рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административное пресечение (понятие и виды мер пресечения)

изолировать лицо, действия которого не содержат признаков

преступления…, но создают угрозу безопасности судна или

находящихся на нем людей и имущества»[51];

- задержание нарушителей гражданского часа.

Лица, находящиеся на улицах и в других общественных местах в

состоянии сильного опьянения, задерживаются и помещаются в медицинские

вытрезвители при органах внутренних дел. Сильным считается такое опьянение,

при котором лицо представляет опасность для себя (может стать объектом

преступного посягательства или несчастного случая) и для окружающих (может

совершить преступление или иное правонарушение). Такое состояние наступает

при средней и тяжелой степени алкогольного опьянения.

Несовершеннолетние, задержанные в состоянии опьянения, доставляются,

как правило, домой, а при тяжелом алкогольном опьянении – в лечебные

учреждения. Помещение их в медвытрезвители допускается в лишь

исключительных случаях, когда невозможно установить их личность, место

жительства и передать родителям либо представителям учреждений, отвечающих

за их воспитание и содержание. Все доставленные в вытрезвитель немедленно

осматриваются медицинскими работниками. Они решают вопрос о проведении

лечебно-профилактических мероприятий, а при необходимости – и о санитарной

обработке.

Процессуальное задержание преследует двойную цель: предотвратить

наступление вредных последствий и уклонение виновного от ответственности.

Оно применяется в связи с административными правонарушениями и регулируется

КоАП РСФСР.

Процессуальное административное задержание может быть произведено,

если помимо общей предпосылки – совершение административного

правонарушения, - имеется одно из следующих дополнительных условий:

1) наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные

действия будут продолжаться, что правонарушитель может причинить ущерб

общественным интересам, другим гражданам, себе;

2) отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы

непосредственно на месте, например, личность виновного не установлена,

нужно провести медицинское обследование, отказ уплатить штраф на месте

или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если

отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о

нарушителе.

В отличие от превентивного процессуальное задержание может быть

осуществлено, даже если нет угрозы совершения новых правонарушений.

По основаниям и срокам можно различать процессуальное задержание на

общих основаниях и его специальные виды. Специальное задержание может

проводиться только в случае совершения лицом определенного, прямо

указанного в законе проступка.

Лиц, задержанных на общих основаниях, можно содержать под стражей не

более трех часов. В связи с задержанием составляется протокол, по просьбе

задержанного о месте его нахождения уведомляются его родственники[52].

Таким образом, превентивное и процессуальное административное

задержание различаются по:

1) нормативному основанию;

2) целям;

3) фактическим основаниям применения;

4) правовым последствиям;

5) кругу задерживаемых лиц.

Также хотелось бы отметить, что на все случаи административного

задержания распространяется действие часть 2 статьи 22 Конституции

Российской Федерации: «До судебного решения лицо не может быть подвергнуто

задержанию на срок более 48 часов».

На основании статьи 56 Конституции Российской Федерации и в

соответствии с Законом РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991

года[53] должностные лица государственных органов, ответственных за

осуществление мер чрезвычайного положения, включая комендантский час,

задерживают в административном порядке нарушителей режима чрезвычайного

положения и могут содержать их до выяснения обстоятельств правонарушения в

органах охраны правопорядка, но не более, чем на двое суток.

Принудительное лечение. Каждый гражданин имеет право на медицинскую

помощь. Но при определенных, представляющих угрозу для окружающих

заболеваниях человек не только имеет право, но и обязан лечиться.

Принудительное лечение является мерой административно-правового

принуждения, ибо государственные, муниципальные организации вынуждены

прибегать к нему именно потому, что гражданин не выполняет возложенных на

него соответствующими правовыми актами обязанностей и законных требований

компетентных органов. Особенностью этой меры пресечения является то, что

она применяется в интересах общества и самого больного, является средством

защиты общественной безопасности, общественного порядка, здоровья

нарушителя.

2.2 Меры пресечения имущественного характера

Эти меры применяются в целях пресечения правонарушения, связанного с

незаконным владением, ненадлежащим использованием и хранением имущества,

предметов, вещей, а также в целях возмещения вреда, причиненного

проступком.

К мерам пресечения данного вида, например, относятся:

- выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших

жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом;

- снос самовольно возведенной постройки;

- изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного

владельца.

Выселение в административном порядке с санкции прокурора лиц,

самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих

обвалом. Дело о выселении возбуждается по заявлению органа, в ведении

которого находится жилое помещение, жилой дом. С заявлением о выселении

может обратиться также заинтересованный гражданин. Дело о выселении в

административном порядке вправе по собственной инициативе возбудить

прокурор.

