рефераты бесплатно

МЕНЮ


Торговые пассажи, теория и практика строительства

объекты, в т.ч. на территории бывшей ВДНХ.

Основными структурообразующими элементами современных крупных пассажей

можно назвать три подсистемы:

— пространственно-коммуникационный остов (общая пешеходная зона);

— функциональная ткань (предприятия);

— система обеспечивающих коммуникаций, куда входят пешеходные пути,

общественный надземный и подземный транспорт.

Это позволяет достаточно четко представить структуру пассажа как

системы, не оставляя без внимания основные связи, организующие эту систему.

Выделенные три элемента будут в дальнейшем приняты за основу для анализа

архитектурно-композиционных вопросов.

Главной системообразующей связью крупного городского пассажа является

функционально-пространственное единство связанных с ним объектов, которое в

свою очередь обусловлено внутренними и внешними связями.

Внутренние факторы определяют целостность объекта, как организма, и

гармонию этой целостности. Внешние же факторы выражают связи объекта с

окружением и гармонизацию этих связей.

Методы системного подхода позволяют учесть взаимодействие этих

факторов и представить пространственную структуру крупного городского

пассажа как динамическое равновесие между внутренних факторами,

определяющими связанность целого, и внешними факторами, ограничивающими

его. Взаимодействие факторов осуществляется на основе вполне определенных

качеств пространства: масштаба, величины, формы, членений, пластики, цвета,

расположения элементов и т.д.

В результате можно предположить следующее. Определение зависимостей

между функциональными требованиями и пространственными характеристиками

внутренней среды, и затем анализ найденных связей в зависимости от

градостроительной ситуации позволит выделить доминирующую систему

формирования пространственной структуры пассажа в целом как единства

пространственных зон.

Для применения изложенной методики в конкретных исследованиях и

проектировании необходимо иметь ввиду два обстоятельства, существенных в

формировании внутреннего пространства пассажа и связанных с ним комплексов.

Во-первых, традиционная индивидуальность внешних факторов. Требования,

предъявляемые им к архитектурной среде объекта в целом, сугубо специфичны

из-за большого разнообразия частных случаев (особенности города, характер

участка, окружающая застройка, традиции региона и т.д.).

Во-вторых, стабильная универсальность внутренних факторов. Требования

этой группы в основном могут быть описаны стереотипами (например, поведения

людей в общественно-торговой среде, распределения потоков посетителей,

технологии торгового обслуживания, объединения предприятий и т.д.).

Суммируя вышесказанное, отметим, что на современном этапе развития

пассажа как типа, в связи с появлением крупных структурных композиций, на

смену функциональному зонированию приходит принцип пространственного

зонирования. Здесь можно говорить о ряде его основных положений,

предусматривающих:

— пространственную интеграцию идентичных функционально-технологических

процессов различных зон;

— пространственный характер организации каждой зоны и взаимосвязей

между ними;

— выделение общественного пространства пассажа как функционального и

композиционного ядра целого комплекса;

— повышение значимости коммуникационных систем как для посетителей,

так и для товаров;

— усиление функциональных и пространственных связей внутренней среды

пассажа и городского окружения.

3. Основные концепции организации пространства пассажей, тенденции

взаимосвязей внешних и внутренних пространств.

Активность торговли, как одного из важнейших жизненных факторов,

стимулируется различными средствами информации — телевидением, журналами, а

также самой атмосферой торговой среды.

Торговая деятельность как городская традиция полна смысла только в том

случае, когда она связана с определенным местом и окрашена характером этого

места. Городской пассаж — это идея, принцип, но не всегда определенная

форма, его внутреннее пространство, являясь частью городской среды, должно

решаться по принципу многофункциональности самого городского пространства.

Самой распространенной идеей является трактование пассажа как модели улицы,

города. Внутреннему пространству и физически и метафорически придаются

свойства двух основных качеств города: качество пути (торговая улица) и

качество места (торговая ячейка, зал). Эта двойственность отражает природу

пассажа, как всякого крупного общественного здания, — оно частично

принадлежит городскому уровню, но в то же время и уровню дома, так как

обеспечивает человеку определенный уют.

