именно последнее предопределило развитие и популяризацию пассажей еще
на рубеже веков. Попытки следования великолепию дворцов привели к
использованию вновь появившихся тогда материалов: фантастические композиции
из стекла и железа стали обрамляться внешней железной оболочкой.
Вторым важным аспектом в развитии гибкой планировки является моральный
износ отдельных элементов конструктивно-планировочного решения. К ним
относятся торговые залы, складские помещения, а также бытовые и
административные, которые служат ограниченный срок и, следовательно, должны
допускать быструю и экономически эффективную реконструкцию.
Одним из средств повышения универсальности торговых сооружений
является объединение в блоки их наиболее долговременных элементов:
конструкций каркаса, покрытий, инженерного оборудования, и размещения этих
блоков в плане так, чтобы при возможных трансформациях не потребовалась их
реконструкция.
Организация специализированных предприятий в структуре пассажа
позволяет значительно расширить ассортимент товаров внутри определенной
товарной группы, что ведет к увеличению товарооборота, повышению комфорта
обслуживания, появлению специфической атмосферы в пассаже, существенно
повышающей его привлекательность для посетителей.
Применение новых технологий ведет к переменам, касающимся основ
организации каждой из функциональных зон. Необходим поиск такого
пространственного решения, которое способствует уравновешиванию потоков
посетителей на разных уровнях, усилению дефференциации между устройствами
внутри пассажа, обслуживающими пассажирский и грузовой транспорт.
Наиболее значительные перемены в функциональной организации крупных
пассажей были вызваны качественным развитием центральных общественных
пространств. Рост архитектурно-композиционного значения единого внутреннего
пространства способствовал выделению торгово-пешеходной зоны как ядра всей
структуры, вокруг которого формируются все остальные зоны. Поэтому можно
говорить о всевозрастающей роли пассажа не как самостоятельного торгового
объекта, а в связи с целыми торговыми и обслуживающими комплексами. Иными
словами, возникла необходимость рассмотрения подобных комплексов как
сложных целостных систем. Пассаж становится, с одной стороны, связующим
остовом для многофункциональных деловых и общественно-торговых центров, с
другой стороны, пассаж используют при проектировании пешеходных зон, с
третьей стороны, именно в нашей стране, пассаж нашел свое применение в
строительстве "малых пассажей", чему примером могут служить различные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|