Торговые пассажи, теория и практика строительства
Торговые пассажи, теория и практика строительства
С о д е р ж а н и е
Введение 3
Глава 1. Обзор формирования архитектуры
городских пассажей 12
1.1. Историко-экономические предпосылки и социальные
и градообразующие факторы, влияющие на форми-
рование и тенденций развития пассажей 13
1.2. Функциональные и пространственные
характеристики внутренней среды 21
1.3. Основные концепции организации пространства
пассажей, тенденции взаимосвязи внешних
и внутренних пространств 29
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Анализ архитектурно-типологической
организации городских пассажей 35
2.1. Основные тенденции в организации внутренних
пространств, связь с другими типами
торговых зданий 36
2.2. Архитектурная композиция и световая среда внут-
ренних пространств, особенности восприятия 43
2.3. Приемы и факторы функционально-планировочной
организации пассажей и их связь с окружающей средой 50
2.4. Технико-экономические аспекты формирования
пассажей 58
Выводы по главе 2 67
Глава 3. Предложения по градостроительной,
функционально-планировочной и архитектурно-композиционной организации
городских пассажей 71
3.1. Рекомендации по объемно-планировочной структуре 71
3.2. Основные архитектурно-планировочные приемы 77
3.3. Социально-экономическая эффективность
предлагаемых решений 79
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Библиография 94
Введение
Пассаж, как тип общественного комплекса, за свою более чем 200-летнюю
историю развития нашел широкое распространение в мировой градостроительной
практике. Развитие пассажей объясняется целым рядом их преимуществ перед
другими формами торговли и прежде всего их особой привлекательностью для
людей благодаря комфорту и комплексности обслуживания, сочетанию в себе
различных функций, экономии времени на покупки и услуги, общей
благоприятной среде для различных видов деятельности. Кроме того большое
значение имеет высокая социально-экономическая эффективность пассажей,
возможность использования универсальных решений и передовых технологий.
Пассажи можно рассматривать как прогрессивные самостоятельные типы
торговых предприятий и как важные связующие элементы крупных торговых
комплексов или сети торгово-бытового обслуживания населения городов. В
настоящее время опыт проектирования и строительства пассажей в нашей стране
крайне мал. Тем не менее некоторые из осуществленных проектов, таких как
торговый центр в Омске, в бывшем Ленинграде, Вильнюсе и Лиепае, где пассаж
является связующим звеном всего торгового центра, отличаются своеобразием и
интересными решениями.
Следует отметить, что в первоначальный период развития архитектуры
пассажей в России основное внимание уделялось развитию центров оптовой и
розничной торговли в узловых городах. Трудности в разработке научно-
обоснованных принципов формирования пассажей местного значения были связаны
с однотипностью первоначального использования, социальной и
градостроительной значимостью. Долгое время это не позволяло подойти к
проблеме типового проектирования в комплексе с предприятиями торгово-
бытового обслуживания других типов, хотя существуют примеры типового
строительства пассажей в чистом виде или объединенные с торговыми рядами
уже более 150-ти лет назад.
Изучение перспективных направлений развития пассажей в отечественной
науке связано с задачами типологии конструктивных элементов, объемно-
планировочной структуры, градостроительного решения участков, экономики и
т.д. Вне этой сферы остались проблемы архитектуры, отражающие композиционно-
художественные и функционально-пространственные требования, предъявляемые
обществом к пассажам как средоточию городской активности. Отдельные аспекты
этих проблем затрагивались в разработках ряда институтов, направленных на
преодоление одностороннего понимания архитектуры пассажей, так как
градостроительной и утилитарной функциями не исчерпываются сложность и
разнообразие данных объектов как основы формирования общественных центров
города. Это свидетельствует о становлении нового подхода к организации
пассажей городского значения, который признает соцкультурную функцию
наиболее важным структурообразующим фактором. Данный подход и принят за
основу в настоящем исследовании.