Современный крупный городской пассаж живет посредством своих путей —

торговых моллов и атриумов. Происходит трактование пространства в

нескольких смысловых измерениях (рис. 3, 4). Таким образом модель города,

воплощенная в нем, становится в известной степени полноценной и имеет право

на существование (рис. 5).

Современный этап развития торговли приводит к новым принципам

проектирования торговых пространств, характеризуемым несравненно более

высоким профессиональным и общекультурным уровнем. Первый из них связан с

системой реальных пространственных размеров, которые постигает человек,

попадая в центральное пространство — крытый пассаж. Второй — исторический:

от культивированных исторических образов до современной индустриальной

эстетики. Третий принцип основан на ряде элементов экстерьера в интерьере.

В настоящее время все большую актуальность приобретает подход к

проектированию пассажей как объектов связанных не только с организацией

потребления, но и выступающих в качестве носителей коммуникативной функции.

Формирование таких пространств развивает архитектурные приемы прошлого,

возвращая городу его традиционные элементы. При этом важно, что введение

элементов окружающего городского пространства во внутреннюю среду пассажа

может стать одним из основных факторов, помогающих сблизить качества

реально существующего пространства и того пространственного образа, который

складывается в сознании посетителя. Этой цели сейчас великолепно служат

пешеходные зоны.

Для анализа взаимосвязи внешнее-внутреннее необходимо выделить

конкретные общие критерии, на основании чего возможно сравнение этих двух

типов среды. Основными характеристиками среды могут быть названы: наличие

главного (общественного) и второстепенных пространств, их органичная

взаимосвязь, информационная насыщенность всех зон, масштабная

многоплановость и т.д. Основные характеристики внешней и внутренней среды

пассажа качественно аналогичны в функциональном и пространственном

отношениях, и по этим направлениям возможен анализ их взаимосвязи и

взаимовлияния.

Факторы формообразования, определяющие свойства этих пространств,

также принадлежат к единой системе, — они имеют одинаковую функциональную

структуру и различаются только компонентами. Это подтверждается, в

частности, и методикой применения одной формальной модели для различных

архитектурных подсистем (например, внешнее-внутреннее, рис. 6).

Рассмотрим композиционные средства взаимодействия. Несомненно, одним

из важнейших является система композиционных осей (схема 4). Она отображает

структуру пассажа и его объемную форму — это и зримое выражение системы

внутренних пространств, и элемент композиции ансамбля, в ней проявляется

опосредованное взаимодействие двух активных сред. Данный фактор имеет

решающее значение, так как взаимосвязь и соподчинение композиционных осей

отдельных фрагментов пассажа позволяет добиться целостности всего ансамбля.

Выбор системы осей, как правило, определяется градостроительной ситуацией.

Вторым важным композиционным средством является система граничных

пространств и элементов. Ими могут быть: входы и въезды в здание,

пешеходные галереи, информационно-распределительные пространства, «зимние

сады» и т.д.

Тенденция использования средств экстерьеризации интерьера особенно

отчетливо проявляется в композициях, связанных со специфическими условиями

проектирования становятся все более массовыми. Например, пассаж в ценной

исторической среде, как это было сделано при проектировании

многофункциональных пассажей на Невском проспекте в Питере. Подробнее этот

пример будет рассмотрен ниже.

Специфика архитектурной композиции подобных сооружений заключается как

раз в использовании широких возможностей решения экстерьера в интерьере.

Световые дворики, декоративное озеленение, водные поверхности и фонтаны,

части старинных сооружений — все это средства архитектурно-художественных

решений, способных обеспечить приятную и привычную обстановку, легкость и

равноценность пространственной ориентации, композиционное единство разных

уровней, фрагментов нового и старого.

В условиях сложившегося исторического центра аналогичные приемы могут

способствовать сохранению разнообразия объемно-пространственных соотношений

существующей застройки, сложившихся типов городских пространств и

традиционного масштаба.