Постановление прокурора о выселении в административном порядке

подлежит принудительному исполнению по истечению семи дней со дня его

вручения гражданам, выселяемым из жилого помещения. В случаях, не терпящих

отлагательства, постановление исполняется немедленно.

Принудительное исполнение постановления о выселении в

административном порядке производится судебным исполнителем районного

(городского) суда по месту нахождения дома, из которого осуществляется

выселение, по правилам, установленным гражданским процессуальным

законодательством.

В случае отказа выселяемых лиц допустить судебного исполнителя в

занимаемое помещение, совершения действий, препятствующих исполнению

постановления о выселении в административном порядке, выселение

производится при содействии милиции.

Лица, выселенные из самоуправно занятых жилых помещений, возмещают

фактические расходы, связанные с выселением. Выселение лиц из домов (жилых

помещений), грозящих обвалом, производится за счет соответствующих жилых

организаций органов местного (муниципального) самоуправления.

Снос самовольно возведенной постройки. Самовольной постройкой

согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является

жилой дом, другое строение, сооружение или другое недвижимое имущество,

созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке,

установленном законом и иными правовыми актами, либо созданные без

получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением

градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка (дом,

гараж, сарай и т.д.) подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его

счет. Вначале орган местного самоуправления обязывает лицо, самовольно

возведшее строение, добровольно своими силами снести строение и привести

земельный участок, на котором оно было воздвигнуто, в надлежащий порядок.

Если это предписание органа не будет выполнено в установленный срок, глава

администрации местного органа самоуправления дает распоряжение

соответствующей муниципальной службе о сносе строения силами этой службы. В

этом случае расходы, связанные со сносом постройки, взыскиваются в судебном

порядке с виновного.

Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного

владельца. Во многих законах и иных правовых актах говорится о такой мере

принуждения, как изъятие имущества. К сожалению, легального определения

этого понятия нет. Представляется, что «под изъятием имущества следует

понимать его принудительное отчуждение (отобрание) компетентными субъектами

публичной власти у владельца»[54].

Изъятие, в отличие от хищения, - это мера, применяемая на основе

правовых норм в связи с неправомерными действиями. Фактическое содержание

этой принудительной меры состоит в том, что имущества у владельца физически

отбирается, оно перемещается, и лицо лишается возможности им владеть,

пользоваться.

Существуют разнообразные виды изъятия. Для того, чтобы лучше

разобраться в этом множестве необходимо использовать 3 критерия:

возмездность, время, право собственности.

Возмездное, постоянное (на неограниченное время) изъятие имущества у

собственника регулируется статьей 28 КоАП РСФСР и 242 ГК РФ (реквизиция). В

случае того изъятия собственнику возмещается стоимость имущества.

Безвозмездное временное изъятие у владельца или собственника

используется как средство обеспечения производства по административным и

уголовным делам (мера процессуального обеспечения). Имущество в таких

случаях изымается у собственника, у законного или незаконного владельца до

принятия постановления или приговора по делу, которыми определяется

правовое положение вещей. Безвозмездное временное изъятие может быть

завершено возвращением вещей и без вынесения постановления или приговора по

делу.

Безвозмездное постоянное изъятие имущества допускается как у

законного, так и у незаконного владельца. Здесь возможны разные варианты:

- конфискация – безвозмездное отчуждение имущества в постоянную

собственность государства как санкция за правонарушение;

- безвозмездное изъятие имущества у незаконного владельца;

- безвозмездное изъятие имущества у законного владельца, который

нарушает действующие правила его содержания, пересылки, перевозки

и тем самым создает угрозу безопасности.

Изъятие является мерой административного пресечения, если оно

производиться субъектом административной власти для:

- процессуального обеспечения;

- прекращения незаконного владения;

- устранения угрозы безопасности;

- прекращения иного правонарушения.

Эти разновидности изъятия имущества регулируются нормами

административного права.

Изъятие в ходе производства по делу об административном

правонарушении на основании статьи 244 КоАП РСФСР является обеспечительной,

несамостоятельной мерой административного пресечения. В других случаях,

административное изъятие – самостоятельная мера административного

пресечения, которая должна применяться независимо от того, привлекается ли

гражданин к ответственности.

Имущество может стать объектом, представляющим опасность для граждан,

общества по самым разным причинам: из-за того, что оно не ремонтировалось,

повреждено, используется, перевозится, пересылается с нарушением

действующих правил, из-за того, что оно заражено, подвергнуто

радиоактивному, химическому воздействию и т.д.

Так, статья 19 Закона Российской Федерации «О ветеринарии»[55]

устанавливает, что при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по

решению главного государственного ветеринарного инспектора могут быть

отчуждены животные и изъяты продукты животноводства.

