Административное пресечение (понятие и виды мер пресечения)
должностные лица, которые вправе применять такую меру принуждения. И хотя
изъятие спирта и алкогольной продукции производится давно, правовые нормы
не устанавливают, каким документом должно оформляться изъятие, и ряд других
правил осуществления изъятия.
Подобное невнимание к регламентации процедуры применения
рассматриваемой меры административного принуждения создает условия для
неправильного использования субъектами административной власти таких
полномочий. Чрезмерно широкое применение способна повлечь и статья 3 Указа
Президента Российской Федерации от 10 июля 1996 года «О неотложных мерах по
укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в г. Москве и
Московской области»[62]. В ней сказано: «Разрешить до внесения
соответствующих изменений в федеральное законодательство органам внутренних
дел г. Москвы и Московской области, федеральным органам налоговой полиции,
таможенным органам Российской Федерации и органам налоговой службы
Российской Федерации при обнаружении бесхозного имущества, в том числе
денежных средств в рублях и иностранной валюте, не учтенного в
бухгалтерских документах юридических лиц, производить его изъятие с
последующей передачей в соответствии с федеральным законодательством в
собственность государства». Однако нужно заметить, что не в каждом случае
необходимо признавать правомерным такое изъятие, так как нельзя считать
бесхозными денежные средства лишь потому, что они не учтены в бухгалтерских
документах юридических лиц.
Кроме названных существуют и иные разновидности внутреннего
превентивного изъятия, например, кратковременное изъятие определенных
предметов у лиц, помещаемых в медвытрезвители, задержанных, арестованных.
Хотя правовые нормы ничего не говорят об этом, работники милиции вынуждены
изымать открытые бутылки с алкогольными напитками у лиц, которые распивают
их в общественных местах. Изъятие имущества производят таможенники,
судебные приставы-исполнители и многие другие должностные лица.
2.3 Меры пресечения технического характера
Рассматриваемые меры направлены на обеспечение личной и общественной
безопасности, на пресечение повышенной опасности (например, транспортных
средств), на приостановление работы предприятий, учреждений и организаций с
нарушением технических норм и правил, которые угрожают здоровью людей,
личной и общественной безопасности. Эти меры многочисленны, к ним,
например, относятся:
- приостановление эксплуатации автомототранспортных и иных
транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает
установленным требованиям;
- приостановление работы предприятий и иных производственных
объектов в связи с нарушением правил техники безопасности или
правил пожарной безопасности;
- запрещение или ограничение производства ремонтно-строительных
работ на дорогах, улицах и других строительных объектах, если они
ведутся с нарушением технических правил и других требований по
обеспечению общественной безопасности.
В соответствии с Законом РСФСР «О милиции» и другими нормативными
актами сотрудники милиции, преимущественно Государственной инспекции
безопасности дорожного движения, имеют право отстранять от управления
водителей или иных лиц, управляющих транспортным средством, а транспортное
средство задерживать до устранения причины задержания. Такими же
полномочиями обладают сотрудники Государственной инспекции по маломерным
судам.
Данная мера пресечения одновременно может быть отнесена как к мерам
пресечения технического характера, так как данные меры направлены на
пресечение эксплуатации источников повышенной опасности (транспортного
средства), так и к мерам, непосредственно применяемым к нарушителю, если
вопрос об отстранении от управления транспортным средством ставится в
зависимости от состояния, в котором находится управляющий транспортным
средством, то есть ставится вопрос о необходимости освидетельствования на
состояние опьянения.
Под отстранением от управления транспортным средством следует
понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное
средство может быть приведено в движение. Отстранение от управления
выражается в изъятии ключа от замка зажигания, в освобождении лицом места
водителя (судоводителя) в кабине транспортного средства и т.п.
Задержание транспортного средства – это запрещение эксплуатации с
помещением его на специально охраняемую стоянку, определенную органами
местного самоуправления, а маломерных судов – на базу (сооружение) для их
стоянок. При отсутствии таких стоянок транспортное средство (исключая
маломерные суда) может быть доставлено и сдано по акту в дежурную часть
строевого подразделения ГИБДД, органа внутренних дел или на площадку у
стационарного поста милиции. Если нарушение связано с управлением
транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого
управления или тягово-сцепного устройства (в составе автопоезда), его
эксплуатация может быть запрещена со снятием государственного
регистрационного знака. Сотрудник, принявший решение о запрещении
эксплуатации транспортного средства, составляет протокол задержания и
приобщает его к протоколу о нарушении правил движения. В отношении
транспортного средства принимаются меры по его сохранности.
