рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административное пресечение (понятие и виды мер пресечения)

должностные лица, которые вправе применять такую меру принуждения. И хотя

изъятие спирта и алкогольной продукции производится давно, правовые нормы

не устанавливают, каким документом должно оформляться изъятие, и ряд других

правил осуществления изъятия.

Подобное невнимание к регламентации процедуры применения

рассматриваемой меры административного принуждения создает условия для

неправильного использования субъектами административной власти таких

полномочий. Чрезмерно широкое применение способна повлечь и статья 3 Указа

Президента Российской Федерации от 10 июля 1996 года «О неотложных мерах по

укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в г. Москве и

Московской области»[62]. В ней сказано: «Разрешить до внесения

соответствующих изменений в федеральное законодательство органам внутренних

дел г. Москвы и Московской области, федеральным органам налоговой полиции,

таможенным органам Российской Федерации и органам налоговой службы

Российской Федерации при обнаружении бесхозного имущества, в том числе

денежных средств в рублях и иностранной валюте, не учтенного в

бухгалтерских документах юридических лиц, производить его изъятие с

последующей передачей в соответствии с федеральным законодательством в

собственность государства». Однако нужно заметить, что не в каждом случае

необходимо признавать правомерным такое изъятие, так как нельзя считать

бесхозными денежные средства лишь потому, что они не учтены в бухгалтерских

документах юридических лиц.

Кроме названных существуют и иные разновидности внутреннего

превентивного изъятия, например, кратковременное изъятие определенных

предметов у лиц, помещаемых в медвытрезвители, задержанных, арестованных.

Хотя правовые нормы ничего не говорят об этом, работники милиции вынуждены

изымать открытые бутылки с алкогольными напитками у лиц, которые распивают

их в общественных местах. Изъятие имущества производят таможенники,

судебные приставы-исполнители и многие другие должностные лица.

2.3 Меры пресечения технического характера

Рассматриваемые меры направлены на обеспечение личной и общественной

безопасности, на пресечение повышенной опасности (например, транспортных

средств), на приостановление работы предприятий, учреждений и организаций с

нарушением технических норм и правил, которые угрожают здоровью людей,

личной и общественной безопасности. Эти меры многочисленны, к ним,

например, относятся:

- приостановление эксплуатации автомототранспортных и иных

транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает

установленным требованиям;

- приостановление работы предприятий и иных производственных

объектов в связи с нарушением правил техники безопасности или

правил пожарной безопасности;

- запрещение или ограничение производства ремонтно-строительных

работ на дорогах, улицах и других строительных объектах, если они

ведутся с нарушением технических правил и других требований по

обеспечению общественной безопасности.

В соответствии с Законом РСФСР «О милиции» и другими нормативными

актами сотрудники милиции, преимущественно Государственной инспекции

безопасности дорожного движения, имеют право отстранять от управления

водителей или иных лиц, управляющих транспортным средством, а транспортное

средство задерживать до устранения причины задержания. Такими же

полномочиями обладают сотрудники Государственной инспекции по маломерным

судам.

Данная мера пресечения одновременно может быть отнесена как к мерам

пресечения технического характера, так как данные меры направлены на

пресечение эксплуатации источников повышенной опасности (транспортного

средства), так и к мерам, непосредственно применяемым к нарушителю, если

вопрос об отстранении от управления транспортным средством ставится в

зависимости от состояния, в котором находится управляющий транспортным

средством, то есть ставится вопрос о необходимости освидетельствования на

состояние опьянения.

Под отстранением от управления транспортным средством следует

понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное

средство может быть приведено в движение. Отстранение от управления

выражается в изъятии ключа от замка зажигания, в освобождении лицом места

водителя (судоводителя) в кабине транспортного средства и т.п.

Задержание транспортного средства – это запрещение эксплуатации с

помещением его на специально охраняемую стоянку, определенную органами

местного самоуправления, а маломерных судов – на базу (сооружение) для их

стоянок. При отсутствии таких стоянок транспортное средство (исключая

маломерные суда) может быть доставлено и сдано по акту в дежурную часть

строевого подразделения ГИБДД, органа внутренних дел или на площадку у

стационарного поста милиции. Если нарушение связано с управлением

транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого

управления или тягово-сцепного устройства (в составе автопоезда), его

эксплуатация может быть запрещена со снятием государственного

регистрационного знака. Сотрудник, принявший решение о запрещении

эксплуатации транспортного средства, составляет протокол задержания и

приобщает его к протоколу о нарушении правил движения. В отношении

транспортного средства принимаются меры по его сохранности.