Выводы по главе 1

Идея пассажей как центров общественной и торговой жизни, заложенная

еще в конце XVIII века, в настоящее время получила новый импульс к

развитию. В последние десятилетия в развитии архитектуры торговых центров

во всем мире стало заметено возвращение к традиционным моделям пассажей, но

с добавлением новых функций, продиктованных не только временем, но и

принципиально новой системой организацией торговли и общественного отдыха,

что породило изменение творческих установок с учетом психологических

факторов восприятия внешней и внутренней среды, всего городского

пространства, что стало закономерным результатом развития современной

архитектуры.

Основными факторами выступающими за использование пассажа при решении

торговых и общественных зон являются (схема 3):

— традиции планировки и архитектуры (восточные базары, всемирные

выставки, торговые ярмарки);

— принципы планировки города (от первых регулярных планов, где

торговые центры проектировались (например, в административно-общественном

центре), до современных планов, когда планировочные оси связывают с уже

существующими важными градообразующими элементами);

— задачи сохранения и реставрации культурно-исторических и обитаемых

частей города;

— экономическая выгода в организации пассажей по сравнению со

строительством крупных торговых центров;

— решение коммуникационных функций.

Таковы основные исторические предпосылки и современные тенденции

проектирования крупных городских пассажей, представляющих интерес для

настоящего исследования.

Глава 2.

Анализ архитектурно-типологической организации городских пассажей.

Главной структурной связью пассажа как типа является функционально-

пространственное единство составляющих его объектов, которое в свою очередь

определяется рядом внешних и внутренних связей.

К внутренним структурным связям относятся связи между основными

элементами самой структуры: пространственно-коммуникационным остовом,

функциональной тканью и обеспечивающими коммуникациями.

К внешним структурным связям могут быть отнесены функционально-

технологические и архитектурно-пространственные связи с окружающей средой.

Такое разделение связей дает возможность последовательно выявить

механизм взаимодействия между элементами внутри структуры, и структуры в

целом с окружающей средой, а следовательно, раскрыть закономерности,

лежащие в основе ее архитектурно-композиционного формирования.

Для этой цели основные структурные связи будут рассмотрены по четырем

группам факторов, выделенным в разделе о характеристиках внутреннего

пространства предыдущей главы.

Обновление композиционных средств организаций внутренних пространств

все активнее осваивается в теории практике архитектуры. На основе анализа

современных тенденций можно выделить так же четыре аспекта процесса

проектирования, в которых закономерности нового композиционного подхода

наиболее очевидны, а именно:

— исходная концепция внутреннего пространства;

— композиция пространственных зон;

— формирование световой среды;

— взаимосвязь внутреннего и внешнего пространства.

2.1. Основные тенденции в организации внутренних пространств, связь с

другими типами зданий

На протяжении десятилетий вплоть до настоящего времени архитектура

торговых центров ассоциировалась в основном с фасадом, витриной магазина,

даже если торговые витрины направлены не на оживленные улицы, концепция

улицы сохраняется — те же витрины обращены к внутренней торговой улице,

т.е. к пассажу. Это лишь фасадное решение, возможно, за исключением

атриумов. Попытки же объединения в пассаже новейших материалов, конструкций

и технологий со специфическим характером городской среды и сложившимся

масштабом окружения средствами современного проектирования предпринимаются

в основном лишь в крупных и сверхкрупных объектах.

Внимание проектировщиков неизменно обращается к пассажам или, как их

еще называют, торговым моллам, которые по-прежнему составляют

композиционную основу большинства современных торговых центров во многих

странах.

Пассажи — это крытые пешеходные пути вдоль торговых зон, которые либо

являются продолжением внутри центра прилегающих городских улиц, либо

образуют самостоятельные системы внутренних коммуникаций, либо объединяют и

то и другое. За более чем вековую историю развития пассажа как типа

накоплено бесконечное число разнообразных объемно-пространственных решений

и планировочных схем.