С развитием строительной технологии, совершенствованием форм розничной
и оптовой торговли, ростом населения крупных городов и целым рядом
социальных и технических достижений, проектирование пассажей, особенно в
составе крупных торговых центров, приобретает сложный специализированный
характер. В то же время качественные характеристики пассажей, как типа,
параметры и элементы пространственных зон, принципы организации и ситуации
применения непрерывно совершенствуются. Не прекращается развитие системы
композиционных принципов, которая связана с возникновением новых
интегрированных типов зданий с включением пассажей как связующих элементов
с центральной или коммуникативной нагрузкой, усложнением эмоциональных
требований к внутренним пространствам, развитием градостроительства и
научным исследованиям транспортных и грузовых потоков, изменением
эстетических представлений и самих элементов архитектуры.
Огромное значение для расширения использования и развития пассажей в
нашей стране имеет изучение зарубежной практики, накопившей огромный опыт в
проектировании и строительстве пассажей. Использование и переосмысление
наиболее интересных приемов и принципов этой практики составляет
неотъемлемую часть развития отечественной типологии пассажей.
За последние 15–20 лет за рубежом появилось довольно много
принципиально новых идей, которые существенно изменили прежние модели
пассажей и подход к их организации. Постепенно возникло новое поколение
пассажей, пришедших на смену традиционной, исключительно функциональной
структуре с традиционным молом. Новаторство в проектировании стало
средством утверждения уникальности и неповторимости, основанном на
высокоразвитом рынке и постоянно обновляемой моде. Теперь огромное значение
стало предаваться высокому качеству архитектуры, стилю, среде, которые
рассматриваются теперь не как роскошь, а как непреложное требование
современной торговли.
Новые тенденции чаще проявляются в творческом проектировании, на
страницах журналов, чем на улицах городов, в реальном воплощении. Массовое
же строительство опирается в основном на сложившиеся стереотипы и
стандарты, в лучшем случае используя вариации на темы традиционных моделей.
Поскольку в таких случаях композиционные возможности довольно ограничены,
то поиск индивидуальности часто сводится к поиску эффектных комбинаций
материалов и отделки. Однако следует отметить и некоторые моменты, которые
во многих странах оказывают ощутимое влияние и на массовую практику.
С одной стороны, это, прежде всего, касается развития в пассажах
неторговых функций. Объединение торговли с развлекательными центрами,
питанием, игровыми элементами и т.п. повышает покупательскую активность за
счет увеличения числа посетителей и отсутствия чисто прагматического
интереса. Изменяется характер активности потребительского поведения по
отношению к торговле, как к деятельности, связанной с отдыхом, познанием.
Все это требует дополнительных пространств, демонстрирующих одновременно
комфорт, стиль, а также незаурядный элемент фантазии. Такое направление
связано с рядом проблем, которые в общем виде можно сформулировать так:
отсутствие строго определенного мнения о путях развития пассажа ни как
самостоятельного типа, ни как элемента в составе целого комплекса.
С другой стороны, немаловажным фактором развития пассажей стало
установление стабильного соотношения открытых и крытых пространств в
общественных и торговых зданиях в пользу последних. Этому не в последнюю
очередь послужила практика реконструкции пешеходных торговых улиц в системы
крытых торговых центров, связанных пешеходным и транспортным движением.
К тому же, в последнее время сильно повысились требования к
эмоциональной насыщенности интерьеров. Таким образом появилась
необходимость не только в целостной и согласованной внутренней среде, но и
в потенциальной возможности для раскрытия индивидуальности и повышения ее
творческой активности.
Основные предпосылки подхода к организации пассажей на современном
этапе и обобщение новейшей архитектурной практики и теоретической
архитектурной мысли позволяют выявить соответствующие принципы формирования
архитектурной среды, понять направления в изменении и развитии отдельных
элементов структуры, представить развитие пассажа как самостоятельного типа
и, главное, как связующего элемента общественного или торгового комплекса.