Основаниями для отстранения от управления транспортными средствами

водителей (судоводителей) и задержания транспортного средства, являются

факты управления им:

1) лицом, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что

оно находится в состоянии опьянения;

2) лицом, не имеющим удостоверения на право управления транспортным

средством соответствующей категории (вида) или лишенным такого права;

3) лицом, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами

дорожного движения[63];

4) при наличии неисправностей рулевого управления, тормозной системы или

тягово-сцепного устройства (в составе автопоездов);

5) при отсутствии отметки о регистрации транспортного средства в

подразделениях ГИБДД, государственных регистрационных знаков или при

наличии таких подложных знаков[64].

Водители (судоводители) – участники дорожно-транспортных и водных

происшествий, в результате которых имеются пострадавшие и причинен

значительный материальный ущерб, подлежат обязательному направлению на

освидетельствование на состояние опьянения. Освидетельствование

производится в медицинских учреждениях, а также с использованием в

установленном порядке технических средств.

При подтверждении факта нахождения водителя (судоводителя) в

состоянии опьянения составляется протокол об административном

правонарушении, а виновные привлекаются к административной ответственности.

За уклонение водителей (судоводителей) и иных лиц от прохождения в

соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние

опьянения наступает ответственность, предусмотренная статьей 165 КоАП

РСФСР. В этом случае составляется протокол о нарушении, в котором

указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от

освидетельствования.

Меры пресечения технического характера применяют контрольно-надзорные

и другие органы исполнительной власти (Госгортехнадзор, Госатомнадзор,

ГИБДД, Госпожарнадзор и другие органы и службы) и должностные лица.

2.4 Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера

Данные меры направлены на пресечение нарушений санитарного

законодательства, на обеспечение санитарно-эпидемиологического

благополучия, то есть такого состояния общественного здоровья и среды

обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее

факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для

жизнедеятельности.

К мерам санитарно-эпидемиологического характера, которые применяются

органами и должностными лицами Госкомэпидемнадзора России, относятся:

приостановление до проведения необходимых мероприятий устранения имеющихся

нарушений санитарных правил, а в случаях невозможности их соблюдения –

прекращение:

- работы по проектированию и строительству, а также введения в

эксплуатацию законченных строительством, реконструированных

объектов и их пусковых комплексов;

- эксплуатации действующих предприятий, организаций, отельных

производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений,

оборудования, транспортных средств, а также выполнения отдельных

видов работ и производственной деятельности;

- разработки, постановки на производство, производства и применения

(использования) промышленной и иной продукции;

- производства, хранения, транспортировки и реализации

продовольственного сырья и пищевых продуктов, использования воды

(водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-

оздоровительных целей.

К рассматриваемым мерам пресечения относятся упомянутые ранее:

временное отстранение от работы граждан, являющихся носителями возбудителей

инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения:

обязательная госпитализация и изоляция (карантин) инфекционных больных и

граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность

для окружающих.

2.5 Меры пресечения финансово-кредитного характера

Данные меры применяются в целях пресечения правонарушений в области

финансов и кредита, обеспечения финансовой дисциплины. Мерами пресечения

являются:

- изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных

предпринимателями, учреждениями и организациями путем нарушения

финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации

нестандартной продукции и др. Решения об изъятии принимаются

органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за

хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций;

- приостановление финансирования (кредитования) работ по

проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельностью

предприятий, организаций и физических лиц в случае невыполнения

ими санитарных правил, постановлений органов и учреждений

Госкомсанэпидемнадзора России о приостановлении или прекращении

этой деятельности. Эту меру пресечения применяют органы

Госкомсанэпидемнадзора;

- приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам

и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в

случаях непредставления (или отказа предоставить) государственным

налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов,

балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с

исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в

бюджет. Приостановление этих операций по расчетам и счетам

производится государственными налоговыми инспекциями. Правом

приостановления указанных операций обладают также федеральные

органы налоговой полиции в случае непредставления документов,

связанных с исчислением и уплатой налогов.