Основаниями для отстранения от управления транспортными средствами
водителей (судоводителей) и задержания транспортного средства, являются
факты управления им:
1) лицом, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что
оно находится в состоянии опьянения;
2) лицом, не имеющим удостоверения на право управления транспортным
средством соответствующей категории (вида) или лишенным такого права;
3) лицом, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами
дорожного движения[63];
4) при наличии неисправностей рулевого управления, тормозной системы или
тягово-сцепного устройства (в составе автопоездов);
5) при отсутствии отметки о регистрации транспортного средства в
подразделениях ГИБДД, государственных регистрационных знаков или при
наличии таких подложных знаков[64].
Водители (судоводители) – участники дорожно-транспортных и водных
происшествий, в результате которых имеются пострадавшие и причинен
значительный материальный ущерб, подлежат обязательному направлению на
освидетельствование на состояние опьянения. Освидетельствование
производится в медицинских учреждениях, а также с использованием в
установленном порядке технических средств.
При подтверждении факта нахождения водителя (судоводителя) в
состоянии опьянения составляется протокол об административном
правонарушении, а виновные привлекаются к административной ответственности.
За уклонение водителей (судоводителей) и иных лиц от прохождения в
соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние
опьянения наступает ответственность, предусмотренная статьей 165 КоАП
РСФСР. В этом случае составляется протокол о нарушении, в котором
указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от
освидетельствования.
Меры пресечения технического характера применяют контрольно-надзорные
и другие органы исполнительной власти (Госгортехнадзор, Госатомнадзор,
ГИБДД, Госпожарнадзор и другие органы и службы) и должностные лица.
2.4 Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера
Данные меры направлены на пресечение нарушений санитарного
законодательства, на обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия, то есть такого состояния общественного здоровья и среды
обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее
факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для
жизнедеятельности.
К мерам санитарно-эпидемиологического характера, которые применяются
органами и должностными лицами Госкомэпидемнадзора России, относятся:
приостановление до проведения необходимых мероприятий устранения имеющихся
нарушений санитарных правил, а в случаях невозможности их соблюдения –
прекращение:
- работы по проектированию и строительству, а также введения в
эксплуатацию законченных строительством, реконструированных
объектов и их пусковых комплексов;
- эксплуатации действующих предприятий, организаций, отельных
производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений,
оборудования, транспортных средств, а также выполнения отдельных
видов работ и производственной деятельности;
- разработки, постановки на производство, производства и применения
(использования) промышленной и иной продукции;
- производства, хранения, транспортировки и реализации
продовольственного сырья и пищевых продуктов, использования воды
(водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-
оздоровительных целей.
К рассматриваемым мерам пресечения относятся упомянутые ранее:
временное отстранение от работы граждан, являющихся носителями возбудителей
инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения:
обязательная госпитализация и изоляция (карантин) инфекционных больных и
граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность
для окружающих.
2.5 Меры пресечения финансово-кредитного характера
Данные меры применяются в целях пресечения правонарушений в области
финансов и кредита, обеспечения финансовой дисциплины. Мерами пресечения
являются:
- изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных
предпринимателями, учреждениями и организациями путем нарушения
финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации
нестандартной продукции и др. Решения об изъятии принимаются
органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за
хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций;
- приостановление финансирования (кредитования) работ по
проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельностью
предприятий, организаций и физических лиц в случае невыполнения
ими санитарных правил, постановлений органов и учреждений
Госкомсанэпидемнадзора России о приостановлении или прекращении
этой деятельности. Эту меру пресечения применяют органы
Госкомсанэпидемнадзора;
- приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам
и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в
случаях непредставления (или отказа предоставить) государственным
налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов,
балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с
исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в
бюджет. Приостановление этих операций по расчетам и счетам
производится государственными налоговыми инспекциями. Правом
приостановления указанных операций обладают также федеральные
органы налоговой полиции в случае непредставления документов,
связанных с исчислением и уплатой налогов.