Актуальность исследования. Пассаж городского значения является
предметом индивидуального проектирования, и его композиция целиком
определяется автором. Но в процессе творчества архитектор неизбежно
руководствуется системой общих композиционных принципов, складывающихся на
основе обобщения конкретных примеров сложившейся практики. Эти общие
композиционные закономерности и есть стилевые признаки архитектуры
современного поколения пассажей, и одновременно — руководство к действию
архитектора наряду с другими факторами. Обобщений же по отдельным вопросам
этой важной темы пока не достаточно. Но развиваясь и закрепляясь в лучших
достижениях современности, композиционные закономерности и архитектурные
приемы существуют, и должны быть изучены для совершенствования
проектирования.
Цель исследования: выявить закономерности формирования внутренней
среды пассажей и их роль и связи с другими формами общественных и торговых
зданий, а также разработка предложений по совершенствованию их
архитектурной и функциональной организации.
Задачи исследования.
Теоретические:
— анализ и обобщение опыта проектирования и строительства;
— классификация внутренней структуры, закономерности архитектурно-
композиционной и — функционально-пространственной организации;
— предложения по перспективам развития.
Практические:
— разработка системы оценки пространственной структуры (ряд показателей
качественного и типологического характера);
— предложения по новым приемам решения архитектурно-композиционных и
функционально-пространственных проблем;
— обоснование социально-экономической эффективности новых типов решений.
Объект исследования: пассажи городского значения (отечественный и
зарубежный опыт).
Предмет исследования: внутренняя среда пассажей, обусловленная
взаимодействием составляющих и примыкающих к ней пространств различных
объектов и предприятий и сложным комплексом современных требований, в том
числе пешеходными, транспортными и грузовыми потоками, функциональным
зонированием, уровнем развития современной технологии и социальными
требованиями.
Границы исследования: функционально-пространственный и архитектурно-
композиционные аспекты организации внутренней среды.
Предмет защиты:
Обоснование значимости композиционного совершенствования внутренней среды
пассажей для развития системы обслуживания;
Принципы архитектурной организации внутренних пространств во взаимосвязи с
городским окружением и другими типами общественных и торговых зданий;
Предложения по организации внутренних пространств пассажей как связующих
элементов и обоснование их социально-экономической эффективности.
Исследовательская гипотеза. Композиционная задача проектирования
внутреннего пространства пассажа — отражение единства и взаимосвязи
различных торговых и обслуживающих предприятий и учреждений. Для реализации
композиционных и функциональных преимуществ пассажа необходима, с одной
стороны, пространственная коммуникативная целостность и, с другой стороны,
вариантность пространственных структур, составляющих и примыкающих зон.
Единство внутреннего и внешнего пространств осуществимо в виде непрерывного
перехода от одного к другому, определяемое городским окружением и
функциональными связями.
Методика исследования направлена на выработку количественных и
качественных (типологических) характеристик архитектурно-композиционной
среды пассажей.
1. Методика анализа: сравнительный анализ по литературным источникам,
натурным обследованиям, логическое моделирование (факторы влияния,
закономерности, принципы); поисковое проектирование макетно-модельным
способом.
2. Приемы анализа: дифференциация системы, выделение подсистем и
элементов; формирование комплекса условий для характеристик системы;
выявление закономерностей изменения системы в процессе развития.
3. Средства описания: графическая форма, словесная форма, системная
модель.
Сложность и недостаточная изученность архитектурно-композиционного
строения крупных пассажей обусловили необходимость рассмотрения в работе
вопросов, касающихся современной методики проектирования, психологии
поведения и восприятия, эстетики и теории архитектуры. Для иллюстрации
отдельных положений предпочтение отдано наиболее характерным примерам,
дающим конкретные практические рекомендации по проектированию.
В работе использованы материалы трех групп научно-исследовательских
работ, затрагивающие те или иные аспекты данной проблемы:
— основополагающие труды по общим вопросам формирования общественно-
торговых и деловых многофункциональных комплексов В.А. Абызова, И.П.
Васильевой, А.А. Гаврилиной, А.И. Урбаха, а также Н. Беддингтон, Д.