Попытка проанализировать взаимосвязь между городской формой и

различными моделями внутренних пространств торговых сооружений наиболее

полно была представлена в работах английского исследователя Б. Мейтленда.

Он начал развивать теорию молла с вопроса: чем определяется частота

повтора и зависимость между собой таких элементов как улица, перекресток,

площадь и т.д. Анализируя существующие проекты, становиться заметна

достаточно жесткая ритмичность чередования различных пространств и

функциональных зон. Затем он выделил планировочную сетку узлов с

приблизительно 200-метровым интервалами — как наиболее характерную для

городской структуры, и она оказалась одинаково пригодной и для небольшого

городка пешеходного масштаба, например, средневекового города северной

Италии, и для обычного современного торгового крытого центра, где

максимальные пешеходные дистанции между «магнитами»-универмагами

устанавливаются в 200 метров.

В другой своей книге, целиком посвященной проектированию торговых

моллов (или пассажей) нового поколения, Мейтленд поднимает эту теорию на

более высокий уровень обобщения, провозглашая в заключительной главе тот

факт, что интегрированная городская структура может быть достигнута только

системой моллов между узловыми точками — центрами оболочки городского

архитектурного окружения. При этом будет обеспечена необходимая степень

гибкости развития самих объектов, что не было достигнуто в более жестких

архитектурно-пространственных решениях британских торговых центров:

Камберноулда или Милтон-Кейса.

В качестве исходных фактов для построения модели взаимоотношений

внутреннего пространства пассажа и городского окружения можно выделить

следующие:

— основными направлениями пространственно-коммуникационного остова

пассажа являются оси прилегающих городских улиц, тогда как

дополнительные коммуникации относительно независимы от окружения;

— существует определенная ритмичность чередования различных

функциональных зон и пространств, аналогичная другим пространственным

структурам (корридор — комната, пассаж — атриум, улица — площадь,

просека — поляна);

— пешеходные схемы пассажей строятся, как правило, на основе

планировочной сетки узлов с максимальным модулем 200 метров;

— пространственные доминанты внутри пассажа, так называемые узловые

точки, соответствуют особым чертам городского окружения (схема 4).

Несомненно, что одним из важнейших факторов, характеризующих влияния

на городское окружения на формирование внутренней среды пассажа, является

тип центрального коммуникационного пространства. Анализируя международный

опыт, видно, что установилось весьма стабильное соотношение крытых и

открытых форм. Подавляющее большинство композиций (около 80%) — крытые.

Крытым архитектурным формам отдано предпочтение и представителями

торговли, привлеченными возможностями более строгого контроля среды и

технологической дисциплины, стабильностью торговли, и посетителями,

нашедшими в них более привлекательную атмосферу. К тому же довольно

многочисленны примеры реконструкции пешеходных торговых улиц в крытые

пассажи, связанные и пешеходным и транспортным движением, например,

общественно-торговые центры Марцан в Берлине, Гранд Авенью в Милуоки.

Появляется необходимость в крупных подземных гаражах, которые можно

рассматривать как специфически крытые.

Наряду с очевидными преимуществами крытые архитектурные формы

отличаются и рядом недостатков. Самый серьезный из них связан с тем, что

все более становится заметно пренебрежение внешним городским пространством,

архитектурным и городским окружением. Тщательно разработанная архитектура

торговых пассажей обращена внутрь сооружений, тогда как на городские

площади и магистрали выходят в основном глухие стены, сплошные витражи,

иногда оживленные рекламой, или разгрузочные платформы.

Контраст подходов «изнутри» и «снаружи» приводит к парадоксу:

интересные интерьеры, разнообразие пространственных решений и зачастую

глухие и довольно скучные экстерьеры. Результатом такого подхода неизбежно

становится исчезновение оживленности участка городской среды вместе с

посетителями пассажа, покидающими улицы.

Однако, в ряде проектов намечается преодоление такого отношения к

городскому окружению. В них крытые торговые пассажа визуально и физически

связывают внешние пространства, предоставляя пешеходам самостоятельный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.