Государственные налоговые инспекции и федеральные органы налоговой
полиции имеют право требовать от руководителей и других должностных лиц
предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,
физических лиц устранения нарушений законодательства о налогах и других
обязательных платежах в бюджет и контролировать выполнение этих требований.
Заключение
Правовое исследование о применении мер административного пресечения
уполномоченными органами позволяет сделать следующие основные выводы.
В силу того, что административно-правовое принуждение представляет
собой предмет постоянной правовой дискуссии, основанной на многообразии
трактовок, следует прийти к выводу о необходимости различать
административно-правовое принуждение как способ защиты правопорядка – с
одной стороны, и меры административного принуждения – с другой, так как эти
два понятия соотносятся как содержание и форма. Внешнее проявление
административного принуждения и есть та или иная административно-
принудительная мера, одной из которых и является административно-правовое
пресечение. Посредством правового регулирования отдельных мер принуждения
происходит регламентация оснований, порядка и содержания правового
воздействия.
Проанализировав нормативные акты, содержащие меры административного
пресечения и сопоставив различные точки зрения по поводу особенностей,
присущих мерам административного пресечения, на мой взгляд, под последними
следует понимать регулируемые нормами административного права юридические
средства и способы принудительного воздействия, имеющие целью
незамедлительное прекращение реально и открыто существующей противоправной
ситуации на месте ее обнаружения путем прямого вмешательства субъекта
административной власти, наделенного специальными полномочиями, в
деятельность правонарушителя, а также применяемые в целях создания
возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической
ответственности.
Вследствие учёта целей, характера и объекта воздействия, можно
подразделить данные меры пресечения на:
- применяемые к нарушителю (например, непосредственное применение
физической силы, специальных средств и оружия; задержание и
доставление);
- имущественного характера (например, изъятие имущества, создающего
угрозу безопасности, и у незаконного владельца);
- технического характера (например, приостановление эксплуатации
автомототранспортных и иных транспортных средств, техническое
состояние которых не отвечает установленным требованиям);
- санитарно-эпидемиологического характера (например, прекращение
разработки, постановки на производство, производства и применения
(использования) промышленной и иной продукции из-за нарушения
санитарных правил);
- финансово-кредитного характера (например, изъятие (взимание) в
доход бюджета сумм, полученных предпринимателями, учреждениями и
организациями путем нарушения финансовой дисциплины).
Контроль за соблюдением законности при применении мер
административного пресечения уполномоченными органами осуществляют общие,
арбитражные и Конституционный Суд Российской Федерации, прокуратура.
Конституционный Суд Российской Федерации полномочен проверить
конституционность закона и иных актов, в силу которого применена или должна
быть применена мера административного пресечения, обжалованная в
установленном законом порядке. Акты или их отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивают свою силу, а решения судов или иных органов,
основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению
и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Значительную роль по обеспечению законности в деятельности органов,
применяющих меры пресечения, играют суды общей юрисдикции. В соответствии с
гражданско-процессуальным законодательством в ходе производства по делам,
возникающих из административных правовых отношений среди общего объема дел,
предназначенных для рассмотрения, рассматриваются в том числе и дела по
жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и
должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.
Судебный контроль за действиями органов, управомоченных применять
меры административного пресечения, осуществляют и арбитражные суды,
содержание деятельности, которых состоит в проверке ими при разрешении
экономических споров, вытекающих из административных правоотношений,
соответствие правоприменительных актов и действий органов исполнительной
власти и их должностных лиц требованиям законности и принятие мер по
устранению обнаруженных нарушений действующего законодательства.
Единственным ведомством в системе государственной власти,
осуществляющим надзор за исполнением все действующих в Российской Федерации
законов от имени государства, является прокуратура. Прокурорский надзор
распространяется на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом
смысле универсальным. Это объясняется и тем, что в связи с недостаточным
законодательным урегулированием вопросов о применении тех или иных видов
административного пресечения, а также порядка их обжалования, прокуратура,
выступая как средство обеспечения законности в действиях органов,
управомоченных применять меры административного пресечения, рассматривает
большинство жалоб на неправомерное применение мер административного
пресечения, которые могли бы быть рассмотрены и в судебном порядке.
Литература
1. Венская конвенция о дипломатических сношениях. Вена. 18 апреля 1961 //
Справочно-правовая система Гарант.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|