Статья 50 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных

Правительством Российской Федерации 26 сентября 1997 года[56], содержит

перечень предметов, животных, запрещенных к пересылке во внутренних

почтовых отправлениях, в статье 51 Правил сказано: «Обнаруженные в почтовых

отправлениях запрещенных к пересылке предметы изымаются организациями

(объектами) почтовой связи в месте обнаружения. В случае обнаружения

оружия, боеприпасов, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих

радиоактивных, взрывчатых, ядовитых, едких, легковоспламеняющихся и других

опасных веществ, указанные предметы и вещества изымаются сотрудниками

органов внутренних дел. Уничтожение этих предметов и веществ проводится в

установленном порядке соответствующими организациями. Обнаруженные в

почтовых отправлениях ядовитые животные и растения передаются по

принадлежности в ветеринарные органы и органы фитосанитарного контроля.

Иностранная валюта, изъятая из почтовых отправлений, передается по акту

организациями (объектами) почтовой связи в территориальные учреждения

Центрального банка Российской Федерации с одновременным уведомлением

территориальных органов внутренних дел об изъятии валюты. Валюта Российской

Федерации возвращается отправителю или досылается адресату почтовым

переводом, при этом из обнаруженной суммы взыскиваются средства в размере

установленного тарифа за пересылку. Об изъятии или уничтожении предметов,

запрещенных к пересылке, организации (объекты) почтовой связи в

десятидневный срок сообщают в письменной форме отправителю или адресату

почтового отправителя, за исключением случаев, когда по факту обнаружения

указанных предметов органами внутренних дел принимается решение о

проведении оперативно-розыскных мероприятий».

Конечно, валюта сама по себе опасностей для общества не вызывает, он

ее незаконная пересылка наносит материальный ущерб.

Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений»

предусмотрено, что при выявлении нарушений метрологических правил,

государственный инспектор имеет право запрещать применение и выпуск средств

измерений неутвержденных типов или несоответствующих утвержденному типу, а

также непроверенных, и при необходимости изымать средство измерений из

эксплуатации»[57].

Из приведенных выше примеров видно, что административное изъятие

имущества, которое создает угрозу безопасности, может производиться на

возмездной основе, но чаще проводится безвозмездно.

Незаконное владение может быть добросовестным и добросовестным,

невиновным. Но соответствующие предметы все равно должны быть изъяты.

Например, оружие может быть изъято в случаях: отсутствие лицензий на его

производство, приобретение, торговля им, а также разрешение на хранение,

аннулирование указанных лицензий, разрешений, смерти собственника

гражданского оружия до решения вопроса о наследовании, смерти гражданина,

имевшего на законном основании боевое или служебное оружие[58]. Изъятие

производиться органами внутренних дел.

Лесной кодекс Российской Федерации[59] наделил государственную лесную

охрану полномочиями изымать у граждан и должностных лиц в соответствующих

случаях добытые лесные ресурсы, орудия их добывания, а также транспортные

средства и в установленном порядке решать вопросы о дальнейшей их

принадлежности.

Статья 59 Федерального закона «О животном мире»[60] гласит:

«Незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них

продукция, а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в

том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или

конфискации». А такие вещи могут быть и у браконьера, и у того, кому вещь

передана, подарена и у их наследников.

Даже если административное, уголовное дело по факту незаконного

владения и пользования предметами, изъятыми из оборота, незаконно добытыми,

не возбуждалось, было прекращено, такое имущество должно изыматься

компетентными субъектами публичной власти в административном порядке.

Наркотические вещества должны изыматься и у невменяемых, и у лиц, не

достигших 16-летнего возраста, то есть и у неделиктоспособных, а также в

случаях прекращения дела в связи с истечением срока давности, амнистии,

смерти виновного.

Алкогольная продукция и этиловый спирт считаются находящимися в

незаконном обороте и подлежат изъятию и конфискации в случаях:

- реализации без соответствующей лицензии, без сертификатов

соответствия, маркировки марками акцизного сбора, забракованной,

произведенной с превышением предельно допустимых концентраций

вредных примесей;

- поставка в упаковке, не соответствующей нормативно-техническим

требованиям;

- закупки этилового спирта организациями, не имеющими квоты на его

закупку и лицензии на изготовление продукции с использованием

этилового спирта;

- розничной продажи этилового спирта.

Правительство Российской Федерации 16 февраля 1999 года приняло

постановление «Об изъятии незаконного оборота и конфискации этилового

спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[61]. Федеральным

министерствам внутренних дел, по налогам и сборам, торговле, Федеральной

службе налоговой полиции и другим заинтересованным федеральным органам

поручено обеспечить изъятие из незаконного оборота названной продукции. К

сожалению, не четко определен круг субъектов таких полномочий, ибо не ясно,

какие федеральные органы можно считать заинтересованными. Не названы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.