Государственные налоговые инспекции и федеральные органы налоговой

полиции имеют право требовать от руководителей и других должностных лиц

предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,

физических лиц устранения нарушений законодательства о налогах и других

обязательных платежах в бюджет и контролировать выполнение этих требований.

Заключение

Правовое исследование о применении мер административного пресечения

уполномоченными органами позволяет сделать следующие основные выводы.

В силу того, что административно-правовое принуждение представляет

собой предмет постоянной правовой дискуссии, основанной на многообразии

трактовок, следует прийти к выводу о необходимости различать

административно-правовое принуждение как способ защиты правопорядка – с

одной стороны, и меры административного принуждения – с другой, так как эти

два понятия соотносятся как содержание и форма. Внешнее проявление

административного принуждения и есть та или иная административно-

принудительная мера, одной из которых и является административно-правовое

пресечение. Посредством правового регулирования отдельных мер принуждения

происходит регламентация оснований, порядка и содержания правового

воздействия.

Проанализировав нормативные акты, содержащие меры административного

пресечения и сопоставив различные точки зрения по поводу особенностей,

присущих мерам административного пресечения, на мой взгляд, под последними

следует понимать регулируемые нормами административного права юридические

средства и способы принудительного воздействия, имеющие целью

незамедлительное прекращение реально и открыто существующей противоправной

ситуации на месте ее обнаружения путем прямого вмешательства субъекта

административной власти, наделенного специальными полномочиями, в

деятельность правонарушителя, а также применяемые в целях создания

возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической

ответственности.

Вследствие учёта целей, характера и объекта воздействия, можно

подразделить данные меры пресечения на:

- применяемые к нарушителю (например, непосредственное применение

физической силы, специальных средств и оружия; задержание и

доставление);

- имущественного характера (например, изъятие имущества, создающего

угрозу безопасности, и у незаконного владельца);

- технического характера (например, приостановление эксплуатации

автомототранспортных и иных транспортных средств, техническое

состояние которых не отвечает установленным требованиям);

- санитарно-эпидемиологического характера (например, прекращение

разработки, постановки на производство, производства и применения

(использования) промышленной и иной продукции из-за нарушения

санитарных правил);

- финансово-кредитного характера (например, изъятие (взимание) в

доход бюджета сумм, полученных предпринимателями, учреждениями и

организациями путем нарушения финансовой дисциплины).

Контроль за соблюдением законности при применении мер

административного пресечения уполномоченными органами осуществляют общие,

арбитражные и Конституционный Суд Российской Федерации, прокуратура.

Конституционный Суд Российской Федерации полномочен проверить

конституционность закона и иных актов, в силу которого применена или должна

быть применена мера административного пресечения, обжалованная в

установленном законом порядке. Акты или их отдельные положения, признанные

неконституционными, утрачивают свою силу, а решения судов или иных органов,

основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению

и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Значительную роль по обеспечению законности в деятельности органов,

применяющих меры пресечения, играют суды общей юрисдикции. В соответствии с

гражданско-процессуальным законодательством в ходе производства по делам,

возникающих из административных правовых отношений среди общего объема дел,

предназначенных для рассмотрения, рассматриваются в том числе и дела по

жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и

должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

Судебный контроль за действиями органов, управомоченных применять

меры административного пресечения, осуществляют и арбитражные суды,

содержание деятельности, которых состоит в проверке ими при разрешении

экономических споров, вытекающих из административных правоотношений,

соответствие правоприменительных актов и действий органов исполнительной

власти и их должностных лиц требованиям законности и принятие мер по

устранению обнаруженных нарушений действующего законодательства.

Единственным ведомством в системе государственной власти,

осуществляющим надзор за исполнением все действующих в Российской Федерации

законов от имени государства, является прокуратура. Прокурорский надзор

распространяется на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом

смысле универсальным. Это объясняется и тем, что в связи с недостаточным

законодательным урегулированием вопросов о применении тех или иных видов

административного пресечения, а также порядка их обжалования, прокуратура,

выступая как средство обеспечения законности в действиях органов,

управомоченных применять меры административного пресечения, рассматривает

большинство жалоб на неправомерное применение мер административного

пресечения, которые могли бы быть рассмотрены и в судебном порядке.

Литература

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях. Вена. 18 апреля 1961 //

Справочно-правовая система Гарант.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.