Гослинга, Б. Майтленда;
— проблемные публикации и исследования по вопросам истории развития
и современной организации пассажей и торговых комплексов В.А.Лаврова, А.А.
Максимова, С.М. Шумилкина, А.И. Урбаха, Н.П. Кириенко, Т.М. Розанова, И.
Зайдлера, М. Колчак, И. Эпплтона и др.;
— исследования по архитектурно-композиционным проблемам современной
практики А. Мирошина, Ю. Земцова, А.И. Урбаха, М. Лина, Д.К. Берштейна и
др.
Диссертация состоит из трех глав посвященных соответственно обобщению
опыта развития и формирования городских пассажей, анализу факторов,
влияющих на композиционные решения, и раскрытию принципов архитектурной
организации, и обоснованию предложений по совершенствованию.
Глава 1.
Обзор формирования архитектуры городских пассажей
Несколько десятилетий назад в подходе к проектированию пассажей
произошел принципиальный перелом, который можно было бы охарактеризовать в
первую очередь отходом от строгости исторически сложившихся моделей
пассажей и пересмотром принципиальных установок. К настоящему моменту в
современной архитектуре сложился еще один концептуальный подход –
использование старых традиций на базе новых технологий, уже опробованных в
предыдущий период развития пассажей. Проблема, поставленная изменением
моделей торговой среды, привела к изменению пространственного поведения
вообще, как основополагающего принципа всей городской традиции.
Экстремальное изменение масштабов городов оказалось несовместимо с гораздо
более медленно меняющейся психикой человека; стремительное индустриальное
развитие, продиктовавшее в последнее время совершенно определенные
тенденции развития в архитектуре, вошло в конфликт с человеческим аспектом.
Для реализации своих намерений человек должен понять свои истоки и новые
пространственные связи и объединить их в новую пространственную концепцию.
При этом, если раньше основной задачей архитектора было помочь человеку
найти необходимую точку опоры, конкретизировать его образы и желания, то
теперь в центре внимания – обеспечение возможности вариантных решений
внутреннего пространства, не утрачивая при этом его неповторимости и ни в
коем случае не теряя его функциональности. В результате в свое время резко
вырос интерес к эстетической стороне внутренней среды и ее связи с
соц.основами проектирования при создании выразительных архитектурных
образов.
Новая концепция торговли в целом теперь не только продать товар, как
это было раньше, а создать определенную среду, атмосферу торговой
деятельности и увеличить количество посетителей, привлекая их
дополнительными функциями пассажа и его связью с городской средой и с
другими элементами и формами торговых и обслуживающих зданий. Так
повышается роль эстетики, социологической и функционально-технологической
основы композиционного проектирования.
Концентрация и интеграции функций придают пассажам особые качества,
отличающие его от других торговых зданий. Многофункциональность отражает
тенденцию непрерывного обогащения функций и технологий, усложнение
пространственных взаимодействий.
1.1. Историко-экономические и градообразующие предпосылки и
социальные факторы, влияющие на формирование и тенденции развития пассажей.
Появлению во второй половине XVIII века пассажей как новой формы
торговых зданий способствовало много факторов. Социально-экономические
преобразования петровской эпохи и последующее бурное развитие торговли
России обусловили активно развернувшееся в этот период строительство зданий
торгового назначения. В русской архитектуре того времени получают широкое
распространение несколько устойчивых типов торговых зданий, различных по
своей планировочной и объемной структуре – «торговый двор», «торговый ряд»,
купеческий дом с лавками в первом этаже, товарные склады.
Проектирование торговых сооружений во второй половине XVIII века
осуществлялось с учетом их активной роли в архитектурно-пространственной
организации городского ансамбля. Проекты торговых центров в Петербурге,
Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Калуге, Костроме, Касимове, Солигаличе
и проектные материалы регулярных планировок городов подтверждают это (схема
2). Концентрация городской торговли в одном определенном месте, на
территории торга, и запрещение купцам торговать в других частях города было
необходимо для осуществления таможенного контроля за ввозом и вывозом из
города товаров и для сбора пошлин с купцов. Розничная торговля
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|